Главная / Биология / Конспект урока: "Осанка. Предупреждение плоскостопия".

Конспект урока: "Осанка. Предупреждение плоскостопия".

Урок биологии в 8 классе.

«Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Цели урока:

  1. Дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; *разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

  2. Воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Задачи урока

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,

  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Основные термины:

  • Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов


1.Актуализация знаний.

Прием «горячий стул». Ученик садится на стул лицом к одноклассникам, а учитель стоит у него за спиной и показывает таблички с терминами. Ученики в классе должны объяснить это понятие, не называя его, а ученик на стуле должен отгадать, о чем идет речь. (Можно использовать понятия: перелом, вывих, синергисты, антагонисты, динамическая работа, гиподинамия).


Подведение к формулировке темы урока.

Учитель привязывает одну из учениц косой к стулу и спрашивает у класса, зачем он это сделал. Какова тема сегодняшнего урока?

Формулируется тема и записывается на доске и в тетрадях.

А как бы вы сформулировали определение, что такое осанка? Выслушиваются ответы детей, сверяются с определением в учебнике и записывается в тетрадь.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители заботились о безупречной осанке своих дочерей.

В свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спинку! – неустанно повторяли они. Подданные должны узнавать повелителя не по его одежде и короне. А по осанке. Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.


Учитель задает вопрос классу: что вам известно по этой теме? Что бы вы хотели узнать? Все это оформляется на доске в виде дерева ожидания. На куске ватмана или прямо на доске рисуется дерево и на него приклеиваются зеленые яблоки из стикеров, на которых написаны вопросы, которые они будут изучать на уроке.

Беседа с классом.

Как вы думаете, нарушения осанки проявляются у всех одинаково?

Степень нарушения может измениться?

Ребята работают с текстом учебника и читают информацию про степени нарушения осанки. Потом идет обсуждение в классе.

Подробно останавливаемся на нарушениях, которые затрагивают скелет. (демонстрация слайдов). По ходу демонстрации и объяснения учителя, ученики записывают в тетрадях термины и их пояснение: лордоз, кифоз, сколиоз, плоская спина, круглая спина.

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.


Вопрос классу: что может стать причиной нарушения осанки? Ребята в тетрадях, прослушивая ситуации, которые зачитывает учитель, составляют кластер (схему) причины нарушения осанки.

Ситуация 1


hello_html_3578c4d0.png

Ситуация 2

hello_html_5e93a4e0.png

Ситуация 3

hello_html_431b0bd9.png

Ситуация 4

hello_html_380ca23a.png

Ситуация 5

hello_html_m685c6da6.png






Ситуация 6


hello_html_488eadd8.png


А какова должна быть правильная осанка по вашему мнению?

Работают с раздаточным материалом. Необходимо подчеркнуть признаки правильной осанки.



hello_html_m6bb1071.jpg
















Правильность выбора можно обсудить устно или показать слайд с правильным выбором.


Физминутка. Созвучна с темой сегодняшнего урока. Встать из-за парт, положить на голову дневник или учебник, не толстый и повторять за одной из учениц или учителем.

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки. Талия, коленки, пятки. Задача состоит в том, чтобы учебник не упал на пол.


Что надо делать, чтобы выработать правильную осанку? Беседа с классом.

Учитель просит детей замереть в том положении, в котором они находятся на данный момент. Зачитывает правила, как надо сидеть за столом, а все обращают внимание на свое положение.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  • В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

  • Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

  • Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

  • Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

  • Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

  • Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

После этих правил, мы уже убедились, что большинство из вас неправильно сидят за столом, а теперь проведем лабораторную работу и попробуем экспериментальным путем выявить у вас нарушения осанки. Результаты необходимо занести в листы самоанализа.

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.

  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.



Приложение 1. Лист самоанализа




Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________



ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ


Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

(ДА или НЕТ)

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне

  2. Один плечевой сустав расположен выше другого

  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

  4. Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию






Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

  1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей.

  2. Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Норма

Осанка нарушена


Возможные причины выявленных нарушений осанки:


__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы


Выявление плоскостопия

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Подчеркните:


Плоскостопие:

а) выявлено

б) не выявлено



Возможные причины выявленного плоскостопия:


__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



А теперь послушайте ситуацию.

Ситуация 6. На день рождения подруги школьница Лида пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Лиде пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Лиды?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.


Вам дома необходимо было сделать отпечаток своей стопы. Сейчас мы с вами и проверим, есть ли у вас такое нарушение опорно-двигательного аппарата. Соедините центр пятки и середину третьего пальца. Если самая узкая часть стопы пересекает эту линию, значит, у вас имеется плоскостопие. Результат занесите в лист самоанализа.


Работа в группах.

1. Каковы на ваш взгляд причины плоскостопия. Составить схему.

2.предложите комплекс упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

3. Предложите вариант использования привычных вещей: кепка, шарф и еловая шишка для формирования правильной осанки или предупреждения плоскостопия.

Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.

Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.



Закрепление.

1. По рисунку определить вид нарушения осанки.



hello_html_69effc05.png

Учитель зачитывает отрывок, а учащиеся должны определить о каком нарушении здесь идет речь.

О каком нарушении опорно-двигательного аппарата идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги..." 


Мы на уроке много говорили о причинах нарушения осанки, как выработать правильную осанку. А зачем она нужна эта правильная осанка? К каким последствиям может привести неправильная осанка?

Беседа с классом. Выводы.

Причины иметь правильную осанку

  • 1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
    Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

  • 2. Дыхание становится легким и более глубоким.
    Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

  • 3. Улучшается дыхание и пищеварение.
    Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

  • 4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
    Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

  • 5. Голос будет казаться лучше.
    Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.

  • 6. Помогает мышцам и суставам.
    Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

  • 7. Улучшается мышление.
    Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.


В заключении работы мы с вами составим синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.


А теперь давайте вернемся к нашему дереву и посмотрим, созрели ли наши яблочки? Напоминаются вопросы, которые ставились в начале урока. Зеленые яблоки заклеиваются красными. Урожай наш к концу урока созрел, и мы нашли ответы на все поставленные вопросы.

Домашнее задание. Параграф, оформить лист самоанализа. Составить кроссворд по теме.


Конспект урока: "Осанка. Предупреждение плоскостопия".
  • Биология
Описание:

Цели урока:

1.    Дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; *разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

2.    Воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Задачи урока

1.    Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,

  1. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  2. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Основные термины:

·         Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов

 

Автор Жмакина Елена Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1609
Номер материала 39919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓