Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока "Народная праздничная одежда" 5 класс

Конспект урока "Народная праздничная одежда" 5 класс

Народная праздничная одежда.



ЦЕЛЬ: Становление и развитие личности на национальной основе.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством Осетии. Дать представление об осетинском национальном костюме. Учить рисовать фигуры людей в осетинских национальных костюмах.
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.
3. Воспитывать интерес к осетинской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

  1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
    2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.
    3. Таблицы с изображением людей в разных положениях (сидя, с наклоном, с поворотом, стоя в анфас, стоя в профиль, с поднятыми руками, с предметами в руках).
    4. Работы детей.
    5. Репродукции картин А. Джанаева «Вывод невесты», Б. Калманова «Одевание невесты», Ш. Бедоев «Свадебная мелодия».


  2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД

Отрывок из народной песни.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи осетинских народных песен.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в осетинских костюмах.



Содержание:


Одежду, особенно праздничную, люди издавна стремились украшать. Праздничная одежда у каждого народа имеет свои отличительные особенности.

- Посмотрите, ребята, на доску и скажите, каким народам

принадлежат эти костюмы. Игра «Кому принадлежит одежда?»

сразу же активизирует учащихся. Вместе с тем учащиеся должны

ответить на ряд вопросов, Когда появилась одежда? От чего зависит тот или иной характер одежды у разных народов? Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте,

т. е. выражением эстетического идеала?

- На примере древнегреческой цивилизации попробуйте доказать, что костюм подчинён идеалу.

-В Древней Греции был культ физической и духовной красоты человека, и одежда подчёркивала красоту тела. Она целиком

Подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла. Отдельные участки тела при этом оставались обнажёнными. Одежда следовала девизу, сформулированному, когда-то в Греции-«всё в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

-Значит одежда, с одной стороны, предмет первой необходимости, т. е. утилитарный, полезная функция которого заключается в том, чтобы укрывать тело от непогоды, палящего солнца, а с другой - всегда выражает определённые представления о красоте. А каким был идеал красоты в Осетии?

Выясняем с ребятами, что согласно идеалу женщина должна была иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица, выразительные утончённые брови. Все женские одежды были подчинены этому идеалу, зрительно создавая прекрасный, величественный образ. Женские национальные праздничные костюмы, которые одновременно являлись и свадебными, были необычайно красочными и украшались золотым шитьём. Осетинский костюм создавался веками. Художественная культура осетин узами этнического родства связана с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов, алан. В древности женский костюм во многом напоминал мужской. Женщины так же, как и мужчины, носили бешмет, плотно облегающий стан. Бешмет очень древний элемент одежды осетин, название которого восходит к скифской эпохе. Поверх бешмета надевалось платье, которое имело форму современного свадебного платья, но гораздо короче. Крючки-нагрудники первоначально пришивалось к бортам бешмета с двух сторон, и служили застёжками. С потерей своего первоначального назначения крючки, а также бешмет, стали применяться лишь как украшение женского праздничного костюма. Под бешмет одевалась длинная юбка из более лёгкого шёлка и более нежных тонов. Перед юбки орнаментировался легкими узорами из блёсков и бисера. Платье, надевалось поверх бешмета, спереди имело разрез сверху донизу, Женский бешмет, как таковой, до наших дней не дошёл, сохранилась только его верхняя часть в виде лифа, к которому стали пришивать крючки; передние ж полы бешмета постепенно превратились в разрезанный спереди фартучек,

который, подвязывался под платье. За этим фартучком сохранилось название «короткий бешмет». Он обычно орнаментировался очень богато, т. к. выступает из под платья, в особенности во время танца. Шился он из бархата или шёлка. Платья шились из бархата и шёлка, реже из шерсти и украшались различными узорами из золотых и серебряных ниток, а также галунами. Верхнее платье имело двойные рукава, кроме основных рукавов были ещё дополнительные. Причём двух видов. Первый вид дополнительного рукава шился преимущественно из того же материала, что и платье. К основному рукаву пришивался второй рукав. Он кроился так, что, расширяясь книзу, в нижнем основании достигал 40-60 см ширины.

Прошивался этот рукав только на 10-15 см по длиннику, остальная часть рукава не зашивалась. Края рукава имели овальную форму и украшались галунами и узорами из золотых и серебряных нитей, а также блёстками, бисером, канителью. По фону рукава тоже разбрасывались лёгкие узоры в виде звёздочек, цветов, листьев, птичьих следов. Второй вид дополнительного рукава - это подвесной рукав, который подвязывался к кисти руки. Костюм носили с поясом, серебряные пряжки которого прикреплялись к галунам. Были и пояса, целиком сделанные из серебра, орнаментированные линейным и растительным орнаментом и украшенные разноцветными камнями. Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка. Почти такую же шапочку носили ещё аланские девушки. Она вырезалась из картона, кожи-сафьяна и покрывалась материей с тонкой прослойкой ваты и шерсти, а затем уже обтягивалась бархатом различных цветов и обшивалась галунами и к ней прикреплялись детали орнамента из золотых и серебряных ниток. Орнамент при этом мог быть звериный, линейный, растительный. Интересны шапочки украшенные изображением божества брака, в которое веровали осетины в древности (в виде сросшихся человеческих голов или в виде крылатых оленей или коней). Женская обувь (дзабырта) шилась из сафьяна и украшалась тесьмой из золотых и серебряных ниток или канителью. Иногда чувяки шились из бархата или сукна, украшались тесьмой, аппликацией из цветной кожи. Орнамент, украшающий женский национальный костюм, содержит древние идеограммы земли. Засеянные поля-квадраты с точками. Веточки, цветы, все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. Головные уборы связаны с образом неба. В орнаментальные мотивы на головных уборах вплетаются изображения звёзд, солнца. Свисающие концы плетёных поясов украшались головами ящуров. Они символизировали подземно- подводный мир. Казалось бы, просто костюм, а в нём представлена целая картина мироздания. Показываю ребятам элементы народной одежды, которые подтверждают мысль о праздничном костюме, как модели мира.

Мужской костюм также создавался веками. Мужчины много времени проводили в седле, воевали, и одежда должна была быть приспособлена к этому. На голове скифского воина был конической формы кожаный башлык, обшитый железной чешуей, к которому были прикреплены нащёчники. Воин одевался в железный панцирь, имеющий вид длинной рубашки, спускающийся на бёдра. Панцирь шился из прямоугольных вытянутых пластин, каждая из которых была закреплена ремешками на кожаной основе. Пластинки нашивались рядами. Таким образом, создавалась броня, которая не мешала при движении. На ноги воин надевал кожаные штаны, покрытые мелкими железными пластинами- чешуйками. Воин был стянут боевым поясом, сшитым из тонких бронзовых пластин. К поясу был подвешен меч и колчан со стрелами. Колчан украшала бронзовая бляха. Простые скифы были одеты в двубортные кафтаны, отороченные мехом и украшенные шитьём из золотых и серебряных ниток. Обувались в мягкие низкие сапоги, перехваченные на щиколотках ремешками.

Позже праздничный костюм мужчины состоял из каракулевой шапки, верх которого украшался золотым шитьём и галунами, бешмета со стоячим воротником, плотно облегающего стан, длиной до колен, разрезанного впереди. Он застёгивался до пояса специальными застёжками из тесьмы того же цвета, что и бешмет. Бешмет шился из материала разных цветов, в зависимости от возраста того, кому он предназначался. Поверх бешмета одевалась черкеска, которая имела спереди вырез, немного не доходивший до пояса. Перед черкески украшался серебряными или костяными орнаментированными газырями. Черкеска плотно облегала стан и застёгивалась двумя, тремя, четырьмя застёжками. Ворот и разрез черкески пожилых мужчин спереди обшивался тесьмой цвета черкески, а черкеска молодых людей – серебряными или золотыми галунами. Черкеска была перехвачена поясом, Украшенная орнаментированным набором из позолоченного серебра. К поясу подвешивался кинжал в серебряной оправе и орнаментированный и кобура из кожи. Поверх черкески на шею надевались часы на тесьме и галун для пистолета, сделанный из золотых и серебряных нитей. Необходимой принадлежностью национального костюма был башлык и бурка. Башлык оторачивался шёлковой тесьмой цвета башлыка или галунами из золотых и серебряных нитей; борта и ворот бурки также украшались галунами из золотых и серебряных ниток. Мужская обувь состояла из комбинации чувяк (дзабырта) и ноговиц или же мягких сапог. Обувь украшалась аппликацией из кожи и золотым шитьём. В целом орнаментировка и украшения мужского костюма были выдержаны в строгих и скромных тонах. Народ очень бережно относился к одежде. Каждая вещь ведь доставалась потом, изнурительной работой. Одежду часто в крестьянской семье носило несколько поколений, её передавали как самое ценное. И, действительно, для человека она представляла большую ценность, т. к. вбирала в себя все жизненные ремёсла: и ткачество, и шитьё, и плетение, и вышивание.

В наше время модельеры используют элементы народной одежды в своих работах.


Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Конспект урока "Народная праздничная одежда" 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Данный урок является продолжение цикла уроков "Воплощение национальных традиций в курсе изобразительного искусства".

На уроке продолжает осуществляться знакомство с традиционной культурой и искусством Осетии, дается представление об осетинском национальном костюме.

На уроке ученики выполняют коллективную работу, заполняют индивидуальными работами заранее приготовленное учителем панно. Здесь и игра и творчество. Урок предусматривает дифференцированный подход к работе. Учащимся подобраны задания с разными видами сложности.

Урок развивает внимание, точность, творческие способности детей.

Автор Немцова Элина Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 940
Номер материала 37479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓