Главная / Химия / Конспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)

Конспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)

Буданова Ирина Евгеньевна, учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ Савинская СОШ


Конспект урока химии в 8 классе по теме

Простые вещества - металлы

Дидактические цели:

продолжить развитие элементов информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных информационных источников (текст, таблица, диаграмма) для решения учебных задач;

продолжить развитие элементов химической компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования областей применения химических веществ на основе их физических свойств.

Методические задачи урока:

повторение особенности строения атомов металлов

развитие умений выявления взаимосвязи «состав – свойства – применение» на примере физических свойств и областей применения металлов.



Оборудование и дидактический материал:

интерактивный комплекс

периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

- учебные тексты

- тесты для первичного контроля знаний по теме

- карточки для графического диктанта

- схемы «Фишбоун»

- заготовка опорного конспекта «Металлы»

- наборы образцов металлов: медь, алюминий, железо

- лабораторное оборудование



План урока:

  1. Организационный этап (1 мин)

  2. Ориентировочно-мотивационный этап (2-5 минут).

  3. Актуализация знаний о строении атомов металлов и их положении в ПСХЭ (10-8 минут).

  4. Формирование новых знаний о физических свойствах простых веществ – металлов (15 минут).

  5. Первичное закрепление и систематизация знаний по теме (10 минут).

  6. Контроль усвоения нового материала (5 минут).

  7. Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты).



Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка учащихся к уроку.


II. Ориентационно-мотивационный этап.

Урок начинается с предъявления обучающимся «черного ящика», в котором находятся следующие предметы: электрическая лампочка, ртутный термометр, упаковка шоколада, зеркало, колокольчик.

- По вашему мнению, как связаны эти предметы между собой и почему я принесла их сегодня на урок?


Варианты:

  1. Ученики связывают эти предметы с темой «Металлы», тогда записывается тема урока, формулируются цели урока и переход к следующему этапу.

  2. Ученики не могут установить связи между предметами. Учитель говорит, что мы вернемся к черному ящику в конце урока, и новые знания помогут ответить на первый вопрос урока.


III. Актуализация знаний

  1. Графический диктант – повторение знаков химических элементов – металлов.

Если ученики не смогли определить тему урока на предыдущем этапе, то учитель задает вопрос:

- Что объединяет все названные знаки химических элементов?

После ответа учащихся, записывается тема урока, и формулируются цели.


  1. Актуализация знаний об особенности строения химических элементов – металлов проводится с использованием заданий №№ 1-3 с. 41 из «Рабочей тетради по химии к учебнику «Химия 8»О.С.Габриеляна»

1 – выполняется устно, фронтально

№№2, 3 по рядам – сначала самостоятельно, затем проверка у доски.


IV. Формирование новых знаний о физических свойствах простых веществ металлов

Учитель организует работу в группах по изучению нового материала. Каждая группа получает набор из трех металлов: медь, алюминий, железо и учебный текст. Изучив текст необходимо ответить на вопросы к тексту и выполнить лабораторный опыт.

1 группа – «Физические свойства металлов: металлический блеск, цвет, металлический звон».

2 группа – «Пластичность металлов».

3 группа – « Электропроводность. Теплопроводность»

4 группа – «Температура плавления. Плотность металлов».


По окончании работы, представитель каждой группы предъявляет результаты работы. Называемые физические свойства записываются обучающимися в тетрадь и фиксируются в таблицу на интерактивной доске:





Металл

Физические свойства

Агрегатное состояние

Цвет

Металлический блеск

Металлический звон

Пластичность

Электропроводность Теплопроводность

Температура плавления

Плотность

Медь









Алюминий









Железо










Заполненные группами листы с выполненными заданиями и текстами прикрепляются к заготовке опорного конспекта «Металлы».


Выступления групп учитель дополняет демонстрационным экспериментом и дополнительными сведениями:

Пластичность: Демонстрация пластичности металла на примере скольжения стеклянных пластинок. Две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Вывод: прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности - особое строение кристаллической решетки металлов.

Демонстрация учащимся алюминиевой фольги; рассказ, что алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова.

Металлический звон: Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Теплопроводность: Демонстрация разной теплопроводности алюминия, меди и железа.

Температура плавления. Рассказ о ядовитости ртути

  

После выступления всех групп анализируется заполненная таблица на выявление общих физических свойств и дается определение, которое записывается в тетрадь:

«Металлы – пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны».


V. Первичное закрепление и систематизация знаний

1. Фронтальное выполнение задания на интерактивной доске «Металлы рекордсмены»

Установите соответствие между физическим свойством и знаком химического элемента-металла, у которого данное свойство проявляется ярче всего:

Физическое свойство

Знак химического элемента-металла

  1. Самый тугоплавкий

  2. Самый легкий металл

  3. Самый жидкий

  4. Самый блестящий

  5. Самый электропроводный

Fe

Au

Ag

Hg

W

Li

2. Для закрепления знаний о физических свойствах металлов и установления их взаимосвязи с применением учащимся предлагается заполнение схемы «Фишбоун». (Работа в группах).

3. Возвращение к «черному ящику» и объяснение связи предметов в нем с темой урока:

  • электрическая лампочка – нить накаливания изготовлена из вольфрама, самого тугоплавкого металла;

  • ртутный термометр – ртуть жидкий металл, при нагревании расширяется;

  • упаковка шоколада – плитка шоколада завернута в фольгу (пластичность);

  • зеркало – металлический блеск серебра;

  • колокольчик – металлический звон.


VI. Контроль усвоения нового материала осуществляется с помощью теста. После окончания отведенного времени, учитель выводит на экран шифр правильных ответов и шкалу для оценивания.


Домашнее задание: Учитель предлагает на выбор выполнить задание в рабочей тетради № 4 с. 42 (металл – свойство – применение) или из учебника с. 73 № 4 или 5 (поиск информации в дополнительных источниках).


VII. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Учитель предлагает ученикам оценить себя по трем позициям: графический диктант, работа в группе, тест и выставить среднюю отметку.

  2. Методика «Незаконченные предложения» (при наличии времени на уроке):

«Сегодня я узнал…» «Я почувствовал…»

«Было интересно…» «Я получил…»

«Я выполнял задание…» «Я научился…»

«Я понял, что…» «У меня получилось…»

«Теперь я могу…» «Я смог…»

«Меня удивило…» «В жизни мне будет полезно…»

4


Конспект урока "Металлы - простые вещества" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Знакомство с простыми веществами – металлами происходило после изучения темы «Атомы химических элементов» и повторения типов химической связи, в том числе металлической связи.

Задачи урока, поставленные учителем, позволили добиться  расширения знаний обучающихся о взаимосвязи между строением, физическими свойствами и применением простых веществ- металлов; сделать выводы и обобщения.  Содержание и структура урока способствовало формированию информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получать и обрабатывать информацию из различных информационных источников (текст, таблица, диаграмма) для решения учебных задач. На уроке учитель развивал элементы химической компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования области применения веществ на основе их свойств.

Для достижения результата был использован широкий комплекс методов обучения: работа с учебными текстами, выполнение лабораторных исследований, наблюдение демонстрационного эксперимента.

Автор Будвнова Ирина Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1401
Номер материала 34974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓