Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива" (6 класс)

Конспект урока "Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива" (6 класс)


Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;


Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;


Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...


Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Цели:

  1. продолжить изучение творчества поэта;

  2. повторить поэтические тропы;

  3. эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.


I Вступительное слово учителя.



В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения.

-Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?


ПРОСЛУШАЕМ ЗАПИСЬ. (слушание аудиозаписи)

..ответы уч-ся

II Работа над текстом.

- о чём это стихотворение? МОЖНО ОДНОЗНАЧНО СКАЗАТЬ, О ЧЕМ ОНО? Это стих-е – загадка, ПАРАДОКС


Работа со словарём – ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - ПАРАДОКС


- Сколько предложений в стихотворении? (ОДНО)


- Работаем с 1 строфой

- Какое время года видим в 1 строфе? НАЗОВИТЕ из текста (разное)

- Найдите глаголы в тексте, определите время (настоящее)


Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.

Текст строфы

микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

лес, сад,

И прячется в саду малиновая слива

слива,

Под тенью сладостной зелёного листка,

тень, листок

Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.


- найдите эпитет к слову ТЕНЬ (сладостной – «долгожданной»)


- как понимаете слово «волнуется» - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ – здесь многозначное слово – значение «ПЕРЕЖИВАЕТ»

















Работаем со 2 строфой


- Сколько основных образов? (ландыш, МНЕ – Я –лирический герой)

Я –лирический герой - ЧЕЛОВЕК


Текст строфы

микротемы

Когда росой обрызганный душистой

душистая роса

Румяным вечером иль в утра час златой,

румяный вечер

Из-под куста мне ландыш серебристый

золотой час

Приветливо качает головой;

серебристый ландыш


Микровывод: 2 основных начала – природа и человек


- Каким образом происходит общение? (Приветливо качает головой – приглашение к общению – Жесты, но НЕ РЕЧЬ)

- каким худ ср-м воспользовался автор? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) – ОБЩАЮТСЯ человек и природа


- какое время суток? (вечер – утро) – состояние общения возможно в любое время суток


- цветовая гамма (ЭПИТЕТЫ – золотой, серебристый)

- время действия? (НАСТОЯЩЕЕ)























Работаем с 3 строфой



Текст строфы

микротемы

Когда студёный ключ играет по оврагу

студёный ключ

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Мысль, смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

сага

Про мирный край, откуда мчится он, —

мирный край


- какой 1 основной образ? (КЛЮЧ) – ЗНАЧЕНИЕ-работа со словарем – многозначное

-выбираем значение ИСТОК, МЕСТО РОЖДЕНИЯ

-какой эпитет использует автор? СТУДЕНЫЙ) – почему? – РОЖДАЕТСЯ

-что делает ключ? (ИГРАЕТ ЛЕПЕЧЕТ) –

- что здесь прослеживается общего между человеком и природой? – ДЕТСКОЕ НАЧАЛО


Как изменилась форма общения здесь между человеком и природой? (РУЧЕЙ ГОВОРИТ, РАССКАЗЫВАЕТ – олицетворение)


Говорит – мысль

- Что лепечет? (САГУ) - Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о реально существовавших событиях, легендарных героях и исторических деятелях»

- почему Лермонтов использует это слово? (КЛЮЧ –КРАЙ ОТКУДА МЧИТСЯ)

-где находится мирный край? – ЭТО НЕ ТОТ МИР, КОТОРЫЙ ОКРУЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА

-что должно произойти с человеком, чтобы он услышал сагу? (ПОГРУЗИТЬСЯ В СОН) – СМУТНЫЙ – ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ


ЗДЕСЬ: Лермонтов включает элементы сентиментализма – отрешение от разума – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОРДЫНИ – можно постичь ИДЕЮ – мысль МЕШАЕТ ПОСТИЧЬ САГУ - ДУШУ









Работаем с 4 строфой


Текст строфы

микротемы

Тогда смиряется души моей тревога,

тревога души

Тогда расходятся морщины на челе, —

морщины

И счастье я могу постигнуть на земле,

счастье, земля

И в небесах я вижу Бога…

небеса, Бог


-все стих-е говорит об одном состоянии души – ТРЕВОГЕ. Но она СМИРЯЕТСЯ

МОРФЕМНЫЙ разбор – СМИРЯЕТСЯ – мир – в нашем контексте – покой Тишина – ЗВУЧИТ МОТИВ РАЯ _- БОГА)


Счастье – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ корень ЧАСТЬ – часть мира

Счаґстье, -Всегда ли можно постичь счастье?


4) Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам:

АВАВ — перекрёстная рифма

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка,


АВВА — кольцевая рифма.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога



Кольцевая, опоясывающая рифма противопоставляется предыдущим рифмам с целью показать ТОЛЬКО Я И ВСЕЛЕННАЯ нет НИКОГО, других людей


ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА – ВЫВОД: ГАРМОНИЯ человека с миром может быть обретена только в одиночку, лицом к лицу.



РАЗМЕР: шестистопный ямб – размер ассоциируется с большей торжественностью, высокой тематикой, одой.

Он требует соответственной лексики – нет просторечных слов


Звучит АПОФЕОЗ – Апофеоз - (от греч. apotheosis - обожествление) - первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за- их особые заслуги.


Синтаксис – 1 предложение – КОМПОЗИЦИЯ – Каждый шаг(СТРОФА) – путь к гармонии


СЛУШАНИЕ РОМАНСА


III Лирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)

ДЗ анализ «Молитвы Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.


Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш се­ребристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».

Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:

...Тогда смиряется души моей тревога,

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.

Конспект урока "Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Цели:

1.     продолжить изучение творчества поэта;

2.     повторить поэтические тропы;

3.     эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

            презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.

 

I Вступительное слово учителя.

 

 

   В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения.

-Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?

 

ПРОСЛУШАЕМ ЗАПИСЬ. (слушание аудиозаписи)

  …..ответы уч-ся

II Работа над текстом.

   - о чём это стихотворение? МОЖНО ОДНОЗНАЧНО СКАЗАТЬ, О ЧЕМ ОНО?  Это стих-е – загадка, ПАРАДОКС

 

Работа со словарём – ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - ПАРАДОКС

 

 - Сколько предложений в стихотворении? (ОДНО)

 

- Работаем с 1 строфой

- Какое время года видим в 1 строфе? НАЗОВИТЕ из текста  (разное)

- Найдите глаголы в тексте, определите время (настоящее)

 

Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.

Текст строфы

микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

лес, сад,

И прячется в саду малиновая слива

слива,

Под тенью сладостной зелёного листка,

тень, листок

Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.

 

- найдите эпитет к слову ТЕНЬ (сладостной – «долгожданной»)

 

- как понимаете слово «волнуется» - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ – здесь многозначное слово – значение «ПЕРЕЖИВАЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем со 2 строфой

 

- Сколько основных образов? (ландыш, МНЕ – Я –лирический герой)

– Я –лирический герой - ЧЕЛОВЕК

 

Текст строфы

микротемы

Когда росой обрызганный душистой

душистая роса

Румяным вечером иль в утра час златой,

румяный вечер

Из-под куста мне ландыш серебристый

золотой час

Приветливо качает головой;

серебристый ландыш

 

Микровывод: 2 основных начала – природа и человек

 

- Каким образом происходит общение? (Приветливо качает головой – приглашение к общению – Жесты, но НЕ РЕЧЬ)

- каким худ ср-м воспользовался автор? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) – ОБЩАЮТСЯ человек и природа

 

- какое время суток? (вечер – утро) – состояние общения возможно в любое время суток

 

- цветовая гамма (ЭПИТЕТЫ – золотой, серебристый)

- время действия? (НАСТОЯЩЕЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем с 3 строфой

 

 

Текст строфы

микротемы

Когда студёный ключ играет по оврагу

студёный ключ

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Мысль, смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

сага

Про мирный край, откуда мчится он, —

мирный край

 

- какой 1 основной образ? (КЛЮЧ) – ЗНАЧЕНИЕ-работа со словарем – многозначное

-выбираем значение ИСТОК, МЕСТО РОЖДЕНИЯ

-какой эпитет использует автор? СТУДЕНЫЙ) – почему? – РОЖДАЕТСЯ

-что делает ключ? (ИГРАЕТ ЛЕПЕЧЕТ) –

- что здесь прослеживается общего между человеком и природой? – ДЕТСКОЕ НАЧАЛО

 

Как изменилась форма общения здесь между человеком и природой? (РУЧЕЙ ГОВОРИТ, РАССКАЗЫВАЕТ – олицетворение)

 

Говорит – мысль

- Что лепечет? (САГУ) - Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о реально существовавших событиях, легендарных героях и исторических деятелях»

- почему Лермонтов использует это слово? (КЛЮЧ –КРАЙ ОТКУДА МЧИТСЯ)

-где находится мирный край? – ЭТО НЕ ТОТ МИР, КОТОРЫЙ ОКРУЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА

-что должно произойти с человеком, чтобы он услышал сагу? (ПОГРУЗИТЬСЯ В СОН) – СМУТНЫЙ – ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

 

ЗДЕСЬ: Лермонтов включает элементы сентиментализма – отрешение от разума – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОРДЫНИ – можно постичь ИДЕЮ – мысль  МЕШАЕТ ПОСТИЧЬ САГУ - ДУШУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем с 4 строфой

 

Текст строфы

микротемы

Тогда смиряется души моей тревога,

тревога души

Тогда расходятся морщины на челе, —

морщины

И счастье я могу постигнуть на земле,

счастье, земля

И в небесах я вижу Бога…

небеса, Бог

 

-все стих-е говорит об одном состоянии души – ТРЕВОГЕ. Но она СМИРЯЕТСЯ

МОРФЕМНЫЙ разбор – СМИРЯЕТСЯ – мир – в нашем контексте – покой Тишина – ЗВУЧИТ МОТИВ РАЯ _- БОГА)

 

Счастье – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ корень ЧАСТЬ – часть мира

Счаґстье, -Всегда ли можно постичь счастье?

 

 

4) Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам:

                АВАВ — перекрёстная рифма

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка,

 

               

                АВВА — кольцевая рифма.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

 

 

Кольцевая, опоясывающая рифма противопоставляется предыдущим рифмам с целью показать ТОЛЬКО Я И ВСЕЛЕННАЯ нет НИКОГО, других людей

 

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА – ВЫВОД: ГАРМОНИЯ человека с миром может быть обретена только в одиночку, лицом к лицу.

 

 

РАЗМЕР:  шестистопный ямб – размер ассоциируется с большей торжественностью, высокой тематикой, одой.

 Он требует соответственной лексики – нет просторечных слов

 

Звучит АПОФЕОЗ – Апофеоз - (от греч. apotheosis - обожествление) - первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за- их особые заслуги.

 

Синтаксис – 1 предложение – КОМПОЗИЦИЯ – Каждый шаг(СТРОФА) – путь к гармонии

 

СЛУШАНИЕ РОМАНСА

 

IIIЛирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)

ДЗ анализ «Молитвы  Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.

 

Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш се­ребристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

 Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».

 Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

 Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:

...Тогда смиряется души моей тревога,

 

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.                                                                     

Автор Колмыкова Галина Генадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1632
Номер материала 30709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓