Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс

Конспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс

Скачать материал

МБОУ Светлянская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект                   

урока литературы

в  11 классе

 

Тема: "Поэзия  Б.Окуджавы. "

 

 

 

 

 

 

                                                                       Разработала: О.Г.Алатырева                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                            МБОУ  Светлянской СОШ

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Светлое 2013г.

 

Класс: 11

 

Предмет: литература

 

Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В. П. Журавлева

 

Тема урока: «Поэзия  Б. Окуджавы»

 

Цель деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение

 

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

 

 

 Планируемые результаты:

 

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

 

Метапредметные:

 

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

 

Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями. 

 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, участвуют в учебном диалоге с учителем.

 

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал, презентация

                                                           

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Личностные

выражают положительное отношение к процессу познания;

- Добрый день, ребята. Я рада вас видеть.

Приветствуют, настраиваются на работу

Вступительная беседа

Постановка учебной задачи

Личностные

выражают положительное отношение к процессу познания;

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.

 

- (Выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Шалвовича Окуджавы "У поэта соперников нету…")(приложение 1)

 - Вам знаком автор и исполнитель этих строк?

- "У поэта соперников нету…" - эти слова отражают самобытность каждого поэта, самобытность самого Б. Окуджавы. Его стихи – "крик о себе", о своем видении мира. Сегодня мы познакомимся с творчеством основоположника современной авторской песни - Булата Окуджавы.

 

Учащиеся слушают

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Литературная беседа

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге с учителем.

 

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа

- Прослушайте одну из самых известных песен Б.Ш. Окуджавы, своего рода визитную карточку поэта и человека. ("Давайте говорить друг другу комплименты").

- Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного художественно – музыкального произведения?

а) назовите ключевые слова текста песни;

б) проанализируйте музыкальное сопровожде-

ние художественного слова;

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Анализируют музыкальное сопровождение (исполнение под гитару).

Реализация домашнего задания

 

 

Учащиеся выступают с сообщением о биографии Б. Окуджавы.

 

Постановка цели деятельности

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- Б. Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

- Попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашего разговора о поэте.

 

Высказывают собственное мнение, выстраивают предположения

Самостоятельная работа (поиск информации)

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в группах,

применяют правила делового сотрудничества;

 

- Творчество Б, Окуджавы условно можно разделить на такие темы:

1.      Арбатская тема

2.      Военная тема

3.      Романтический культ женщины

- Сейчас вам предстоит объединиться в группы и поработать над этими темами. Результаты будете заносить в таблицу. (приложение 2)

- Вам нужно найти стихотворения по этим основным темам, определить мотивы и выписать ключевые образы. Затем мы вместе подведем итог. Время работы в группах 15 минут.

 

Учащиеся самостоятельно работают по параграфу, находят информацию, заполняют таблицу.

Подведение итогов самостоятельной работы

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге с учителем;

адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок;

Арбатская тема

Вывод:

-На примере знаменитых "арбатских" песен можно отчётливо увидеть характерное для творческой манеры Окуджавы соединение исторического, сиюминутного, только что увиденного, лично пережитого – и надвременного, вечного.

- Военная тема

Вывод:

- Эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: "Я ранен войной на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну".

- До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, следующие поколения, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела.  Окуджава сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.

- Булат Окуджава - фронтовик, сумел сохранить в себе убежденность, что все хорошее должно жить вечно. Смерть в стихах Булата Окуджавы всегда кричаще противоестественна.

- Романтический культ женщины

- Поэт продолжил, а, вернее сказать, вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной (Пушкин – Блок – Окуджава).

- Грустные, потому что смертны. Вопрос жизни и смерти волновал Окуджаву, эта тема пронизывает многие его стихи. И эта тема неразрывно связана с другой: зачем мы на этой земле? В чем смысл жизни?

 

Вывод:

- В поэзии Окуджавы весомые и яркие образцы любовной лирики, вмещающей в себя глубокие философские обобщения, родственные по духу и стилю старинному романсу, с его неизменным благородством и рыцарственным служением любви, ее "величеству женщине".

В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш. Окуджавы?

- Особенность поэзии Окуджавы - глубокая лиричность. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Булат Окуджава чаще всего говорит в стихах «мы». Это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее.

Творчество Булата Окуджавы:

  • поэзия неразрывно связана с музыкой;
  • самобытный художественный мир;
  • задушевность;
  • естественность;
  • человечность…

 

Учащиеся формулируют выводы, приводят примеры, осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют основные позиции нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итога урока

Регулятивные:

анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями. 

 

 

- Перед нами стоял вопрос: Булата Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. ПОЧЕМУ?

- Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук, это голос души, нравственный голос.

Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим  все дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена.

Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит...
Это он не за вас - за себя.

Но когда достигает предела,
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено, сделано дело...
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его - нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

 

Основные темы

Мотивы

Ключевые образы

Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод):

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Поэзия Б. Окуджавы" 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: понимают информацию, умеют извлекать необходимую; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, участвуют в учебном диалоге с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал, презентация

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 494
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1599
    • DOCX 73 кбайт
    • 57 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алатырева Оксана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алатырева Оксана Геннадьевна
    Алатырева Оксана Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 17215
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе