Главная / История / Конспект урока "Меч и дипломатия Александра Невского"

Конспект урока "Меч и дипломатия Александра Невского"

Название документа Приложение.doc

Приложение 1

Использование технологий в конструировании урока:


Технология критического мышления:


- Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

-Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

- Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Основные положения технологии критического мышления:

-умение находить ключевые слова в тексте;

-умение пересказывать текст целиком, по частям по вопросам учебника;

-умение отвечать на вопросы, поставленные учителем;

-умение разбивать текст на части;

-умение составлять план текста;

-умение найти ошибку и исправить ее;

Три фазы на которых«держится» технология критического мышления

Первая фаза- «вызов». Задачи фазы:

-Актуализация имеющихся знаний, представлений;

-Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

- Учащиеся определяют направления в изучаемой теме;


Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Учащиеся «вспоминают»,что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели.

Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.


Итог 1 фазы: Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.

2 фаза «реализация смысла» (осмысления). Задачи второй фазы:

- Организация активной работы с текстом;

- Удовлетворение познавательных «запросов»;

- Формирование отношения к тексту;


Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Учащиеся слушают читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения.

Методы активного чтения:

- Маркировка «INSERT»;

- Ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала;

- Поиски ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.


Итог 2 фазы: Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

2.

3 фаза «рефлексия» Задачи фазы:

- Соотнесение старых и новых представлений;

- Обобщение изученного материала;

- Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Учащиеся соотносят «новую информацию» со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно –следственные связи. важно, чтобы учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию

Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Итог 3 фазы: Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работ ведется индивидуально – в группах.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

 

Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

 

 Информационная (получение новой информации по теме)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретение нового знания)   Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

Данная технология

-Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания

- Расширить запас точных знаний

- Создать предпосылки для организации работы на третьей стадии

Эффективность в процессе обучения

- содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме,

- работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал.

- у учащихся повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового.

- Технология РКМ выводит учителя на обучение учащихся решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.

3

Синквейн - прием технологии критического мышления


Определение

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.


Цели проведения:

- Обогащает словарный запас.

- Подготавливает к краткому пересказу.

- Учит формулировать идею (ключевую фразу).

- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

- Получается практически у всех.


Правила написания:

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.


Эффективность синквейна:


- Инструмент для синтезирования сложной информации;

- Средство оценки понятийного багажа учащихся

- Средство творческой выразительности учащихся.


Пример синквейна:


Александр Невский

Старейший. Святой.

Отстоял. Защитил. Победил.

Великий полководец Древней Руси.

Имя Россия.















4

Приложение 2.

Урок – портрет, как урок погружения в историю.


Модернизация российского образования предполагает принципиальное изменение отношения учащихся к образованию: от иждивенческого восприятия системы образования – к ответственному выбору и реализации собственной образовательной траектории.

Это положение требует, и от учителя, постоянного совершенствования своего педагогического мастерства и, в первую очередь к процессу подготовки, организации и проведения уроков.

Урок - как основная форма организации учебных занятий при классно – урочной системе обучения в общеобразовательных школах постоянно

совершенствуется. Появились понятия конструктор урока, современный урок, нетрадиционный урок, урок-презентация, урок-исследование, урок-проект т.д. Все больше и больше учителем используются нетрадиционные формы проведения урока.

Такой формой для учителя истории, на взгляд автора, является урок – портрет, как урок погружения в историю.

Данная форма нетрадиционного урока позволяет глубже погрузиться в историю. Это очень важно. Ведь именно история делает территорию страной, а население – народом. Изучение истории, ее основных событий – это, прежде всего, череда постоянно сменяющихся исторических деятелей: монархов, полководцев, руководителей государств. И как бы ни трактовалась история, как история войн или как история идей – главными в ней продолжают оставаться люди – исторические персонажи – личности, они, их деятельность, социальный, экономический и идеологический контекст определяют историю в целом.

История, особенно вопросы о роли личности в истории должны быть близки и понятны, а поступки людей объяснимы и оценены. Отступление от строгого поурочного планирования с целью оптимизации учебного процесса дает объединение некоторых параграфов в один урок, способствует этому проведение уроков – портретов.

Ведущей идеей представленного опыта является конструирование и проведение урока - портрета в различных формах как уроков погружения в историю.

Цель урока - портрета:

- воссоздание политических и психологических портретов правителей:

великих князей, царей, императоров, и других исторических личностей для более полного погружения в историю.

Задачи:

- Реализация процесса формирования основных компетентностей:

а) историко-познавательной компетентности - готовности к самообразованию, т. е. умению самостоятельно осваивать знания через групповые, индивидуализированные формы и системнодеятельностное обучение;

б) историко-мировозренческой компетентности - формирование системы социальных норм и ценностей через умение определять и обосновывать собственное мнение к этим ценностям и через оценочные суждения о роли личности в истории, ее знаковых фигурах;

в) социально-коммуникативной компетентности – готовности к социальному взаимодействию, формирование толерантности по отношению к другим людям и позитивных установок;

г) информационной компетентности – готовности к использованию информационных ресурсов: извлечение, систематизация, переработка исторической информации через использование ЦОР. (Формирование навыков анализа исторических событий и личностей на основе исторических источников).


5

Типология урока - портрета:

1.Портрет страны. 2.Портрет эпохи. 3.Портрет династии. 4.Портрет личности.

- Портрет страны – это собирательный образ, политическая, экономическая, социальная характеристика, такой урок целесообразно проводить как вводный по курсу истории или как обобщающий урок.

-Портрет эпохи – например: портрет эпохи Просвещения, портрет эпохи Возрождения, портрет России в XX веке

-Портрет правящих династий: Рюриковичи, Романовы.

Особенно интересным, на взгляд аврора может быть, урок портрет на фоне эпохи: Сталин. Эпоха тоталитаризма.

-Портрет личности - наиболее используемый автором в представленном опыте:

Формы проведения урока - портрет:

Урок-лекция. 2.Урок- панорама. 3 Урок диспут. 4. Урок-дискуссия.5. Урок-зачет.

-hello_html_m2a7690f7.gifУрок портрет- лекция может быть посвящен как одному персонажу истории, так и династии в целом.

- Урок панорама – это, прежде всего вводный урок, урок-обзор, урок – обобщения.

- Урок - диспут и урок - дискуссия связаны с постановкой проблемных вопросов для обсуждения: например

- «Грозный - это черта характера или требование времени?»

-«Петр Великий - это «Чудо или чудовище?».

4. Урок портрет – зачет. Оценка деятельности того или иного исторического деятеля всегда очень трудна и проблематична. Автор предлагает таблицы по теме «Созидания и разрушения» правителей эпохи XX век


Итогом использования уроков портретов как средства погружения в историю в системе, стало создание такого педагогического пространства, которое обеспечивает:

- повышение качества знаний, успешную сдачу ЕГЭ;

- познавательной активности учащихся: участие в конкурсах и олимпиадах;

- осознанному выбору элективных курсов, ориентированных на гуманитарный профиль и выбору профессий, в будущем связанных с историей


Для изучения исторической личности предлагается алгоритм, реализация которого позволяет оценивать любую личность.

Алгоритм изучения личности в истории:

1. Запоминание фамилии, имени.

2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности.

3. Усвоение идейно-теоретических , политических, религиозных и т.п. платформ изучаемой личности.

4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе выражала данная личность.

5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.

Работая по данному алгоритму, учащиеся в достаточной мере выдерживают научный подход в изучении личностей.

hello_html_m4d466bb7.png

Название документа Сценарий урока.doc

Сценарий урока истории в 10 классе «Меч и дипломатия Александра Невского».


Цель: Составить портрет Александра Невского, как правителя и полководца.

Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского
2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед А. .Невским.
3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князя, данными историками и современниками.
Развивающие:
1.Формирование умений использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.
2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.
3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.
4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.
5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.
6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.
7. Формирование критического мышления.

Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории как науке.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок портрет.
Применяемая технология - ТРКМЧП
Задание учащимся к уроку:
Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского ,выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.
Оборудование урока:
1.Фрагмент кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».

Краткая биография. Историки о деятельности Александра Невского.
3. Презентация «Меч и дипломатия Александра Невского.


Ход урока.


1 фаза- фаза «вызова»


1. слайд Урок истории - Вступительное слово учителя:

- В ЕГЭ по истории в 2012 году был включен новый тип заданий С6- написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля), предполагающее анализ деятельности исторической личности, выпускник сможет выбрать одного из четырех деятелей различных эпох. Поэтому тема урока является современной и актуальной.

Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей. Хотелось, чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса, основанное на ваших убеждениях, сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.


2.

2. слайд – Определите основные исторические юбилеи 2012года.

- Год российской истории. -700 лет Ледовому побоищу -1242г.

- Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русского князя А. Невского. Почему я предлагаю вам обратиться к имени этого исторического деятеля?

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Это наиболее крупная историческая фигура 13 столетия, которые мы изучаем.
2. Он жил и правил в 13 веке (1252-1262гг).

3. Они стоял во главе крупнейшего, со своими особенностями Новгородского княжества периода феодальной раздробленности.
4. Отметил свое правление яркой исторической деятельностью (Невская битва и Ледовое побоище).
5. Стал героями русского летописания и агиографии.
6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказывать свое мнение по поводу его деятельности.
7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)

8. Его биография говорит о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации, понимающих свою ответственность.

- Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?

- Демонстрация фрагмент к/ф. «Александр Невский». Какова главная мысль фрагмента?

(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
Главная мысль фильма «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».

«Не в силе Бог, а в правде».

-Проблема: «Меч и дипломатия государственного деятеля»

- Формулируется тема урока: «Меч и дипломатия Александра Невского».

- В ходе подготовки к уроку вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе урока, разделившись на 3 группы, обобщить известные вам факты и составить вертикальный ассоциативный кроссворд, который позволит раскрыть портрет Александра Невского.

3-4 слайд - «Меч и дипломатия Александра Невского» 1220/21-1263гг. портрет князя.

5 слайд - Схема составления опорного вертикального ассоциативного кроссворда:

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

3

2 фазафаза «Осмысление»


Работа учащихся в группах (опора на краткую биографию князя, дополнительный материал «историки о деятельности Александра Невского», материал учебника и слайды презентации).

6-10 слайд - ключевые события биографии князя Александра Невского для работы в группах.


- Представление итогов работы групп:


  1. Группа - Основные события эпохи.

  2. Группа - Основные понятия эпохи

  3. Группа- Характеристика князя



Слайд 11 Вертикальный кроссворд «Меч Александра Невского»

- Предполагаемые ответы учащихся:


Агрессия духовно-рыцарских орденов

Ледовое побоище (немецкие рыцари)-1242г. Ливонский орден.

Единство православной Руси

Крестоносцы. (Клин). Католицизм.

Суздаль

Апрель 1242г.- битва на льду Чудского озера

Новгородский князь -1236 -1251гг.

Дружина. Доспехи.

Рать. Русь. Русичи.


Невская битва – 1240г. (шведские рыцари).

Епископия русская в Золотой Орде -1261г. (Епархия)

Владимирский князь-1252г. (Вотчина - Переяславль-Залеский).

Сеча. «Свинья».

Киевский князь. Кольчуга.

Июль 1240г. Ижора.

Й


14слайд. Высказывания современников об Александре Невском:

Анализ работы групп с текстом Приложение 2. «Историки о деятельности Александра Невского».

- Предполагаемые ответы учащихся:


- «Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».

  • «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».

  • «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»

- «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской»





4

15 слайд - Итоговый портрет князя Александра Невского.


Предполагаемые ответы учащихся:


Агиография «Житие святого Александра Невского».

Лидер, личный героизм.

Единство православной Руси

Красноречивый

Смелый. Стратег. «Старейший» - 1252г.

Авторитетный полководец. Администратор.

Находчивый

Дипломат

Решительный воин-рыцарь


Непобедимый.

Единственный

Великий военачальник XIII века

Святой

Канонизирован -1547г

Искусный полководец. (Идеальный правитель).

Й




- 3 фаза- фаза «Рефлексия» Составление Синквейна

Работа в группах:

Предполагаемые ответы учащихся:

Синквейн:

Александр Невский

Великий. Святой.

Победил. Отстоял. Защитил.

Защитник земли русской.

Полководец.


- Оценка работы групп.

Итог: Урок портрет «Меч и дипломатия Александра Невского» помог создать атмосферу гордости и восхищения полководческим и дипломатическим талантом Александра Невского;

- научил вести полемику, быть толерантными, признавать множественность подходов к решению исторических проблем;

- составлять портрет исторического деятеля.

- Александр Невский. Защитник земли Русской. Знаковая фигура Российской истории.

Личность нации. Имя Россия.



Д/З. § 20, - Ответы на вопросы. Анализ документ-с.137.

Написать эссе « Исторический портрет Александра Невского» или

мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского».




Александр Невский (1220−1263)

Краткая биография


hello_html_m6ea18cbb.jpg

Александр Ярославич (Невский) — сын князя Ярослава Всеволодовича. Детство Александр провел в основном в Переславле, где княжил его отец, а с 1226 г. был посажен отцом на княжение в Новгороде. Александр много сил потратил на укрепление северо-западных границ Новгородской земли. Были построены укрепления по реке Шелони, на пути возможного нападения на Новгород с запада, выставлены посты у впадения в Финский залив реки Невы. Александр возглавил русские войска, отстоявшие северо−западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими рыцарями.

Александр являлся не только полководцем, но и очень грамотным государственным деятелем. Он вел политику умиротворения с Ордой. Старался не допускать грабительских набегов монголо-татар. В период правления Александра Невского митрополит Кирилл большую часть времени проводил во Владимире, а не в Киеве, что возвышало значение Владимирского княжества.

Умер он 19 ноября 1263 г. в городе Городец Волжский по дороге из Орды. По некоторым предположениям был отравлен в Орде.




































Историки о деятельности Александра Невского.


- « В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем военной доблести и удачи, и политической мудрости и самоотвержения. Отсюда его слава...»
Сергей Федорович Платонов. Учебник русской истории.
- «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории- от Мономаха до Донского Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и , как видно человеком близким к князю . Великий князь Александр Ярославич , говорит автор сказания , побеждал везде, а сам не был нигде побежден...»
Сергей Михайлович Соловьев. История России с древнейших времен.
- «Став в 1252 году великим князем Владимирским , Александр Невский проявил огромный дипломатический талант. В отношениях с татарами проявил себя осторожным и дальновидным политиком. Избегая открытых столкновений с ними и стремясь обеспечить тыл в борьбе с немцами и шведами, не раз отвращал беду нового татарского нашествия. В сложнейшей международной обстановке Александр Невский старался проводить Политику укрепления великокняжеской власти внутри страны...»
Большая советская энциклопедия. М.1959 .

-«Князю Даниилу удалось возродить могущество своей земли. Он , как отец, сумел утвердиться в Киеве и получить великокняжеский титул. На севере Даниил остановил натиск воинственных литовских племен. Галицко-Волынские войска воевали в Польше, Чехии. Летописец отмечал , что никогда раньше русские воины не заходили так далеко на запад. Папа римский стремился привлечь на свою сторону могущественного князя...»
- « Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимого всем покориться Орде. Большинство историков считает его единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было , всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде. Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...»
- Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход.

Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра
(фрагменты)
-Слышал я это от очевидца, рассказывающего: « Видели мы войско Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру Ярославичу». И победили с помощью Божьею, и показали враги спины свои в бегстве , и секли и гнали их воины Александровы, словно мчались по воздуху: и не было тем куда бежать . Здесь же Бог прославил Великого князя Александра Ярославича перед всеми полками, как Иисуса ... а того, кто сказал : « Возьмем руками великого князя Александра Ярославича», - предал Бог в руки князя...» ( О Ледовом побоище)
В то время был некий царь сильный в Восточной Европе, и покорил ему Бог многие
народы от Востока до Запада. Тот царь , прослышав про князя Александра Ярославича,
храброго и славного , послал к нему к нему послов, говоря: « Александр, разве ты не
знаешь , что Бог покорил мне многие народы? Ты один неможешь покориться силе моей,
но если хочешь сохранить землю свою, то немедля приди ко мне и увидишь славу царства
моего». ( Об отношениях с Батыем)

Конспект урока "Меч и дипломатия Александра Невского"
  • История
Описание:

Интерес к историческим личностям сегодня особенно велик.  В программе Всеобщей истории и Истории России содержится более 200 исторических персонажей. Всплеск общественно-политической и экономической жизни в России в конце 20 века открыл широкие возможности в изучении творцов, деспотов, реформаторов и т.д., оставивших глубокий след в истории нашего Отечества; раскрываются новые страницы биографий царей, вождей, государственных деятелей, публикуются ранее закрытые или забытые работы.
Как и в любые другие исторические периоды, в подобных условиях историки начинают делиться на ''консерваторов'' /тех, кто не желает вносить изменений в уже сложившиеся оценки личностей/; ''новаторов''/тех, кто представляет личностей в выгодном для политического строя свете/; истинных ученных тех, кто на основе новых документов обогащает, расширяет биографии и содержание деятельности исторических личностей/.
В перипетиях этой борьбы за исторические личности зачастую не может разобраться учитель, не говоря об учащихся. Для того, чтобы характеристика личности на уроках истории была объективной, учащиеся должны выяснять ''кто есть кто'' на научной основе по следующим причинам.

Автор Новоселова Елена Яковлевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 17720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓