Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма .Типы алгоритмов"

Конспект урока "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма .Типы алгоритмов"

Скачать материал

Тема "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма .Типы алгоритмов"

      Цель: cформировать знания об основных типах алгоритмических конструкций.

Задачи:

Образовательные - познакомить с основными типами алгоритмов; освоить принципы решения задач с использование готовых блок-схем.

Развивающие - развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.

Воспитательная - воспитывать информационную культуру.

Программно-дидактическое обеспечение: ПЭВМ, локальная сеть, ОС Windows 7,

 

 MS Office 2003.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Лекция.

 

План урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

III Практическая работа на закрепление.

                                                            Ход урока:
I. Организационный момент.
а) ознакомление с темой урока, постановка цели;
б) переход к объяснению.

Программы, с которыми работает компьютер, создают программисты. Профессия программиста - одна из самых престижных в мире. Программированию учатся всю жизнь. Нет такого пособия, прочитав которое можно было бы сразу стать программистом. Подготовка программиста начинается с изучения основных понятий и овладения простейшими приемами. Итак, мы начинаем курс практического освоения этих понятий и приемов.

Любая программа - это есть алгоритм. Т.е. мы начнем с изучения алгоритма.

Итак, мы подошли к центральному понятию информатики - алгоритму.

 Запишем определение:

Алгоритм - это строгая после­довательность действий, описывающая процесс преобразования из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных ис­полнителю команд.

Представление информационного процесса в форме алгорит­ма позволяет поручить его автоматическое исполнение раз­личным техническим устройствам, среди которых особое место занимает компьютер.

При этом говорят, что компью­тер исполняет программу (последовательность команд), реа­лизующую алгоритм.

Компьютер — автоматический исполнитель алгоритмов.

ОПР1    Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется програм­мой.

Свойства алгоритма:
       1. Дискретность алгоритма. Свойство, означающее, что процесс решения задачи, определяемый алгоритмом, расчленен на отдельные действия (шаги) и соответственно алгоритм представляет последовательность указаний, команд, определяющих порядок выполнения шагов процесса.
       2. Определенность алгоритма. Это свойство означает, что каждая команда алгоритма (предписание, выдаваемое на каждом шаге действия) должна быть понятной исполнителю, не оставлять места для ее неоднозначного толкования и неопределенного исполнения. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой грамотный пользователь.
       3. Результативность алгоритма. Свойство алгоритма, состоящее в том, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов.
        4. Массовость алгоритма. Это свойство заключается в том, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.  

Порядок решения задачи на  ПК

1.       Постановка задачи(метод, порядок) решения, задачи.

2.       Составить блок –схему . ( Гафическое изображение алгоритма)

3.        Выбрать язык программирования и написать программу .

Типы алгоритмов

I. Линейный алгоритм

Алгоритм, в котором команды выполняются после­довательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.

Для того чтобы сделать алгоритм более наглядным, часто используют блок-схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура ветвление

В алгоритмической структуре «ветвление» та или иная серия команд выполняется в зависимости от истинности условия.

Алгоритмическая структура «ветвление» может быть за­фиксирована различными способами: • графически, с помощью блок-схемы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура выбор

Алгоритмическая структура «-выбор» применяется для ре­ализации ветвления со многими вариантами серий команд. В структуру выбора входят несколько условий, проверка кото­рых осуществляется в строгой последовательности их записи в команде выбора. При истинности одного из условий выпол­няется соответствующая последовательность команд.

В алгоритмической структуре «выбор» выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура «цикл»

В алгоритмическую структуру «цикл» входит серия команд, выполняемая многократно. Такая последователь­ность команд называется телом цикла.

              Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

1.       циклы со счетчиком, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз;

2.       циклы с условием, в которых тело цикла выполняется, пока условие истинно.

1                                                               2                                                                  2

 

 


                                 

 

 

                                                                                                            

                                                                                                   

 

III. Закрепление.

1.       Что такое алгоритм?      

2.       С какими свойствами алгоритмов мы познакомились?

3.       Что вы можете сказать о дискретности алгоритма?

4.       Какое свойство алгоритма называют результативностью?

5.       Что означает определенность алгоритма?

6.       В чем заключается массовость алгоритма?

Рассмотрим классический пример — алгоритм ре­шения квадратного уравнения  ах2+вх+с=0

где а, Ь, с — лю­бые числа и а не равно 0.

Исходными данными, которые характеризуют этот класс, являются коэффициенты уравнения а, b с, т. е. при подстановке конкретных   коэффициентов   будет   получена   конкретная   задача

Поэтому наш алгоритм «обязан» предусматривать все возможные случаи, возникающие при решении квадратных уравнений.

Как и обычно, начнем с вычисления дискриминанта: D= b2-4ac Далее, так как количество действительных корней квадратного уравнения зависит от знака полученного дискриминанта то придется рассмотреть две возможности:

1  Если D<0, то действительных корней нет.

2      Если D>=O, то действительных корней два и их вычисление  необходимо проводить по формулам:    

 

 

 

 

 

                                                                                                   Блок-схема                                                                                             

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дом.задание

  Задача. Запишите алгоритм в виде Блок-схемы следующей задачи:

Меньшее из двух  чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в два раза. Если числа равны, то найдите их сумм.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма .Типы алгоритмов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма .Типы алгоритмов"

      Цель: cформировать знания об основных типах алгоритмических конструкций.

Задачи:

Образовательные - познакомить с основными типами алгоритмов; освоить принципы решения задач с использование готовых блок-схем.

Развивающие - развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.

Воспитательная - воспитывать информационную культуру.

Программно-дидактическое обеспечение: ПЭВМ, локальная сеть, ОС Windows 7,

 

 MS Office 2003.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Лекция.

 

План урока

IОрганизационный момент.

IIИзучение нового материала.

IIIПрактическая работа на закрепление.

                                                            Ход урока:
I. Организационный момент.
а) ознакомление с темой урока, постановка цели;
б) переход к объяснению.

Программы, с которыми работает компьютер, создают программисты. Профессия программиста - одна из самых престижных в мире. Программированию учатся всю жизнь. Нет такого пособия, прочитав которое можно было бы сразу стать программистом. Подготовка программиста начинается с изучения основных понятий и овладения простейшими приемами. Итак, мы начинаем курс практического освоения этих понятий и приемов.

Любая программа - это есть алгоритм. Т.е. мы начнем с изучения алгоритма.

Итак, мы подошли к центральному понятию информатики - алгоритму.

 Запишем определение:

Алгоритм - это строгая после­довательность действий, описывающая процесс преобразования из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных ис­полнителю команд.

Представление информационного процесса в форме алгорит­ма позволяет поручить его автоматическое исполнение раз­личным техническим устройствам, среди которых особое место занимает компьютер.

При этом говорят, что компью­тер исполняет программу (последовательность команд), реа­лизующую алгоритм.

Компьютер — автоматический исполнитель алгоритмов.

ОПР1    Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется програм­мой.

Свойства алгоритма:
       1. Дискретность алгоритма. Свойство, означающее, что процесс решения задачи, определяемый алгоритмом, расчленен на отдельные действия (шаги) и соответственно алгоритм представляет последовательность указаний, команд, определяющих порядок выполнения шагов процесса.
       2. Определенность алгоритма. Это свойство означает, что каждая команда алгоритма (предписание, выдаваемое на каждом шаге действия) должна быть понятной исполнителю, не оставлять места для ее неоднозначного толкования и неопределенного исполнения. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой грамотный пользователь.
       3. Результативность алгоритма. Свойство алгоритма, состоящее в том, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов.
        4. Массовость алгоритма. Это свойство заключается в том, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.  

Порядок решения задачи на  ПК

1.       Постановка задачи(метод, порядок) решения, задачи.

2.       Составить блок –схему . ( Гафическое изображение алгоритма)

3.        Выбрать язык программирования и написать программу .

Типы алгоритмов

I. Линейный алгоритм

Алгоритм, в котором команды выполняются после­довательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.

Для того чтобы сделать алгоритм более наглядным, часто используют блок-схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура ветвление

В алгоритмической структуре «ветвление» та или иная серия команд выполняется в зависимости от истинности условия.

Алгоритмическая структура «ветвление» может быть за­фиксирована различными способами: • графически, с помощью блок-схемы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура выбор

Алгоритмическая структура «-выбор» применяется для ре­ализации ветвления со многими вариантами серий команд. В структуру выбора входят несколько условий, проверка кото­рых осуществляется в строгой последовательности их записи в команде выбора. При истинности одного из условий выпол­няется соответствующая последовательность команд.

В алгоритмической структуре «выбор» выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмическая структура «цикл»

В алгоритмическую структуру «цикл» входит серия команд, выполняемая многократно. Такая последователь­ность команд называется телом цикла.

              Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

1.       циклы со счетчиком, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз;

2.       циклы с условием, в которых тело цикла выполняется, пока условие истинно.

1                                                               2                                                                  2

 

                     

 

 

 

                                 

 

 

                                                                                                            

                                                                                                   

 

III. Закрепление.

1.       Что такое алгоритм?      

2.       С какими свойствами алгоритмов мы познакомились?

3.       Что вы можете сказать о дискретности алгоритма?

4.       Какое свойство алгоритма называют результативностью?

5.       Что означает определенность алгоритма?

6.       В чем заключается массовость алгоритма?

Рассмотрим классический пример — алгоритм ре­шения квадратного уравнения  ах2+вх+с=0

где а, Ь, с — лю­бые числа и а не равно 0.

Исходными данными, которые характеризуют этот класс, являются коэффициенты уравнения а, b с, т. е. при подстановке конкретных   коэффициентов   будет   получена   конкретная   задача

Поэтому наш алгоритм «обязан» предусматривать все возможные случаи, возникающие при решении квадратных уравнений.

Как и обычно, начнем с вычисления дискриминанта: D= b2-4ac Далее, так как количество действительных корней квадратного уравнения зависит от знака полученного дискриминанта то придется рассмотреть две возможности:

1  Если D<0, то действительных корней нет.

2      Если D>=O, то действительных корней два и их вычисление  необходимо проводить по формулам:    

 

 

 

 

 

                                                                                                   Блок-схема                                                                                             

                          

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом.задание

  Задача. Запишите алгоритм в виде Блок-схемы следующей задачи:

Меньшее из двух  чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в два раза. Если числа равны, то найдите их сумм.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 954
    • DOCX 125 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Зоя Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мельникова Зоя Петровна
    Мельникова Зоя Петровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9918
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 494 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 525 человек

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе