Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)

Конспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)

Скачать материал

Буданова Ирина Евгеньевна, учитель химии

 высшей квалификационной категории

МБОУ Савинская СОШ

 

Конспект урока химии в 8 классе по теме

Простые вещества - металлы

Дидактические цели:

продолжить развитие элементов информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных информационных источников (текст, таблица, диаграмма) для решения учебных задач;

  продолжить развитие элементов химической компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования областей применения химических веществ на основе их физических свойств.  

Методические задачи урока:

повторение особенности строения атомов металлов

развитие умений выявления взаимосвязи «состав – свойства – применение» на примере  физических свойств и областей применения металлов.

 

Оборудование и дидактический материал:

интерактивный комплекс

периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

- учебные тексты

- тесты  для первичного контроля знаний по теме

- карточки для графического диктанта

- схемы «Фишбоун»

- заготовка опорного конспекта «Металлы»

- наборы образцов металлов: медь, алюминий, железо

- лабораторное оборудование

 

 

План урока:

1.     Организационный этап (1 мин)

2.     Ориентировочно-мотивационный этап (2-5 минут).

3.     Актуализация знаний о строении атомов металлов и их положении в ПСХЭ (10-8 минут).

4.     Формирование новых знаний о физических свойствах простых веществ – металлов (15 минут).

5.     Первичное закрепление и систематизация знаний по теме (10 минут).

6.     Контроль усвоения нового материала (5 минут).

7.     Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты).

 

Ход  урока:

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка учащихся к уроку.

 

II. Ориентационно-мотивационный этап.

Урок начинается с предъявления обучающимся «черного ящика», в котором находятся следующие предметы: электрическая лампочка, ртутный термометр, упаковка шоколада, зеркало, колокольчик.

- По вашему мнению, как связаны эти предметы между собой и почему я принесла их сегодня на урок?

 

Варианты:

1.     Ученики связывают эти предметы с темой «Металлы», тогда записывается тема урока, формулируются цели урока и переход к следующему этапу.

2.     Ученики не могут установить связи между предметами. Учитель говорит, что мы вернемся к черному ящику в конце урока, и новые знания помогут ответить на первый вопрос урока.

 

III. Актуализация знаний

1.                      Графический диктант – повторение знаков химических элементов – металлов.

Если ученики не смогли определить тему урока на предыдущем этапе, то учитель задает вопрос:

- Что объединяет все названные знаки химических элементов?

После ответа учащихся, записывается тема урока, и формулируются  цели.

 

2.                      Актуализация знаний об особенности строения химических элементов – металлов проводится с использованием заданий №№ 1-3 с. 41 из «Рабочей тетради по химии к учебнику «Химия 8»О.С.Габриеляна»

№1 – выполняется устно, фронтально

№№2, 3 по рядам – сначала самостоятельно, затем проверка у доски.

 

IV. Формирование новых знаний о физических свойствах простых веществ металлов

Учитель организует работу в группах по изучению нового материала. Каждая группа получает набор из трех металлов: медь, алюминий, железо и учебный текст. Изучив текст необходимо ответить на вопросы к тексту и выполнить лабораторный опыт.

1 группа – «Физические свойства металлов: металлический блеск, цвет, металлический звон».

2 группа – «Пластичность металлов».

3 группа – « Электропроводность. Теплопроводность»

4 группа – «Температура плавления. Плотность металлов».

 

По окончании работы, представитель каждой группы предъявляет результаты работы. Называемые физические свойства записываются обучающимися в тетрадь и фиксируются в таблицу на интерактивной доске:

 

 

 

 

Металл

Физические свойства

Агрегатное состояние

Цвет

Металлический блеск

Металлический звон

Пластичность

Электропроводность Теплопроводность

Температура плавления

Плотность

Медь

 

 

 

 

 

 

 

 

Алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

Железо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполненные группами листы с выполненными заданиями и текстами прикрепляются к заготовке опорного конспекта «Металлы».

 

Выступления групп учитель дополняет демонстрационным экспериментом и дополнительными сведениями:

Пластичность: Демонстрация пластичности металла на примере скольжения стеклянных пластинок. Две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Вывод: прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности - особое строение кристаллической решетки металлов.

Демонстрация учащимся алюминиевой фольги; рассказ, что алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова.

Металлический звон: Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Теплопроводность: Демонстрация разной теплопроводности алюминия, меди и железа.

Температура плавления. Рассказ о ядовитости ртути

    

 После выступления всех групп анализируется заполненная таблица на выявление общих физических свойств и дается определение, которое записывается в тетрадь:

«Металлы – пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны».

 

V. Первичное закрепление и систематизация знаний

1. Фронтальное выполнение задания на интерактивной доске «Металлы рекордсмены»

Установите соответствие между физическим свойством и знаком химического элемента-металла, у которого данное свойство проявляется ярче всего:

Физическое свойство

Знак химического элемента-металла

1.     Самый тугоплавкий

2.     Самый легкий металл

3.     Самый жидкий

4.     Самый блестящий

5.     Самый электропроводный

Fe

Au

Ag

Hg

W

Li

2. Для закрепления знаний о физических свойствах металлов и установления их взаимосвязи с применением учащимся предлагается заполнение схемы «Фишбоун». (Работа в группах).

3. Возвращение к «черному ящику» и объяснение связи предметов в нем с темой урока:

·        электрическая лампочка –  нить накаливания изготовлена из вольфрама, самого тугоплавкого металла;

·        ртутный термометр – ртуть жидкий металл, при нагревании расширяется; 

·        упаковка шоколада – плитка шоколада завернута в фольгу (пластичность);

·        зеркало – металлический блеск серебра;

·        колокольчик – металлический звон.

 

VI. Контроль усвоения нового материала осуществляется с помощью теста. После окончания отведенного времени, учитель выводит на экран шифр правильных ответов и шкалу для оценивания.

 

Домашнее задание: Учитель предлагает на выбор выполнить задание в рабочей тетради № 4 с. 42 (металл – свойство – применение)  или из учебника с. 73 № 4 или 5 (поиск информации в дополнительных источниках).

 

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

1.      Учитель предлагает ученикам оценить себя по трем позициям: графический диктант, работа в группе, тест и выставить среднюю отметку.

2.      Методика «Незаконченные предложения» (при наличии времени на уроке):

«Сегодня я узнал…»                      «Я почувствовал…»

«Было интересно…»                    «Я получил…»

«Я выполнял задание…»              «Я научился…»

«Я понял, что…»                          «У меня получилось…»

«Теперь я могу…»                         «Я смог…»

«Меня удивило…»                         «В жизни мне будет полезно…»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Знакомство с простыми веществами – металлами происходило после изучения темы «Атомы химических элементов» и повторения типов химической связи, в том числе металлической связи.

Задачи урока, поставленные учителем, позволили добиться  расширения знаний обучающихся о взаимосвязи между строением, физическими свойствами и применением простых веществ- металлов; сделать выводы и обобщения.  Содержание и структура урока способствовало формированию информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получать и обрабатывать информацию из различных информационных источников (текст, таблица, диаграмма) для решения учебных задач. На уроке учитель развивал элементы химической компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования области применения веществ на основе их свойств.

Для достижения результата был использован широкий комплекс методов обучения: работа с учебными текстами, выполнение лабораторных исследований, наблюдение демонстрационного эксперимента.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практическая работа по химии "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений", 8 класс
  • Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Тема: § 48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
  • 03.10.2020
  • 6167
  • 125
«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 470
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Будвнова Ирина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Будвнова Ирина Евгеньевна
    Будвнова Ирина Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 541
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 354 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек