Буданова Ирина Евгеньевна, учитель химии
высшей квалификационной категории
МБОУ Савинская СОШ
Конспект урока химии в 8 классе по теме
Простые вещества - металлы
Дидактические
цели:
– продолжить развитие элементов информационной
компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения и обработки
информации из различных информационных источников (текст, таблица, диаграмма) для
решения учебных задач;
– продолжить развитие элементов химической
компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования областей применения
химических веществ на основе их физических свойств.
Методические
задачи урока:
– повторение
особенности строения атомов металлов
– развитие умений выявления взаимосвязи «состав
– свойства – применение» на примере физических свойств и областей применения
металлов.
Оборудование и дидактический материал:
– интерактивный комплекс
– периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева.
- учебные тексты
- тесты для первичного контроля знаний по теме
- карточки для графического диктанта
- схемы «Фишбоун»
- заготовка опорного конспекта «Металлы»
- наборы образцов металлов: медь, алюминий, железо
- лабораторное оборудование
План урока:
1.
Организационный этап (1
мин)
2.
Ориентировочно-мотивационный
этап (2-5 минут).
3.
Актуализация знаний о
строении атомов металлов и их положении в ПСХЭ (10-8 минут).
4.
Формирование новых знаний
о физических свойствах простых веществ – металлов (15 минут).
5.
Первичное закрепление и
систематизация знаний по теме (10 минут).
6.
Контроль усвоения нового
материала (5 минут).
7.
Рефлексивно-оценочный этап
(2 минуты).
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, подготовка учащихся к уроку.
II. Ориентационно-мотивационный этап.
Урок начинается с предъявления обучающимся «черного ящика», в
котором находятся следующие предметы: электрическая лампочка, ртутный
термометр, упаковка шоколада, зеркало, колокольчик.
- По вашему мнению, как связаны эти предметы между собой и почему я
принесла их сегодня на урок?
Варианты:
1.
Ученики связывают эти
предметы с темой «Металлы», тогда записывается тема урока, формулируются цели
урока и переход к следующему этапу.
2.
Ученики не могут
установить связи между предметами. Учитель говорит, что мы вернемся к черному
ящику в конце урока, и новые знания помогут ответить на первый вопрос урока.
III. Актуализация знаний
1.
Графический диктант – повторение знаков химических элементов –
металлов.
Если ученики не смогли определить тему урока на
предыдущем этапе, то учитель задает вопрос:
- Что объединяет все названные знаки химических
элементов?
После ответа учащихся, записывается тема урока, и
формулируются цели.
2.
Актуализация знаний об
особенности строения химических элементов – металлов проводится с
использованием заданий №№ 1-3 с. 41 из «Рабочей тетради по химии к учебнику
«Химия 8»О.С.Габриеляна»
№1 – выполняется устно, фронтально
№№2, 3 по рядам – сначала самостоятельно, затем
проверка у доски.
IV. Формирование новых знаний о физических свойствах
простых веществ металлов
Учитель организует работу в
группах по изучению нового материала. Каждая группа получает набор из трех
металлов: медь, алюминий, железо и учебный текст. Изучив текст необходимо ответить
на вопросы к тексту и выполнить лабораторный опыт.
1 группа – «Физические свойства
металлов: металлический блеск, цвет, металлический звон».
2 группа – «Пластичность
металлов».
3 группа – « Электропроводность.
Теплопроводность»
4 группа – «Температура
плавления. Плотность металлов».
По окончании работы,
представитель каждой группы предъявляет результаты работы. Называемые
физические свойства записываются обучающимися в тетрадь и фиксируются в таблицу
на интерактивной доске:
Металл
|
Физические свойства
|
Агрегатное состояние
|
Цвет
|
Металлический блеск
|
Металлический звон
|
Пластичность
|
Электропроводность Теплопроводность
|
Температура плавления
|
Плотность
|
Медь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алюминий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Железо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполненные группами листы с выполненными заданиями и
текстами прикрепляются к заготовке опорного конспекта «Металлы».
Выступления групп учитель дополняет демонстрационным
экспериментом и дополнительными сведениями:
Пластичность: Демонстрация пластичности металла на примере
скольжения стеклянных пластинок. Две стеклянные пластинки смачиваем водой и
прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно
разъединить. Вывод: прослойка воды имитирует свободные электроны, а
значит причина пластичности - особое строение кристаллической решетки металлов.
Демонстрация
учащимся алюминиевой фольги; рассказ, что алюминиевая фольга появилась
сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова.
Металлический
звон: Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на
женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой слышен очень долгий
высокий и чистый звук.
Теплопроводность:
Демонстрация разной теплопроводности алюминия, меди и железа.
Температура
плавления. Рассказ о ядовитости ртути
После выступления всех групп анализируется
заполненная таблица на выявление общих физических свойств и дается определение,
которое записывается в тетрадь:
«Металлы – пластичные вещества, которые имеют
металлический блеск, тепло- и электропроводны».
V. Первичное закрепление и систематизация
знаний
1. Фронтальное выполнение задания на интерактивной
доске «Металлы рекордсмены»
Установите соответствие между физическим свойством и
знаком химического элемента-металла, у которого данное свойство проявляется
ярче всего:
Физическое свойство
|
Знак химического элемента-металла
|
1.
Самый тугоплавкий
2.
Самый легкий металл
3.
Самый жидкий
4.
Самый блестящий
5.
Самый электропроводный
|
Fe
Au
Ag
Hg
W
Li
|
2. Для
закрепления знаний о физических свойствах металлов и установления их
взаимосвязи с применением учащимся предлагается заполнение схемы «Фишбоун». (Работа в группах).
3. Возвращение к «черному ящику» и объяснение связи
предметов в нем с темой урока:
·
электрическая лампочка –
нить накаливания изготовлена из вольфрама, самого тугоплавкого металла;
·
ртутный термометр – ртуть
жидкий металл, при нагревании расширяется;
·
упаковка шоколада – плитка
шоколада завернута в фольгу (пластичность);
·
зеркало – металлический
блеск серебра;
·
колокольчик –
металлический звон.
VI. Контроль усвоения нового материала осуществляется с помощью теста. После
окончания отведенного времени, учитель выводит на экран шифр правильных ответов
и шкалу для оценивания.
Домашнее задание: Учитель предлагает на выбор выполнить задание в
рабочей тетради № 4 с. 42 (металл – свойство – применение) или из учебника с.
73 № 4 или 5 (поиск информации в дополнительных источниках).
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
1.
Учитель предлагает
ученикам оценить себя по трем позициям: графический диктант, работа в группе,
тест и выставить среднюю отметку.
2.
Методика «Незаконченные
предложения» (при наличии времени на уроке):
«Сегодня я узнал…» «Я
почувствовал…»
«Было интересно…» «Я получил…»
«Я выполнял задание…» «Я
научился…»
«Я понял, что…» «У
меня получилось…»
«Теперь я могу…» «Я
смог…»
«Меня удивило…» «В
жизни мне будет полезно…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.