2. Актуализация знаний. Мотивация учебной
деятельности
Ø Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет обучающихся
к формулированию темы и цели урока.
(На экран проецируются яблоневый сад, яблоня с
яблоками)
Учитель: Ребята, мы с
вами сегодня отправимся в цветущий яблоневый сад. В этом саду растет много яблонь.
А одна из них самая красивая. У этой яблони 4 толстые ветви и 14 тонких веток,
где растут красные яблоки.
Речевая подготовка:
(Использование ранее
изученного лексического материала по теме «Сад» и «Числа»)
Учитель: Тиды ма?
Это что?
Ученик: Тиды олма
сад. Это яблоневый сад.
Учитель: Тиды
ма? Это что?
Ученик: Тиды
олмаву. Это яблоня.
Учитель: Тиды
ма? Это что?
Ученик: Тиды кыжгы
укшвла. Это толстые ветви.
Учитель: Маняр кыжгы
укш? Сколько толстых ветвей?
Ученик: Ти олмавун
4 кыжгы укш. У этой яблони 4 толстые ветви.
Учитель: Тиды
ма? Это что?
Ученик: Тиды выцкыж
укшвла. Это тонкие ветки.
Учитель: Маняр выцкыж
укш?
Ученик: Ти олмавун
14 выцкыж укш. У этой яблони 14 тонких веток.
(На магнитной доске прикреплен рисунок
яблони. Дети называют слова и прикрепляют на магнитную доску таблички со
словами: олма сад – яблоневый сад, олмаву - яблоня, кыжгы укшвла - толстые
ветви, выцкыж укшвла - тонкие ветки, олма - яблоко)
Россия
Мары Эл
Халавла - города
Йошкар-Ола
Козьмодемьянск
Звенигово
Волжск
районвла - районы
халыквла - народы
3. Первичное
усвоение новых знаний.
Ребята,
посмотрите на правый столбик слов и соотнесите эти слова со словами, которые мы
только что выложили на магнитную доску. (Дети, опираясь на знания, полученные
на уроке истории и культуры народов Марий Эл, выполняют задание)
Учитель: Ма
махань темым тагачы тыменьына? Итак, кто скажет, какую тему мы с вами будем
изучать?
Ученик:
Ма тагачы «Мыньын шачмы варем – Мары Эл» темым тыменьына.
Мы будем изучать тему: «Мой край – Марий Эл».
Учитель:
Да, мы будем изучать новую лексическую тему. А кто скажет, чем мы занимаемся,
когда изучаем новую тему.
Ученик:
Мы будем изучать новые слова, строить предложения и
составлять текст.
Учитель:
Итак, цель нашего урока познакомиться с новыми словами и
использовать их в нашей речи.
4.
Творческое применение и добывание знаний в
новой ситуации
Учитель:
Ребята, составьте предложения со словами и словосочетаниями: (на экран по
очереди проецируются слова)
Кого сандалык
– большая Родина
Ученики:
1.
Мамнан
кого сандалыкна
- Россия. Наша большая родина – Россия.
2.
Мыньын
шачмы варем – Мары Эл. Мой родной
край – Марий Эл.
3.
Мамнан
республикыштына
ныл хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск,
Волжск, Звенигово. В нашей республике 4 города: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск,
Волжск, Звенигово.
4.
Республикынын
тынг халажы – Йошкар-Ола. Столица республики
– Йошкар-Ола.
5.
Мамнан республикыштына луатныл район. В нашей
республике 14 районов.
6.
Ма Кырык мары районышты ылена. Мы живем в
Горномарийском районе.
Учитель:
(на марийском языке обращается к детям) Ребята, у вас на столах лежат яблоки.
Аня, у тебя какого цвета яблоко? (У меня яблоко зеленого цвета) Никита, у
тебя какого цвета яблоко? (У меня красного цвета яблоко). Даша, а у тебя
какого цвета яблоко? (А у меня желтого цвета яблоко) Вера, у тебя какого
цвета яблоко? (У меня тоже желтого цвета, но меньше, чем у Даши). Ребята, у
вас у всех есть яблоки, но они все разные. Люди тоже бывают разные. Кто скажет,
как можно отличить людей? (Ответы детей: по цвету волос, по росту, по именам,
по языку, по национальности, по национальным костюмам и т.д.)
Да,
ребята, и на территории нашей республики живут люди разной национальности. Кто
скажет, какие народы в большинстве проживают на территории нашей республики?
Ученик:
Основным населением являются марийцы: горные и луговые, и
русские.
Учитель: Посмотрите
на карту (Карта нарисована на стенде на стене).
Смена динамической позы.
Дети встают и поворачиваются к стенду.
Скажите, с какими республиками граничит наша
республика? (Ответы детей: с Чувашской республикой и Республикой Татарстан). Как
вы думаете, например, в Звениговском, Горномарийском районах кроме марийцев и
русских, какие народы еще живут? (Чуваши) А, например, в Моркинском и в
Мари-Турекском районе, какие еще народы живут? (Татары) А также, например, в
Сернурском районе проживают удмурты. Итак, на территории нашей республики
проживают в большинстве представители 5 народов: марийцы, русские, татары,
чуваши, удмурты.
7.
Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары,
руш, суасламыры, тадар, удмурт халык икышын ылат. В нашей республике дружно
проживают горные и луговые марийцы, русские, чуваши, татары, удмурты.
5. Обобщение
и систематизация знаний и умений.
Ребята, садитесь по группам так, чтобы в каждой
группе оказалось одно зеленое, одно красное, одно желтое яблоко. (В начале
урока яблоки распределялись так: красное яблоко – у ребенка, знающего марийский
язык, зеленое яблоко – у ребенка, понимающего по-марийски, но не говорящего на
марийском языке, а желтое – у ребенка, не знающего марийский язык.) Дифференцированное
задание: Один из вас будет журналистом (знающий), другой –
художником-графиком (понимающий), третий – художником-оформителем (незнающий).
Сейчас мы с вами обобщим знания. Будете работать в группе. Вспоминаем правила
работы в группе: работаем дружно, помогаем друг другу, в конце даем оценку
своей работе.
1. Ученик,
знающий марийский язык, вставляет пропущенные слова.
Мыньын
шачмы варем – Мары Эл
Мамнан кого сандалыкна
- Россия. Мыньын шачмы варем – Мары Эл
Мамнан
республикыштына ныл(4) хала: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово. Мары Элын тынг халажы – Йошкар-Ола.
Мамнан
республикыштына луатныл (14) район:
Горномарийский, Юринский, Килемарский,
Медведеский, Оршанский, Советский, Звениговский, Волжский, Моркинский,
Новоторъяльский, Куженерский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский.
Ма Кырык мары районышты ылена. Мамнан республикыштына кырык мары, алык мары, руш, суасламары, тадар, удмурт
да мол халыкат икышын ылат.
2. Ученик,
понимающий по-марийски, заполняет графический кластер.
(Приложение 1)
3. Ученик,
незнающий марийский язык, составляет иллюстративный кластер. (Приложение 2)
На карту России клеит карту Республики
Марий Эл. На карте Марий Эл находит 4 города, обводит ручкой. Столицу
подчеркивает. Затем находит районы, нумерует. Горномарийский район надпись
подчеркивает. Куклы с национальными костюмами клеит на районы, где в
большинстве проживают те или иные народы.
6. Подведение
итогов урока.
Учитель:
У вас на партах есть слоги. Составьте из них слова и словосочетания.
Туан варем – родной край
авиэм – моя мама
Туан школем – родная школа
Тымдышем – моя учительница
Давайте скажем Пуры
кечы! с каждым словом и словосочетанием.
Ученики:
Пуры кечы, туан варем!
Пуры кечы, авиэм!
Пуры кечы, туан школем!
Пуры кечы, тымдышем!
7. Рефлексия
Учитель: Наш
Горномарийский район красив яблоневыми садами. Если урок понравился, посадите
сою яблоньку, украсьте наш район яблонями. (Дети берут картинки с яблонями и
клеят на карте, на территории Горномарийского района)
Два ученика читают отрывок из стихотворения
горномарийского поэта Николая Егорова «Берег горный – край марийский»
Ученики:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.