Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Деепричастие" (7 класс)

Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Деепричастие" (7 класс)

Тема урока Употребление деепричастий

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Деепричастие».


Задачи:


1. Образовательные:

- закрепить знание теоретического материала;

- повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;

- развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.


2. Воспитательные:

- содействовать развитию любознательности, дисциплинированности детей;

- воспитывать эстетические, нравственные чувства и качества;


3. Коррекционно – развивающие:

- развивать память, мышление обучающихся;

- корректировать речь учеников.


Оборудование: ТСО, наглядные пособия, схемы предложений с прямой речью.


Тип урока: обобщающее повторение.




Проверка дом. Задания






К1-К4





У доски







Беседа по теории с классом:







Прооверяем у доски!


Текст














Объявление темы урока


СЛАЙД №







Работа с новым материалом



Заполняем таблицу





Правило




Распечатка № 2














СЛАЙД №














Закрепление










Распечатка № 3




Запись в тетрадь исправленных предложений, используя правило


















СЛАЙД №




































«Лодорский водопад»




СЛАЙД №



































РАБОТА С ТЕСТАМИ








Домашнее задание



Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало.Я измучился, всё время дёргая её. Наконец берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр . С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.

"Я никогда не знала, что деревья, погибая, стонут, как люди", - растерянно сказала жена. (По Ю. Бондареву)



Крыло 1. Образовать деепричастия сов /несов вида


Крыло 2. По составу дееприч. Выписать из текста и разобрать – 3 любых



-Что такое деепричастие?

Что обозначает деепичастие?

-На какие вопросы отвечает деепричастие?

-Какие части речи объединяет в себе деепричастие?

Как образуются деепричастия?

-Каким членом предложения в тексте является деепричастие?

-Что такое деепричастный оборот?


Проверяем у доски!


-Прочитайте текст без деепричастий и деепричастных оборотов.

-Каким получился текст?


1 группа учащихся из этого текста исключает все дееприч и д.о.

2 – заменяет д. и д.о глаголами.

Что получилось? Какие выводы можно сделать?

1. – текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность.

2. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.

Учитель: таким образом, деепричастие " дорисовывает" картину, помогают пробудить зрительные образы, сформировать чувства.

Какое впечатление на вас произвёл этот текст? Чему он учит?


Тема урока «Использование деепричастий в речи»

Цель урока:

  1. Показать преимущества употребления деепричастий в речи, изобразительные возможности деепричастий.


  1. Научить видеть ошибки, связанные с употреблением деепричастий, грамотно включать дееприч. в предложение



Блистуя, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.


Стеклянный, редкий и ядреный

С веселым шорохом бузя,(спеша)

Промчался дождь, и водопад веселый

Затих, прохладою вопя (дыша).

Задумчивая ночь, смеясь сменив мятежный день,

На все набросила таинственную тень.

-





(обратное крыло доски – заранее записано)


Я,увидев море.


Выйдя на берег моря, слетела шляпа.


Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.


Записываем на доске ответ


- перед вами правило, как надо употреблять деепричатия в речи. Делаем вывод:



Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий



Я,увидев море.




Должен быть

глагол-сказуемое



Выйдя на берег моря, слетела шляпа.



Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица



Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.



Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие


Виды устранения ошибок!



Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?


Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.


Исправьте её.


-Запишите правильные варианты, исправив подобные ошибки в предложениях. (слайд 12)


1. Один раз увидев Байкал, навсегда сохранятся в памяти прекрасные картины этого озера.


2.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.


3. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал









Я хочу вас познакомить с художником Айвазовским, его картиной «Ниагарский водопад»

ЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович [17(29).7.1817, Феодосия, - 19.4(2.5).1900, там же], русский живописец-маринист. В 1837 окончил Петербургскую академию художеств и приобрел известность как мастер морского пейзажа (марины). Всего им создано до 6 тысяч картин, большое количество акварелей и рисунков. В Феодосии Айвазовский создал художественную мастерскую, картинную галерею и археологический музей


В 1892 г. И.К. Айвазовский совершил путешествие в Северную Америку, где с большим успехом прошла выставка его произведений. Картина, написанная вскоре после возвращения из-за океана, радует свежестью колорита, прекрасно переданным ощущением влажного воздуха. Несмотря на затянутое серыми облаками небо, пейзаж пронизан светом солнечных лучей, преобразивших воду и берег. Замечательное украшение полотна - радуга, которую Айвазовский, судя по рисункам в его путевом американском альбоме, действительно наблюдал над водопадом. Матовая поверхность холста, легкая живописная манера обычны для произведений художника тех лет.




1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

КЛЮЧ: Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)

КЛЮЧ: Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.

3.Знакомясь с творчеством и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

КЛЮЧ: Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.



Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре!

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)


УСТНО-анализ.

-В поэзии это ЗВУКОПИСЬ.





-Открыли тесты СТР. 16 № 6


Выбрать и выписать правильные ответы


Пример из ГИА




Составить и записать 8 предложений , тема «Наше море зимой».





Приложение



К1

Выписать из текста и разобрать по составу 3 любых деепричастия




К2


Образовать деепричастия сов/несов. вида от глаголов:


Срезать, улыбаться, прикоснуться, прикасаться, услышать, опереться




К3

Выполнить полный синтаксический разбор предложения (указать части речи, построить схему, дать характеристику)



Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости.




К4

Выполнить полный синтаксический разбор предложения (указать части речи, построить схему, дать характеристику)



С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.









Индивидуально:



Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот


Я нач. л п.лить отж.вшую б.рёзу (не) испытывая н.какой жал.сти.





Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот


П.лил, думая, что осв.бождаю в с.ду пр.странство для расцв.тающ.й кр.соты.





Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот


И вдру. мучительн. заст.нала она в предсмертн.й бол. уже в.лясь падая судорожн. ц.пляясь за л.ству своих м.л.дых с.стёр


Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий



Я,увидев море.




Должен быть

глагол-сказуемое



Выйдя на берег моря, слетела шляпа.



Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица



Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.



Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие



Р3 Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?


  1. Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.


2 . Один раз увидев Байкал, навсегда сохранятся в памяти прекрасные картины этого озера.


3.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.


4. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал

Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий



Я,увидев море.




Должен быть

глагол-сказуемое



Выйдя на берег моря, слетела шляпа.



Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица



Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.



Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие



Р3 Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?


  1. Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.


2 . Один раз увидев Байкал, навсегда сохранятся в памяти прекрасные картины этого озера.


3.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.


4. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал



Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Деепричастие" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока Употребление деепричастий

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Деепричастие».

 

 Задачи:

 

 1. Образовательные:

 - закрепить знание теоретического материала;

 - повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;

 - развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.

 

 2. Воспитательные:

 - содействовать развитию любознательности, дисциплинированности детей;

 - воспитывать эстетические, нравственные чувства и качества;

 

 3. Коррекционно – развивающие:

 - развивать память, мышление обучающихся;

 - корректировать речь учеников.

 

 Оборудование: ТСО, наглядные пособия, схемы предложений с прямой речью.

 

 Тип урока: обобщающее повторение.

 

 

 

Проверка дом. Задания

 

 

 

 

 

К1-К4

 

 

 

 

У доски

 

 

 

 

 

 

Беседа по теории с классом:

 

 

 

 

 

 

Прооверяем у доски!

 

Текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объявление темы урока

 

СЛАЙД №

 

 

 

 

 

 

Работа с новым материалом

 

 

Заполняем таблицу

 

 

 

 

Правило

 

 

 

Распечатка № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распечатка № 3

 

 

 

Запись в тетрадь исправленных предложений, используя правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лодорский водопад»

 

 

 

СЛАЙД №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА С ТЕСТАМИ

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало.Я измучился, всё время дёргая её. Наконец берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр . С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.

 "Я никогда не знала, что деревья, погибая, стонут, как люди", - растерянно сказала жена. (По Ю. Бондареву)

 

 

Крыло 1. Образовать деепричастия сов /несов вида

 

Крыло 2. По составу дееприч. Выписать из текста и разобрать – 3 любых

 

 

-Что такое деепричастие?

Что обозначает деепичастие?

-На какие вопросы отвечает деепричастие?

-Какие части речи объединяет в себе деепричастие?

Как образуются деепричастия?

-Каким членом предложения в тексте является деепричастие?

-Что такое деепричастный оборот?

 

Проверяем у доски!

 

-Прочитайте текст без деепричастий и деепричастных оборотов.

-Каким получился текст?

 

1 группа учащихся из этого текста исключает все дееприч и д.о.

 2 – заменяет д. и д.о глаголами.

 Что получилось? Какие выводы можно сделать?

 1. – текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность.

 2. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.

Учитель: таким образом, деепричастие " дорисовывает" картину, помогают пробудить зрительные образы, сформировать чувства.

 Какое впечатление на вас произвёл этот текст? Чему он учит?

 

Тема урока «Использование деепричастий в речи»

Цель урока: 

1.      Показать преимущества употребления деепричастий в речи, изобразительные возможности деепричастий.

 

2.      Научить видеть ошибки, связанные с употреблением деепричастий, грамотно включать дееприч. в предложение

 

Блистуя, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.

 

Стеклянный, редкий и ядреный

С веселым шорохом бузя,(спеша)

Промчался дождь, и водопад веселый

Затих, прохладою вопя (дыша).

Задумчивая ночь, смеясь сменив мятежный день,

На все набросила таинственную тень.

-

 

 

(обратное крыло доски – заранее записано)

 

Я,увидев море.

 

Выйдя на берег моря, слетела шляпа.

 

Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.

 

Записываем на доске ответ

 

- перед вами правило, как надо употреблять деепричатия в речи. Делаем вывод:

 

 

Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий

 

 

Я,увидев море.

 

 

 

Должен быть

глагол-сказуемое

 

 

Выйдя на берег моря, слетела шляпа.

 

 

Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица

 

 

Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.

 

 

Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие

 

Виды устранения ошибок!

 

 

Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?

 

Сидя у иллюминатора,  был слышен крик чаек.

 

Исправьте её.

 

-Запишите правильные варианты, исправив подобные ошибки в предложениях. (слайд 12)

 

1. Один раз увидев  Байкал, навсегда сохранятся в  памяти прекрасные картины этого озера.

 

2.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.

 

3. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал

 

 

 

 

 

 

 

 

Я хочу вас познакомить с художником Айвазовским, его картиной «Ниагарский водопад»

ЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович [17(29).7.1817, Феодосия, - 19.4(2.5).1900, там же], русский живописец-маринист. В 1837 окончил Петербургскую академию художеств и приобрел известность как мастер морского пейзажа (марины). Всего им создано до 6 тысяч картин, большое количество акварелей и рисунков. В Феодосии Айвазовский создал художественную мастерскую, картинную галерею и археологический музей

 

В 1892 г. И.К. Айвазовский совершил путешествие в Северную Америку, где с большим успехом прошла выставка его произведений. Картина, написанная вскоре после возвращения из-за океана, радует свежестью колорита, прекрасно переданным ощущением влажного воздуха. Несмотря на затянутое серыми облаками небо, пейзаж пронизан светом солнечных лучей, преобразивших воду и берег. Замечательное украшение полотна - радуга, которую Айвазовский, судя по рисункам в его путевом американском альбоме, действительно наблюдал над водопадом. Матовая поверхность холста, легкая живописная манера обычны для произведений художника тех лет.

 

 

 

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.    

 (Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

КЛЮЧ: Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

            2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)

КЛЮЧ: Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.

            3.Знакомясь с творчеством и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

КЛЮЧ: Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

 

 

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь  шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре!

                                        (Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

 

УСТНО-анализ.

-В поэзии это ЗВУКОПИСЬ.

 

 

 

 

-Открыли тесты СТР. 16 № 6

 

Выбрать и выписать правильные ответы

 

Пример из ГИА

 

 

 

Составить и записать 8 предложений , тема «Наше море зимой».

 

 

 

 

Приложение

 

 

К1

Выписать из текста и разобрать по составу 3 любых деепричастия

 

 

 

К2

 

Образовать деепричастия сов/несов. вида от глаголов:

 

Срезать, улыбаться, прикоснуться, прикасаться, услышать, опереться

 

 

 

К3

Выполнить полный синтаксический разбор предложения (указать части речи, построить схему, дать характеристику)

 

 

Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости.

 

 

 

К4

Выполнить полный синтаксический разбор предложения (указать части речи, построить схему, дать характеристику)

 

 

С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально:

 

 

Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот

 

Я нач. л п.лить отж.вшую б.рёзу (не) испытывая н.какой жал.сти.

 

 

 

 

Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот

 

П.лил, думая, что осв.бождаю в с.ду пр.странство для расцв.тающ.й кр.соты.

 

 

 

 

Расставить знаки препинания, выделить деепричастие/деепричастный оборот

 

И вдру. мучительн. заст.нала она в предсмертн.й бол.   уже в.лясь  падая  судорожн.   ц.пляясь за л.ству своих м.л.дых с.стёр

 

Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий

 

 

Я,увидев море.

 

 

 

Должен быть

глагол-сказуемое

 

 

Выйдя на берег моря, слетела шляпа.

 

 

Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица

 

 

Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.

 

 

Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие

 

 

Р3 Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?

 

1.      Сидя у иллюминатора,  был слышен крик чаек.

 

2 . Один раз увидев  Байкал, навсегда сохранятся в  памяти прекрасные картины этого озера.

 

3.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.

 

4. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал

Пример-ошибка

Грамматически правильно

Правило употребления деепричастий

 

 

Я,увидев море.

 

 

 

Должен быть

глагол-сказуемое

 

 

Выйдя на берег моря, слетела шляпа.

 

 

Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица

 

 

Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.

 

 

Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении

Виды устранения ошибок!

Изменить синтаксическую конструкцию

Изменить деепричастие

 

 

Р3 Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?

 

1.      Сидя у иллюминатора,  был слышен крик чаек.

 

2 . Один раз увидев  Байкал, навсегда сохранятся в  памяти прекрасные картины этого озера.

 

3.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.

 

4. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал

 

 

 

Автор Колмыкова Галина Генадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 839
Номер материала 30869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓