Главная / Информатика / конспект урока: "Основы логики, таблицы истинности"

конспект урока: "Основы логики, таблицы истинности"

Мамиева Джамал Германовна учитель информатики


Тема: "Основы логики, таблицы истинности"

Цели: построение таблиц истинности логических выражений.


Задачи:

  1. Ввести понятие “таблица истинности логического выражения”;

  2. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

  3. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности;

  4. Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности.


Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • таблицы истинности логических операций;

  • этапы составления таблиц истинности логических выражений;

Учащиеся должны уметь:

  • строить и заполнять таблицу истинности логического выражения;

  • находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.


Оборудование и программный материал:

  • мультимедийный проектор; компьютеры;

  • редактор презентаций MS PowerPoint ;

  • демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Ход урока


Этапы урока, цель:

Деятельность учителя

Деятельность учеников, их примерные ответы

Время

Организационный этап. Цель: Разделить учащихся на группы.

Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.

Раздает карточки и делит учащихся на группы

Раздает оценочные листы.

Приветствуют учителя.

Учащие выполняют и делятся на группы

Лидер группы заполняет фамилии участников своей группы.

2

Актуализация знаний.







Повторение домашнего задания:

Учитель задает вопросы, слушает ответы.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

- Что такое логика?



- Какие разделы можно выделить в науке «логика»?


- Что изучает формальная логика?


- Каковы главные понятия формальной логики?

- Что такое суждение?



- Какие логические операции вы знаете?



-Заполните таблицу высказываний.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.









- Логика – наука о законах и формах мышления.

- Формальную, математическую, диалектическую логику.

- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости  от конкретного содержания  суждений и умозаключений.

- Это суждения и умозаключения.

- Суждение – некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)


Заполняют в группе таблицу. Проверяют друг- друга.

Оценивают.

4

Изучение нового материала

Цель: Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

Учитель объясняя тему, раздает карточки, наблюдает за работой учащихся.

- Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Групповая работа:

Задание 1: Заполни таблицу истинности

  1. Конъюнкция (умножение)

  2. Дизъюнкция (сложение)

  3. Инверсия (отрицание)




Задание 2: Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

  • Число 17 нечетное и двузначное.

  • Неверно, что корова - хищное животное.

  • На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи.


Задание 3: По биологии ученики должны были выучить параграф из учебника и вырастить росток из семени подсолнуха или гороха.

Представьте это сложное высказывание в виде формулы. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненными.


Задание 4:

Составьте таблицу истинности для высказывания А&BV(-B)





Задание 4:

Решите задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного цвета.



Выполняют задание, проверяют друг-друга. Оценивают.

Конъюнкция

А

В

А&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1





Дизъюнкция

А

В

АVB

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0









Инверсия

А

А

0

1

1

0









A&B


¬A



AVB



А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)


А


В


С


А


В+С


А *(В+С)



A

B

-B

A&B

А&BV(-B)

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0



Наташа - красное

Оксана – черное

Надя – синее

Ольга – голубое

Таня – белое

12

Закрепление

Закрепление на уровне понимания

Учитель: дает задание, слушает варианты ответов.

Групповая работа:

Профессии родственников

В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель - не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.


Учащиеся: выполняют задание в группе. Слушают друг-друга, проверяют, оценивают.

Ответ:

только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - инженер. Жена - не слесарь и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель либо юрист. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем инженер. Следовательно, жена - юрист, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как слесарь младше, то слесарь - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены

10

Закрепление на уровне применения (если позволит время)

Учитель: раздает карточки. Наблюдает за работой учащихся.

Задание по карточкам:

1. A&(BV(A))

A

B

A

BV(A)

A&(BV(A))

1

1

0



1

0

0



0

1

1



0

0

1





2. AV((A&B))


A

B

A&B

(A&B)

AV((A&B))

1

1

1



1

0

0



0

1

0



0

0

0




  1. A&BV(B)

A

B

A

BV(A)

A&(BV(A))

1

1

1



1

0

0



0

1

0



0

0

0




Учащиеся выполняют задания, проверяют ответы друг-друга, оценивают.

Выполняют задания:

1. A&(BV(A))

A

B

A

BV(A)

A&(BV(A))

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0


2. AV((A&B))


A

B

A&B

(A&B)

AV((A&B))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1


  1. A&BV(B)

A

B

A

BV(A)

A&(BV(A))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0


10

Рефлексия

  • О чем был урок?

  • Что нового я узнал на уроке?

  • Что больше всего меня заинтересовало?

  • Комфортно ли было мне работать в группе?

  • Соблюдал ли я правила работы в группе?

  • Чему я научился?

  • Насколько трудным был сегодняшний урок?

  • Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?

  • Понравился ли тебе урок?

Учащиеся отвечают на вопросы, выражают свое мнение.

Активное участие всех учеников.

5

Итог урока



Домашнее задание

Суммативное оценивание.



Выводит на экран домашнее задание: Стр. 24. задание: 1, 2.

Лидер группы оценивает учащихся. Выводит итоговую оценку за работу учащихся и дает учителю.

Записывают в дневник домашнее задание.

2





конспект урока: "Основы логики, таблицы истинности"
  • Информатика
Описание:

 

Тема: "Основы логики, таблицы истинности"

Цели: построение таблиц истинности логических выражений.

 

Задачи:

1.      Ввести понятие “таблица истинности логического выражения”;

2.      Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

3.      Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности;

4.      Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

·  таблицы истинности логических операций;

·этапы составления таблиц истинности логических выражений;

Учащиеся должны уметь:

·строить  и заполнять таблицу истинности логического выражения;

·находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Оборудование и программный материал:

·         мультимедийный проектор; компьютеры;

·         редактор презентаций MS PowerPoint ;

·         демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Ход урока

 

Этапы урока,  цель:

Деятельность учителя

Деятельность учеников, их примерные ответы

Время

Организационный этап. Цель: Разделить учащихся на группы.

Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.

Раздает карточки и делит учащихся на группы

Раздает оценочные листы.

Приветствуют учителя.

Учащие выполняют  и делятся на группы

Лидер группы заполняет фамилии участников своей группы.

2

Актуализация знаний.

 

 

 

Повторение домашнего задания:

Учитель задает вопросы, слушает ответы.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

- Что такое логика?

 

 

- Какие разделы можно выделить в науке «логика»?

 

- Что изучает формальная логика?

 

- Каковы главные понятия формальной логики?

- Что такое суждение?

 

- Какие логические операции вы знаете?

 

-Заполните таблицу высказываний.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

 

 

 

- Логика – наука о законах и формах мышления.

- Формальную, математическую, диалектическую логику.

- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости  от конкретного содержания  суждений и умозаключений.

- Это суждения и умозаключения.

- Суждение – некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)

 

Заполняют в группе таблицу. Проверяют друг- друга.

Оценивают.

4

Изучение нового материала

Цель:  Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

 

Учитель объясняя тему, раздает карточки, наблюдает за работой учащихся.

- Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Групповая работа:

Задание 1: Заполни таблицу истинности

1.      Конъюнкция (умножение)

2.      Дизъюнкция (сложение)

3.      Инверсия (отрицание)

 

 

 

Задание 2: Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

      Число 17 нечетное и двузначное.

      Неверно, что корова - хищное животное.

      На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи.

 

Задание 3:  По биологии ученики должны были выучить параграф из учебника и вырастить росток из семени подсолнуха или гороха.

Представьте это сложное высказывание в виде формулы. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненными.

 

Задание 4:  

Составьте таблицу истинности  для высказывания  А&BV(-B)

 

 

 

 

Задание 4:

Решите задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного  цвета.

 

 

Конъюнкция

А

В

А&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Выполняют задание, проверяют друг-друга. Оценивают.

 

 

Дизъюнкция

А

В

АVB

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

 

 

 

Инверсия

А

ØА

0

1

1

0

 

 

 

 

 

 

 

A&B

 

¬A

 

 

AVB

 

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

 

A

B

-B

A&B

А&BV(-B)

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

 

 

Наташа - красное

Оксана – черное

Надя – синее

Ольга – голубое

Таня – белое

12

Закрепление

Закрепление на уровне понимания

Учитель: дает задание, слушает варианты ответов.

Групповая работа:

Профессии родственников

В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель - не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.

 

Учащиеся: выполняют задание в группе. Слушают друг-друга, проверяют, оценивают.

Ответ:

только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - инженер. Жена - не слесарь и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель либо юрист. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем инженер. Следовательно, жена - юрист, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как слесарь младше, то слесарь - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены

10

Закрепление на уровне применения (если позволит время)

Учитель: раздает карточки. Наблюдает за работой учащихся.

Задание по карточкам:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

 

 

1

0

0

 

 

0

1

1

 

 

0

0

1

 

 

 

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

 

Учащиеся выполняют задания, проверяют ответы друг-друга, оценивают.

Выполняют задания:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

 

10

Рефлексия

·         О чем был урок?

·         Что нового я узнал на уроке?

·         Что больше всего меня заинтересовало?

·         Комфортно ли было мне работать в группе?

·         Соблюдал ли я правила работы в группе?

·         Чему я научился?

·         Насколько трудным был сегодняшний урок?

·         Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?

·         Понравился ли тебе урок?

Учащиеся отвечают на вопросы, выражают свое мнение.

Активное участие всех учеников.

5

Итог урока 

 

Домашнее задание

Суммативное оценивание.

 

Выводит на экран домашнее задание: Стр. 24. задание: 1, 2.

Лидер группы оценивает учащихся. Выводит итоговую оценку за работу учащихся и дает учителю.

Записывают в дневник домашнее задание.

2

 

 

 

 

 

Автор Мамиева Джамал Германовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1208
Номер материала 49880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓