Вступительная
беседа
Постановка
учебной задачи
|
Личностные:
выражают
положительное отношение к процессу познания;
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.
|
-
(Выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Шалвовича Окуджавы
"У поэта соперников нету…")(приложение 1)
-
Вам знаком автор и исполнитель этих строк?
-
"У поэта соперников нету…" - эти слова отражают самобытность
каждого поэта, самобытность самого Б. Окуджавы. Его стихи – "крик о
себе", о своем видении мира. Сегодня мы познакомимся с творчеством
основоположника современной авторской песни - Булата Окуджавы.
|
Учащиеся
слушают
Отвечают
на вопросы учителя
|
Литературная
беседа
|
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.
Познавательные: осуществляют
для решения задач операции анализа
|
-
Прослушайте одну из самых известных песен Б.Ш. Окуджавы, своего рода визитную
карточку поэта и человека. ("Давайте говорить друг другу
комплименты").
-
Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного художественно – музыкального
произведения?
а)
назовите ключевые слова текста песни;
б) проанализируйте
музыкальное сопровожде-
ние художественного
слова;
|
Отвечают
на вопросы
Анализируют
музыкальное сопровождение (исполнение под гитару).
|
Постановка
цели деятельности
|
Регулятивные:
принимают
и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с
поставленной задачей;
|
- Б. Окуджаву называли Поэтом
Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?
-
Попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашего разговора о поэте.
|
Высказывают
собственное мнение, выстраивают предположения
|
Самостоятельная
работа (поиск информации)
|
Предметные: умение анализировать литературное произведение.
Познавательные: понимают
информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач
операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные:
осуществляют совместную деятельность в
группах,
применяют правила делового сотрудничества;
|
-
Творчество Б, Окуджавы условно можно разделить на такие темы:
1.
Арбатская
тема
2.
Военная
тема
3.
Романтический
культ женщины
-
Сейчас вам предстоит объединиться в группы и поработать над этими темами.
Результаты будете заносить в таблицу. (приложение 2)
-
Вам нужно найти стихотворения по этим основным темам, определить мотивы и
выписать ключевые образы. Затем мы вместе подведем итог. Время работы в
группах 15 минут.
|
Учащиеся
самостоятельно работают по параграфу, находят информацию, заполняют таблицу.
|
Подведение
итогов самостоятельной работы
|
Коммуникативные:
участвуют в учебном диалоге с учителем;
адекватно
воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения
на основе оценки и характера ошибок;
|
Арбатская
тема
Вывод:
-На
примере знаменитых "арбатских" песен можно отчётливо увидеть
характерное для творческой манеры Окуджавы соединение исторического,
сиюминутного, только что увиденного, лично пережитого – и надвременного,
вечного.
-
Военная
тема
Вывод:
-
Эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: "Я ранен
войной на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей,
пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну".
-
До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками
Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, следующие
поколения, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. Окуджава
сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.
-
Булат Окуджава - фронтовик, сумел сохранить в себе убежденность, что все
хорошее должно жить вечно. Смерть в стихах Булата Окуджавы всегда кричаще
противоестественна.
-
Романтический культ женщины
-
Поэт продолжил, а, вернее сказать, вновь ввел в русскую лирику мотив
преклонения перед женщиной (Пушкин – Блок – Окуджава).
-
Грустные,
потому что смертны. Вопрос жизни и смерти волновал Окуджаву, эта тема
пронизывает многие его стихи. И эта тема неразрывно связана с другой: зачем
мы на этой земле? В чем смысл жизни?
Вывод:
- В поэзии Окуджавы весомые и яркие
образцы любовной лирики, вмещающей в себя глубокие философские обобщения,
родственные по духу и стилю старинному романсу, с его неизменным
благородством и рыцарственным служением любви, ее "величеству
женщине".
В чём заключаются основные
особенности творчества Б.Ш. Окуджавы?
-
Особенность поэзии Окуджавы - глубокая лиричность. Она обращена не к
одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши
ощущения. Булат Окуджава чаще всего говорит в стихах «мы». Это самовыражение
человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то
человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие
качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее.
Творчество
Булата Окуджавы:
- поэзия
неразрывно связана с музыкой;
- самобытный
художественный мир;
- задушевность;
- естественность;
- человечность…
|
Учащиеся
формулируют выводы, приводят примеры, осуществляют взаимопроверку.
Называют
основные позиции нового материала.
|
Подведение
итога урока
|
Регулятивные:
анализируют собственную работу; оценивают уровень
владения учебными действиями.
|
-
Перед нами стоял вопрос: Булата Окуджаву называли Поэтом Печали,
Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?
- Манера общения Окуджавы с читателями,
слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а
беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в
дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто
физический звук, это голос души, нравственный голос.
– Когда умирает поэт,
говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим все дальше от поэта,
друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет
выжить в сегодняшние нелегкие времена.
Домашнее
задание: выучить наизусть одно стихотворение по
выбору.
|
Учащиеся
формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.