Главная / Физика / Конспект урока "Что изучает физика"

Конспект урока "Что изучает физика"

Урок 1. Что изучает физика



Цель урока: создать представление о первичных понятиях в физике; определить круг изучаемых явлений; ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений; пояснить связь физики с другими науками и техникой; пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

Оборудование: наклонный желоб, стальной шарик, штатив, пружина, набор грузов; постоянные керамические магниты; электрическая лампочка на подставке, электроплитка, электрофорная машина, электрический звонок; металлический шарик, кольцо, спиртовка.

Фронтальное оборудование: линейки из дерева, пластмассы железа.

Демонстрации: примеры физических явлений: движение заводной игрушки по столу, движение груза на пружине, шарика по желобу, горение свечи, расширение металлов при нагревании, действие электронагревательных приборов, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, действие магнитов на железо.

Ход урока


  1. Изучение нового материала

1. Что изучает физика. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, включая электролампу или телевизор, просматривая кинофильм, или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники. Сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником, а ведь очень недавно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах…

Гусли – самогуды, ковер – самолет, топор – саморуб – вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С. Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка заверял его:

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набеги силы бранной,

Или другой беды незваной,-

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты другие объекты.



Как о чуде говорится в сказке Ершова «Конек- горбунок» о холодном свете:

Огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем. Светит поле словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Диву дался тут Иван,

«Что,- сказал он,- за шайтан

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыму нету.

Эко чудо- огонек…»

И вот чудо- огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, учреждениях, метро, школах, на фабриках и заводах.

Да, сказки становятся былью: гусли - самогуды воплотились в патефон, радиоприемник. Электропилы за несколько секунд валят деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Техника развивается во многом благодаря исследованиям, проводимым учеными-физиками. Новые, все более совершенные, приборы и инструменты позволяют ученым глубже изучать явления, происходящие как на Земле, так и за ее пределами. Здесь мы можем представить лишь несколько технических изобретений, которые продвинули цивилизацию далеко вперед и облегчили жизнь людей.



Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы, и поставить их на службу человека, которая дает возможность понять современную технику и развить ее дальше, является физика. Еще с древних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили влагой поля и вызывали наводнения, не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародилась наука о природе. Познать законы природы, свойства различных веществ - задача многих наук, в том числе и физики. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач, каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей - великолепно. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человека тепло и свет солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, стихийные бедствия, надо проникнуть в огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое.

Все что нас окружает: земля, вода, воздух, животные, планеты, звезды – это природа. Человек часть природы. Физика – наука о природе. Впервые термин «физика» ввел в науку древнегреческий ученый Аристотель, живший в 4 веке до н.э.. Слово физика происходит от греческого слова «physic». В наш язык этот термин перенес великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.



2. Физические термины: физическое тело и вещество.

В физике, кроме обычных слов используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия

Учащиеся отгадывают загадки

Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (телефон)


Чудо – птица алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (ракета)


Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились.(весы)



В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо – птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою – сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (телевизор)



Эти предметы и другое большое разнообразие предметов (стол, стул, линейка, ракета, автомобиль, Луна) называются физическими телами.

Учитель: посмотрите налево, посмотрите направо, опустите глаза вниз, поднимите вверх, назовите физические тела, которые вы заметили.

Учащиеся самостоятельно приводят примеры физических тел.

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Веществом: дерево, пластмасса, металл.)

Т.о тела могут различаться тем, из чего они состоят, т.е веществом

Далее учащиеся приводят примеры физических тел и веществ.

Вещество-это один из видов материи. Словом «материя» в науке называют все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные, свет, радиоволны)


3. Физические явления. В природе с телами происходят различные изменения или явления. Например, кусочек льда, внесенный в теплую комнату, начнет таять, вода в чайнике, поставленном на огонь, закипит, камень, выпущенный из рук, упадет на землю.

Таяние льда, кипение воды, падение камня, нагревание проволоки током, смена времен года, дня и ночи, приливы и отливы морей и океанов, выпадение атмосферных осадков, землетрясения, грозы, извержение вулканов – все это различные явления.

Подобные изменения называются физическими явлениями.

Отгадайте, о каких физических явлениях идет речь? (учащиеся отгадывают загадки)

Сначала – блеск.

За блеском – треск,

За треском – плеск. (молния, гром, дождь)


Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб

Застучал в ворота.

Эй, откройте. Кто там? (ветер)


Летит – молчит.

Лежит - молчит.

Когда умрет, тогда заревет. (снег)



Т.о. дождь, ветер, снег, молния, гром также являются примерами физических явлений.

В видеофрагменте вы можете увидеть примеры явлений природы.

Все явления делятся на несколько видов: механические (движение заводной игрушки по столу, движение груза на пружине, шарика по желобу, движение самолетов и автомобилей, качание маятников и движение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца), тепловые (горение свечи, таяние льда, кипение воды, образование снега, расширение металлов при нагревании, действие электронагревательных приборов), звуковые, электрические (притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток), магнитные (действие магнитов на железо, влияние Земли на стрелку компаса), световые (отражение света от зеркал, свечение различных источников). Рассматриваем их на конкретных примерах и опытах (Демонстрируются все виды явлений).

Какие физические явления вы наблюдали? (учащиеся приводят примеры)

4. Способы изучения физики: наблюдения и опыты. А сейчас подумаем вместе над таким вопросом: «Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?»

Предскажите, чем закончатся следующие события

  1. Если выпустить из рук тяжелый предмет, то

  2. Если цветок не поливать, то

  3. Если сверкнула молния, то

Каждый знает, что стрелка компаса всегда указывает на север; если выпустить из рук предмет, он упадет на пол; если дотронуться до пламени, то можно обжечься и т.д. Откуда мы это знаем? Откуда вообще появились знания?

  • Многие из них добыты людьми из собственных повседневных наблюдений, т.о. можно наблюдать за явлениями.

  • Можно проводить опыты. А чем отличаются наблюдения от опытов?

Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану и во время проведения опыта обычно выполняют специальные измерения.

5. Связь физики с другими науками. Где применяются знания о различных физических явлениях? Для чего нужны эти знания?

Физика и смежные отрасли науки

Многие области человеческого знания связаны с физикой и ее отраслями. Например, астрофизика, которая изучает происхождение и эволюцию звезд; геофизика, которая исследует строение Земли и процессы, происходящие в ее недрах; биофизика, которая объясняет физические основы биологических процессов.


Не только физика занимается изучением природы, есть и другие науки о ней, например география, биология, химия, но все эти науки тесно связаны между собой и знания физики используются в других отраслях.

астрономия космонавтика химия

Биология Физика медицина

География геология метеорология

II. Закрепление материала.

1. №1 Лукашик

2. № 2 Лукашик

3. Учитель показывает картины, учащиеся называют физическое явление.

4.Что необходимо предпринимать для того, чтобы получить научные знания об окружающем нас мире?

III. Подведение итогов (записываем опорный конспект).

IV. Домашнее задание.

1)В учебнике §1, 2, 3, 6 – читать, ответы на вопросы в конце параграфа, № 5(Л), 12 (Л).

2)Подготовить краткое сообщение об ученом - физике, о физическом открытии.


















ТЕМА: ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА

hello_html_7f1eb2c6.gif

Фhello_html_7dffccf3.gifИЗИКА

hello_html_65d0618a.gif

НАУКА О ПРИРОДЕ

Изучает: физические явления – изменения в природе

  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ – движение самолетов, автомобилей, качание маятников.

  2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ – притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток.

  3. МАГНИ ТНЫЕ – действие магнитов на железо, влияние Земли на стрелку компаса.

  4. ТЕПЛОВЫЕ – таяние льда, кипение воды, образование снега.

  5. СВЕТОВЫЕ – отражение света, свечение источников.

  6. АТОМНЫЕ – взрывы атомной бомбы.

агнитов на железо. тризованных тел, электриеский ток.

Использует понятия: физическое тело и вещество (то, из чего состоят все тела)

Использует методы: наблюдения и опыты (эксперименты).



hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2740b6da.gif Биология астрономия космонавтика

hello_html_610ac673.gifhello_html_3ad171b0.gif

hello_html_m40f8a556.gifhello_html_m408e67fc.gifhello_html_4a610450.gifгеография Физика химия

hello_html_m45d53cf8.gifhello_html_m60a9e078.gif


геология метеорология медицина





Закрепление материала.

1. №1 Лукашик

2. № 2 Лукашик

3. Учитель показывает картины, учащиеся называют физическое явление.

4.Что необходимо предпринимать для того, чтобы получить научные знания об окружающем нас мире?

III. Подведение итогов (записываем опорный конспект).

IV. Домашнее задание.

1)В учебнике §1, 2, 3, 6 – читать, ответы на вопросы в конце параграфа, № 5(Л), 12 (Л).

2)Подготовить краткое сообщение об ученом - физике, о физическом открытии.


ТЕМА: _______________________________________________________




ФИЗИКА - ___________________________________________________


ИЗУЧАЕТ: ______________________________________________________

1. ______________________________________________________________


2. ______________________________________________________________


3. ______________________________________________________________


4. ______________________________________________________________


5. ______________________________________________________________


6. ______________________________________________________________



Иhello_html_5188a5cb.gifhello_html_m1cd5aebd.gifhello_html_m770c6ec0.gifhello_html_m770c6ec0.gifСПОЛЬЗУЕТ ПОНЯТИЯ








ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТОДЫ-

Источники физических знаний

hello_html_41ffd533.gifhello_html_312ae7fd.gifhello_html_m22f6dc3b.gifhello_html_m22f6dc3b.gif






hello_html_5ee47fbc.gifhello_html_m24b15c14.gifhello_html_353dff75.gif


hello_html_m795ae528.gifhello_html_8ea2dfd.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_6b11c135.gifhello_html_m4999677e.gifФИЗИКА







Тhello_html_3d74048d.gifЕМА: ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА


Аристотель -4 в до н.э. →фюзис-физика-природа

М.В, Ломоносов -18 в.→первый учебник физики в России


Фhello_html_7dffccf3.gifИЗИКА

hello_html_65d0618a.gif

НАУКА О ПРИРОДЕ


Изучает: физические явления – изменения в природе

  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ – движение самолетов, автомобилей, качание маятников.

  2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ – притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток.

  3. МАГНИ ТНЫЕ – действие магнитов на железо, влияние Земли на стрелку компаса.

  4. ТЕПЛОВЫЕ – таяние льда, кипение воды, образование снега.

  5. СВЕТОВЫЕ – отражение света, свечение источников.

  6. АТОМНЫЕ – взрывы атомной бомбы.

агнитов на железо. тризованных тел, электриеский ток.

Использует понятия: физическое тело и вещество (то, из чего состоят все тела)

Использует методы (источники физических знаний): наблюдения и опыты (эксперименты).



hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2740b6da.gifhello_html_610ac673.gifБиология астрономия космонавтика

hello_html_3ad171b0.gifhello_html_67a2f4e0.gif

гhello_html_m408e67fc.gifhello_html_4a610450.gifеография Физика химия

hello_html_m40f8a556.gif

hello_html_m45d53cf8.gifhello_html_m60a9e078.gif

геология метеорология медицина






Конспект урока "Что изучает физика"
  • Физика
Описание:

 


Данная разработка представляет собой конспект урока «Что изучает физика». Цель урока: создать представление о первичных понятиях в физике; определить круг изучаемых явлений; ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений; пояснить связь физики с другими науками и техникой; пробудить у детей интерес к изучению физики, развить любознательность. На уроке используются формы работы учащихся – индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование:наклонный желоб, стальной шарик, штатив, пружина, набор грузов; постоянные керамические магниты; электрическая лампочка на подставке, электроплитка, электрофорная машина, электрический звонок; металлический шарик, кольцо, спиртовка.

Фронтальное оборудование: линейки из дерева, пластмассы железа.

Демонстрации: примеры физических явлений:движение заводной игрушки по столу, движение груза на пружине, шарика по желобу, горение свечи, расширение металлов при нагревании, действие электронагревательных приборов, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, действие магнитов на железо.

Автор Калинина Елена Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 510
Номер материала 9708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓