Главная / История / Конспект урока "Древняя Спарта".

Конспект урока "Древняя Спарта".

Урок "Древняя Спарта"(5 класс).



Цели урока:

  • Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.

  • Продолжать формирование умений делать выводы, строить причинно-следственные связи, уметь сравнивать.

План:

  1. Актуализация

  2. Где находится Спарта

  3. Жители Спарты

  4. Спарта как военный лагерь. Спартанское воспитание

  5. Управление

  6. Закрепление

Актуализация

Учитель помогает вспомнить учащимся , что среди 500 полисов Древней Греции всего лишь два являлись центрами страны: это Спарта и Афины.

Спарта и Афины- это ярко выраженные антиподы, т.е. противоположности. Отличался образ жизни , совершенно разное управление. Всё что являлось ценностью в Афинах, это же могло быть запрещено в Спарте. Далее вспоминаются реформы Солона.

Где находится Спарта

Спарта- это древнейший город Греции, который возник еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Этап закрепления. Спарта находилась в Южной Греции- в какой области? На каком полуострове?

Жители Спарты. (По ходу рассказа учителя, учащиеся делают записи в тетрадь).

 Спартанцы или спартиаты – их было около 10 тыс. человек. Это самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.

Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.

Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов:

1.Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков)

2..Жили на земле своих предков

  1. Жили семьями

  2. Продавать их было нельзя

5. Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству .

Но если их нельзя было продать,то убивать их разрешалось. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.

- Ребята, как вы считаете, зачем и почему так поступали спартанцы?(спартанцы боялись заговоров и восстаний,поэтому и устраивали облавы на безоружных людей).

Спарта как военный лагерь.

Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.

Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

- А чему подражать?

Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.

В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанское воспитание

 Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.

Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.

Управление в Спарте.

Ученикам  дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник  на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия-власть немногих и закрепляем этот  термин записью в тетради.





Закрепление пройденного на уроке

1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере

2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней

3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой

4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии

5. Дети не принадлежали родителям

6. Роскошь была под запретом

7. Лаконичная речь

8. Изоляция от внешнего мира.

Почему Спарту называли открытым городом?

За ее гостеприимство

За ее доброжелательное отношение к иноземцам

Из-за отсутствия в городе крепостных стен.

Почему все спартанцы были воинами?   

Из-за устаревших законов

Из-за угрозы со стороны Афин

Из-за необходимости удерживать власть над илотами

Рефлексия.

  1. Что узнали нового на уроке?

  2. Что было интересным?

  3. Где могут пригодится эти знания?

Конспект урока "Древняя Спарта".
  • История
Описание:

Конспект к уроку истории в 5 классе "Древняя Спарта".Этот конспект поможет в проведении урока истории , независимо от того ,какие ученики в классе. Материал урока построен так,что легко работать и усваивать новую тему ,будет как слабым так и сильным ученикам.Дополнительно к конспекту, учителю можно продемонстироватьиллюстрации к теме при помощи ИКТ, либо раздаточного иллюстративного материала. После каждого этапа - небольшой этап закрепления нового матерала, а также делаются необходимые записи в тетерадь. После того как новый материал изложен, закреплён, необходимо провести рефлексию.

Автор Курьякова Юлия Петровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 784
Номер материала 37034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓