Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
гимназия
№9
Конспект
урока по биологии по теме "Гигиена дыхания"
автор:
Дудина
Екатерина Михайловна,
учитель
I
квалификационной категории
Березники,
2011
Тема:
Гигиена дыхания
Цель урока:
познакомить учащихся с основными принципами гигиены дыхания и необходимостью
ведения здорового образа жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ), способами увеличения
ЖЕЛ и значением ЖЕЛ в жизни человека, опасными заболеваниями дыхательной
системы человечества и их причинами
2. Развивающие:
развить навыки самостоятельной работы, работы в парах, общения с
одноклассниками, выполнения практической исследовательской работы
3. Воспитательные:
выработать у учащихся желание вести здоровый образ жизни
Оборудование:
1. Демонстрационные:
электронная презентация к уроку разработанная Дудиной Е.М. «гигиена дыхания»,
учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек, 8 класс п.26,
дополнительный материал к уроку учащихся по темам: грипп, рак лёгких,
туберкулёз
2. Раздаточный:
воздушный шарик, сантиметровая лента, лабораторные тетради, инструкция к
домашнему заданию учащихся
Список литературы:
1. А.Г.Драгомилов,
Р.Д.Маш Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002
2. Р.Д.Маш
Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий с ответами – М.: Мнемозина,
1997
3. А.С.Батуев
и др. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998
Ход урока:
Этап урока
|
Содержание этапа урока
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный
момент
|
Проверка
готовности к уроку учащихся
|
|
2. Планирование
урока
|
Учитель: куда не проглядывает солнечный
луч, туда часто заходит врач
|
Выслушивают
и ставят перед собой цели и задачи урока
|
3. Новый
материал
|
Вопросы:
·
Что
такое жизненная ёмкость лёгких?
·
Какой
должна быть ЖЕЛ в вашем возрасте?
·
Как
можно измерить ЖЕЛ?
·
Для
чего нужно изучать ЖЕЛ?
·
Почему
ЖЕЛ фактическая не совпадает с нормативной?
Учитель: для
того чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам открыть учебник стр.80-81
и выполнить мини исследовательскую работу
Для
начала надуйте немного воздушный шарик и выпустите воздух.
Итак,
что же такое ЖЕЛ?
Учитель: теперь
рассчитайте ЖЕЛ для своего возраста по формулам, которые вы найдёте в
учебнике на стр. 81
Учитель: для чего
нужно знать ЖЕЛ?
Физическая
минутка для глаз: программа доска на компьютере
Учитель: поэтому
чтобы выяснить какова фактически ваша ЖЕЛ я предлагаю вам выполнить
исследовательскую работу
1.
Сделайте
глубокий вдох и выдохните в шарик
2. Шарик
закрутить и измерьте его окружность при помощи сантиметровой ленты
3. V=4/3 π R3
4. ℓ= 2πR R=ℓ/2π
5. сделайте
расчёты и вычислите объём воздуха после максимального выдоха
6. сравните
с теми данными, которые имеются у вас в рабочей тетради
Учитель: на наше
дыхание и состояние здоровья нашего организма влияет не только ЖЕЛ, но и
качество воздуха:
ü в промышленных
городах ежегодно на 1 км2 оседает 1500 т. пыли
ü там где
много пыли – много бактерий: на 1 м2 – 15-20 бактерий в помещении
и до 5 тыс.на улице
ü в школе
на 1 м3 воздуха до начала занятий 2600, к концу смены – 13500
ü из 1
бактерии при t+300С
через 30 минут образуется 2 бактерии, при t+200С деление бактерий
замедляется в 2 раза, при t+100С – в 20 раз, при t+3-40С
бактерии прекращают размножаться
ü в морозном
воздухе почти нет микроорганизмов
Учитель:
заболеваний органов дыхания много мы же поговорим о трёх из них это грипп,
рак лёгкого и туберкулёз
|
Примерный
ответ:
ЖЕЛ –
это максимально глубокий выдох после максимального вдоха
Высчитывают
по формулам ЖЕЛ
ЖЕЛ (м)=
2,5* рост(м)
ЖЕЛ (д)=
1,9* рост(м)
Примерный
ответ:
Увеличение
ЖЕЛ приводит к более лучшему обогащению кислородом клеток организма
Выполняют
исследовательскую работу в лабораторных тетрадях с её оформлением. Озвучивают
свои результаты
Внимательно
выслушивают
Делают
доклады по этим заболеваниям
|
4. дыхательная
гимназия
|
Учитель: часто
усталость приходит так быстро из-за того, что Ваш организм недостаточно
хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни у нас дыхание
поверхностное, глубокие вдох/выдох чаще всего бывают эмоционального
происхождения. Я вам предлагаю некоторые упражнения дыхательной гимнастики из
упражнений Шаталовой Г.С., Чалдерс Г., Стрельниковой А.Н.:
1. дыхание
животом
2. выдох-вдох-сильный
выдох-задержка дыхания-выдох
3. вдох/выдох
с руками
|
Выполняют
дыхательную гимнастику
|
5. итог
урока
|
Таким
образом мы рассмотрели с вами сегодняшнюю тему и изучили вашу ЖЕЛ, а так же
возможность её увеличить.
Что вам
показалось наиболее сложным на уроке?
Что
показалось самым интересным на уроке?
|
Отвечают
на поставленные вопросы учителя
|
6. домашнее
задание
|
Выполните
в своих тетрадях домашнюю лабораторную работу, которая имеется у вас на
столах
|
|
Приложение
Карточка-инструкция
Домашняя лабораторная работа
Тема:
Измерение окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
Оборудование:
измерительная лента
Ход работы:
Предложите испытуемому поднять руки вверх и наложите измерительную ленту так,
чтобы она касалась углов лопаток, а на груди проходила бы по нижнему краю
сосковых кружков у мужчин и над молочной железой у женщин. Во время измерения
руки должны быть опущены вниз. Запрещается горбиться, опускать вниз плечи.
Сначала измерьте окружность грудной клетки испытуемого после глубокого вдоха,
затем – после полного выдоха. В норме разница между окружностью грудной клетки
на вдохе и выдохе должна составлять 6-9 см.Слежение за изменением окружности
грудной клетки – это важный показатель здоровья и тренированности.Измерение
окружности грудной клетки во время дыхательной паузы: для этого задержите
дыхание после спокойного выдоха (в состоянии паузы) и сделайте измерение таким
же способом как и раньше. Сопоставьте свои данные со средними показателями,
указанными в таблице.
Средние
данные физического развития юношей и девушек
возраст
|
Лица мужского пола
|
Лица женского пола
|
Рост (см)
|
Масса (кг)
|
Окружность грудной клетки (см)
|
Рост (см)
|
Масса (кг)
|
Окружность грудной клетки (см)
|
13
|
152,50
|
43,10
|
73,20
|
155,00
|
45,50
|
73,30
|
14
|
158,50
|
49,00
|
76,70
|
159,00
|
49,10
|
76,50
|
15
|
166,50
|
54,70
|
81,50
|
159,50
|
52,30
|
78,50
|
16
|
173,00
|
61,40
|
86,80
|
162,00
|
54,90
|
80,70
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.