Урок разработала Перевощикова О. Н.,
учитель начальных классов ГБОУ школы
№469
Предмет: русский язык
Тема: Прямая речь.
Цели:
1. Предметные: - познакомить с понятием «прямая
речь»,
-
учить распознавать предложения с прямой речью,
-
познакомить с оформлением таких предложений на письме.
2. Метапредметные: -формировать умение находить сходство и различия у объектов,
-
формировать умение контролировать свои действия,
-развивать
аналитические способности умение производить операции синтеза,
-формировать
умение формулировать тему урока;
-ставить
учебную задачу и удерживать ее;
-строить
высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать
информацию и делать выводы;
-формировать
начала предметной рефлексии;
-формировать
умение работать самостоятельно.
3. Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-формировать внутреннюю позицию
обучающегося,
-формировать мотивацию к учению
и познанию,
-формировать ориентацию на
моральные нормы и на их выполнение.
Тип
урока: ОНЗ.
Формы
организации:
·
традиционные:
беседа, фронтальный опрос, с/р
·
нетрадиционные:
работа в парах, группах.
Оборудование:
·
индивидуальное:
карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной
работы.
·
общеклассное: проектор,
компьютер, презентация со слайдами.
Структура урока.
№ п/п
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1.
|
Мотивация/Словарная
работа
10 мин
|
Слайд 1.
-Объясните
высказывание.
-Зачем
нам урок русского языка? Чему мы будем учиться на этом уроке?
Слайд
2.
Угадайте
слово.
Слайд
4.
Работа
со словарным словом.
1.Проговорите
его, закрыв глаза.
2.
Запишите его в свои словарики.
3. Подберите
однокоренные слова.
4. Подберите
синоним. Запишите
однокоренное слово и слово-синоним в правый столбик.
Только
ли устную речь можно назвать беседой?
В каком
случае письменную речь можно назвать беседой?
О чем
пойдет речь на уроке?
|
Мотивируют
свою деятельность
Проверим
свои предположения.
Слайд
3. Беседа
1.Беседовать,
беседка, собеседник.
2.Разговор,
собеседование.
Когда
разговор беседующих записан на бумаге.
|
-мотивация,
-построение высказываний, понятных
собеседнику,
|
2.
|
Актуализация
7 мин
|
1.Подведение
к теме урока
-Слайд
5.
Чем
отличаются предложения друг от друга? Как
называются такие предложения?
Где
можно уточнить?
2.Постановка
темы, задач урока.
Сформулируйте
тему урока. - слайд 6.
Учебная
задача - ? слайд
7.
|
Фронтально.
Работают с учебником.
Формулируют тему урока, ставят учебную
задачу.
|
-анализ
языкового материала,
-построение высказываний, понятных
собеседнику,
-формулировка
темы,
-постановка
учебной задачи,
-работа
с учебником,
|
3.
|
ОНЗ
15 мин.
|
1.Понятие
«прямая речь».
Слайд
8.
-Прочитайте
предложение на слайде и попробуйте своими словами объяснить, что такое прямая
речь.
Проверьте
себя по учебнику (стр. 52).
2.Распознавание
предложений с прямой речью.
Какое
слово указывает на прямую речь?
Задание:
выпишите слова,
которые помогают распознать прямую речь (карточка 1 – Приложение 1.)
-Какие
ещё слова помогают распознать прямую речь? Дополните запись своими примерами.
3.Знаки
препинания.
Задание.
Проанализируйте
знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с
прямой речью (карточка 2, разрезные карточки – Приложение 2, 3).
Сформулируйте
свои выводы.
Проверьте
свои предположения по учебнику (стр. 53)
|
Высказывают
предположения.
Работают
с учебником.
Работают
по карточке в парах, проверка по эталону – слайд 9.
Работают
в группах по 4 человека, затем у доски обсуждают результат, приходят к
общему заключению.
Основные
схемы предложений с прямой речью вывешиваются на доску в качестве эталона.
Работают
с учебником.
|
-анализ
языкового материала,
-контроль,
самоконтроль,
-сотрудничество,
-работа
с учебником,
-формулировка
выводов,
-логические операции анализа и синтеза,
-работа
с учебником,
|
4.
|
Первичное закрепление во внешней речи
5 мин.
|
Слайд
10.
|
В
парах
|
-построение высказываний, понятных
собеседнику,
-сотрудничество,
|
5.
|
Самостоятельная работа
5 мин.
|
Спишите
предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где
необходимо, употребляйте заглавные буквы (Приложение 4).
|
Выполняют самостоятельно, проверка по
эталону с последующей самооценкой по «шкале успеха»– слайд 11.
|
-контроль, самоконтроль,
-самооценка,
|
6.
|
Рефлексия
3 мин.
|
Выполнена
ли учебная задача?
Слайд
12
Слайд
13.
Что вам
нужно будет сделать при выполнении домашнего задания?
|
Соотносят цель и результат своей
деятельности, ставят перспективные задачи
|
-анализ и самооценка результатов своей
деятельности.
|
|
|
|
|
|
Приложение
1.
Карточка
1 для парной работы.
Выпишите
слова, которые помогают распознать прямую речь.
Мишка
сказал: «Я пойду сегодня в школу».
«Наверное,
он соскучился по товарищам», - подумал я.
«Только
ты предупреди об этом маму», - попросил мой друг.
Я взял
лист бумаги и написал: «Елена Ивановна, ваш сын ушел в школу».
«Спасибо»,
- шепнул Мишка.
«Вот
безобразие! Он же ещё не выздоровел!» - воскликнула мама, прочитав оставленную
на столе записку.
Приложение
2.
Карточка
2 для групповой работы.
Проанализируйте
знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Составьте схемы предложений с
прямой речью с помощью разрезных карточек.
Старший
молвил: «Что за диво, всё так чисто и красиво».
«Я не
сержуся», - тихо молвила она.
Приложение
3.
Разрезные
карточки для групповой работы.
Приложение
4.
Карточка
для самостоятельной работы.
ФИ______________________________________________________
Дата___________________
Самостоятельная
работа.
Спишите
предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания. Где необходимо,
употребляйте заглавные буквы.
Я
подбежал к нему и сказал дяденька, вот вам шляпа
Не надо,
что ты прошептал Мишка
Я
услышал, как мама сказала кому-то в коридоре тайное всегда становится явным
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.