Открытый урок
по русскому языку 1 класс
Тема: «перенос слов»
Составил учитель:
Сосина Татьяна
Серафимовна
1 класс РУССКИЙ ЯЗЫК «ШКОЛА 2100»
Урок 8
перенос
слов
Цели: ознакомить обучающихся
с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные места» в словах и
правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и
каллиграфические навыки.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Запись даты в тетради.
II. Орфоэпическая тренировка.
1.
Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить
ударение.
I вариант: договóр, заржáветь, каталóг,
комбáйнер, километр,
квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.
II вариант: намéрение, петля, процéнт, шофёр, досуг, маляр, (она) начала,
красивее, газопровод, сантиметр.
2. Взаимоконтроль. Дети меняются заданиями с
целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой,
прикрепленной на закрытой доске.
3. Хоровое произношение слов по
вариантам с выделением ударного слога (чтение на доске контрольной
карточки, сверка выполненной работы).
III. Работа над
каллиграфией.
1. – Рассмотрите рисунок в тетради на с. 9.
–
Догадайтесь, куда спешит улитка.
– Какие
буквы живут в этом домике? (ы ъ, ь.)
–
Нарисуйте улитку на строчке.
Учитель демонстрирует образец на доске: сначала е-образные рожки, затем
туловище и «домик».
2. –
Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (ь, ъ, ы.)
– Есть
ли такие заглавные буквы?
– Буквы ь,
ъ, ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на соединения
с другими буквами.
Ученики
проговаривают написание букв и прописывают по образцу.
3. Грамматическая сказка.
Два
братца
Однажды
в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал
по земле, а другой с силой и твёрдостью от неё отталкивался. Были они похожи
друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко
ступал и имел короткую стрижку, звали мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой
твёрдой косичкой – Твёрдым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго
бродили они по свету, прежде чем попали в эту удивительную страну, где жили
гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в
буквы.
Понравилось
братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами.
Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных
платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.
С тех
пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.
Хоть и
были ъ и ь родными братьями, но характеры имели разные.
Мягкий знак был добрым и ласковым, старался всё смягчить.
Он
очень вежлив, Мягкий знак,
Не
любит споров он и драк.
Он в
слове мать и в слове дочь,
И тихом
лунном слове ночь.
Чтоб
никого не огорчить,
Он всё
старается смягчить.
А
Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью. Там, где он появлялся,
слышалась чёткость.
Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое
почётное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:
–
Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услыша
этот спор, сказала А,
– Вы
оба хороши, достойны чести,
Когда
стоите в нужном месте.
И указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. И с тех пор они
никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.
4. – Прочитайте слова в тетради на с. 9.
– Какую
роль в словах играют буквы ъ и ь?
–
Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные слова.
– В
каких словах букв и звуков поровну?
– Запишите слова, диктуя
их по слогам.
– Подчеркните мягкий и
твёрдый знаки.
5. – Послушайте загадку, отгадайте ее.
Со звуком [с] я не
вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не
то
Я съем и платье, и
пальто.
(Соль
– моль.)
–
Назовите слова с ь и ъ. Определите роль мягкого и твёрдого знаков
в этих словах.
–
Запишите в тетрадь названные слова, подчеркните ь и ъ.
Ученики
по очереди выходят к доске, записывают слова.
Соль, моль, берегись, съем, платье,
пальто.
Остальные
пишут в тетрадях.
6. Упражнение для самоконтроля.
– Пусть самая красивая
буква из трёх (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике.
Лучшую
из букв ученики вписывают в окошко домика.
Гостей всегда мы рады
встретить,
Приветить, чаем напоить
И самым лучшим одарить –
С таким законом надо
жить!
– Как вы думаете, будет
ли Улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?
Физкультминутка
Покачайтесь,
покружитесь,
Потянитесь,
распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на
пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья,
начните.
IV. Словарная
работа.
1. – Выпишите из
стихотворения П. Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить,
а надо запомнить.
Запись на доске:
На
столе у малыша
Три
цветных карандаша,
Выбирай
себе любой:
Красный,
жёлтый, голубой.
Мальчуган
нашёл тетрадь,
Стал в
ней домик рисовать.
Запись в тетради: Карандáш, голубóй, жёлтый, тетрáдь,
рисовáть.
– Какую
роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать?
– Найдите
слова, отвечающие на вопрос «что?».
– Какие
слова отвечают на вопрос «какой?».
–
Найдите слова, отвечающие на вопрос «что делать?».
2. Работа по рисункам в учебнике на с. 18–19.
– Какие
слова составили ученики? (Корова, собака, мяч.)
–
Правописание этих слов надо запомнить.
– Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.
Жила
давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на
круглую луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.
– Ну
хорошо, – сказала ей, – будем писать тебя «бока».
– Нет, я
так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. Я не хочу так называться! Я
просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А
потом просто собака.
Так и до
сих пор пишут.
По О.
Соболевой
3. – Сравните написание слов:
ночь мяч
речь врач
дочь грач
– Чем
отличаются слова?
–
Запомните эти написания.
V. Актуализация
опорных знаний.
1. Беседа.
–
Сколько слогов может быть в слове? Ответьте стихотворением.
– Как
определить, сколько в слове слогов?
2. Игра «Молчанка».
У
детей карточки с цифрами 1, 2, 3. учитель
называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове
слогов. Учитель может показывать ученикам карточку с записанными на ней
словами.
обед, что, топор, сапоги,
ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шёл, ягода и др.
VI. Постановка
проблемного вопроса.
Сообщение темы.
– Как вы
поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы
перенесем это слово.)
– Как вы
думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так,
как захочет пишущий? Что бы вы предложили?
–
Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
VII. Ознакомление
с новым материалом.
1. Работа на доске под руководством учителя.
– Запишите предложение:
Бродит стадо по лугам.
– Разделите каждое слово
на слоги. (Ученики карандашом проводят вертикальные линии: Бро|дит ста|до по
лу|гам.)
– Вот так можно перенести
эти слова с одной строки на другую (Учитель показывает запись, выполненную
заранее: Бро-дит ста-до по лу-гам.)
2. Заучивание правила.
Здесь порядок очень
строгий.
Делим все слова на
слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по
лу-гам.
3. Проблемный вопрос.
– Можно ли перенести с
одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?
– Почему нельзя? (В
этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)
4. – Определите количество слогов в словах и
ответьте, можно ли перенести эти слова с одной строки на другую: моя, яма,
семья?
Запомните: одну букву,
даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.
5. Выполнение упражнения 18,
с. 18 (по заданиям учебника).
Дополнительный вопрос:
– как можно перенести слова: бараны,
лошади, ослики, коровы? (2 способа: ло-шади, лоша-ди и
т. д.)
Физкультминутка
Бродит
стадо по лугам,
Щиплет
травку тут и там.
Ты до
травки дотянись,
Низко-низко
наклонись,
Влево-вправо
повернись
И на
месте покружись.
6. Работа по таблице «Правила переноса слов».
– Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.
Правила
переноса слов
|
Нужно переносить
груп-па
кас-са
пись-мо
отъ-ехал
май-ка
зай-ка
|
Нельзя переносить
су-ббота
алл-ея
ма-льчик
об-ъехал
ле-йка
ча-йка
|
– Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.
7. Упражнение в делении слов для
переноса.
Ученики
выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея,
лейка, масса.
VIII. Закрепление пройденного.
1. Упражнение 19, с. 19 (по заданию
учебника).
Дополнительные вопросы:
– Какие
слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?
– Разделите устно слова третьего предложения для переноса.
2. – Послушайте метаграмму (загадку, в которой
из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое
слово).
– Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?
С ч над морем
я летаю,
С г в машинах
я бываю,
С м меня ты
надеваешь,
С л собаку
называешь,
|
(чайка.)
(гайка.)
(майка.)
(лайка.)
|
– Разделите эти слова для переноса.
IX. Итог урока.
–
Прочитайте в тетради на зелёной полосе слова и расскажите о правилах переноса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.