Главная / Биология / Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

8 класс



Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи: 1. Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.

2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал.


Ход урока:

  1. Орг. момент (проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Актуализация знаний учащихся:

Вопросы к классу:

-Какие клетки крови защищают организм?

-Как вы представляете себе защиту организма человека?


В 1822 г. русский биолог И.И. Мечников проделал опыт: сорвал несколько шипов с куста розы и ввёл их под кожу прозрачной личинке морской звезды. С этого момента в науке началось триумфальное шествие иммунологии.

-Что же увидел И.И. Мечников? Какую роль это открытие сыграло в развитии науки?

Это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке. Формулирование цели урока.

  1. Изучение нового материала:

1). Защитные барьеры организма:

-Познакомьтесь со статьёй в учебнике стр. 89 и заполните таблицу в рабочей тетради № 65 стр. 30.

Защитные барьеры организма

Тип защиты

1 барьер: кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа

Слюна

Микроорганизмы

Слизистые оболочки

Слёзы



Соляная кислота в желудке


2 барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа

Иммунитет

Неспецифический

Специфический

Лейкоциты с помощью фагоцитоза

Распознавание веществ чужеродных для организма и их уничтожение

А теперь вернёмся к триумфальному открытию русского учёного И.И. Мечникова, за которое он был удостоен Нобелевской премии.

-Вспомните, какие клетки открыл Мечников? Какую роль они играют в организме?

Рассмотрим наиболее древнюю форму иммунитета – неспецифический иммунитет.

Задание: (Выполняют двое учащихся на доске с помощью опорных схем, остальные работают в группах по 4 человека по карточкам, составляя правильную последовательность).

Составьте, правильную последовательность возникновения ответной реакции личинки морской звезды на проникновение чужеродного объекта: шипов розы.

Найдите соответствие между внешними признаками и процессами, происходящими в пораженных тканях.

1. Воспалённое место краснеет:

  • -микроорганизмы

  • -орган

  • -расширяются капилляры, притекает кровь

  • -повышается температура

  1. Возникает боль и опухоль:

  • -раздражаются рецепторы

  1. Появляется гной

  • -с кровью доставляются лейкоциты и макрофаги

  • -фагоцитоз

  • -уничтожение возбудителей

  • -образуется смесь из погибших микробов и лейкоцитов

Если микробы при проникновении сосредотачиваются в одном месте, то такая реакция организма называется воспалением.

(работа с карточками-опорами и распределение их на три группы в соответствии с внешними признаками воспаления).

-Почему открытие И.И. Мечникова имело большое значение для науки, в чём его роль?

Вопросы к классу:

-Отчего организму человека необходима защита?

-Для чего это необходимо?

Определение иммунитета (сделать запись в рабочей тетради).

Чужеродные организму вещества, способные вызвать иммунную реакцию называются - АНТИГЕНЫ. Чтобы избавиться от них существует следующий механизм иммунитета: Клеточный: с помощью клеток- фагоцитов.

Гуморальный: с помощью веществ крови: антител, вырабатываемых организмом, в ответ на внедрение чужеродного объекта.

Сделайте вывод о способах и видах защиты организма от воздействий внешней среды.

2) Иммунная система:

Какие клетки, отвечающие за иммунитет, развиваются в этих органах?

Костный мозг - …

Вилочковая железа - …

Лимфатические узлы - …

При затруднении воспользуйтесь учебником.

Составление схемы (с помощью текста учебника)

Фhello_html_m38323836.gifhello_html_m3989db45.gifункции


Т-лимфоцитов В-лимфоцитов

hello_html_1aa9deb3.gifhello_html_1aa9deb3.gif

Распознают антигены Выделяют антитела

АНТИГЕН=АНТИТЕЛО

Таким образом, осуществляется ответная реакция организма на внедрение чужеродного объекта – специфический иммунитет.

Антитела нейтрализуют антигены вне клеток. Клетки нашего организма способны осуществлять защиту против вирусов, вырабатывая интерферон. Это вещество широко используется в медицине в качестве противовирусного препарата.

Вывод: Внутренний барьер организма, защищающий его от внешней среды - иммунитет.

3) Инфекционные болезни:

Выполнение задания в рабочей тетради № 70 стр. 31:

Допишите приведённые утверждения:

Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными.

Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями-паразитами, клещами, паразитическими насекомыми, называются паразитарными.

Инфекционные болезни протекают в 3 периода.

Время от момента заражения до появления первых симптомов – скрытый период. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

Ответьте на вопросы:

-Почему гриппом и ОРЗ легко заразиться при большом скоплении народа?

- Можно ли повторно заболеть ветряной оспой, корью или свинкой?

-Опасен ли для окружающих человек, который является бацилло- или вирусоносителем?

-Почему необходимо соблюдать гигиену помещений, где находится больной человек?

-Назовите «ворота инфекции» для наиболее известных вам заболеваний?

Выводы:

    1. Организм защищён от проникновения чужеродных веществ внутренними и внешними барьерами.

    2. Внутренний барьер составляет иммунитет.

    3. Виды иммунитета - специфический и неспецифический.

    4. В процессе эволюции у человека возникла иммунная система, позволяющая поддерживать постоянство внутренней среды.

  1. Закрепление:

Найдите соответствие:

А. Способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Б. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию.

В. Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.

Г. Клетки, вырабатывающие антитела.

Д. Вещество клетки, уничтожающее вирус после его проникновения через мембрану.

Ж. Местная реакция на проникновение микробов в орган.

З. Орган, в котором формируются Т-лимфоциты.


    1. Антигены.

    2. Тимус.

    3. В-лимфоциты.

    4. Воспаление.

    5. Иммунитет.

    6. Интерферон.

    7. Фагоцитоз.

Домашнее задание: §18, памятка «Как укрепить иммунитет».

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"
  • Биология
Описание:

Цель урока : формирование представлений о  защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи: 1. Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.

2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал.

 

Автор Хаванская Нина Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 897
Номер материала 42596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓