Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКонспект урока: "Король инструментов - рояль"

Конспект урока: "Король инструментов - рояль"

Скачать материал

Тема: «Король инструментов-рояль»

Цель урока:                     

·         рассказать историю возникновения  рояля, закрепить представления детей о делении инструментов на группы;

·         создать на уроке условия для размышления: «О чем может рассказать музыка?»

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

I. Эмоциональное воспитание /воспитательные задачи/:

·         Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.

·         Формировать понятие о том, что без музыки невозможна жизнь человека.

·         Воспитывать в детях чувство прекрасного,  любовь к музыке.

·         Воспитывать уважение к школе, учителю, учебной деятельности.

II. Осознанное восприятие /образовательные задачи/:

·         Рассказать учащимся о  возникновении рояля.

·         Развивать умение рассуждать о музыке.

·         Сосредоточить внимание учащихся на том, что «музыка несет в себе чувства».

III. Деятельно-практическое развитие /обучающие задачи/:

·         Познакомить ребят с новым учебным материалом.

·         Сформировать у учащихся представления о рояле, его строении.

·         Послушать и разобрать различные по характеру  музыкальные примеры.

·         Пение песни Ж.Мухамеджановой «Астана»

·         Разучить песню А.Ермолова  «Новый год», вызвать эмоциональный отклик.

Содержание урока

Музыкальный материал:

1.                  «Маленький принц» – вход в класс под музыку, выход с урока.
2. В.А.Моцарт «Фантазия ре минор»
3. Э.Григ «Ноктюрн»
4. Ж.Мухамеджанова «Астана»
5. А.Ермолов «Новый год»

спевка «Звукоряд» 
7. Ф.Шопен «Вальс»

Художественный материал:

Стих «Рояль»
Синквейн

Зрительный ряд:

1. Презентация «Рояль»
2. Презентация «Астана»
3. Иллюстрации музыкальных инструментов

Этапы урока:

1.  Вход в класс под музыку «Маленький принц» в исполнении ученицы 6-го класса.
2.  Организационный момент, приветствие учителя, распределение по группам.
3.  Активизация мыслительной деятельности «Назови инструмент»
4. Письменная проверочная работа на знание деления инструментов по группам в соответствии со звукообразованием.
5.  История возникновения рояля, его предшественники с демонстрацией презентации. 
6.  Слушанье  звучания клавесина, клавикорда.
7.  Слушание в исполнении учителя (или из фонохрестоматии) В.А.Моцарта  «Фантазии  ре минор» с пояснением о динамических оттенках, о их смысловой нагрузке.
8.  Э.Григ «Ноктюрн».
9.  Составление ассоциативного ряда. 
10.Расспевка. Звукоряд с показом и озвучиванием цвета ноты.
11. Пение «Астана» с показом презентации
12. Разучивание песни «Новый год»
13. Подведение итогов – «Сложи мелодию из заработанных ноток»
14. Домашнее задание
15. Выход с урока по музыку

Знания:

1. На уроке дети узнают историю рождения рояля
2. Знать, что музыка может передавать настроение окружающего мира.
3. Знать названия музыкальных инструментов.

Умения:

1. Красиво вести себя, правильно отвечать на вопросы, слушать учителя.
2. Учиться рассуждать вслух, не перебивая других.

Навыки:

1. Внимательно, в тишине слушать музыку.
2. Навыки коммуникативного общения.
3. Навык быстро перестраиваться при смене видов деятельности на уроках
4. Самостоятельной работы.

Оборудование:

1. Фонохрестоматия
2. Рояль
3. Видеопроектор
4. Ноутбук
5. Магнитофон
6. Иллюстрации музыкальных инструментов

Методы  музыкального  обучения:

1. Комплексное воздействие разных видов искусств (музыка и литература).
2. Метод сравнения. 
3. Метод наблюдения за музыкой.
4. Вариантности впечатлений.
5. Исключения (Если нет у инструмента струн, он не струнный) и «забегания» вперёд, в тему «духовые инструменты симфонического оркестра»
6. Игровой  метод (Кто длиннее составит мелодию). 
7. Развернутая лекция.
9. Обобщения.

Принципы:

1. Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип активности и увлечённости.

Формы работы на  уроке:

1. Групповая  
2. Индивидуальная
3. Фронтальная

Способы исполнения музыки:

1. Хоровой 
2. Сольный

Виды деятельности на уроке:

1. Вокально-хоровая работа
2. Слушание музыки   
3. Рассуждения о музыке
4. Творческая
5. Проверочная работа
6. Составление синквейна
7. Составление мелодии из «заработанных» ноток и запись нот

Предполагаемый результат:

а) творческие размышления детей о музыке, составление синквейна
б) активное включение учащихся в беседу
в) эмоциональный отклик

Домашнее задание: рассказать родителям о том, что понравилось  на уроке, выучить текст песни «Новый год»

P.S. Дать представление о том, что на следующем уроке мы будем говорить и слушать духовые инструменты симфонического оркестра

Дополнение для учителя:

К сожалению, слушая, играя на фортепиано, мы часто так мало знаем о нем. Наш инструмент так могущественен и так скромен. Он не требует, чтоб его носили на руках, как поступают с большинством его собратьев по музыке, не требует футляров и ежедневной настройки. Но даже самое скромное пианино – это личность со своей историей и своим характером. У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Клавишные инструменты существовали еще в Средние века. Орган, самый старый из них, – это духовой клавишный инструмент, у него нет струн, а есть множество труб, и он не является непосредственным родственником фортепиано. Первый клавишный инструмент, у которого были струны, – клавикорд. Он появился в позднее средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик ударял струну. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Другой клавишный инструмент – клавесин – скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке.  В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены как у современного рояля, горизонтально. Звук клавесина – довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. Почти все старинные инструменты – клавикорды, клавесины – были богато декорированы и потому являлись таким же украшением дома, как и красивая мебель. В XVIII веке композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое и нежнейшее звучание, тончайшие динамические переходы.Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы в Германии и во Франции. Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из деревянного корпуса и деревянной рамы, клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. Заявив о себе, фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из фантазии №3 ре минор Моцарта. И по ходу звучания я немного прокомментирую возможности современного рояля. Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Любители музыки предпочитали фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и аккомпанемент. С изобретением стальной рамы, которая удерживала струны, инструмент зазвучал новыми красками. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста, росло число композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано. Вся Европа восхищалась музыкой композитора, который все свои произведения сочинял исключительно для фортепиано. Это польский композитор Фредерик Шопен. 

Ф.Шопен. Вальс – фортепиано 

Изобретение фортепиано изменило характер всей европейской музыки. Отразилось это веяние и на творчестве норвежского композитора Эдварда Грига.Он очень любил свою родину и в своей музыке воспевал красоты сурового северного края.

Э.Григ. Ноктюрн – фортепиано

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Например, Сергей Рахманинов. Он прославился не только как композитор, но и как пианист. Композиторы широко использовали выразительные возможности фортепиано, сочиняя музыку для исполнения в четыре руки и даже для нескольких фортепиано. На сегодняшний день фортепиано остается самым распространенным инструментом. Для домашнего музицирования люди приобретают пианино, для концертных залов нужен рояль, что в переводе с французского означает "королевский". Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, предшественники фортепиано, клавесины и клавикорды, не исчезли со сцены совсем. Их нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этих инструментов. А мы с вами вернемся к фортепиано. До этого момента вы слышали фортепиано как сольный инструмент. Но фортепиано может выступать и в роли аккомпанирующего инструмента. Фортепиано может быть участником различных ансамблей. Например, может звучать в дуэте с барабаном. В 2009 году исполнилось 300 лет нашему инструменту. Очень немного, если сравнивать со многими другими инструментами, но появление фортепиано стало поворотным моментом в истории человечества. И сейчас многие музыканты не мыслят своей жизни без этого инструмента. А заканчиваем мы сегодняшнюю встречу стихами, которые не были бы написаны, если б не существовало нашего инструмента.

Почему рояль - король?

От рожденья эту роль

Должен инструмент играть

И не в праве он роптать.

У него большой объём,

Мириады звуков в нём,

Ни один не повторится,

Просто в этом убедиться.

До нажмите ми и ля

Слышите, поёт земля?

Соль подольше подержите

После ноту си нажмите

Следом ре и фа потом

Словно грянул сильный гром.

Сами вы теперь узнали

Целый мир живёт в рояле.

 

Распевка «Звукоряд»  

Пение песни «Астана» Ж.Мухамеджановой можно сопровождать показом слайдов города.  

Разучивание песни «Новый год» А.Ермолова.

Подведение итогов урока: «У  какой группы длиннее сложилась мелодия».

Домашнее задание: рассказать родителям о том, что понравилось  на уроке, выучить текст песни «Новый год».

Выход из кабинета под музыку.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока: "Король инструментов - рояль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Король инструментов-рояль». Урок может быть интересен учителям 6 классов по казахстанской программе.

Цель урока:   рассказать историю возникновения  рояля, закрепить представления детей о делении инструментов на группы; создать на уроке условия для размышления: «О чем может рассказать музыка?»

Задачи: вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал;  формировать понятие о том, что без музыки невозможна жизнь человека; воспитывать в детях чувство прекрасного,  любовь к музыке; воспитывать уважение к школе, учителю, учебной деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 590 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 694
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Айриян Инна Спартаковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Айриян Инна Спартаковна
    Айриян Инна Спартаковна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8285
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в дополнительном образовании

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 14 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов