Тема: Разряды имен
прилагательных.
Цель: сформировать
первоначальное представление о разрядах прилагательных и об
отличительных признаках каждого разряда, развивать мышление, отрабатывать
навыки формирования собственного мнения, воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу.
Тип урока: изучение нового
материала.
Метод: частично-поисковый
Ход урока.
I Орг.
момент.
- Здравствуйте,
ребята. Повернитесь к гостям и подарите всем присутствующим свои милые и добрые
улыбки. Сядьте удобнее, мы начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке мы
будем говорить о делении имен прилагательных на разряды, будем учиться
определять эти разряды.
Откройте тетради,
запишите число и тему урока, которая записана на доске.
II Актуализация
знаний.
- За годы учебы вы
много узнали о русском языке, о его богатстве.
Вспомните,
пожалуйста, какую роль играют прилагательные в нашей речи? (выделяют предмет из
множества одинаковых, описывают его, делают роль точной, образной,
выразительной).
- Послушайте, как
говорит о красоте Кокшетау казахский поэт Ильяс Джансугуров.
Лес
застыл в истоме, тих зеленый бор,
Как
глаза красавицы – синева озер.
К
слонам сочная трава, поднимаясь, льнет.
Будто
бы ковер зеленый кто-то долго ткет.
Белосахарный
слетает на вершины дождь,
Между
скалами струится родниковый мед.
Кокшетау
красотой просто несравним,
Девственность
его лесов, рек аквамарин,
Бархат
гор и оторочка склонов из бобра
Холм
любой цветами брызжет гордо, как павлин.
- Что можно сказать
об отношении автора к городу? Автор любит город. А вы любите свое родное село?
Опишите его при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. (Дети
записывают в тетрадь имена прилагательные)
- Давайте послушаем,
что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом,
стараясь не повторять уже прозвучавших признаков (Каждый ученик называет одно
прилагательное, из записанных в тетради).
- Вот и вы показали
любовь к своему родному селу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он
ее любит.
III Изучение
новой темы
Итак, ребята, мы
знаем, что каждое слово в языке относится к одной из частей речи. По каким
признакам вы отличаете имя прилагательное от других частей речи? (дети
рассказывают правило о прилагательном)
- Свойства, которые
вы назвали, общие для всех прилагательных. Но есть другие признаки, по которым
одни прилагательные отличаются от других. Поэтому все прилагательные делят на
три большие группы – три разряда. Как называются эти разряды нам нужно с вами
разобраться.
- Назовите как можно
больше прилагательных, которые могут относиться к слову ручка. (Учащиеся
называют прилагательные и вслед за учителем, делающим запись на доске,
записывают их в три столбика). Если никто не называет притяжательные
прилагательные, учитель помогает наводящим вопросам: “Можно ли с помощью
прилагательного сказать, что этой ручкой пользуется Маша?”
На
доске получается примерно такая запись.
Гладкая пластмассовая папина
Холодная китайская Машина
Плохая вчерашняя
Маленькая
Красная
- Какой столбик
заметно отличается от других? По каким признакам? (в третьем столбике
прилагательные отвечают на вопросы чей? чья?)
Это притяжательные
прилагательные, они обозначают принадлежность и имеют особые окончания.
- Между словами 1-го
и 2-го столбиков нет таких ярких различий. Подумайте, сочетаются эти
прилагательные с наречием очень?
- Можно подобрать антоним?
– а антоним с не - ? имеют краткую форму?
Все это можно
проделать только с прилагательными 1ой групп, это качественные прилагательные,
они называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине,
по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам и т.
д.
Прилагательные
второго столбика обозначает материал, из которого сделан предмет, указывают на
признак предмета по месту, времени, по назначению и т. д .
Их можно заменить
существительным (деревянный дом – дом из дерева)
IV Закрепление.
1.
Упр. 352 у доски.
2.
Работа с карточками.
-Определите разряд прилагательных
Заячий хвост,
красивая девочка, умный мальчик, веселые ребята, оловянный солдатик, вчерашний
день, яркое солнце, золотое украшение, кирпичная стена, собачья будка.
3.
Игра “Подарок”
Я буду показывать
предмет (ручка, тетрадь, карандаш, линейка, резинка), а вы должны описать его,
употребив для этого качественное, относительное и притяжательное прилагательные,
притяжательные прилагательные образуйте от своего имени. (После того, как
ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится).
V Итог урока
(рефлексия)
Подходит
к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое,
на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.
-
А теперь прочитайте то, что вы написали (друг за другом)
-
О чем мы говорили на уроке?
-
Что узнали нового?
Д/з. правило стр. 129, упр. 354
- Оценки за
урок.
А сейчас, ребята,
встаньте, улыбнитесь еще раз гостям, друг другу, мне. Спасибо. Я желаю вам
улыбаться чаще и дарить людям радость. Урок окончен. До свидания.
по которым одни прилагательные отличаются от
других.угих частей речи? речи. тради)за другом, стараясь не повторять уже
прозв
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.