Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока "Мой край - Марий Эл"

Конспект урока "Мой край - Марий Эл"

Скачать материал

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

 

 

 

Конспект урока марийского (государственного) языка в русскоязычной школе

 

Тема урока:

«Мой край – Марий Эл»

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель марийского (государственного) языка

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного)

 общего образования с углубленным изучением

 отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Горшкова Татьяна Павловна,

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Тема урока

Мыньын шачмы варем - Мары Эл

(Мой край – Марий Эл)

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Класс

3

Образовательная программа, автор

Программа по марийскому (государственному) языку. 1-11 класс. (В.В.Константинова, Г.С.Крылова и др.), 2012 год и  примерная общеобразовательная программа «История и культура народов Республики Марий Эл» для 1-11 классов, 2009 год. (Л.Е.Майкова, Г.И.Соловьева)

Определение места урока в изучаемой теме

По данной теме это первый урок – урок усвоения лексического материала.

Используемые технологии

Проблемное обучение, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология, игровая технология, групповая технология, технология критического мышления

Группы формируемых компетенций

Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Коммуникативные компетенции.

Формы работы, приемы, методы

Основные дидактические методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Частные методы и приемы: словесный - беседа, рассказ, наглядный – картинки, кластер.

Цель урока

 

Знакомство со своей малой родиной, развитие устной монологической и диалогической речи, фонетического слуха.

Задачи урока

Образовательные: знакомить с новыми словами  по теме урока, отрабатывать их использование в речи.

Развивающие: развивать навыки правильного произношения марийских звуков, связанную речь, правильного построения вопросов и ответов

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, языку, культуре, толерантное отношение к людям разной национальности

Планируемый результат

Предметные:

- знание горномарийских букв,  умение их читать и писать;

- овладение лексическим материалом и использование его в речи, умение отвечать на вопросы;

- умение писать слова, умение составлять словосочетания и предложения;

- понимание небольшого текста на слух.

Личностные:

- формирование у обучающихся понимания важности владения горномарийским языком; уважительного отношения к родному краю;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;

- признание ценности уважительного отношения к культурной самобытности народов, проживающих на территории Марий Эл, культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания, межкультурного общения и диалога культур;

- развитие умений уважать традиции народов.

 

Метапредметые:

ü Регулятивные:

- выполнение заданий по образцу и в соответствии с правилами марийского языка;

- подбор лексических и языковых средств для составления собственных высказываний.

- осуществление оценивания результатов своей работы и результатов деятельности товарища по парте;

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» культур;

- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 

ü Познавательные:

- умение работать с разными источниками информации о культуре  народов, проживающих на территории  Марий Эл: раздаточным материалом, картой расселения народов, проживающих на территории Марий Эл;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- структурирование знаний;

- выявление примеров интеграции культур народов, проживающих на территории Марий Эл;

- понимание содержания несложных предложений;

- использование слов, словосочетаний, предложений в ситуации общения.

ü Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе, коллективе;

-умение учитывать особенности традиций, обычаев народов Марий Эл, представлять их культуру в условиях межкультурного общения;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимся по языку, обычаям;

-планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

- организация беседы (диалога) в ситуации учебного общения;

- умение выделять нужную информацию из предложений

- построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Межпредметные связи: окружающий мир, история и культура народов Марий Эл.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, магнитная доска, презентация к уроку, предметные картинки, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

Структура урока

Этап урока

Вид деятельности

Организационный этап

Приветствие учителя, организация положительного настроя к учебной деятельности, речевая зарядка.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Постановка целей и задач урока.

Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет учащихся к формулированию темы и цели урока. 

 

Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с новыми словами по изучаемой теме, первичная систематизация полученных знаний

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Составление предложений

Физкультминутка

Смена динамической позы. Снятие зрительного утомления

Обобщение и систематизация знаний и умений

Работа в группах

Рефлексия

Подведение итогов занятия

 

Ход урока.

1.     Организационный этап

Ø Приветствие учителя, организация положительного настроя к учебной деятельности

Учитель: Пуры кечы! Добрый день!

Дети: Пуры кечы!

Речевая зарядка:

Дети:


Школыш сусун мынь ашкедам,

Тышты лыдам, сирем, мадам.

Мары Элышты ылем,

Марла попаш мынь тыменям.

В школу весело хожу я,

Там читаю, пишу, играю.

В  Марий Эл живу я,

По-марийски учусь говорить.


 

2. Актуализация знаний.  Мотивация учебной деятельности

Ø Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет обучающихся к формулированию темы и цели урока. 

(На экран проецируются яблоневый сад, яблоня с яблоками)

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в цветущий яблоневый сад. В этом саду растет  много  яблонь. А одна из них самая красивая. У этой яблони 4 толстые ветви и 14 тонких веток, где растут  красные яблоки.

 

Речевая подготовка:

 

(Использование ранее изученного лексического материала по теме «Сад» и «Числа»)

Учитель: Тиды ма?    Это что?

Ученик:   Тиды олма сад. Это яблоневый сад.

Учитель: Тиды ма?    Это что?

Ученик:   Тиды олмаву. Это яблоня.

Учитель: Тиды ма?    Это что?

Ученик:   Тиды кыжгы укшвла. Это толстые ветви.

Учитель: Маняр кыжгы укш? Сколько толстых ветвей?

Ученик: Ти олмавун 4 кыжгы укш. У этой яблони 4 толстые ветви.

Учитель: Тиды ма?    Это что?

Ученик: Тиды выцкыж укшвла. Это тонкие ветки.

Учитель: Маняр выцкыж укш?

Ученик: Ти олмавун 14 выцкыж укш. У этой яблони 14 тонких веток.

(На магнитной доске прикреплен рисунок яблони.  Дети называют слова и прикрепляют на магнитную доску таблички со словами: олма сад – яблоневый сад, олмаву - яблоня, кыжгы укшвла - толстые ветви, выцкыж укшвла - тонкие ветки, олма - яблоко)

 

Олма сад

 

 
 


Яблоня отрисовка                                                                              Россия

                                                                                Мары Эл

Олмаву

 
                                                                                Халавла - города

                                                                                 Йошкар-Ола

выцкыж укшвла (14)

 
                                                                                Козьмодемьянск

кыжгы укшвла (4)

 
                                                                                Звенигово

Олмавл³а

 
                                                                                Волжск

                                                                                районвла - районы

                                                                                халыквла - народы

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

3.     Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, посмотрите на правый столбик слов и соотнесите эти слова со словами, которые мы только что выложили на магнитную доску. (Дети, опираясь на знания, полученные на уроке истории и культуры народов Марий Эл, выполняют задание)

Учитель: Ма махань темым тагачы тыменьына? Итак, кто скажет, какую тему мы с вами будем изучать?

Ученик:  Ма тагачы «Мыньын шачмы варем – Мары Эл» темым тыменьына. Мы будем изучать тему: «Мой край – Марий Эл».

Учитель: Да, мы будем изучать новую лексическую тему. А кто скажет, чем мы занимаемся, когда изучаем новую тему.

Ученик: Мы будем изучать новые слова, строить предложения и составлять текст.

Учитель: Итак, цель нашего урока познакомиться с новыми словами и использовать их в нашей речи.

4.     Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

 

Учитель: Ребята, составьте предложения со словами и словосочетаниями: (на экран по очереди проецируются  слова)

Кого сандалык – большая Родина


Шачмы вар – родной край

Хала – город

тынг хала – столица

район

Кырык мары – Горномарийский

Халык – народ

кырык мары – горные марийцы

алык мары – луговые марийцы

руш – русские

суасламары – чуваши

тадар – татары

удмурт


 

Ученики:

1.                 Мамнан кого сандалыкна - Россия. Наша большая родина – Россия.

2.                 Мыньын шачмы варем – Мары Эл. Мой родной край – Марий Эл.

3.                 Мамнан республикыштына ныл хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово. В нашей республике 4 города: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово.

4.                 Республикынын тынг халажы – Йошкар-Ола. Столица республики – Йошкар-Ола.

5.                 Мамнан республикыштына луатныл район. В нашей республике 14 районов.

6.                 Ма Кырык мары районышты ылена. Мы живем в Горномарийском районе.

Учитель: (на марийском языке обращается к детям) Ребята, у вас на столах лежат яблоки. Аня, у тебя какого цвета яблоко?  (У меня яблоко зеленого цвета)  Никита, у тебя какого цвета яблоко?  (У меня красного цвета яблоко). Даша, а у тебя какого цвета яблоко?  (А у меня желтого цвета яблоко)  Вера, у тебя какого цвета яблоко? (У меня тоже желтого цвета, но меньше, чем у Даши).  Ребята, у вас у всех есть яблоки, но они все разные. Люди тоже бывают разные. Кто скажет, как можно отличить людей?  (Ответы детей:  по цвету волос, по росту, по именам, по языку, по национальности, по национальным костюмам и т.д.)

         Да, ребята, и на территории нашей республики живут люди разной национальности. Кто скажет, какие народы в большинстве проживают на территории нашей республики?

Ученик: Основным населением являются марийцы: горные и луговые, и русские.

Учитель: Посмотрите на карту (Карта нарисована на стенде на стене).

Смена динамической позы. Дети встают и поворачиваются к стенду.

Скажите, с какими республиками граничит наша республика?   (Ответы детей: с Чувашской республикой и Республикой Татарстан). Как вы думаете, например, в Звениговском, Горномарийском районах кроме марийцев и русских, какие народы еще живут?  (Чуваши) А, например, в Моркинском и в Мари-Турекском районе, какие еще народы живут? (Татары) А также, например, в Сернурском районе проживают удмурты. Итак, на территории нашей республики проживают в большинстве представители 5 народов: марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты.

http://virtune.ru/wp-content/uploads/2013/08/karta_mary_el_po_rayonam.png
 

 

 

 

 

 

 


                                                                                              

7.                 Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары, руш, суасламыры, тадар, удмурт халык икышын ылат. В нашей республике дружно проживают горные и луговые марийцы, русские, чуваши, татары, удмурты.

 

5.     Обобщение и систематизация знаний и умений.

 

Ребята, садитесь по группам так, чтобы в каждой группе оказалось одно зеленое, одно красное, одно желтое яблоко. (В начале урока яблоки распределялись так: красное яблоко – у ребенка, знающего марийский язык, зеленое яблоко – у ребенка, понимающего по-марийски, но не говорящего на марийском языке, а желтое – у ребенка, не знающего марийский язык.) Дифференцированное задание: Один из вас будет журналистом (знающий), другой – художником-графиком (понимающий), третий – художником-оформителем (незнающий). Сейчас мы с вами обобщим знания. Будете работать в группе. Вспоминаем правила работы в группе: работаем дружно, помогаем друг другу, в конце даем оценку своей работе.

 

1.     Ученик, знающий марийский язык, вставляет пропущенные слова.

Мыньын шачмы варем – Мары Эл

Мамнан кого сандалыкна - Россия.  Мыньын шачмы варем – Мары Эл

Мамнан республикыштына ныл(4) хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово. Мары Элын тынг халажы – Йошкар-Ола.

Мамнан республикыштына луатныл (14) район:   Горномарийский, Юринский, Килемарский, Медведеский, Оршанский, Советский, Звениговский, Волжский, Моркинский, Новоторъяльский, Куженерский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский.                                                               

Ма Кырык мары районышты ылена. Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары, руш, суасламары, тадар, удмурт да мол  халыкат икышын ылат.

 

2.     Ученик, понимающий по-марийски, заполняет графический кластер.

(Приложение 1)

3.     Ученик, незнающий марийский язык, составляет иллюстративный кластер. (Приложение 2)

На карту России клеит карту Республики Марий Эл. На карте Марий Эл находит 4 города, обводит ручкой. Столицу подчеркивает. Затем находит районы, нумерует. Горномарийский район надпись подчеркивает. Куклы с национальными костюмами клеит на районы, где в большинстве проживают те или иные народы.

 

6.     Подведение итогов урока.

Учитель: У вас на партах есть слоги. Составьте из них слова и словосочетания.

Туан варем – родной край

авиэм – моя мама

Туан школем – родная школа

Тымдышем – моя учительница

Давайте скажем Пуры кечы! с каждым словом и словосочетанием.

Ученики:

Пуры кечы, туан варем!

Пуры кечы, авиэм!

Пуры кечы, туан школем!

Пуры кечы, тымдышем!

7.     Рефлексия

Учитель: Наш Горномарийский район красив яблоневыми садами. Если  урок понравился, посадите сою яблоньку, украсьте наш район яблонями.  (Дети берут картинки с яблонями и клеят на карте, на территории Горномарийского района)

 

Два ученика читают отрывок из стихотворения горномарийского поэта Николая Егорова «Берег горный – край марийский»

Ученики:


Кырык сирем – шачмы варем

Олмыктара олма сад.

Садын сар олмажы доно

Сар цыреан линна ма.

Берег горный – край родимый

Лепестковый перепляс.

И румянец яблок спелых

На щеках горит у нас.


 

Учитель: Урок пытен. Урок окончен. Цеверын! До свидания!

Ученики: Цеверын!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Мыньын шачмы варем – Мары Эл

 
                             

 


                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

Чуваши

 

Луговые марийцы

 

Удмурты

 

Татары

 

14

 
http://artpnz.files.wordpress.com/2012/08/tatarsky_costume.jpg?w=630

Русские

 

Горные марийцы

 

13

 

12

 

11

 

10

 

9

 

 

7

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

Республика

Татарстан

 

   Чувашская Республика

 

область

 

Кировская

 

 

Нижегородская область

 
     
http://www.omire.ru/i/russian_map.jpg,http://virtune.ru/wp-content/uploads/2013/08/karta_mary_el_po_rayonam.png

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Мой край - Марий Эл""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока рассчитан для обучения детей марийскому языку в русскоязычной школе в 3 классе. В основе урока лежит коммуникативный метод обучения.

Знакомство с новыми словами и со своей малой родиной проходит через сравнение.

Яблоневый сад - это наша большая родина - Россия. Одна красивая яблоня в этом саду - это наша малая родина - Республика Марий Эл. Яблоки - это люди разных национальностей, населяющие территорию Республики Марий Эл. На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся делятся на группы,  составляют графический и иллюстративный кластер, заполняют пропуски в тексте.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 749
    • DOCX 435.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горшкова Татьяна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горшкова Татьяна Павловна
    Горшкова Татьяна Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5172
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе