Главная / Биология / конспект урока "Гигиена дыхания" (8 класс)

конспект урока "Гигиена дыхания" (8 класс)

C:\Users\Андрей\Desktop\2.метод.работа учителя Дудиной\перечень4.jpeg



C:\Users\Андрей\Desktop\2.метод.работа учителя Дудиной\дыхание.jpeg





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №9















Конспект урока по биологии по теме "Гигиена дыхания"









автор:

Дудина Екатерина Михайловна,

учитель I квалификационной категории













Березники, 2011





Тема: Гигиена дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с основными принципами гигиены дыхания и необходимостью ведения здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ), способами увеличения ЖЕЛ и значением ЖЕЛ в жизни человека, опасными заболеваниями дыхательной системы человечества и их причинами

  2. Развивающие: развить навыки самостоятельной работы, работы в парах, общения с одноклассниками, выполнения практической исследовательской работы

  3. Воспитательные: выработать у учащихся желание вести здоровый образ жизни

Оборудование:

  1. Демонстрационные: электронная презентация к уроку разработанная Дудиной Е.М. «гигиена дыхания», учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек, 8 класс п.26, дополнительный материал к уроку учащихся по темам: грипп, рак лёгких, туберкулёз

  2. Раздаточный: воздушный шарик, сантиметровая лента, лабораторные тетради, инструкция к домашнему заданию учащихся

Список литературы:

  1. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002

  2. Р.Д.Маш Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий с ответами – М.: Мнемозина, 1997

  3. А.С.Батуев и др. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998



Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа урока

Деятельность учащихся


  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку учащихся


  1. Планирование урока

Учитель: куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач

Выслушивают и ставят перед собой цели и задачи урока


  1. Новый материал

Вопросы:

  • Что такое жизненная ёмкость лёгких?

  • Какой должна быть ЖЕЛ в вашем возрасте?

  • Как можно измерить ЖЕЛ?

  • Для чего нужно изучать ЖЕЛ?

  • Почему ЖЕЛ фактическая не совпадает с нормативной?

Учитель: для того чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам открыть учебник стр.80-81 и выполнить мини исследовательскую работу

Для начала надуйте немного воздушный шарик и выпустите воздух.

Итак, что же такое ЖЕЛ?







Учитель: теперь рассчитайте ЖЕЛ для своего возраста по формулам, которые вы найдёте в учебнике на стр. 81



Учитель: для чего нужно знать ЖЕЛ?













Физическая минутка для глаз: программа доска на компьютере







Учитель: поэтому чтобы выяснить какова фактически ваша ЖЕЛ я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу

  1. Сделайте глубокий вдох и выдохните в шарик

  2. Шарик закрутить и измерьте его окружность при помощи сантиметровой ленты

  3. V=4/3 π R3

  4. = 2πR R=ℓ/2π

  5. сделайте расчёты и вычислите объём воздуха после максимального выдоха

  6. сравните с теми данными, которые имеются у вас в рабочей тетради



Учитель: на наше дыхание и состояние здоровья нашего организма влияет не только ЖЕЛ, но и качество воздуха:

  • в промышленных городах ежегодно на 1 км2 оседает 1500 т. пыли

  • там где много пыли – много бактерий: на 1 м2 – 15-20 бактерий в помещении и до 5 тыс.на улице

  • в школе на 1 м3 воздуха до начала занятий 2600, к концу смены – 13500

  • из 1 бактерии при t+300С через 30 минут образуется 2 бактерии, при t+200С деление бактерий замедляется в 2 раза, при t+100С – в 20 раз, при t+3-40С бактерии прекращают размножаться

  • в морозном воздухе почти нет микроорганизмов



Учитель: заболеваний органов дыхания много мы же поговорим о трёх из них это грипп, рак лёгкого и туберкулёз
































Примерный ответ:

ЖЕЛ – это максимально глубокий выдох после максимального вдоха

Высчитывают по формулам ЖЕЛ

ЖЕЛ (м)= 2,5* рост(м)

ЖЕЛ (д)= 1,9* рост(м)



Примерный ответ:

Увеличение ЖЕЛ приводит к более лучшему обогащению кислородом клеток организма











Выполняют исследовательскую работу в лабораторных тетрадях с её оформлением. Озвучивают свои результаты























Внимательно выслушивают

































Делают доклады по этим заболеваниям

  1. дыхательная гимназия

Учитель: часто усталость приходит так быстро из-за того, что Ваш организм недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни у нас дыхание поверхностное, глубокие вдох/выдох чаще всего бывают эмоционального происхождения. Я вам предлагаю некоторые упражнения дыхательной гимнастики из упражнений Шаталовой Г.С., Чалдерс Г., Стрельниковой А.Н.:

  1. дыхание животом

  2. выдох-вдох-сильный выдох-задержка дыхания-выдох

  3. вдох/выдох с руками

Выполняют дыхательную гимнастику

  1. итог урока

Таким образом мы рассмотрели с вами сегодняшнюю тему и изучили вашу ЖЕЛ, а так же возможность её увеличить.

Что вам показалось наиболее сложным на уроке?

Что показалось самым интересным на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы учителя

  1. домашнее задание

Выполните в своих тетрадях домашнюю лабораторную работу, которая имеется у вас на столах






























Приложение

Карточка-инструкция

Домашняя лабораторная работа

Тема: Измерение окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.

Оборудование: измерительная лента

Ход работы: Предложите испытуемому поднять руки вверх и наложите измерительную ленту так, чтобы она касалась углов лопаток, а на груди проходила бы по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочной железой у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены вниз. Запрещается горбиться, опускать вниз плечи. Сначала измерьте окружность грудной клетки испытуемого после глубокого вдоха, затем – после полного выдоха. В норме разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе должна составлять 6-9 см.Слежение за изменением окружности грудной клетки – это важный показатель здоровья и тренированности.Измерение окружности грудной клетки во время дыхательной паузы: для этого задержите дыхание после спокойного выдоха (в состоянии паузы) и сделайте измерение таким же способом как и раньше. Сопоставьте свои данные со средними показателями, указанными в таблице.

Средние данные физического развития юношей и девушек

возраст

Лица мужского пола

Лица женского пола

Рост (см)

Масса (кг)

Окружность грудной клетки (см)

Рост (см)

Масса (кг)

Окружность грудной клетки (см)

13

152,50

43,10

73,20

155,00

45,50

73,30

14

158,50

49,00

76,70

159,00

49,10

76,50

15

166,50

54,70

81,50

159,50

52,30

78,50

16

173,00

61,40

86,80

162,00

54,90

80,70



конспект урока "Гигиена дыхания" (8 класс)
  • Биология
Описание:

Конспект урока разработан для учащихся 8-классов обучающихся по програме Пономарёвой И.Н.. на уроке используется как индивидуальная работа так и работа в группах. Изюминка урока - это использование исследовательской деятельности учащихся "определение жизненной ёмкости учащихся". Учащиеся самостоятельно определяют свою жизненную ёмкость лёгких используя подручный материал, поэтому работа не требует особого оборудования (достаточно воздушного шарика и сантиметровой ленты, ну и калькулятор).

Урок соответствует ФГОСам, достигает предметных, метапредметных и личностных результатов.

Автор Дудина Екатерина Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 778
Номер материала 16017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓