Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока "Крылатый конь на гербе Златоуста"(методическая разработка к учебному краеведческому курсу "Я-златоустовец" 2 класс)

Конспект урока "Крылатый конь на гербе Златоуста"(методическая разработка к учебному краеведческому курсу "Я-златоустовец" 2 класс)

Скачать материал

Конспект урока  «Крылатый конь на гербе Златоуста»

Составил: Климова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов   МАОУ  СОШ № 4  г.Златоуста, Челябинской области,

 E-mail: Svetlana-Lizik@mail.ru

 Примечание.

 Конспект урока  разработан  для учебного краеведческого  «Я-Златоустовец», раздел «Листая страницы прошлого»( 2  класс).Рабочие тетради « Я-златостовец» ( 2класс) были заказаны в городской типографии «Златоустовский рабочий»

Цель: создание  условий  для расширения знаний  об официальной символике города : герб Златоуста.

Задачи:

-  формировать у детей  гражданско – патриотическую  жизненную позицию; 

расширять знания  об истории возникновения герба Златоуста;

Возраст детей:  дети младшего школьного возраст, 2 класс.

Форма занятия: учебное занятие.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Педагогическая  инновация: метод  проектирования.

Межпредметная  связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, изо.

Ведущая технология: игровая.

Материально – техническое  оснащение:

-презентация « Крылатый конь на гербе Златоуста» ;

- рабочая тетрадь   «Я - златоустовец» - 2 класс ;

- аудизапись «Гимн  Златоуста».

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Формальная часть занятия

1.1.          Организационный момент

Слушаем гимн Златоуста (прил.1 ).

Не забыть всем встать во время прослушивания гимна.

1.2.          Вступительная беседа

Вступительная беседа призвана создать атмосферу общения на занятии и подготовить переход к основной (содержательной) части.

Учитель: Ребята, что мы с вами сейчас прослушали?

Ответ детей: Мы слушали гимн Златоуста.

Учитель: У любой страны, города есть своя символика.  Кто знает, что относиться к символике нашей малой родины?

Ответ детей: К  символике  нашего города относиться  гимн, герб, флаг.

Учитель: Правильно. Но сегодня на нашем  уроке мы с вами будем говорить о символике Златоуста – гербе.

     Златоуст — единственный город в мире, получивший имя в честь святителя Иоанна Златоуста. Родина русского булата и уникальной гравюры на стали, первых стальных пушек и первых ракет морского базирования, город качественной металлургии, важная составляющая военно-промышленного комплекса страны — вот далеко не полный перечень «титулов» нашего города.

Официальными символами Златоуста являются герб и флаг, гимн.  На гербе Златоуста изображён золотой летящий крылатый конь (см.слайд 1).

 Почти три с половиной десятилетия прошло с тех пор, как с легкой руки скульптора и художника Владимира Жарикова крылатый золотой конек взлетел на наш городской герб. Взлетел, да так и остался здесь навсегда, став немеркнущей с годами эмблемой старинного уральского города с поэтическим именем - Златоуст. Не случайно иной раз и город наш называют городом крылатого коня. А как случилось, что древнегреческий Пегас (см. слайд 4 и приложение 2) принесший гром и молнию самому Зевсу и ставший позднее символом поэтического вдохновения, оказался вдруг на гербе Златоуста? История эта весьма интересна и занимательна, но началась она вовсе не в 1966 году, а гораздо раньше.

 

2.Содержательная часть занятия

Беседа «Как Златоуст получил свой герб?»

П.1. Описание проекта герба Златоуста

В 1875 году был составлен проект герба (см. слайд.5 и приложение 3 ) Златоуста (входившего тогда в Уфимскую губернию).

 

 

 

 

 

 

 

 Описание проекта герба уездного города Златоуста, составленное на высочайшее утверждение, гласит: «В серебряном щите столб, разделенный черно-золотыми железными шапочками, сопровождаемый двумя лазурными клинками. В Верхней части герб Уфимской Губернии. Щит увенчан серебряною, о трех зубцах, башенною короною; за щитом два золотых молотка, соединенные Александровкою  лентою». Проект не был утвержден официально.

В книге «Гербы городов и областей Российской империи» помещен рисунок проекта герба Златоуста и его описание, которые составлены произвольно и в нарушение геральдической терминологии. Так, «серебряный» (щит) и «белый» (столб), а это один и тот же металл – серебро, беличий мех изображается синими железными шапочками в серебряном поле, а в описании проекта герба 1875 года указаны черно-золотые железные шапочки. В рисунке проекта герба рукой автора написаны литеры «з – «чн» – «з» – «чн» – «з», что означает следующее чередование металла и цвета: «золото» - черный» - золото» - «черный» - золото» и условно должен быть изображен желто-черными шлемовидными фигурами. В представленном рисунке и в описании герба указан беличий мех, и на рисунке он изображен штриховкой белыми и голубыми шлемовидными фигурами (шапочками) и это геральдически правильно[1]. Однако это не соответствует рисунку проекта герба 1875 года.

      После 1917 года наряду с дворянскими утратили свое официальное значение и территориальные гербы (губерний, областей, городов). Вновь интерес к городскому гербу как к эмблеме, отражающей специфику конкретного городского поселения, возник в середине 1960-х годов. В это время в некоторых городах СССР делались попытки создания новых городских гербов. Надо сказать, что никаких решений на уровне государственной власти, регламентирующих этот процесс, не принималось, и городские власти действовали по своей инициативе.

П.2 .Создание современного герба Златоуста

      В Златоусте идея создания своего городского герба появилась в 1966 году. Вот что вспоминает один из участников тех событий Федор Николаевич Яблонский (историк, краевед.) :«Весной к нам в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС (я тогда работал заместителем заведующего отделом, а заведующим был Борис Гринев) пришли наши художники и предложили создать герб города. Идея по тем временам была необычной».

      Пошли к первому секретарю горкома Владимиру Николаевичу Гинько... и встретили полную поддержку. Он тут же связался с председателем горисполкома Яковлевым, и было решено объявить конкурс на лучший рисунок герба города. Об этом конкурсе вскоре сообщила городская газета.

      Участие в конкурсе приняли граверы завода имени В. И. Ленина, художники металлургического завода и наши профессиональные художники. Помню, что только в горкоме дважды шло обсуждение представленных эскизов. И больше всего всем понравился эскиз, представленный Владимиром Павловичем Жариковым. Все разговоры вертелись именно вокруг него. Всем была понятна символика нового герба: ковш с расплавленной сталью и летящий бушуевский конек. Нет, споры были - шестеренки добавить надо, кусочек ткани и прочее, прочее, прочее. Но Володя Жариков, Борис Гринев отстаивали обобщенный образ города, выраженный в эскизе. Спор был горячий, но, наконец, все сошлись на том, что эскиз Жарикова лучше всех и его надо рекомендовать к утверждению.

      Вскоре после утверждения герба было принято решение и об учреждении Знамени города Златоуста, и с тех пор это Знамя торжественно вносили на все торжественные городские собрания, оно открывало праздничные демонстрации. И всегда его несли лучшие люди города. В 1980 году на него был прикреплен орден Октябрьской революции, которым наградили Златоуст. А через год решено было установить звание Почетного гражданина города Златоуста. А вот что вспоминал сам автор герба - Владимир Павлович Жариков - в беседе с журналистом "Златоустовского рабочего" Алией Гарницкой в сентябре 1994 года, накануне 240-летия Златоуста: « ...Проектов было много, в художественных решениях присутствовали, в духе того времени, промышленные символы. Сказывалось то, что в конкурсе принимали участие заводские художники, каждый из них тяготел в изображении к профилю производства своего предприятия. Так что была вероятность стать гербом Златоуста... какой-нибудь шестеренке».

      13 мая 1966 года герб (см.слайд  6  и приложение 4 )  Златоуста был официально утвержден решением исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот  как звучало описание новой городской эмблемы: "Герб города Златоуста представляет собой ровную плоскость в виде ковша, символизирующего качественную металлургию, как одну из ведущих отраслей промышленности. На нем изображен летящий крылатый конь, символизирующий самобытную златоустовскую гравюру. В нижней части ковша имитированным старославянским шрифтом написано слово "Златоуст". Поле герба - алое, всё остальное - желтое". Автор герба - художник В. П. Жариков - был награжден Почетной грамотой.

         По требованию геральдического совета при президенте название города было исключено из герба, вместо него появился золотой пояс. Это закреплено решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 29 августа 2000 года. Герб внесен в государственный геральдический регистр под № 664( см. слайд 7  и приложение 5 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Работа с рабочей тетрадью.

Учитель: Сейчас мы проверим, все ли внимательно слушали рассказ об истории создания герба Златоуста.

Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 10. Прочитайте первое задание. Что вы должны сделать?

Ответ ребят

-Нужно подписать, в каком году были созданы гербы Златоуста.

Выполнение работы.

Проверка выполнения работы( см.приложение 6)

 

 

 

 

 

Проект герба  Златоуста,1875 г.    Утверждённый герб Златоуста, 13 мая 1966 года                                Утверждённый герб Златоуста,
                                                                                                                                                                                            29 августа 2000 г.


 

Беседа про В.П.Жарикова

Учитель: Сегодня вы, ребята, уже не раз слышали имя Владимир Павлович Жариков.

-Кто заполнил, кто такой В.П.Жариков?

Ответы детей.

Учитель: Я хочу немного рассказать Вам о нём(см.слайд8  и приложение 7).

 

 

 

 

 

Влади́мир Па́влович Жа́риков (родился 18 ноября 1931, Конотоп, Сумская область, Украина) — скульптор, член Союза художников Российской Федерации (1967), первый лауреат и дважды лауреат городской премии им. И. Н. Бушуева (1990, 1993), почетный гражданин Златоуста (1994).

 Окончил Киевское училище прикладных искусств (1952) и скульптурный факультет Харьковского художественного института. С 1958 г. живет в Златоусте.

Жариков — автор монументальных произведений: памятников красногвардейцам в селе Куваши (1960, в соавторстве с Б. Волковым), юным борцам за власть Советов (1963, в соавторстве с Б. Волковым), М. А. Ульяновой (1968), основателю златоустовской гравюры на стали И. Н. Бушуеву (1990), композиции «1903 год» и других, находящихся в Златоусте. В станковой скульптуре Жарикова особое место занимают работы, посвященные вечным темам искусства: женщине-матери и детям.

Заметное отражение в творчестве Жарикова нашли Златоуст, его история. В разные годы скульптор создал портреты П. П. Аносова, И. Н. Бушуева, Героя Советского Союза И. М. Мельнова, сталеваров А. Сейфуллина и А. Петракова; чеканки «Первостроители Златоуста», силуэтную композицию дорожный знак «Златоуст» на перевале через Уральский хребет, декоративную скульптуру «Крылатый конь» около главпочтамта, разработал герб Златоуста(см.слайд 9  и приложение 8)

 

 

 

 

 

Жариков использует для своих произведений различные материалы: мрамор, тонированный гипс, дерево, шамот, медь, латунь, алюминий, бетон. Работы скульптора экспонировались на городских, областных, республиканских выставках. Произведения Жарикова украшают улицы и площади Златоуста, интерьеры общественных зданий, хранятся в музеях Златоуста и других городов.

 

Работа с рабочей тетрадью.

Учитель: Ребята, а теперь выполним 2 задание. Чтобы вы записали о В.П.Жарикове.

Работа детей.

Проверка выполненных работ(см.приложние 6)

 

 

 

Крылатый конь в искусстве Златоуста

Учитель: Ребята,  нашему крылатому коню  были посвящены стихи наших златоустовских  поэтов. Одно из них мы прочитаем с вами в рабочей тетради на странице 11.Его написала Елена Панова –Синченко.

-А вы, ребята, где   вы видели  нашего крылатого коня?

Ответы детей.(см.слайд10,11 и приложение 8,9,10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Золотой крылатый конь»                           
Автор рисунка М. Глинкин. 1958 год

 

 

 

 

 

 

 

«Изображение крылатого коня на
«Древнем вооружении». 1826 год.
Автор Иван Бушуев

 

 

 

3.2.Итог урока

Учитель : Наш урок подходит к концу.

Но хотелось бы, чтобы вы ответили на вопросы викторины «Мой крылатый конь»:

1.Основой эмблемы герба Златоуст  является с изображение

2. Кто автор герба? 

3.Когда был утверждён современный герб  нашей малой родины?

4.Что обозначает красный и жёлтый  цвета  на гербе города? 

Вывод:

       Современные герб и флаг города Златоуста по своему содержанию, восприятию являются украшением не только Челябинской области, но и Российской Федерации.

Домашнее задание

 Рабочая тетрадь, стр.  4 задание 4. А так же кто хочет, может сочинить  стихотворение о нашем городе, где вы можете использовать словосочетание «крылатый конь».А на следующем занятие мы с вами посмотрим какие герба вы отразите в рисунке и послушаем стихи.(см.приложение 6,11)

Список литературы

—  Соболева Н. А. Современный городской герб - визитная карточка города. //Наука и жизнь, 1988, 7, стр. 68//

—  Феофанов Б.Б. Мир ЗЛАТОУСТ - город крылатого коня//Издательство: Фото-Мир, 2004//

Сайты:

—   http://uraloved.ru/

—  http://www.карта74.рф/news/newspage-720/

—  http://ura.ru/content/chel/08-09-2014/news/1052189390.html

Использованы  фотографии:

1.рабочие тетради учеников 2 в класса МАОУСОШ № 4

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Крылатый конь на гербе Златоуста"(методическая разработка к учебному краеведческому курсу "Я-златоустовец" 2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: создание  условий  для расширения знаний  об официальной символике города : герб Златоуста.

Задачи:

-  формировать у детей  гражданско – патриотическую  жизненную позицию; 

-  расширять знания  об истории возникновения герба Златоуста;

Возраст детей:  дети младшего школьного возраст, 2 класс.

Форма занятия: учебное занятие.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Педагогическая  инновация: метод  проектирования.

Межпредметная  связь: математика, окружающий мир, литературное чтение, изо.

Ведущая технология: игровая.

Материально – техническое  оснащение:

-презентация « Крылатый конь на гербе Златоуста» ;

- рабочая тетрадь   «Я - златоустовец» - 2 класс ;

- аудизапись «Гимн  Златоуста».

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 343 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 912
    • DOCX 283.5 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Светлана Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Светлана Вячеславовна
    Климова Светлана Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15665
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека