МБОУ
Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных
предметов
Конспект
урока истории в 7 классе
по
теме «Реформы Петра I».
Составитель:
Трифанов
Андрей Юрьевич
учитель
истории и обществознания
Череповце,
2014
Предмет: история
Базовый учебник:
Данилов А.А. История России. Конец XVI
– XVIII
века. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.
Косулина. – М.: Просвещение, 2009. – с.240.
Тема: «Реформы
Петра I».
Тип урока: урок «открытия»
новых знаний.
Цели урока:
1. формировать
умение использовать термины в речи: абсолютизм, сенат, коллегии, губерния,
генерал-прокурор, регламент, бюрократия, Синод, бурмистр, ратуша, магистрат;
2. составить
таблицы «Органы центрального управления в допетровскую эпоху», «Реформы
центрального аппарата в эпоху Петра I»,
«Значение петровских преобразований».
Задачи урока:
1.находить в
тексте параграфа дату и содержание реформы органов центрального управления в
допетровскую и петровскую эпохи, перечислять основные реформы органов
центрального управления;
2.делать вывод об
итогах и значении петровских преобразований;
3.представлять и
оценивать результаты своей деятельности;
4.корректировать
результаты своей деятельности.
Условия
обеспечения учебной деятельности:
·
технологическая карта урока «Реформы Петра
I»;
·
учебник истории России 6 класс;
·
учебник истории России 7 класс;
·
текст «Оценка Петровской эпохи»
(приложение №1);
·
рабочие листы к уроку и карточки с
заданиями (приложение № 2);
·
памятка правил работы в группе (приложение
№ 3);
·
оценочные листы (приложение №4);
·
фломастеры, магниты.
Структура
и ход урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.
|
Организационный
|
1.За
несколько минут до звонка раскладывает на столах рабочие листы и карточки с
заданиями;
2.Приветствие;
3.Напоминает
правила работы в группе.
|
1.Капитаны
команд проходят в класс за минуту до звонка;
2.Учащиеся
заходят в класс;
3.Выбирая
соответствующий жетон, присоединяются к одной из групп.
|
Регулятивные
|
2.
|
Актуализация
|
Какую
тему мы проходили на прошлом уроке?
Сообщает,
что по данной теме на следующем уроке будет тестирование.
|
Учащиеся
называют тему прошлого урока.
|
Регулятивные
|
3.
|
Целеполагание
|
Предъявляет
учащимся задание: «Прочитать текст документа и определить, о чем этот
отрывок».
|
1.Примерный
ответ: «Этот отрывок об изменения в российском обществе в эпоху Петра I».
2.Запись
темы урока в тетрадь «Реформы Петра I».
|
Регулятивные
Познавательные
|
4.
|
Постановка проблемы \ мотивация
|
Каким
словом мы можем назвать эти реформы?
Можем
ли мы называть их «великими»? Почему? Можем ли сейчас аргументировать свой
ответ?
|
Примерный
ответ: «Глобальные, значительные, великие и др.»
|
Регулятивные
|
5.
|
Этап выполнения проекта
|
1.Учитель
предлагает познакомиться с текстом учебника о реформах органов центрального
управления в допетровскую и петровскую эпохи и значениях петровских
преобразований и заполнить рабочие листы.
2.Учитель
контролирует работу групп, при необходимости оказывает помощь.
|
1.Капитаны
команд распределяют роли среди членов группы, раздают группе карточки с
заданиями;
2.Члены
группы заполняют рабочие листы;
3.После
выполнения пункта 2, учащиеся обмениваются рабочими листами и переписывают
содержание рабочих листов в тетрадь по истории.
|
Коммуникативные
Познавательные
|
6.
|
Выступление групп \ проверка работы
групп
|
1.Учитель
слушает выступление капитана одной из групп;
2.Учитель
предлагает другим группам сопоставить свои результаты с представленным результатом
у доски.
|
1.Капитан
одной из групп выходит к доске и представляет результаты деятельности,
прикрепляет рабочие листы к доске;
2.Учащиеся
слушают выступления группы;
3.Остальные
группы дополняют ответ первой группы, прикрепляют свои рабочие листы к доске.
|
Коммуникативные
Регулятивные
|
7.
|
Оценка деятельности групп
|
Учитель
предлагает в ходе выступления групп заполнить оценочные листы.
|
1.Остальные
группы в ходе выступления первой группы заполняют оценочные листы.
(приложение №4);
2.После
заполнения оценочных листов, капитаны команд собирают их и сдают учителю.
|
Регулятивные
|
8.
|
Применение способа в ситуации, связанной
с жизнью
|
Какие
из перечисленных реформ Петра существовали на протяжении длительного времени
или сохранились до наших дней?
|
Примерные
ответы:
1.флот
2.церковь
отделена от государства
3.Правительствующий
Сенат
4.Святейщих
Синод
5.Другие
варианты.
|
Познавательные
|
9.
|
Рефлексия результатов урока
|
Почему
реформы Петра можно назвать «великими»? Аргументируйте свой ответ.
|
Примерный
ответ учащихся: «Реформы Петра Великого изменили все стороны жизни общества,
заложили основы будущего российского общества».
|
Регулятивные
|
10.
|
Домашнее задание
|
Представляет
домашнее задание.
|
Запись
домашнего задания в дневники.
|
|
Приложение
№1
«Мы просыпаемся.
Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Первый велел считать месяц ы от
Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII
века год начинали с церковного новолетия – 1 сентября, а летоисчисление вели от
сотворения мира). Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром
Первым, мундир – по его форме. Сукно жена с овец, которых развел он. Попадается
на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал
буквы. Вы начинаете читать её – этот язык при Петре Первом сделался письменным,
литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Первый их
начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до
сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом».
(историк
XIX
века, М.Н. Погодин)
Приложение
№ 2
Рабочий
лист
Фамилия
ответственного _________________________________
Задание:
выбрать из текста учебника (§ 15 с.115-116 и 118 «Церковная реформа») материал
для составления систематической таблицы «Реформы Петра I:
органы власти центрального управления».
Дата
реформы
|
Содержание
реформы
|
|
|
Рабочий
лист
Фамилия
ответственного _________________________________
Задание:
выбрать из текста учебника (§ 15 с.120) материал для составления
систематической таблицы «Значение петровских преобразований».
Значение
петровских преобразований
|
Для
государства
|
|
Для
безопасности страны
|
|
Рабочий
лист
Фамилия
ответственного _________________________________
Задание:
выбрать из текста учебника (§ 15 с.120) материал для составления
систематической таблицы «Значение петровских преобразований».
Значение
петровских преобразований
|
Для
народа
|
|
Для
положения России в Европе
|
|
Рабочий
лист
Фамилия
ответственного _________________________________
Задание:
выбрать из текста учебника (в учебнике Т.В. Черникова с.201-202) материал для
составления систематической таблицы «Россия до петровских преобразований:
органы власти центрального и местного управления».
Дата
реформы
|
Содержание
реформы
|
|
|
Приложение
№ 3
1. Будь
доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко
высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей
слушать других.
4. Если
не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми
фразами.
5. Если
ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.
6. Не
смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же
положении.
7. Не
разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от
темы урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.