Главная / Другое / Конспект урока "Мой край - Марий Эл"

Конспект урока "Мой край - Марий Эл"

hello_html_23a40e2c.gifhello_html_5961bd3a.gifhello_html_5cf3cb78.gifhello_html_27e0baf.gifhello_html_5362cb3d.gifhello_html_781fd1fb.gifhello_html_5362cb3d.gifhello_html_27e0baf.gifhello_html_m77956282.gifhello_html_m24cba307.gifhello_html_a24b72c.gifhello_html_633d7144.gifhello_html_50f6a61a.gifhello_html_50f6a61a.gifhello_html_50f6a61a.gifhello_html_50f6a61a.gifhello_html_m68d075fc.gifhello_html_75f9c4ef.gifhello_html_m67170afc.gifhello_html_93b06a1.gifhello_html_3bfcb27b.gifhello_html_4587a1fa.gifhello_html_m490785c7.gifhello_html_ma52208a.gifhello_html_347efba6.gifhello_html_m516329e1.gifhello_html_326c066a.gifhello_html_6a099dc7.gifhello_html_m5b175f60.gifhello_html_m64025a87.gifhello_html_m7b5a5420.gifhello_html_m64025a87.gifhello_html_m7b5a5420.gifhello_html_m5d223924.gifhello_html_m757ff0da.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_422cf64a.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_477fce4b.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_m63e38d3c.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_m63e38d3c.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_56dc03a6.gifhello_html_55f34c54.gifhello_html_247889d8.gifhello_html_m65f09f29.gifhello_html_m7b595678.gifhello_html_2cf45f5f.gifhello_html_m52ef0354.gifhello_html_m5c5caf17.gifhello_html_m5714a448.gifhello_html_49b9009d.gifhello_html_m1e45dcff.gifhello_html_758dde2.gifhello_html_758dde2.gifhello_html_63a7774f.gifГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение hello_html_m53adf071.gif

Республики Марий Эл

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»





Конспект урока марийского (государственного) языка в русскоязычной школе



Тема урока:

«Мой край – Марий Эл»

3 класс











Провела: учитель марийского (государственного) языка

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного)

общего образования с углубленным изучением

отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Горшкова Татьяна Павловна,

высшей квалификационной категории











Тема урока

Мыньын шачмы варем - Мары Эл

(Мой край – Марий Эл)

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Класс

3

Образовательная программа, автор

Программа по марийскому (государственному) языку. 1-11 класс. (В.В.Константинова, Г.С.Крылова и др.), 2012 год и примерная общеобразовательная программа «История и культура народов Республики Марий Эл» для 1-11 классов, 2009 год. (Л.Е.Майкова, Г.И.Соловьева)

Определение места урока в изучаемой теме

По данной теме это первый урок – урок усвоения лексического материала.

Используемые технологии

Проблемное обучение, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология, игровая технология, групповая технология, технология критического мышления

Группы формируемых компетенций

Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Коммуникативные компетенции.

Формы работы, приемы, методы

Основные дидактические методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Частные методы и приемы: словесный - беседа, рассказ, наглядный – картинки, кластер.

Цель урока


Знакомство со своей малой родиной, развитие устной монологической и диалогической речи, фонетического слуха.

Задачи урока

Образовательные: знакомить с новыми словами по теме урока, отрабатывать их использование в речи.

Развивающие: развивать навыки правильного произношения марийских звуков, связанную речь, правильного построения вопросов и ответов

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, языку, культуре, толерантное отношение к людям разной национальности

Планируемый результат

Предметные:

- знание горномарийских букв, умение их читать и писать;

- овладение лексическим материалом и использование его в речи, умение отвечать на вопросы;

- умение писать слова, умение составлять словосочетания и предложения;

- понимание небольшого текста на слух.

Личностные:

- формирование у обучающихся понимания важности владения горномарийским языком; уважительного отношения к родному краю;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;

- признание ценности уважительного отношения к культурной самобытности народов, проживающих на территории Марий Эл, культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания, межкультурного общения и диалога культур;

- развитие умений уважать традиции народов.


Метапредметые:

  • Регулятивные:

- выполнение заданий по образцу и в соответствии с правилами марийского языка;

- подбор лексических и языковых средств для составления собственных высказываний.

- осуществление оценивания результатов своей работы и результатов деятельности товарища по парте;

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» культур;

- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;


  • Познавательные:

- умение работать с разными источниками информации о культуре народов, проживающих на территории Марий Эл: раздаточным материалом, картой расселения народов, проживающих на территории Марий Эл;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- структурирование знаний;

- выявление примеров интеграции культур народов, проживающих на территории Марий Эл;

- понимание содержания несложных предложений;

- использование слов, словосочетаний, предложений в ситуации общения.

  • Коммуникативные:

- умение работать в парах, группе, коллективе;

-умение учитывать особенности традиций, обычаев народов Марий Эл, представлять их культуру в условиях межкультурного общения;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимся по языку, обычаям;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

- организация беседы (диалога) в ситуации учебного общения;

- умение выделять нужную информацию из предложений

- построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Межпредметные связи: окружающий мир, история и культура народов Марий Эл.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, магнитная доска, презентация к уроку, предметные картинки, раздаточный материал.











Структура урока

Этап урока

Вид деятельности

Организационный этап

Приветствие учителя, организация положительного настроя к учебной деятельности, речевая зарядка.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Постановка целей и задач урока.

Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет учащихся к формулированию темы и цели урока. 


Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с новыми словами по изучаемой теме, первичная систематизация полученных знаний

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Составление предложений

Физкультминутка

Смена динамической позы. Снятие зрительного утомления

Обобщение и систематизация знаний и умений

Работа в группах

Рефлексия

Подведение итогов занятия



Ход урока.

  1. Организационный этап

  • Приветствие учителя, организация положительного настроя к учебной деятельности

Учитель: Пуры кечы! Добрый день!

Дети: Пуры кечы!

Речевая зарядка:

Дети:


Школыш сусун мынь ашкедам,

Тышты лыдам, сирем, мадам.

Мары Элышты ылем,

Марла попаш мынь тыменям.

В школу весело хожу я,

Там читаю, пишу, играю.

В Марий Эл живу я,

По-марийски учусь говорить.


2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет обучающихся к формулированию темы и цели урока. 

(На экран проецируются яблоневый сад, яблоня с яблоками)

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в цветущий яблоневый сад. В этом саду растет много яблонь. А одна из них самая красивая. У этой яблони 4 толстые ветви и 14 тонких веток, где растут красные яблоки.


Речевая подготовка:


(Использование ранее изученного лексического материала по теме «Сад» и «Числа»)

Учитель: Тиды ма? Это что?

Ученик: Тиды олма сад. Это яблоневый сад.

Учитель: Тиды ма? Это что?

Ученик: Тиды олмаву. Это яблоня.

Учитель: Тиды ма? Это что?

Ученик: Тиды кыжгы укшвла. Это толстые ветви.

Учитель: Маняр кыжгы укш? Сколько толстых ветвей?

Ученик: Ти олмавун 4 кыжгы укш. У этой яблони 4 толстые ветви.

Учитель: Тиды ма? Это что?

Ученик: Тиды выцкыж укшвла. Это тонкие ветки.

Учитель: Маняр выцкыж укш?

Ученик: Ти олмавун 14 выцкыж укш. У этой яблони 14 тонких веток.

(На магнитной доске прикреплен рисунок яблони. Дети называют слова и прикрепляют на магнитную доску таблички со словами: олма сад – яблоневый сад, олмаву - яблоня, кыжгы укшвла - толстые ветви, выцкыж укшвла - тонкие ветки, олма - яблоко)


Олма сад





РоссияЯблоня отрисовка

Мары Эл

Олмаву

Халавла - города

Йошкар-Ола

выцкыж укшвла (14)

Козьмодемьянск

кыжгы укшвла (4)

Звенигово

Олмавл³а

Волжск

районвла - районы

халыквла - народы











  1. Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, посмотрите на правый столбик слов и соотнесите эти слова со словами, которые мы только что выложили на магнитную доску. (Дети, опираясь на знания, полученные на уроке истории и культуры народов Марий Эл, выполняют задание)

Учитель: Ма махань темым тагачы тыменьына? Итак, кто скажет, какую тему мы с вами будем изучать?

Ученик: Ма тагачы «Мыньын шачмы варем – Мары Эл» темым тыменьына. Мы будем изучать тему: «Мой край – Марий Эл».

Учитель: Да, мы будем изучать новую лексическую тему. А кто скажет, чем мы занимаемся, когда изучаем новую тему.

Ученик: Мы будем изучать новые слова, строить предложения и составлять текст.

Учитель: Итак, цель нашего урока познакомиться с новыми словами и использовать их в нашей речи.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации



Учитель: Ребята, составьте предложения со словами и словосочетаниями: (на экран по очереди проецируются слова)

Кого сандалык – большая Родина



Шачмы вар – родной край

Хала – город

тынг хала – столица

район

Кырык мары – Горномарийский

Халык – народ

кырык мары – горные марийцы

алык мары – луговые марийцы

руш – русские

суасламары – чуваши

тадар – татары

удмурт





Ученики:

  1. Мамнан кого сандалыкна - Россия. Наша большая родина – Россия.

  2. Мыньын шачмы варем – Мары Эл. Мой родной край – Марий Эл.

  3. Мамнан республикыштына ныл хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово. В нашей республике 4 города: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово.

  4. Республикынын тынг халажы – Йошкар-Ола. Столица республики – Йошкар-Ола.

  5. Мамнан республикыштына луатныл район. В нашей республике 14 районов.

  6. Ма Кырык мары районышты ылена. Мы живем в Горномарийском районе.

Учитель: (на марийском языке обращается к детям) Ребята, у вас на столах лежат яблоки. Аня, у тебя какого цвета яблоко? (У меня яблоко зеленого цвета) Никита, у тебя какого цвета яблоко? (У меня красного цвета яблоко). Даша, а у тебя какого цвета яблоко? (А у меня желтого цвета яблоко) Вера, у тебя какого цвета яблоко? (У меня тоже желтого цвета, но меньше, чем у Даши). Ребята, у вас у всех есть яблоки, но они все разные. Люди тоже бывают разные. Кто скажет, как можно отличить людей? (Ответы детей: по цвету волос, по росту, по именам, по языку, по национальности, по национальным костюмам и т.д.)

Да, ребята, и на территории нашей республики живут люди разной национальности. Кто скажет, какие народы в большинстве проживают на территории нашей республики?

Ученик: Основным населением являются марийцы: горные и луговые, и русские.

Учитель: Посмотрите на карту (Карта нарисована на стенде на стене).

Смена динамической позы. Дети встают и поворачиваются к стенду.

Скажите, с какими республиками граничит наша республика? (Ответы детей: с Чувашской республикой и Республикой Татарстан). Как вы думаете, например, в Звениговском, Горномарийском районах кроме марийцев и русских, какие народы еще живут? (Чуваши) А, например, в Моркинском и в Мари-Турекском районе, какие еще народы живут? (Татары) А также, например, в Сернурском районе проживают удмурты. Итак, на территории нашей республики проживают в большинстве представители 5 народов: марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты.

область

http://virtune.ru/wp-content/uploads/2013/08/karta_mary_el_po_rayonam.png

Чувашская Республика

Кировская

Нижегородская область











Республика

Татарстан




  1. Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары, руш, суасламыры, тадар, удмурт халык икышын ылат. В нашей республике дружно проживают горные и луговые марийцы, русские, чуваши, татары, удмурты.


  1. Обобщение и систематизация знаний и умений.


Ребята, садитесь по группам так, чтобы в каждой группе оказалось одно зеленое, одно красное, одно желтое яблоко. (В начале урока яблоки распределялись так: красное яблоко – у ребенка, знающего марийский язык, зеленое яблоко – у ребенка, понимающего по-марийски, но не говорящего на марийском языке, а желтое – у ребенка, не знающего марийский язык.) Дифференцированное задание: Один из вас будет журналистом (знающий), другой – художником-графиком (понимающий), третий – художником-оформителем (незнающий). Сейчас мы с вами обобщим знания. Будете работать в группе. Вспоминаем правила работы в группе: работаем дружно, помогаем друг другу, в конце даем оценку своей работе.


  1. Ученик, знающий марийский язык, вставляет пропущенные слова.

Мыньын шачмы варем – Мары Эл

Мамнан кого сандалыкна - Россия. Мыньын шачмы варем – Мары Эл

Мамнан республикыштына ныл(4) хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово. Мары Элын тынг халажы – Йошкар-Ола.

Мамнан республикыштына луатныл (14) район: Горномарийский, Юринский, Килемарский, Медведеский, Оршанский, Советский, Звениговский, Волжский, Моркинский, Новоторъяльский, Куженерский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский.

Ма Кырык мары районышты ылена. Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары, руш, суасламары, тадар, удмурт да мол халыкат икышын ылат.


  1. Ученик, понимающий по-марийски, заполняет графический кластер.

(Приложение 1)

  1. Ученик, незнающий марийский язык, составляет иллюстративный кластер. (Приложение 2)

На карту России клеит карту Республики Марий Эл. На карте Марий Эл находит 4 города, обводит ручкой. Столицу подчеркивает. Затем находит районы, нумерует. Горномарийский район надпись подчеркивает. Куклы с национальными костюмами клеит на районы, где в большинстве проживают те или иные народы.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: У вас на партах есть слоги. Составьте из них слова и словосочетания.

Туан варем – родной край

авиэм – моя мама

Туан школем – родная школа

Тымдышем – моя учительница

Давайте скажем Пуры кечы! с каждым словом и словосочетанием.

Ученики:

Пуры кечы, туан варем!

Пуры кечы, авиэм!

Пуры кечы, туан школем!

Пуры кечы, тымдышем!

  1. Рефлексия

Учитель: Наш Горномарийский район красив яблоневыми садами. Если урок понравился, посадите сою яблоньку, украсьте наш район яблонями. (Дети берут картинки с яблонями и клеят на карте, на территории Горномарийского района)


Два ученика читают отрывок из стихотворения горномарийского поэта Николая Егорова «Берег горный – край марийский»

Ученики:


Кырык сирем – шачмы варем

Олмыктара олма сад.

Садын сар олмажы доно

Сар цыреан линна ма.

Берег горный – край родимый

Лепестковый перепляс.

И румянец яблок спелых

На щеках горит у нас.



Учитель: Урок пытен. Урок окончен. Цеверын! До свидания!

Ученики: Цеверын!






















Приложение 1.



Мыньын шачмы варем – Мары Эл







хала

район





































Приложение 2.

Луговые марийцы

Чуваши

14

Татары

Русские

Удмурты

Горные марийцы

hello_html_318872e6.gif



Нижегородская область

Кировская

область

Чувашская Республика

Республика

Татарстан

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

13

E:\Лучший учитель\мастер класс\кукла удмуртка.JPGhttp://artpnz.files.wordpress.com/2012/08/tatarsky_costume.jpg?w=630E:\Лучший учитель\мастер класс\русская кукла.jpgE:\Лучший учитель\мастер класс\dolly2.jpgF:\семинар одар\открытка1.jpgC:\Documents and Settings\ADMINISTRATOR\Рабочий стол\DSCN5757.jpghttp://virtune.ru/wp-content/uploads/2013/08/karta_mary_el_po_rayonam.pnghttp://www.omire.ru/i/russian_map.jpg
Конспект урока "Мой край - Марий Эл"
  • Другое
Описание:

Конспект урока рассчитан для обучения детей марийскому языку в русскоязычной школе в 3 классе. В основе урока лежит коммуникативный метод обучения.

Знакомство с новыми словами и со своей малой родиной проходит через сравнение.

Яблоневый сад - это наша большая родина - Россия. Одна красивая яблоня в этом саду - это наша малая родина - Республика Марий Эл. Яблоки - это люди разных национальностей, населяющие территорию Республики Марий Эл. На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся делятся на группы,  составляют графический и иллюстративный кластер, заполняют пропуски в тексте.

Автор Горшкова Татьяна Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 797
Номер материала 27476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓