Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Не закрывайте вашу дверь..." (по рассказу В.П.Астафьева "Людочка")

Конспект урока "Не закрывайте вашу дверь..." (по рассказу В.П.Астафьева "Людочка")

hello_html_493f8926.gifhello_html_m57ce5e54.gifhello_html_m2bb32712.gifhello_html_m4ddac899.gifhello_html_m1c925e7c.gifhello_html_63bfc35f.gifhello_html_63b25edd.gifhello_html_763618ee.gifТип урока: урок интонационно-стилевого постижения литературы и музыки


Вид: интегрированный урок (урок художественного и музыкального

восприятия, углубленного изучения, анализа, обобщения).


Учебные цели: познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, повторить сведения по теории литературы (рассказ, психологический портрет, художественная деталь), понять «маленького человека».


Развивающая цель: развивать навыки самоанализа, развивать устную речь учащихся, способствовать развитию эмоциональной сферы обучающихся.


Воспитательная цель: воспитывать любовь к искусству, ответственность за свои поступки, бережное отношение к человеку, любовь к жизни.


Оборудование: текст рассказа, коллаж (парк завода), аппликация (новый парк), рисунки, музыкальный центр, аудиозаписи.


Методы, применяемые на уроке: репродуктивный (восприятие сообщений учителей, учеников, визуальное восприятие изображений на доске, выразительное чтение эпизодов рассказа), частично-поисковый, исследовательский, проблемный, диалоговый, проектный, художественного, нравственно-эстетического познания искусства, художественного контекста, создания «композиций».





















Ход и содержание урока


1. Учитель музыки

Ф.Шуберт «Неоконченная симфония» (главная партия).

- Как звучал этот музыкальный фрагмент и какие чувства вызвал?

- Если представить, что эта музыка создает образ человека, то какого?

2. Учитель литературы

- Созвучна ли эта музыка образу героини рассказа В.П.Астафьева «Людочка»? В чем это созвучие?

- Давайте составим психологический портрет героини (ответы детей):

  • росла, как вялая примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась

  • тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровита

  • была послушной девушкой, но учение у неё шло туповато цирюльное дело давалось с трудом

  • не научилась ни пить, ни стричь

  • терпела всё: и насмешки подружек, уже выбившихся в мастера, и городскую бесприютность, и одиночество своё, и нравность Гавриловны

  • сперва затравленно озиралась, потом зажалась в уголок загона и искала атамана-мыло

  • обняла корову за шею, прижалась к ней и заплакала. Корова слизывала её солёные слёзы большим, позеленевшим языком, сочувственно дышала

  • бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась девчонка, во взгляде безразличие

  • мать не слушала и не слышала её

  • ей казалось, что память её, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат её там, да отозваться некому

  • постоялец никак не относился к Л., ни хорошо, ни плохо, не ругал её, не обижал, куском не корил, но она всё равно побаивалась его

  • И вообще она не была дурой, она в уверенности своей ого-го-го как умела сама с собой разговаривать, но выступит на свет, на люди, - и оробеет, становится той глупенькой, бледненькой девочкой, за которую её принимали в школе, едва шелестящую губами

  • ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он её погладит по голове, пожалеет

  • движимая инстинктом сострадания

  • никто ни про что не спрашивал - никому до меня нет дела

  • а душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?

3. Учитель музыки

Мать

- Судьба «маленького человека» волновала на протяжении многих веков деятелей искусства, и в этом мы с вами убедились, слушая музыку Ф.Шуберта и читая строки В.Астафьева.

4. Учитель литературы

- Да, «все мы родом из гоголевской шинели». Так почему же эта мимоходом услышанная, мимоходом рассказанная история Людочки так жжет сердце?

- Так кто же виноват в смерти такого невинного создания с едва зародившейся жизнью?


Бог


Гавриловна

Человек




Людочка


Артемка-мыло



Стрекач


Отчим


Парк


(Схема заполняется по мере ответов обучающихся)


- Стрекач, кто он? (вернулся из мест не столь отдаленных, местный “авторитет”, «… всем в местной округе известный человек по прозванию Стрекач. Более о нем сообщить нечего. Стрекач и Стрекач. Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по древесной рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего. … у этого под носом была какая-то грязная нашлепка, при улыбке, точнее, при оскале, обнажающая порченные зубы, словно бы из цементных крошек изготовленные». [1]

- Артемка-мыло. В чем его вина? «Среди вэпэвэрзэшников верховодом был Артемка-мыло… всей шпане повелел Людочку не лапать и никому лапать не давать». [2]

- Мать. В чем её вина? Старалась устроить свою судьбу, Людочка должна сама справиться со своей бедой. «Каждая баба проходит беду одна и сама же бедой и совладать обязана, потому что от первого ветру береза клонится, но не ломается. Сколько их еще, бед-то, напастей впереди?». [3]

- Гавриловна. В чем её вина? (испугалась посланников Стрекача, держалась за свой угол. «Если пикнешь, тебя к столбу гвоздями прибьют, мою избу спалят…» «У меня ведь из всех благ – свой угол. Я за него жизнь положила, работала, как конь,…». [4]

- Отчим. В чем его вина? (Вина в замкнутости, во внешней холодности. « - Вот он, небось, из таких, из сильных. Как к нему подступиться? – спрашивала себя Людочка». [5]

- «Не бойтесь тратить на других свою душу, она от этого не уменьшается и не тускнеет».

- К кому еще за помощью обращалась Людочка? (К Богу).

- А права ли Гавриловна, сказав ей, что «достойным веры в бога надо быть»? - «Совсем уж было собралась Людочка тайком сходить в церковь, но там такая, говорят, давка была, когда освящала куличи на Пасху, такое столпотворение, что она и не пошла – хватит и того, что видит и слышит вокруг. По заведённой привычке попробовали заикнуться насчёт того, чтобы вместе с Гавриловной сходить во храм, но та ей напрямки и бухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть, мол, не комсомольский тебе это стройотряд, не бардак под названием «десант на колёсах», пусть, мол, мохом грех ейныйхоть маленько обрастёт, в памяти поистлеет, тогда уж, может, и допущены к стопам его страдальческим будут обе они, богохулки». [6]

Перед Богом все равны: и богатые, и бедные, и праведники, и грешники.

5. Учитель музыки

Звучит рок-музыка.

- Какие страницы иллюстрирует эта музыка?

- Клетка. «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Взмокшие, горячие от разнузданности, от распоясавшейся плоти, издевающиеся надо всем, что будет после них, что было до них, в проволоке, за решёткой мотали друг друга, висли один на другом, душили в паре себя и партнёра, бросались за огорожу, как на амбразуру в военное время, человекоподобные пленные, которым некуда было бежать. Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла». [7]

6.Учитель литературы

- Какая художественная деталь отражает абсурдность человеческой жизни, является концентрацией зла?

- Парк. «…насаженный в тридцатых годах и погубленный в пятидесятых. Кому – то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк. И выкопали. И проложили, но, как у нас водится, закопать трубу забыли.

С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дурнотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородинник, не рожавший ягод, и всюду – развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. …Парк с упрямо стоявшей коробкой ворот и столбами баскетбольной площадки и просто столбами, вкопанными там и сям, сплошь захлёстнутый всходами сорных тополей, выглядел словно бы после бомбежки или нашествия неустрашимой вражеской конницы. Всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят, все и всякое, что было лишнее, обременяло жизнь человеческую. Потому в парке всегда, но в особенности зимою, было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности, скоблил слух людей, будто паровозный острый шлак.

Но человеку без природы существовать невозможно, животные, возле человека обретающиеся, тоже без природы не могут, и коли «ближней» природой был парк Вэпэвэрзэ, им и любовались, на нем и в нем отдыхали». [8]

(Вешаем коллаж изображение парка завода вэпэвэрзэ).

7.Учитель музыки

Вглядитесь внимательно в этот «пейзаж». Так ли он далек от нашей действительности?

8.Учитель литературы

- Да, всё дело в её удручающей обыденности и простоте. Туда выбрасывали всё, что отжило свой век. Там же оказался и Стрекач, выброшенный отчимом. И представьте себе, как такое чистое создание оказалось «униженным и оскорбленным» именно здесь, в парке (обращаем внимание на коллаж).

- Свойственно ли чувство сострадания самой героине? (да, она облегчила участь умирающего парня в больнице).

- Какие строки особенно ярко отражают душевное состояние Людочки? «Зачем она притворялась тогда, зачем? Ведь если бы она и вправду была в ней готовность до конца остаться с умирающим, принять за него муку, как в старину, может, и в самом деле выявились бы в нем неведомые силы. Ну даже и не свершись чудо, не воскресни умирающий, все равно сознание того, что она способна на самопожертвование во имя ближнего своего, способна отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы прежде всего ее сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам».[9]

- Самое решительное столкновение добра и зла происходит в душах людей. А душу можно ль рассказать?!

9. Учитель музыки

- У каждого человека в душе звучит музыка. Звучанию какого музыкального инструмента близка душа Людочки? (скрипка).

Звучит И.С.Бах «Чакона» (на фоне музыки сцена смерти Людочки): «Людочка взобралась на клыком торчащий из ствола тополя окостенелый обломыш, ощупала его чуткой ступней, утвердилась, потянула петельку к себе, продела в нее голову, сказала шепотом: «Боже милостивый, Боже милосердный…Но не достойна же…- И перескочила на тех, кто ближе: - Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут – то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты, Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никто и не спрашивал про значок. Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела…» [10]

10.Учитель литературы

- (молчание) Жизнь стоит того, чтобы жить!

- «Главное – это ни с чем несравнимое, необходимое для жизни человека ощущение, что тебе радуются, тебя ждут, ты нужен. Очень. Просто позарез ты один нужен почему-то из всех людей, что красивее и умнее, и лучше, чем ты. По какому-то чуду вот такого, как ты есть, - именно тебя одного хотят. Дожидаются, скучают по тебе и радуются твоему возвращению». (Федор Кнорре, повесть «Родная кровь»).

11.Учитель музыки

- Об этом же и песня Булата Окуджавы «Не закрывайте вашу дверь…» (исполнение песни).

- Афоризм «Любите, любите друг друга и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте - и вы будете так счастливы, что это просто чудо!»

12.Учитель литературы

- Давайте изобразим такой парк, в котором всё будет дышать любовью («Не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Ф.М.Достоевский), как в музыке П.И.Чайковского.

13.Учитель музыки

Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, и на фоне музыки учащиеся разбивают новый парк.

13.Учитель музыки

- Свой 1-ый концерт для фортепиано с оркестром Чайковский создавал как достояние публики. Давайте же беречь самое главное достояние: природу, человека и искусство, которое отражает нашу жизнь.




Литература

Современная русская литература (1985-1995). Хрестоматия для средней и высшей школы. Составители: Гвоздей В.Н., Звягина М.Ю., Исаев Г.Г.- Издательство Астраханского педагогического института, 1995

7


Конспект урока "Не закрывайте вашу дверь..." (по рассказу В.П.Астафьева "Людочка")
  • Русский язык и литература
Описание:

В связи с тем, что актуальной проблемой на современном этапе является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, сочли целесообразным обратиться к произведению В.П.Астафьева, пока не стало поздно…

 

Для более глубокого постижения идеи рассказа и его образов решили воздействовать на юного читателя не только художественным словом, но и музыкой, а также изобразительным искусством. Аналогичные уроки наш тандем проводил и раньше по другим произведениям.

Детям близки духовно – нравственные проблемы, в том числе и проблема  ответственности человека за свою жизнь и свои поступки, за то, что происходит вокруг, борьба  добра и зла в душе человека. Именно поэтому проблема, освещенная на уроке, нашла отклик в душе каждого ученика. Эта мимоходом услышанная, мимоходом рассказанная история Людочки так жжет не только сердце В.П.Астафьева, но и детские сердца.

Автор Иралиева Валентина Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 429
Номер материала 38161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓