Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока "Правила переноса слов" 1-ый класс.

Конспект урока "Правила переноса слов" 1-ый класс.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку 1 класс

 

 

Тема: «перенос слов»

 

 

 

                                                  Составил  учитель:

 

Сосина Татьяна Серафимовна

 

 

 

1 класс  РУССКИЙ ЯЗЫК «ШКОЛА 2100»

Урок 8

перенос слов

Цели: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запись даты в тетради.

II. Орфоэпическая тренировка.

1. Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить ударение.

I вариант: договóр, заржáветь, каталóг, комбáйнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.

II вариант: намéрение, петля, процéнт, шофёр, досуг, маляр, (она) начала, красивее, газопровод, сантиметр.

2. Взаимоконтроль. Дети меняются заданиями с целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой, прикрепленной на закрытой доске.

3. Хоровое произношение слов по вариантам с выделением ударного слога (чтение на доске контрольной карточки, сверка выполненной работы).

III. Работа над каллиграфией.

1. – Рассмотрите рисунок в тетради на с. 9.

– Догадайтесь, куда спешит улитка.

– Какие буквы живут в этом домике? (ы ъ, ь.)

– Нарисуйте улитку на строчке.

Учитель демонстрирует образец на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик».

2. – Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (ь, ъ, ы.)

– Есть ли такие заглавные буквы?

– Буквы ь, ъ, ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на соединения с другими буквами.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

3. Грамматическая сказка.

Два братца

Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твёрдостью от неё отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой твёрдой косичкой – Твёрдым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали в эту удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в буквы.

Понравилось братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.

С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.

Хоть и были ъ и ь родными братьями, но характеры имели разные.

Мягкий знак был добрым и ласковым, старался всё смягчить.

Он очень вежлив, Мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

А Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью. Там, где он появлялся, слышалась чёткость.

Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почётное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –

Услыша этот спор, сказала А,

– Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

И указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. И с тех пор они никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.

4. – Прочитайте слова в тетради на с. 9.

– Какую роль в словах играют буквы ъ и ь?

– Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные слова.

– В каких словах букв и звуков поровну?

– Запишите слова, диктуя их по слогам.

– Подчеркните мягкий и твёрдый знаки.

5. – Послушайте загадку, отгадайте ее.

Со звуком [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                    (Соль – моль.)

– Назовите слова с ь и ъ. Определите роль мягкого и твёрдого знаков в этих словах.

– Запишите в тетрадь названные слова, подчеркните ь и ъ.

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова.

Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.

Остальные пишут в тетрадях.

6. Упражнение для самоконтроля.

– Пусть самая красивая буква из трёх (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике.

Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.

Гостей всегда мы рады встретить,

Приветить, чаем напоить

И самым лучшим одарить –

С таким законом надо жить!

– Как вы думаете, будет ли Улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?

 

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

IV. Словарная работа.

1. – Выпишите из стихотворения П. Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, а надо запомнить.

Запись на доске:

На столе у малыша

Три цветных карандаша,

Выбирай себе любой:

Красный, жёлтый, голубой.

Мальчуган нашёл тетрадь,

Стал в ней домик рисовать.

Запись в тетради: Карандáш, голубóй, жёлтый, тетрáдь,
рисов
áть.

– Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать?

– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».

– Какие слова отвечают на вопрос «какой?».

– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что делать?».

2. Работа по рисункам в учебнике на с. 18–19.

– Какие слова составили ученики? (Корова, собака, мяч.)

– Правописание этих слов надо запомнить.

– Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.

– Ну хорошо, – сказала ей, – будем писать тебя «бока».

– Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

По О. Соболевой

3. – Сравните написание слов:

ночь                  мяч

речь                   врач

дочь                  грач

– Чем отличаются слова?

– Запомните эти написания.

 

V. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

– Сколько слогов может быть в слове? Ответьте стихотворением.

– Как определить, сколько в слове слогов?

2. Игра «Молчанка».

У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. учитель называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов. Учитель может показывать ученикам карточку с записанными на ней словами.

обед, что, топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шёл, ягода и др.

VI. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы.

– Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово.)

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

– Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.

VII. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа на доске под руководством учителя.

– Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

– Разделите каждое слово на слоги. (Ученики карандашом проводят вертикальные линии: Бро|дит ста|до по лу|гам.)

– Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую (Учитель показывает запись, выполненную заранее: Бро-дит ста-до по лу-гам.)

2. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

3. Проблемный вопрос.

– Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?

– Почему нельзя? (В этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)

4. – Определите количество слогов в словах и ответьте, можно ли перенести эти слова с одной строки на другую: моя, яма, семья?

Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.

5. Выполнение упражнения 18, с. 18 (по заданиям учебника).

Дополнительный вопрос:

как можно перенести слова: бараны, лошади, ослики, коровы? (2 способа: ло-шади, лоша-ди и т. д.)

Физкультминутка

Бродит стадо по лугам,

Щиплет травку тут и там.

Ты до травки дотянись,

Низко-низко наклонись,

Влево-вправо повернись

И на месте покружись.

6. Работа по таблице «Правила переноса слов».

– Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.

Правила переноса слов

Нужно переносить

груп-па

кас-са

пись-мо

отъ-ехал

май-ка

зай-ка

Нельзя переносить

су-ббота

алл-ея

ма-льчик

об-ъехал

ле-йка

ча-йка

– Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.

7. Упражнение в делении слов для переноса.

Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса.

VIII. Закрепление пройденного.

1. Упражнение 19, с. 19 (по заданию учебника).

Дополнительные вопросы:

– Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?

– Разделите устно слова третьего предложения для переноса.

2. – Послушайте метаграмму (загадку, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово).

– Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?

С   ч   над морем я летаю,

С   г   в машинах я бываю,

С   м   меня ты надеваешь,

С   л   собаку называешь,

айка.)

айка.)

айка.)

айка.)

– Разделите эти слова для переноса.

IX. Итог урока.

– Прочитайте в тетради на зелёной полосе слова и расскажите о правилах переноса.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Правила переноса слов" 1-ый класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этот урок был дан еще когда я работала в школе . Дети очень часто делают ошибки на перенос слов. Хоть у нас при печатании газет и журналов не учитываются эти правила, то в школе неправильно перенесенное слово считается за ошибку.

Итак, целью этого урока было: ознакомить учащихся с правилами переноса; развивать умения видеть " опасные места" и правильно писать слова с изученными орфограммами. Многообразие форм и методов этого урока позволило надолго запомнить эти правила без особого труда .Дети в форме игры сами приходили к выводу когда и как надо переносить то или иное слово. Цель была достигнута.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 431
    • DOCX 54.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сосина Татьяна Серафимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сосина Татьяна Серафимовна
    Сосина Татьяна Серафимовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86512
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1485 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 763 человека

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 238 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека