Урок
алгебры в 8 классе Братчикова Н.В.
Понятие
дробного рационального уравнения и его решение.
Цель:
- обучающая: формирование
понятия дробных рационального уравнения; рассмотреть алгоритм решения дробных
рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю; обучить
решению дробных рациональных уравнений по алгоритму; проверка уровня усвоения
темы путем проведения тестовой работы.
-развивающая:
развитие
умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить; развитие
интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и
обобщение; развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на
достигнутом; развитие критического мышления; развитие навыков исследовательской
работы.
-воспитательная:
воспитание
познавательного интереса к предмету; воспитание самостоятельности при решении
учебных задач;
воспитание
воли и упорства для достижения конечных результатов.
1. Мотивация:
Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать
уравнения, уже изучили линейные, квадратные уравнения, способы их решения. А
сегодня мы познакомимся с новым видом уравнений.
Слайд 1.
2. Актуализация:
На доске вы видите
уравнение, посмотрите на них внимательно.
Все ли из этих
уравнений вы сможете решить?
-Как решить
уравнения 1, 2, 3?
-Чем
уравнения 1, 2, 3, 4 отличаются от уравнений 5, 6, 7? (это целые уравнения ,
в уравнениях5,6,7 в знаменателе есть переменная)
-
Как называются выражения, в знаменателе которых есть переменная? (дробные
выражения)
Слайд
2.
-Назовите
дробные выражения:
7a2b; ; ; ; ;
-Почему
они дробные? (в знаменателе есть переменная)
-При каких
значениях переменной дробное выражение имеет смысл?
;
y-1 y1
-
При каком условии данная дробь равна 0? (числитель = 0, а знаменатель 0)
-
Давайте
вспомним алгоритм решения уравнения №4, алгоритм решения целого уравнения:
Слайд
3.
1) Находим
общий знаменатель «6»
2) Приведем
дроби к общему знаменателю
+ =
3)
Умножаем обе части уравнения на общий знаменатель
= 6
4)Решаем получившееся линейное уравнение
3х 3 + 4х = 5х
3х + 4х 5х = 3
2х = 3
х = 3/2
Ответ: х = 3/2
Слайд
4.
Вернемся
к уравнениям 5, 6, 7 (прокомментировать уравнения)
3. Определение:
Уравнения,
в которых левая или правая часть, являются дробно –
рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения.
- Итак,
тема сегодняшнего урока «Понятие дробного рационального уравнения и его решение».
Слайд 5.
- Откройте
тетради, запишите число, тему урока, определение.
-
Рассмотрим уравнение №7, как бы вы его решили?
- Такие
уравнения решаются по уже знакомому алгоритму.
Слайд 6.
(Решение
др. рационального уравнения)
+ = х(х – 5) 0
х 0 х5
х(х – 3) +
(х -5) = х + 5 – решаем целое уравнение, самостоятельно в тетради, и
комментировать у доски.
х2
– 3х + х – 5 – х – 5 = 0
х2
– 3х – 10 = 0 Д = 49
х1 =
5 х = -2
рассмотрим
корни и сделаем проверку х1 = 5 не уд. т.к. 5 обращает
знаменатель в 0, 5- посторонний корень. Ответ: х = -2
4. Закрепление:
Стр. уч. 62 еще
раз прочитайте алгоритм.
№173 у доски.
= х 0 х -4
х + 1 =2
х = 2 - 1
х = 1
Ответ: х = 1
№
173 (4)
самостоятельно
16 = х2
х = 4 Ответ: х = 4
№
173 (1)
предварительно повторить, когда дробь = 0
Начало
вместе х2
+14х + 24 = 0
х2
+ 14х + 24 = 0 Д = 196 – 4 24 = 100
х – 2
0 х1/2
= =-12; -2.
х 2 Ответ: х1
= -12; х2 = -2
5. Домашнее
задание:
Стр. 61 – 61,
упражнение №5, №6, №176 (4)
6. Перед вами
задания на листочках!
Это контролирующие
задания по изученной теме, я предлагаю вам выполнить.
7. Рефлексия:
На
листочках с самостоятельной работой поставьте:
1 – если на уроке
вам было интересно;
2 – интересно, но
не понятно;
3 – не интересно,
но понятно;
4 – не интересно,
не понятно.
8. Итог урока:
Итак
,сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными
уравнениями, с алгоритмом их решения, проверили свои знания с помощью обучающей
самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на
следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить свои знания.
-
При решении дробно-рациональных уравнений о чем необходимо не забывать?
-
В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
-
Над чем, на ваш взгляд, еще надо поработать?
Всем
спасибо, урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.