Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс

Конспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс

МБОУ Светлянская СОШ











Конспект

урока литературы

в 11 классе


Тема: "Поэзия Б.Окуджавы. "







Разработала: О.Г.Алатырева учитель русского языка и литературы

МБОУ Светлянской СОШ



















с. Светлое 2013г.


Класс: 11


Предмет: литература


Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В. П. Журавлева


Тема урока: «Поэзия Б. Окуджавы»


Цель деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение


Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.



Планируемые результаты:


Предметные: умение анализировать литературное произведение.


Метапредметные:


Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.


Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.


Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, участвуют в учебном диалоге с учителем.


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.













Ход урока


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания;

- Добрый день, ребята. Я рада вас видеть.

Приветствуют, настраиваются на работу

Вступительная беседа

Постановка учебной задачи

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания;

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.


- (Выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Шалвовича Окуджавы "У поэта соперников нету…")(приложение 1)

- Вам знаком автор и исполнитель этих строк?

- "У поэта соперников нету…" - эти слова отражают самобытность каждого поэта, самобытность самого Б. Окуджавы. Его стихи – "крик о себе", о своем видении мира. Сегодня мы познакомимся с творчеством основоположника современной авторской песни - Булата Окуджавы.


Учащиеся слушают




Отвечают на вопросы учителя

Литературная беседа

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.


Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа

- Прослушайте одну из самых известных песен Б.Ш. Окуджавы, своего рода визитную карточку поэта и человека. ("Давайте говорить друг другу комплименты").

- Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного художественно – музыкального произведения?

а) назовите ключевые слова текста песни;

б) проанализируйте музыкальное сопровожде-

ние художественного слова;







Отвечают на вопросы




Анализируют музыкальное сопровождение (исполнение под гитару).

Реализация домашнего задания



Учащиеся выступают с сообщением о биографии Б. Окуджавы.


Постановка цели деятельности


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- Б. Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

- Попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашего разговора о поэте.


Высказывают собственное мнение, выстраивают предположения

Самостоятельная работа (поиск информации)

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в группах,

применяют правила делового сотрудничества;


- Творчество Б, Окуджавы условно можно разделить на такие темы:

  1. Арбатская тема

  2. Военная тема

  3. Романтический культ женщины

- Сейчас вам предстоит объединиться в группы и поработать над этими темами. Результаты будете заносить в таблицу. (приложение 2)

- Вам нужно найти стихотворения по этим основным темам, определить мотивы и выписать ключевые образы. Затем мы вместе подведем итог. Время работы в группах 15 минут.

Учащиеся самостоятельно работают по параграфу, находят информацию, заполняют таблицу.

Подведение итогов самостоятельной работы

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге с учителем;

адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок;

Арбатская тема

Вывод:

-На примере знаменитых "арбатских" песен можно отчётливо увидеть характерное для творческой манеры Окуджавы соединение исторического, сиюминутного, только что увиденного, лично пережитого – и надвременного, вечного.

- Военная тема

Вывод:

- Эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: "Я ранен войной на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну".

- До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, следующие поколения, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. Окуджава сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.

- Булат Окуджава - фронтовик, сумел сохранить в себе убежденность, что все хорошее должно жить вечно. Смерть в стихах Булата Окуджавы всегда кричаще противоестественна.

- Романтический культ женщины

- Поэт продолжил, а, вернее сказать, вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной (Пушкин – Блок – Окуджава).

- Грустные, потому что смертны. Вопрос жизни и смерти волновал Окуджаву, эта тема пронизывает многие его стихи. И эта тема неразрывно связана с другой: зачем мы на этой земле? В чем смысл жизни?


Вывод:

- В поэзии Окуджавы весомые и яркие образцы любовной лирики, вмещающей в себя глубокие философские обобщения, родственные по духу и стилю старинному романсу, с его неизменным благородством и рыцарственным служением любви, ее "величеству женщине".

В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш. Окуджавы?

- Особенность поэзии Окуджавы - глубокая лиричность. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Булат Окуджава чаще всего говорит в стихах «мы». Это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее.

Творчество Булата Окуджавы:

  • поэзия неразрывно связана с музыкой;

  • самобытный художественный мир;

  • задушевность;

  • естественность;

  • человечность…


Учащиеся формулируют выводы, приводят примеры, осуществляют взаимопроверку.









































Называют основные позиции нового материала.










Подведение итога урока

Регулятивные:

анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.



- Перед нами стоял вопрос: Булата Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

- Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук, это голос души, нравственный голос.

Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим  все дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена.

Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.


















Приложение 1



У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит...
Это он не за вас - за себя.

Но когда достигает предела,
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено, сделано дело...
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его - нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.























Приложение 2



Основные темы

Мотивы

Ключевые образы













Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод):







Конспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, участвуют в учебном диалоге с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал, презентация

 

Автор Алатырева Оксана Геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1215
Номер материала 17029
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓