Главная / Русский язык и литература / конспект урока "Не с причастием"

конспект урока "Не с причастием"

Урок № _____ предмет _____________________________ класс _____ дата _______

Тема. НЕ с причастием

Цель: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.

Задачи:

  • уметь правильно писать не с причастиями;

  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;

  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;

  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Тип: знакомство с новой темой

Форма: урок с использованием ИКТ

Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание.

Работа по фонетике

На доске.

Назовите глухие согласные звуки в выделенных словах. Сколько их?

Двадцать четвертое октября

[ц] [т] [ч] [т] [т]

Назовите звонкие согласные звуки в выделенных словах. Сколько их?

Двадцать четвертое октября

[д] [в] [в] [р] [й]

В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

Классная работа



Итак, мы сегодня будем знакомиться с новой орфограммой, но сначала необходимо вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. На интерактивной доске.

http://festival.1september.ru/articles/585368/img2.gif

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.

- В чем особенность слова?

- Что такое причастие?

- Какие разряды причастий по значению вы знаете?

- Что вы можете сказать о причастии «разбуженная»?
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий?

Правописание Н и НН в суффиксах причастий.

Давайте вспомним правило

  1. Повторение. 

Правописание НЕ с существительными

  1. (Не)былица

  2. (Не)правда, а лож…

  3. (Не)друг

  4. (Не)в…димка

  5. (Не)приятель

  6. (Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.

  7. (Не)пишущий письмо

  8. (Не)вн…мательность

Правописание НЕ с прилагательными

  1. (Не)взрач…ный

  2. (Не)чес…ный, а лживый

  3. (не)интересующийся

  4. (Не)верный ответ

  5. (Не)чёрств, а свеж…

  6. (Не)навистный

  7. (Не)ясные огни

  8. Река (не)глубокая, но широкая

  9. Далеко (не)робкий

Правописание НЕ с глаголами

  1. (Не)годовать

  2. (Не)понять

  3. (Не)сделать

  4. (Не)волить

  5. (Не)успеть

  6. (Не)истовствовать

  7. (Не)записанный

  8. (Не)волноваться

  9. (Не)доумевать

Итак, с какой орфограммой работали?

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Сформулируйте правила. Заполним таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.



Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

Слитно

Раздельно

1) слово не употребляется без НЕ

Недоучка
Несуразный
Нелепо 
Недоумевать

1) есть или подразумевается противопоставление

Не правда, а ложь
Не весёлый, а грустный
Не далеко, а близко живёт

2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕ образовано новое слово

Нездоровье (болезнь)
Невесёлый (грустный)
Не высоко (низко)

2) есть слова, усиливающие отрицание

Далеко не интересный
Нисколько не весёлый
Ничуть не скучный
Вовсе не горячий
Совсем не новая рубашка

 

3) с глаголами

Не испортил
Не нарушил

Какое слово является лишним в каждой группе? Выписать в тетрадь “лишнее” слово

Правописание НЕ с причастиями

Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ с выписанными словами? (Варианты ответов учеников.)
Определите часть речи. 
Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.)
Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.) 

Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило, используя объяснения лингвистической сказки учебника. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)

Ненавидевший писать сочинения 
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написано

  1. Видеолекция электронного учебника с записью алгоритма.

  2. Закрепление

  1. Интерактивные задания № 4, 8

  2. Упражнение учебника 138

  3. Разноуровневые задания

  4. Тест-тренажёр*

  1. Итоги. Заполнение технологической карты урока

Назовите тему сегодняшнего урока.

Продолжите фразу:

НЕ с причастиями пишется слитно, если… ;

НЕ с причастиями пишется слитно, если…;

С краткими причастиями НЕ пишется…;

С полными причастиями , при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом А НЕ пишется…


  1. Домашнее задание

конспект урока "Не с причастием"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.

Задачи:

·         уметь правильно писать не с причастиями;

·         графически обозначать условия выбора правильных написаний;

·         разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;

·         определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

 

·         находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Автор Карчевская Наталия Наильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 472
Номер материала 24604
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓