Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока: "Основы логики, таблицы истинности"

конспект урока: "Основы логики, таблицы истинности"

Скачать материал

 

Тема: "Основы логики, таблицы истинности"

Цели: построение таблиц истинности логических выражений.

 

Задачи:

1.      Ввести понятие “таблица истинности логического выражения”;

2.      Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

3.      Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности;

4.      Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

·  таблицы истинности логических операций;

· этапы составления таблиц истинности логических выражений;

Учащиеся должны уметь:

· строить  и заполнять таблицу истинности логического выражения;

· находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Оборудование и программный материал:

·                                 мультимедийный проектор; компьютеры;

·                                 редактор презентаций MS PowerPoint ;

·                                 демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Ход урока

 

Этапы урока,  цель:

Деятельность учителя

Деятельность учеников, их примерные ответы

Время

Организационный этап. Цель: Разделить учащихся на группы.

Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.

Раздает карточки и делит учащихся на группы

Раздает оценочные листы.

Приветствуют учителя.

Учащие выполняют  и делятся на группы

Лидер группы заполняет фамилии участников своей группы.

2

Актуализация знаний.

 

 

 

Повторение домашнего задания:

Учитель задает вопросы, слушает ответы.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

- Что такое логика?

 

 

- Какие разделы можно выделить в науке «логика»?

 

- Что изучает формальная логика?

 

- Каковы главные понятия формальной логики?

- Что такое суждение?

 

- Какие логические операции вы знаете?

 

-Заполните таблицу высказываний.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

 

 

 

- Логика – наука о законах и формах мышления.

- Формальную, математическую, диалектическую логику.

- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости  от конкретного содержания  суждений и умозаключений.

- Это суждения и умозаключения.

- Суждение – некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)

 

Заполняют в группе таблицу. Проверяют друг- друга.

Оценивают.

4

Изучение нового материала

Цель:  Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

 

Учитель объясняя тему, раздает карточки, наблюдает за работой учащихся.

- Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Групповая работа:

Задание 1: Заполни таблицу истинности

1.      Конъюнкция (умножение)

2.      Дизъюнкция (сложение)

3.      Инверсия (отрицание)

 

 

 

Задание 2: Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

      Число 17 нечетное и двузначное.

      Неверно, что корова - хищное животное.

      На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи.

 

Задание 3:  По биологии ученики должны были выучить параграф из учебника и вырастить росток из семени подсолнуха или гороха.

Представьте это сложное высказывание в виде формулы. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненными.

 

Задание 4:  

Составьте таблицу истинности  для высказывания  А&BV(-B)

 

 

 

 

Задание 4:

Решите задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного  цвета.

 

 

Конъюнкция

А

В

А&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Выполняют задание, проверяют друг-друга. Оценивают.

 

 

Дизъюнкция

А

В

АVB

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

 

 

 

Инверсия

А

ØА

0

1

1

0

 

 

 

 

 

 

 

A&B

 

¬A

 

 

AVB

 

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

 

A

B

-B

A&B

А&BV(-B)

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

 

 

Наташа - красное

Оксана – черное

Надя – синее

Ольга – голубое

Таня – белое

12

Закрепление

Закрепление на уровне понимания

Учитель: дает задание, слушает варианты ответов.

Групповая работа:

Профессии родственников

В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель - не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.

 

Учащиеся: выполняют задание в группе. Слушают друг-друга, проверяют, оценивают.

Ответ:

только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - инженер. Жена - не слесарь и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель либо юрист. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем инженер. Следовательно, жена - юрист, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как слесарь младше, то слесарь - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены

10

Закрепление на уровне применения (если позволит время)

Учитель: раздает карточки. Наблюдает за работой учащихся.

Задание по карточкам:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

 

 

1

0

0

 

 

0

1

1

 

 

0

0

1

 

 

 

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

Учащиеся выполняют задания, проверяют ответы друг-друга, оценивают.

Выполняют задания:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

10

Рефлексия

·         О чем был урок?

·         Что нового я узнал на уроке?

·         Что больше всего меня заинтересовало?

·         Комфортно ли было мне работать в группе?

·         Соблюдал ли я правила работы в группе?

·         Чему я научился?

·         Насколько трудным был сегодняшний урок?

·         Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?

·         Понравился ли тебе урок?

Учащиеся отвечают на вопросы, выражают свое мнение.

Активное участие всех учеников.

5

Итог урока  

 

Домашнее задание

Суммативное оценивание.

 

Выводит на экран домашнее задание: Стр. 24. задание: 1, 2.

Лидер группы оценивает учащихся. Выводит итоговую оценку за работу учащихся и дает учителю.

Записывают в дневник домашнее задание.

2

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока: "Основы логики, таблицы истинности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тема: "Основы логики, таблицы истинности"

Цели: построение таблиц истинности логических выражений.

 

Задачи:

1.      Ввести понятие “таблица истинности логического выражения”;

2.      Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

3.      Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности;

4.      Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

·  таблицы истинности логических операций;

·этапы составления таблиц истинности логических выражений;

Учащиеся должны уметь:

·строить  и заполнять таблицу истинности логического выражения;

·находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

 

Оборудование и программный материал:

·         мультимедийный проектор; компьютеры;

·         редактор презентаций MS PowerPoint ;

·         демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Ход урока

 

Этапы урока,  цель:

Деятельность учителя

Деятельность учеников, их примерные ответы

Время

Организационный этап. Цель: Разделить учащихся на группы.

Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.

Раздает карточки и делит учащихся на группы

Раздает оценочные листы.

Приветствуют учителя.

Учащие выполняют  и делятся на группы

Лидер группы заполняет фамилии участников своей группы.

2

Актуализация знаний.

 

 

 

Повторение домашнего задания:

Учитель задает вопросы, слушает ответы.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

- Что такое логика?

 

 

- Какие разделы можно выделить в науке «логика»?

 

- Что изучает формальная логика?

 

- Каковы главные понятия формальной логики?

- Что такое суждение?

 

- Какие логические операции вы знаете?

 

-Заполните таблицу высказываний.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

 

 

 

- Логика – наука о законах и формах мышления.

- Формальную, математическую, диалектическую логику.

- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости  от конкретного содержания  суждений и умозаключений.

- Это суждения и умозаключения.

- Суждение – некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)

 

Заполняют в группе таблицу. Проверяют друг- друга.

Оценивают.

4

Изучение нового материала

Цель:  Изучить последовательность действий построения таблиц истинности;

 

Учитель объясняя тему, раздает карточки, наблюдает за работой учащихся.

- Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Групповая работа:

Задание 1: Заполни таблицу истинности

1.      Конъюнкция (умножение)

2.      Дизъюнкция (сложение)

3.      Инверсия (отрицание)

 

 

 

Задание 2: Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

      Число 17 нечетное и двузначное.

      Неверно, что корова - хищное животное.

      На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи.

 

Задание 3:  По биологии ученики должны были выучить параграф из учебника и вырастить росток из семени подсолнуха или гороха.

Представьте это сложное высказывание в виде формулы. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненными.

 

Задание 4:  

Составьте таблицу истинности  для высказывания  А&BV(-B)

 

 

 

 

Задание 4:

Решите задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного  цвета.

 

 

Конъюнкция

А

В

А&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Выполняют задание, проверяют друг-друга. Оценивают.

 

 

Дизъюнкция

А

В

АVB

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

 

 

 

Инверсия

А

ØА

0

1

1

0

 

 

 

 

 

 

 

A&B

 

¬A

 

 

AVB

 

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

    А

 

    В

 

 С

 

А

 

В+С

 

А *(В+С)

 

 

A

B

-B

A&B

А&BV(-B)

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

 

 

Наташа - красное

Оксана – черное

Надя – синее

Ольга – голубое

Таня – белое

12

Закрепление

Закрепление на уровне понимания

Учитель: дает задание, слушает варианты ответов.

Групповая работа:

Профессии родственников

В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель - не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессии каждого.

 

Учащиеся: выполняют задание в группе. Слушают друг-друга, проверяют, оценивают.

Ответ:

только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому ее профессия - инженер. Жена - не слесарь и не экономист (кто-нибудь видел когда-нибудь женские футбольные сборные на наших заводах?). Следовательно, она учитель либо юрист. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем инженер. Следовательно, жена - юрист, а учитель - тот, кто не является ей кровным родственником, то есть ее муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как слесарь младше, то слесарь - это сын, а экономист - его дед, то есть отец жены

10

Закрепление на уровне применения (если позволит время)

Учитель: раздает карточки. Наблюдает за работой учащихся.

Задание по карточкам:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

 

 

1

0

0

 

 

0

1

1

 

 

0

0

1

 

 

 

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

 

 

1

0

0

 

 

0

1

0

 

 

0

0

0

 

 

 

Учащиеся выполняют задания, проверяют ответы друг-друга, оценивают.

Выполняют задания:

1.   A&(BV(ØA))

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

 

2. AV(Ø(A&B))

 

A

B

A&B

Ø(A&B)

AV(Ø(A&B))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

 

  1. A&BV(ØB)

A

B

ØA

BV(ØA)

A&(BV(ØA))

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

 

10

Рефлексия

·         О чем был урок?

·         Что нового я узнал на уроке?

·         Что больше всего меня заинтересовало?

·         Комфортно ли было мне работать в группе?

·         Соблюдал ли я правила работы в группе?

·         Чему я научился?

·         Насколько трудным был сегодняшний урок?

·         Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?

·         Понравился ли тебе урок?

Учащиеся отвечают на вопросы, выражают свое мнение.

Активное участие всех учеников.

5

Итог урока 

 

Домашнее задание

Суммативное оценивание.

 

Выводит на экран домашнее задание: Стр. 24. задание: 1, 2.

Лидер группы оценивает учащихся. Выводит итоговую оценку за работу учащихся и дает учителю.

Записывают в дневник домашнее задание.

2

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 678
    • DOCX 120.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мамиева Джамал Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мамиева Джамал Германовна
    Мамиева Джамал Германовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11160
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 620 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 951 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе