Конспект урока
«Начало истории человечества» (Окружающий мир, 4 класс)
Тема:
Начало истории человечества
Задачи:
- мотивировать учащихся к изучению раздела «Страницы всемирной истории»; -
формировать первоначальные представления об истории первобытного общества
Планируемые результаты:
Предметные:
- называть исторические эпохи;
- иметь представление о продолжительности периода
первобытной истории (используя «Ленту времени»);
- понимать роль огня , приручения животных, постройки
жилищ и т.д. в жизни первобытного человека;
- иметь представление о жизни первобытных людей на
территории региона.
Метапредметные:
- определять цель изучения раздела «Страницы всемирной
истории»;
- определять учебную задачу урока, стремиться её
выполнять и оценивать степень её достижения;
- извлекать и анализировать информацию из иллюстраций
учебника и электронного приложения;
- работать в парах, группах;
- самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы
с помощью текстов учебника, интернет-ресурсов
Личностные:
- проявлять целостный взгляд на мир в единстве его
народов, культур и религий;
- определять личностный смысл учения;
- проявлять самостоятельность в информационной
деятельности.
Ресурсы урока: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир»,
М.»Просвещение», 2014г. («Школа России»), часть 2; электронное приложение к
учебнику; рабочая тетрадь к учебнику; «Большая детская энциклопедия истории»
АСТ, 2009г; «Энциклопедия для детей. Всемирная история» издательство аванта;
презентация «Начало истории человечества»; транспарант «лента времени» с
указанием исторических эпох.
1.
Самоопределение к
деятельности.
Вы
сегодня принесли вторую часть учебника. О чём пойдёт речь в этой части? Вы
сможете ответить на этот вопрос, отгадав загадку
Всем
известно, что она
И
чудес. И тайн полна.
На
чужих ошибках учит
И
вовеки не наскучит! (история)
Каждый
человек хочет знать. Как жили его предки. Знание истории помогает людям жить.
История это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.
Знакомство
с учебником
Формулировка
задач урока, после знакомства
со стр. учебника 3-4.
2.
Работа по теме
урока.
1)
Работа проходит с обращением к презентации (слайды 2-5)
-ребята
вспоминают что такое история, исторический источник, археология, узнают кто
такой Геродот.
2) Работа с
«лентой времени».
3)Первой и самой
долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называли первобытными.
До сих пор нет точного ответа, когда они появились на Земле. (слайд 6)
4) Древнейший человек
сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на
двух ногах. Так выглядел человек, живший около миллиона лет назад(слайд 7)
А когда появились
люди, по своему облику, похожие на современного человека? (дети ищут информацию
с помощью учебника, энциклопедий, интернет-ресурсов)
5) А как вы думаете
где селились древние люди? (варианты ответов детей, ученики ищут информацию).
Работа со слайдом 8.
6)Орудия древнего
человека (слайд 9,10). Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то.
Возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, она разыскивают на
мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят- не годится. Другой поднимут
– это подходящий! Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами
другого камня он раскалывал гальку так, что бы её края стали острыми, как нож.
Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его
придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать
дубины, обтачивать палки-копалки и выполнять другую работу.
Умение изготовлять
орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
7) Овладение огнём
(слайд 11). Как человек овладел огнём? (Ребята высказываю свои предположения).
Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки
приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава
из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя –
поймаешь огонь! На стоянках людей запылали костры. Мясо, испечённое на углях,
оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью,
разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать
огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.
8)Большая часть
времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Собирательство и охота
(работа со слайдами 12-13, обсуждение с детьми). Представим себе: большое стадо
зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как
ветер мчатся зебры: кончно их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень
старые и совсем ещё молодые животные. Они не успевают за остальными и отстают.
Если охотникам удаётся отрезать от стада зебру, они углушают её дубинами.
9) Первобытное
искусство (работа со слайдом 14-15)
10)Первобытная
история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме
Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет
назад. Работа с картой слайда 16.
11) Прочитайте текст
параграфа на странице 6 и ответьте на вопрос «Как изменилась Жизнь людей к
концу первобытной истории?». Ответы детей, работа со слайдом 17.
3.
Закрепление.
- Работа в парах. Ученики выполняют задания
рабочей тетради с.3-4, пользуясь полученными знаниями, материалами учебника,
энциклопедиями, интернет-ресурсами.
Подведение
итогов выполнения задания.
-
творческое задание . Ученики делятся по вариантам. Вариант 1 выполняет:
составить рассказ по рисунку учебника на странице 4. Вариант 2. Сделать рисунки
«Жизнь первобытного человека»
Оба
варианта задания выполняют в группах по 3-4 человека.
Подведение
итогов выполнения творческого задания.
4.
Подведение итогов
урока:
–
какие были задачи урока? Справились ли мы с ними?
-
Какие знания мы открыли?
5. Рефлексия:
-
оцените свою работу на уроке с помощью цветных карточек?
-
что на уроке у нас с вами хорошо получилось?
-
над чем надо поработать?
- кого
можно поблагодарить за урок?
6. Домашнее
задание: уч. с.4-7 прочитать, подготовиться к тесту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.