Главная / Биология / конспект урока "Папоротникообразные" ( 6 класс)

конспект урока "Папоротникообразные" ( 6 класс)

Урок по теме «Папоротникообразные»

Сунгатуллина Ризида Саматовна, школа 55 г. Казань.


Цели урока:

1. Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности папоротникообразных.

2. Научиться различать их на рисунках и сравнивать с другими растениями

Задачи урока:

Образовательные.

  1. Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов.

  2. Отметить усложнение в их строении ,более высокую организацию по сравнению с мхами.

  3. Получить знания о многообразии этого отдела растений, о их роли в природе и практическом значении.

  4. Продолжить формирование эволюционного мировоззрения на природу

Развивающие. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей.

Воспитательные. Воспитать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формировать артистические способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету, развивать умение работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса: (1мин)

  2. Актуализация опорных знаний: (5мин)

1 слайд. Как мы узнаем о древних растениях?
Какие источники вам известны? Называют останки растений с раскопок, отпечатки на камнях, содержимое желудков древних животных и др.

2 слайд – Ископаемые остатки (До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов.)

Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

3 слайд- Вымершие папоротникообразные- восстановленный внешний вид (каламит, лепидодендрон, археопрерис) рассматриваем их строение.

4 слайд- Лес каменноугольного периода

5 слайд- Древние папоротникообразные

6 слайд- Древние папоротникообразные.

3. Изучение новой темы.

Беседа по вопросам:

1.А в каких условиях жили эти растения? Посмотрите на рисунки.

Ответ: Обитают во влажных местах.

  1. Как органы они имеют? Ответ: Имеют стебель, листья, корни и корневища.

  2. Какие ткани помогли им стать такими высокими? Ответ: Имеют проводящую, механическую и покровную ткани.

7 Слайд. Познакомимся с Классификация современных папоротникообразных: папоротники, хвощи, плауны.

8 слайд. Современные папоротниковидные.

9 слайд. Строение папоротника. Используя рисунки, слайд учащиеся изучают и рисуют, подписывают основные части: Схема папоротник корневище, придаточные корни, лист-стебель- вайя, спорангии.

10 слайд. Строение вайи папоротника. На нижней стороне листа спорангии –места образования спор. Молодой листик, появляющийся из почки, похож на мохнатую зеленую улитку, покрытую коричневыми чешуйками. Эта "улитка" постепенно раскручивается и растет. Так обычно растут ветки, а не листья, не правда ли?  Это целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Так это и называется — плосковетка, или вайя. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8d/Fern.jpg/1280px-Fern.jpg

Обычно у папоротников хорошо развит подземный побег – корневище. Такой мощный, ползущий под землей побег способствует быстрому вегетативному размножению папоротников.

11 слайд. Строение спорангия. На нижней стороне листе папоротника развиваются сорусы (Со́рус — группа расположенных скученно органов бесполого размножения — спорангиев) . Сорусы выглядят как небольшие вздутия. Внутри сорусов развиваются спорангии – вместилища спор. Сорус может быть прикрыт чешуйкой – покрывальцем. Почти весь мешочек спорангия состоит из одного слоя клеток, и только по кольцу его опоясывает плотный ободок, с помощью которого он вскрывается, когда созреют споры. Споры разносятся ветром.

Первичное закрепление знаний о папоротниках. Самостоятельная работа над таблицей.

11 слайд. Сравнительная характеристика мхов и папоротников

ПРИЗНАКИ

МХИ

ПАПОРОТНИКИ

Представители



Среда обитания



Лист



Стебель



Корневище



Ризоиды




12 слайд. Размножение. Папоротники размножаются спорами и вегетативно (вайями, корневищами). Кроме этого, для папоротников характерно и половое размножение как часть их жизненного цикла. В жизненном цикле чередуется бесполое и половое поколение — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита.

На нижней части листа раскрывается спорангий, споры оседают на земле, прорастает спора, появляется заросток с гаметами, происходит оплодотворение, появляется молодое растение.

13 слайд. Чередование поколений. Стадия гаметофита: от споры до зиготы;
стадия спорофита: от зиготы до образования спор

hello_html_157a8168.png

Слайд 14.Многообразие хвощевидных: полевой, лесной, речной хвощи. Хорошо видна система корневищ, которые глубоко под землей. Обитают на кислой почве в лесу, на лугах, полях, болотах.

15 слайд. Посмотри на полевой хвощ. Правда, он похож на маленькую изящную елочку высотой 20-30 сантиметров? Это летний побег хвоща.

Боковые веточки хвоща расположены мутовчато на главном стебле. Листья чешуйчатые, мелкие. Побег состоит из узлов и междоузлий, мутовчатое расположение листьев. Хвощи способны накапливать из почвы кремнезем.

Листочки у весеннего побега хвоща совсем маленькие Они коричневого цвета, срастаются между собой и обхватывают стебель трубочкой.

Споры хвоща созревают в спорангиях, собранных в колосок. Весенние побеги -бурые со спороносными колосками. Летние побеги – зеленые. Из спор формируется заросток.

58

16 слайд. Плауновидные.

Плаун булавовидный – вымирающее растение, занесенное в Красную книгу редких и вымирающих видов. Это скромное лесное растение, стелющееся зеленой змейкой под пологом леса. Над почвой поднимаются только его спороносные колоски. Это многолетние травянистые растения.

Древние предки плаунов были огромными деревьями высотой до 40 метров. Их стволы в диаметре достигали 1 метра. Ствол древнего растения был густо покрыт узкими листьями. А теперь стебель современного плауна покрыт крохотными листьями-чешуйками. Сейчас сохранилось около тысячи видов плауновидных.

17 слайд. Образование каменного угля. Отмершие растения падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь.

18 слайд. Добыча каменного угля. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. Где в России залежи угля?

19.слайд. Использование каменного угля. Запишите области применения угля.


4.Рефлексия. 20 слайд. Что вы запомнили? Выводы по уроку:

  • К группе папоротникообразных относят три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны.

  • Имеют стебель, листья, корни и корневища.

  • Обитают во влажных местах.

  • Имеют проводящую, механическую и покровную ткани.

  • Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.

  • Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.

  • Высшие споровые растения – живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их нужно охранять.

21 слайд. Спасибо за хорошую работу

22.слайд. Домашнее задание.


Домашнее задание. Параграф 15. Выучить определения терминов: ризоиды, спорангий, гаметы, спорофит, гаметофит, зигота, заросток, вайя.

Знать последовательность в развитии мхов и папоротникообразных Что представляет спорофит и гаметофит у мхов и папоротникообразных?

Кто пропустил занятия, записать в тетрадь эти темы из презентаций.



конспект урока "Папоротникообразные" ( 6 класс)
  • Биология
Описание:

Конспект урока создан совместно с одноименной презентацией.Ориентирован на учебник В.В. Пасечника. 6 класс.

Цели урока:1. Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности   папоротникообразных. 2. Научиться различать их на рисунках и сравнивать с другими растениями. Кроме того продолжаем формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, расширяем кругозор школьников. Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

 

 

 

Автор Сунгатуллина Ризида Саматовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1729
Номер материала 38290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓