Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока "Прорастание семян"

Конспект урока "Прорастание семян"

Скачать материал

Биология  7  класс

Урок №  29

Тема  урока:  Прорастание  семян

Дидактическая  цель: Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.                                                                                                                                Развивающая  цель: Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их. Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.                                                                                                                  Воспитательная  цель: Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.                                                                                                                 Формы и методы  работы:  беседа,  рассказ,  проблемное  исследование,  работа  с учебником,  самостоятельная  работа.

Оборудование и материалы:   контрольные  листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор,  презентация.

Тип  урока: комбинированный.

ХОД  УРОКА

I.                   Организационный  этап

II.                 Проверка  готовности  класса  к  уроку,  сообщение  темы  урока,  целей  и задач. (  СЛАЙД 1 ).

III.                 Проверка  домашнего  задания.       (  СЛАЙД 2 )                                                                                       1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. ( + )

2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.  ( - )

3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.  ( + )

4. Первым у проростка появляется корешок. ( + )

5. Семядоля – корень  зародыша.  ( - )

6. Снаружи семена покрыты корой. ( - )

7. Через семявход в семя проникает вода. ( + )

8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. ( - )

9. Эндосперм – это образовательная  ткань. ( - )

10. Главная  часть семени – зародыш растения.  ( + )

 

IV.             Актуализация  опорных  знаний и мотивация  учебной  деятельности

V.                Изучение  нового  материала.

УЧИТЕЛЬ: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.  Давайте  вспомним, как  устроено  семя.  ( СЛАЙД  3 )                                                                                            Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся  при  прорастании  семени  молодое  растение  называют  проростком. Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.                                             ( СЛАЙД 4 )

УЧИТЕЛЬ:  Итак,  тема  нашего  урока – прорастание  семян.  Давайте,  ребята,  вместе  попробуем  определить  задачи  нашего урока.  Что  мы  должны  сегодня  выяснить?  Учащиеся  выдвигают  гипотезы и главная  из  них – какие  условия  необходимы  для  прорастания  семян.   ( СЛАЙД 5 )

Сегодня  нам  предстоит  заполнить  схемы

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

УЧИТЕЛЬ:  Не  все  семена  могут  прорасти  даже  в  благоприятных  условиях. Как  вы  думаете,  почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

- Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.  ( СЛАЙД  6 )

ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды

 Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет 2 группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.  ( СЛАЙД 7 )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дышат  и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет  3 группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали   корешки, а  семена в  холодильнике  лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. СЛАЙД 8 ), (  СЛАЙД  9 )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.

Отчет  5  группы.  Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

  Проращивали  семена  дыни  с одной  семядолей  и  с двумя  семядолями. Семена,  имеющие  две  семядоли  прорасли  быстрее,  а те,  что с одной  или не прорасли или  прорасли  плохо. ( СЛАЙД 10 ),  ( СЛАЙД  11 ).

ВЫВОД:  размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Отчет  6  группы. Влияние глубины заделки семян в почву.                                                                                    При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Одни  семена  посадили  на  глубину  2 см  от поверхности  почвы,  а другие  глубже. Те  семена,  которые  были посажены  ближе к поверхности почвы  прорасли  быстрее. (СЛАЙД 12 ),   ( СЛАЙД  13 ).

ВЫВОД: При посадке семян необходимо учитывать  глубину  посадки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ

Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Влияние света на прорастание семян.

 Некоторым  семенам  для  прорастания  нужен  свет.  Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст  всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.                                                                                                                                            Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.     Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

 Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

  1. Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.
  2. Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Работа  с учебником.  СТР. 137 Какие  типы  прорастания  семян  существуют?

Различают  надземное  и подземное  прорастание  семян.

http://festival.1september.ru/articles/580935/img1.gif

СИТУАТИВНАЯ  ЗАДАЧА.

Представьте,  что  вы  фермеры – агрономы.  Какие  факторы  вы  бы  учитывали  при посеве  семян?

Также агротехника посева имеет большое значение.

  • Необходимо знать сроки посева семян.
  • Глубина заделки семян разных размеров.
  • Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
  • Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.
  • Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

 

VI.             Обобщение  и систематизация  знаний

Биологические  задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий

3. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

VII.          Подведение  итогов  урока. Рефлексия.

Учитель: Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

 

VIII.       Домашнее  задание:   учить  § 33. Отвечать  на вопросы  в конце  параграфа.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Прорастание семян""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это комбинированный урок. Проведению урока предшествует исследовательская работа учеников. Заблаговременно класс делится на группы и каждая группа исследует одно из условий, которое необходимо для процесса прорастания семян. На этапе изучения нового материала каждая группа докладывает о результатах своего исследования, а затем ученики сами делают вывод о влиянии условий на прорастание семян. Оценивание работы проводится по оценочным карточкам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5974
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2050
    • DOCX 32 кбайт
    • 148 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лавриненко Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 17787
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 359 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе