Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Разносклоняемые существительные"

Конспект урока "Разносклоняемые существительные"

Тема урок: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Цель урока:


1.Білімділік: познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять существительное на – мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных;


2. Дамытушылық: развивать логическое и образное мышление, обогощать и развивать речь учащихся;


3. Тәрбиелік: воспитывать доброжелательность и интерес к урокам русского языка.


Тип урока: изучение нового материала урок расследования


Әдіс. Метод: исследовательский, проблемного изложения.


Форма урока: урок-расследование.

Ход урока/Сабақтың барысы.


I Орг. момент.


1. Вступительное слово учителя:

Ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Молодцы! Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.

- Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы учащихся). Правильно, и мы с вами будем вести расследование.

- Запись в тетрадь (число и классная работа).

(Тема закрыта карточками от 1 до 10).

- Сегодня перед уроком я получила конверт, давайте посмотрим, что в нем и узнаем тему нашего расследования (достать карточки – лепестки ромашки, на них части разносклоняемых существительных).

- Какие-то части слов, вы понимаете, для чего их нам прислали?

- Чтобы понять, что это такое, нам нужно ответить на вопросы.


II Актуализация знаний.


(по мере ответов на вопросы, на доске открываются карточки ,и открывается тема урока).

Вопросы:

1. Дайте определение имени существительному? (зат есім)

2. Как изменяется существительное? (по числам и падежам)

3. Сколько падежей в русском языке (6), а в казахском языке?(7)

4. На какие вопросы отвечает существительное? А на казахском?

5. Что вы еще знаете о существительных? (собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные)

6. Сколько склонений у существительных?

7. Какие существительные относятся к 1 склонению?

8. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

9.. Какие существительные относятся к 3 склонению?

10. Какую роль выполняют существительные в предложениях?

(На доске открывается запись «Разносклоняемые существительные).


III. Изучение новой темы.


- Итак, тема расследования: «Разносклоняемые существительные»

(запись темы в тетрадь).

- Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (ответы учащихся)

- Правильно, нам нужно узнать, какие существительные относятся к разносклоняемым и особенности их склонения.

- Чтобы узнать какие существительные относятся к разносклоняемым, нужно составить ромашку из лепестков, которые нам прислали.

hello_html_m96e9a3a.png




Цветок - гүл

Имя - есім

Путь - жол

Время - уақыт








1. Вопросы:

Что объединяет эти существительные?

(Все они заканчиваются на – мя)

Но к разносклоняемым существительным относится еще одно слово, это слово «путь»

(открывается стебель)

К какому роду относятся существительные на – мя (средний род), слово «путь» (мужской род).

- Ну что же, пока наше расследование идет успешно.

Вывод: мы узнали, что к разносклоняемым существительным относится 10 существительных среднего рода на – мя и одно существительное мужского рода «путь».


2. Лексическая разминка.

- Ребята, значения каких слов вам не понятно? (бремя, темя, стремя)

- Какой словарь нам поможет узнать значение этих слов? (толковый)

(работа со словарем)


3. Продолжим наше расследование и посмотрим следующий документ.

(На доску или каждому на парту карточку с таблицей «Склонение существительных на – мя).


Падеж

Склонение

Разносклоняемые

2-е

3-е

И.

сторож

мышь

время

путь

Р.

сторожа

мышИ

временИ

путИ

Д.

сторожу

мышИ

временИ

путИ

В.

сторожа

мышь

время

путь

Т.

сторожЕМ

мышью

временЕМ

путЁМ

П.

о стороже

о мышИ

о временИ

о путИ


- Ребята, кто может расшифровать этот документ? (ответы учащихся, обратить внимания на окончания разносклоняемые существительные, сравнить с окончанием существительных 2, 3 склонения).

- Какой вывод можно сделать?


Вывод: в Р. Д., П. п., ед. ч. эти существительные имеют окончания существительные 3 склонения, а в Т. п. принимают окончания существительных 2 склонения.

- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называются разносклоняемые.


Вывод: существительные на – мя любят суффикс -ен, а «семя» и «стремя» во множественном числе – -ян-.


Обобщение: К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных ср. рода на –мя и одно существительное м. р. Путь, при склонении существительные на -мя принимают суффикс -ен, семя, стремя во мн.ч. – -ян.


IV. Закрепление.

1. Просклонять разносклоняемые существительные (перфокарты).

Знамя, пламя, имя, племя, стремя


2. Лексическая задача.

- Раскрыть значение (карточки на парту)

А) До поры до времени – (до определенного срока)

Б) Тянуть время – (медлить)

В) Со времени царя Гороха (давно)

Г) Называть вещи своими именами – говорить правду)

Д) Зародить семена добра – (воспитывать положительные качества)

Е) Без роду и племени – (одинокий или незнатного происхождения человек)


- Известны вам эти выражения, как они называются? (фразеологизмы)

- Какой словарь поможет узнать значение фразеологизмов? (фраз. словарь)

- Есть в этих фразеологизмах разносклоняемые существительные? Назовите.

Вывод: мы узнали, что разносклоняемые существительные употребляются во фразеологизмах.


3. Корректорская правка.

- Исправь ошибки (устно)

А) Время было в обрез (времени)

Б) Сколько время? (времени)

В) Стояли у знамя? (знамени)

Г) У нас нет семенов (семян) моркови?


Семя – нет семян

Время нет времян? (нет времени)


Стремя – нет стремян

Имя нет имян? (имен)


Семя – нет семян

Знамя нет знамян (знамён)


4. Разноуровневые карточки


1 уровень.

Знамени подчеркнутые слова фразеологическим оборотом.

Постепенно морским прибоем разрушало берега.

До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи.

Всю войну казаки проскакали рядом.

Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя.


2 уровень.

- Раскройте скобки, определи падеж, род разносклоняемых существительных.

1) Всякая работа трудна до (время), пока ее не полюбишь.

От худого (семя) не жди доброго (племя)

2) Рядом со (знамя) на тумбочке лежат барабан и горн. Уж утро хладное сияло на (темя) полночных гор.

3 уровень. «Восстанови текст»

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего ________. Задумывался ли ты над вопросом: хватало ли у предков твоих на все дела _______? Ведь нужно было заниматься и посадкой _______, и покачаться в __________ на лихом коне, и не согнуться под _____________ забот. Ты, конечно, можешь сказать, что они были из другого ________________. Но, наверное, все дело в каком- то особом духовном _________________________.












V. Рефлексия.


Ребята, мы успешно провели расследование. Давайте подведем итог нашей работы.

- С каким существительным мы познакомились?

- Какие существительные относятся к разносклоняемым?

- С каким суффиксом дружат разносклоняемые существительные?


Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Надеюсь, что полученные на этом уроке сведения показались вам очень важными, и вы будете помнить их. А чтобы вам было легче запомнить разносклоняемые существительные, я даю вам запоминалку и еще один документ для расследования.



Дом. задание: правило стр.80-81,

ЗАПОМИНАЛКА.

Десять слов с концовкой - мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

Всякий раз, когда склоняешь,

Суффикс – ен – ты прибавляешь.



Конспект урока "Разносклоняемые существительные"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урок:          РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Цель урока:

 

1.Білімділік:познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять существительное на – мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных;

 

2. Дамытушылық:  развивать  логическое и образное  мышление, обогощать и развивать речь учащихся;

 

3. Тәрбиелік:воспитывать доброжелательность и интерес к урокам русского языка.

 

Тип урока:изучение нового материала урок расследования

 

Әдіс. Метод:исследовательский, проблемного изложения.

 

Форма урока: урок-расследование.

                                     

           Ход урока/Сабақтың барысы.

 

I Орг. момент.

 

1. Вступительное слово учителя:

Ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. 

Автор Дегтярева Любовь Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 744
Номер материала 28247
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓