Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс

Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс

Документы в архиве:

1.23 МБ Губенко.mp3
26.11 КБ Районный конкурс.docx
3.09 МБ Симфония.mp3
1.86 МБ Шутова Е А Сочинение .pptx

Название документа Районный конкурс.docx

Районный конкурс «Учитель года – 2014»

Урок русского языка в 5 классе «Написание сочинения-ассоциации»


Цель: Создать условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению учащимися алгоритма написания сочинения-ассоциации.

Учащиеся должны знать, что такое ассоциации;

владеть алгоритмом написания сочинения;

научиться писать сочинение-ассоциация;

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

Способствовать развитию УУД:

познавательных УУД: умений перевода текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение - ассоциацию;

регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию чувства патриотизма,


Ход урока:

Слайд 1. Звучит стихотворение Геннадия Шпаликова 

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелища
Выглядят вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествия в обратно
Я бы запретил,
И тебя прошу, как брата,
Душу не мути!

А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятый угадаю,
Там, где (Боже мой!)
Будет мама молодая
И отец живой...

Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?
Слайд 2. Какой год прозвучал в этом стихотворении? (1945)

Кто знает, чем знаменателен этот год для нашей страны? (закончилась Великая Отечественная война)

Когда отмечается этот праздник? (9 Мая)

Как он называется? (День Победы)

А как вы думаете, что в то далекое время в этот день ощущали люди, ваши бабушки и дедушки или уже прабабушки и прадедушки? (радость; счастье; горе, что кто-то не дожил до Победы; боль от потери близких)

Молодцы!

А вот у меня День победы ассоциируется с мужеством, геройством, любовью к своей Отчизне.

Слайд 3. И сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение-ассоциацию. (Слайд с названием темы урока «Написание сочинения-ассоциации»)

Все ли слова в названии темы урока для вас понятны?

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

Слайд 4. Какие задачи вы поставите для себя на урок для достижения следующей цели: научиться писать сочинение-ассоциацию?

- Надо узнать, что такое ассоциация.

- Научиться подбирать ассоциации.

- Как писать сочинения-ассоциации…

- Узнать, зачем нам нужно писать такие сочинения…

Итак, для того чтобы написать сочинение-ассоциацию, нам нужно узнать, что означает это слово. Может, кто-то из вас уже знает, что такое ассоциация? (Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания – слуховые, зрительные.)

Тогда заглянем в словарь (Слайд 5.)


(Значение слова Ассоциация по Ожегову:
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое )


слайд 6. с задачами – Какую задачу выполнили? (узнали определение)


А теперь мы немного отдохнем и попробуем назвать слова-ассоциации:

Война – боль, горе, слезы, смерть, раны, потери, бомбежка, медсанбаты, сестры милосердия, сражения, плен, гибель близких и т.д.

Солдат – защитник, мужество, отвага, храбрость, надежность и т.д.

Весна – цветы, тепло, радость, хорошее настроение, окончание учебного года, Победа, парад и т.д.

А к какому слову ассоциациями будут слова: война, солдат, весна? (День Победы )

Слайд 7. Война → Солдат → Весна → День Победы

Какие еще ассоциации подберете к слову День Победы?

Молодцы!

слайд 8. с задачами – Какую задачу выполнили? (научились подбирать ассоциации)


Ассоциации могут вызвать не только слова, но и фильмы, песни, фотографии, рассказы. Посмотрите слайд-шоу и подумайте, какие ассоциации День Победы вызывает у художников и фотографов.

Слайд-шоу 9.

Какой вывод мы можем сделать по данным слайдам? (дети называют ассоциации: флаг над рейхстагом, встреча с родными, парад, ветераны, георгиевские ленточки, могила неизвестного солдата, обелиски, встречи ветеранов с молодым поколением, сохранение памяти о прошлом)

Молодцы!

Итак, различные ассоциации у нас могут возникнуть и при просмотре фотографий и картин.


Слайд 10. А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Ольги Фокиной «Подснежники» в исполнении Кеинашвили Дианы, ученицы 5 класса Нижнекулойской сош.


 Подснежники О.Фокина (слайд с подснежниками)

Рос мальчишка далеко не неженкой,
Матери, отца почти не помнил.
Помнил он пожары, толпы беженцев,
Мертвецов, которых не хоронят.
Помнил виселицу - там на площади.
При нужде умел, хоть и не вор был,
Из-под носа утащить у лошади
Ячменём наполненную торбу.
И машину бешенно летящую,
Мог догнать и намертво вцепиться
В жёсткий борт, чтоб унести на кашу
Под рубашкой пригоршни пшеницы.
Рос мальчишка дерзким и насмешливым.
С малолетства зная лишь потери,
Не терпел ни нытиков , ни вежливых
В доброе добро совсем не верил.
И не шутки ради, а сознательно
Жёг себя, угрюмо стиснув губы:
Он и солнце делал истязателем,
Наводя на кожу через лупу.
Знал, как все дружки его вихрастые,
Разрезаясь в кровь осколком банки:
Будут пятки осенью распластаны
Льдом - больней, чем нынче от стекляшки.
Приходил в порезах и царапинах,
Плакала, над ним склоняясь, бабка,
А мальчишка только зябко вздрагивал,
В камешек сжимался, но не плакал.
Рос мальчишка далеко не неженкой!
Но чего не встретишь в царстве сонном!
Слайд 11. И приснились раз ему подснежники -
Синие бубенчики со звоном.
Будто бы бежал он к ним сугробами,
Силою неведомой влекомый,
Листьями какими-то особыми,
Запахом, до радости знакомым.

Будто, издеваясь над мальчишкой,
Бил его, царапал, жёг щиповник,
И в лицо бросали сосны шишками,
Будто бы мальчишка был разбойник.
Слайд 12. И на снег упал он, обессиленный,
Не способный больше к обороне.

А подснежник, глазоньками синими,
Будто, как живой, мальчишку понял.
Слайд 13. Стебельком качая над сугробами,
Сам пришёл к мальчишке близко-близко:
С листьями, как руки папы, добрыми,
С голосом забытым материнским:

"Милый, твои ножки не устали ли?
Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?" -
"Мама!"
...и подснежники растаяли.
"Папа!"
...ни бубенчиков ни листьев.
Только ветер где-то хлопнул ставней,
Только бабка охнула тревожно...
С этой ночи вовсе дома стало
Удержать мальчишку невозможно:
Следом за апрельскими ветрами
Убегал за город в одиночку,
Снег в лесу раскапывал руками,
Каждую осматривая кочку.
Он искал подснежники, конечно, -
Синие бубенчики со звоном,
Чтобы пережить любовь и нежность
Наяву, как в дивном царстве сонном.
...Солнце всё светлее улыбалось,
Ручейки текли из-под ладоней.
А когда и снега не осталось:
"Нет таких цветов!" - мальчишка понял.
Жизнь мальчишке показалась горше,
И себя мальчишке стало жальче:
Слёзы покатились, как горошины,
На мальчишкин "хлеб" - сосновый пальчик...
Всё! Он больше чудесам не верит!
Он уйдёт из сладостного плена, -
Слишком велика его потеря,
Чтобы можно ей найти замену.
Слайд 14. Только всё ж на солнечной опушке
Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
Чтобы дома спрятать под подушку
Голубые, простенькие - эти.
Горсть цветов, наверно, безымянных,
Он сорвал бездумно и небрежно:
Для чего мальчишке имена их?
Не под снегом - значит, не подснежники,
Значит, не звенят они, не пахнут,
Листьями мальчишку не погладят...

Он не знал, что дома, как шальные,
Прямо к потолку его подбросят,
Что ему простят все-все вины его,
Где он был, что делал он, - не спросят.
"Наш родной, любимый! Наш упрямый!"
...Две шинели брошены на стулья.
Руки папы. Губы, голос мамы!
Кончилась война. Они вернулись!
И у этой неизбывной ласки
Быть в долгу мальчишка не захочет:
Он подаст цветы - не без опаски...
Слайд 15. "Господи, подснежники...
сыночек!"


Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворение? (печаль, разочарование, весна, цветы, радость от возвращения мамы и папы - когда они смогли вернуться домой? – когда наступила Победа, День Победы)

Молодцы!

Таким образом, мы увидели, что ассоциации может вызвать и стихотворение.


Работа со словом (в тетради ?)

1) А сейчас подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Победа (Слайд: победитель, победный, побеждать)

2)составьте с ними словосочетания (воин-победитель, победный салют, победный марш, побеждать врага)

3) подберите эпитеты к слову Победа и запишите их в тетради (Слайд: долгожданная, трудная, выстраданная, счастливая)

4) какие качества проявили воины-победители во время Великой Отечественной войны? (Слайд: мужество, героизм, отвага, бесстрашие, патриотизм, выдержка, стойкость)

Физминутка «Как солдаты»


Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Скоро сочинение писать нам нужно.



А сейчас послушайте, пожалуйста, текст и запишите в тетради, какие ассоциации вызывает День Победы у автора.

День Победы – великий праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 22 июня 1941– 9 мая 1945 года. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.


По приказу И. Сталина в этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной армии, 9 мая было объявлено Днем Победы.


– Какие ассоциации связаны у автора текста с Днем Победы?

Слайд 16. великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны, мужество, героизм, самоотверженная борьба подпольщиков и партизан, каждодневный трудовой подвиг работников тыла, усилия антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…

А сейчас продолжите предложение: День Победы …

Молодцы!

Слайд 17. с задачами: какие задачи уже выполнили? Чего не хватает для достижения цели?)

Слайд 18. Незабудки

Итак, каким образом можно рассказать о своих ассоциациях? (в рассказе, в стихотворении, на картине, на фотографии)

Сочинение-ассоциацию можно написать как сочинение-размышление или сочинение-эссе, но с этим вы будете знакомиться в более старшем возрасте, а сегодня мы напишем мини-сочинение или стихотворение (если у кого-то есть такой талант) о Дне Победы, вы расскажете, какие ассоциации у вас вызывает этот праздник.

Слайд 19. С задачами

Слайд 20. Незабудки

На работу вам – 10 минут!


Написание сочинения-ассоциации.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы. Молодцы!


Зачитываю лучшее сочинение учеников своего класса (если останется время)

Подумайте, пожалуйста, а зачем нужно писать такие сочинения? (создается цельный образ, подготовка к экзаменационному сочинению)

Слайд 21. Возвращаемся к слайду с целями и задачами. Делаем вывод, что задачи все решили, урок цели достиг. Молодцы!

Сегодня мы с вами говорили о Дне Победы, и одной из ассоциаций этого дня является салют, я тоже предлагаю вам сейчас создать «Салют настроения”: (Лист ватмана, звездочки из картона цветные, пластилин)

(Слайд 22.) если вам понравился урок, прикрепляете красную звездочку,

если у вас все получилось – желтую звездочку,

если было интересно – зеленую,

неинтересно, скучно – синюю,

урок не понравился – черную.


Слайд 23. слайд с салютом – это мой салют в честь вас и вашей активной работы на уроке и в честь приближающегося праздника Дня Победы.


Название документа Шутова Е А Сочинение .pptx

Написание сочинения- ассоциации Шутова Елена Александровна, учитель русского ...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнать, что такое ассоциа...
Ассоциация (по Ожегову) Ассоциация - связь между отдельными представлениями, ...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциа...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциа...
Ольга Фокина «Подснежники»
И приснились раз ему подснежники - Синие бубенчики со звоном. Будто бы бежал ...
И на снег упал он, обессиленный, Не способный больше к обороне. А подснежник,...
Стебельком качая над сугробами, Сам пришёл к мальчишке близко-близко: С листь...
Только всё ж на солнечной опушке Он, вздохнув, нарвал цветов букетик, Чтобы д...
 "Господи, подснежники... сыночек!"  
День Победы Великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны, м...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциа...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциа...
Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциа...
Не очень интересно! У меня всё получилось! Было интересно! Всё понравилось! ...
 Спасибо за урок!
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Написание сочинения- ассоциации Шутова Елена Александровна, учитель русского язы
Описание слайда:

Написание сочинения- ассоциации Шутова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Нижнекулойская сош"

№ слайда 4 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнать, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнать, что такое ассоциации; Научиться подбирать ассоциации; Узнать, как писать сочинения-ассоциации; Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 5 Ассоциация (по Ожегову) Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при
Описание слайда:

Ассоциация (по Ожегову) Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое; Ассоциации – воспоминания, образы

№ слайда 6 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации; Научиться подбирать ассоциации; Узнать, как писать сочинения-ассоциации; Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации; Научились подбирать ассоциации; Узнать, как писать сочинения-ассоциации; Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Ольга Фокина «Подснежники»
Описание слайда:

Ольга Фокина «Подснежники»

№ слайда 11 И приснились раз ему подснежники - Синие бубенчики со звоном. Будто бы бежал он
Описание слайда:

И приснились раз ему подснежники - Синие бубенчики со звоном. Будто бы бежал он к ним сугробами, Силою неведомой влекомый, Листьями какими-то особыми, Запахом, до радости знакомым.

№ слайда 12 И на снег упал он, обессиленный, Не способный больше к обороне. А подснежник, гл
Описание слайда:

И на снег упал он, обессиленный, Не способный больше к обороне. А подснежник, глазоньками синими, Будто, как живой, мальчишку понял.

№ слайда 13 Стебельком качая над сугробами, Сам пришёл к мальчишке близко-близко: С листьями
Описание слайда:

Стебельком качая над сугробами, Сам пришёл к мальчишке близко-близко: С листьями, как руки папы, добрыми, С голосом забытым материнским

№ слайда 14 Только всё ж на солнечной опушке Он, вздохнув, нарвал цветов букетик, Чтобы дома
Описание слайда:

Только всё ж на солнечной опушке Он, вздохнув, нарвал цветов букетик, Чтобы дома спрятать под подушку Голубые, простенькие - эти. Горсть цветов, наверно, безымянных, Он сорвал бездумно и небрежно: Для чего мальчишке имена их? Не под снегом - значит, не подснежники, Значит, не звенят они, не пахнут, Листьями мальчишку не погладят...

№ слайда 15  "Господи, подснежники... сыночек!"  
Описание слайда:

"Господи, подснежники... сыночек!"  

№ слайда 16 День Победы Великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны, муже
Описание слайда:

День Победы Великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны, мужество, героизм, самоотверженная борьба подпольщиков и партизан, каждодневный трудовой подвиг работников тыла, усилия антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…

№ слайда 17 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации; Научились подбирать ассоциации; Узнать, как писать сочинения-ассоциации; Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации; Научились подбирать ассоциации; Узнали, как писать сочинения-ассоциации; Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации
Описание слайда:

Цель: научиться писать сочинение-ассоциацию Задачи: Узнали, что такое ассоциации; Научились подбирать ассоциации; Узнали, как писать сочинения-ассоциации; Поняли, зачем нужно писать такие сочинения…

№ слайда 22 Не очень интересно! У меня всё получилось! Было интересно! Всё понравилось! Не
Описание слайда:

Не очень интересно! У меня всё получилось! Было интересно! Всё понравилось! Не понравилось! Мы - молодцы!

№ слайда 23  Спасибо за урок!
Описание слайда:

Спасибо за урок!

№ слайда 24
Описание слайда:

Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: Создать условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению учащимися алгоритма написания сочинения-ассоциации.

Учащиеся должны знать, что такое ассоциации;

 владеть алгоритмом написания сочинения;

научиться писать сочинение-ассоциация;

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

Способствовать развитию УУД:

познавательных УУД: умений перевода текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение - ассоциацию;

регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

 

 Воспитательные задачи: способствовать  воспитанию чувства патриотизма

Автор Шутова Елена Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 919
Номер материала 34210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓