- Учебник: «Русский язык (базовый уровень)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др.
- Тема: Лексика и фразеология
- 01.10.2020
- 820
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока Употребление деепричастий
Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Деепричастие».
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить знание теоретического материала;
- повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;
- развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.
2. Воспитательные:
- содействовать развитию любознательности, дисциплинированности детей;
- воспитывать эстетические, нравственные чувства и качества;
3. Коррекционно – развивающие:
- развивать память, мышление обучающихся;
- корректировать речь учеников.
Оборудование: ТСО, наглядные пособия, схемы предложений с прямой речью.
Тип урока: обобщающее повторение.
Проверка дом. Задания
К1-К4
У доски
Беседа по теории с классом:
Прооверяем у доски!
Текст
Объявление темы урока
СЛАЙД №
Работа с новым материалом
Заполняем таблицу
Правило
Распечатка № 2
СЛАЙД №
Закрепление
Распечатка № 3
Запись в тетрадь исправленных предложений, используя правило
СЛАЙД №
«Лодорский водопад»
СЛАЙД №
РАБОТА С ТЕСТАМИ
Домашнее задание
Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало.Я измучился, всё время дёргая её. Наконец берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр . С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.
"Я никогда не знала, что деревья, погибая, стонут, как люди", - растерянно сказала жена. (По Ю. Бондареву)
Крыло 1. Образовать деепричастия сов /несов вида
Крыло 2. По составу дееприч. Выписать из текста и разобрать – 3 любых
-Что такое деепричастие?
Что обозначает деепичастие?
-На какие вопросы отвечает деепричастие?
-Какие части речи объединяет в себе деепричастие?
Как образуются деепричастия?
-Каким членом предложения в тексте является деепричастие?
-Что такое деепричастный оборот?
Проверяем у доски!
-Прочитайте текст без деепричастий и деепричастных оборотов.
-Каким получился текст?
1 группа учащихся из этого текста исключает все дееприч и д.о.
2 – заменяет д. и д.о глаголами.
Что получилось? Какие выводы можно сделать?
1. – текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность.
2. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.
Учитель: таким образом, деепричастие " дорисовывает" картину, помогают пробудить зрительные образы, сформировать чувства.
Какое впечатление на вас произвёл этот текст? Чему он учит?
Тема урока «Использование деепричастий в речи»
Цель урока:
1. Показать преимущества употребления деепричастий в речи, изобразительные возможности деепричастий.
2. Научить видеть ошибки, связанные с употреблением деепричастий, грамотно включать дееприч. в предложение
Блистуя, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
Стеклянный, редкий и ядреный
С веселым шорохом бузя,(спеша)
Промчался дождь, и водопад веселый
Затих, прохладою вопя (дыша).
Задумчивая ночь, смеясь сменив мятежный день,
На все набросила таинственную тень.
-
(обратное крыло доски – заранее записано)
Я,увидев море.
Выйдя на берег моря, слетела шляпа.
Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.
Записываем на доске ответ
- перед вами правило, как надо употреблять деепричатия в речи. Делаем вывод:
Пример-ошибка
Грамматически правильно
Правило употребления деепричастий
Я,увидев море.
Должен быть
глагол-сказуемое
Выйдя на берег моря, слетела шляпа.
Глагол и деепричастие должны обозначать действие одного лица
Заметив приближающуюся грозу и пугаясь молний, я покинул пирс.
Нельзя смешивать деепричастия разных видов в одном предложении
Виды устранения ошибок!
Изменить синтаксическую конструкцию
Изменить деепричастие
Виды устранения ошибок!
Прочитайте предложение. Какая ошибка допущена?
Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.
Исправьте её.
-Запишите правильные варианты, исправив подобные ошибки в предложениях. (слайд 12)
1. Один раз увидев Байкал, навсегда сохранятся в памяти прекрасные картины этого озера.
2.Кама, с трудом смиряя свой буйный нрав, и медленно ложилась в русло.
3. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдал
Я хочу вас познакомить с художником Айвазовским, его картиной «Ниагарский водопад»
ЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович [17(29).7.1817, Феодосия, - 19.4(2.5).1900, там же], русский живописец-маринист. В 1837 окончил Петербургскую академию художеств и приобрел известность как мастер морского пейзажа (марины). Всего им создано до 6 тысяч картин, большое количество акварелей и рисунков. В Феодосии Айвазовский создал художественную мастерскую, картинную галерею и археологический музей
В 1892 г. И.К. Айвазовский совершил путешествие в Северную Америку, где с большим успехом прошла выставка его произведений. Картина, написанная вскоре после возвращения из-за океана, радует свежестью колорита, прекрасно переданным ощущением влажного воздуха. Несмотря на затянутое серыми облаками небо, пейзаж пронизан светом солнечных лучей, преобразивших воду и берег. Замечательное украшение полотна - радуга, которую Айвазовский, судя по рисункам в его путевом американском альбоме, действительно наблюдал над водопадом. Матовая поверхность холста, легкая живописная манера обычны для произведений художника тех лет.
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)
КЛЮЧ: Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.
2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
КЛЮЧ: Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.
3.Знакомясь с творчеством и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.
(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)
КЛЮЧ: Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем быстром
Лодоре!
(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)
УСТНО-анализ.
-В поэзии это ЗВУКОПИСЬ.
-Открыли тесты СТР. 16 № 6
Выбрать и выписать правильные ответы
Пример из ГИА
Составить и записать 8 предложений , тема «Наше море зимой».
Приложение
6 663 982 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колмыкова Галина Генадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.