- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Имя существительное
- 30.09.2020
- 638
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Цели:
1. продолжить изучение творчества поэта;
2. повторить поэтические тропы;
3. эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.
I Вступительное слово учителя.
В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения.
-Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?
ПРОСЛУШАЕМ ЗАПИСЬ. (слушание аудиозаписи)
…..ответы уч-ся
II Работа над текстом.
- о чём это стихотворение? МОЖНО ОДНОЗНАЧНО СКАЗАТЬ, О ЧЕМ ОНО? Это стих-е – загадка, ПАРАДОКС
Работа со словарём – ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - ПАРАДОКС
- Сколько предложений в стихотворении? (ОДНО)
- Работаем с 1 строфой
- Какое время года видим в 1 строфе? НАЗОВИТЕ из текста (разное)
- Найдите глаголы в тексте, определите время (настоящее)
Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.
Текст строфы
микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
лес, сад,
И прячется в саду малиновая слива
слива,
Под тенью сладостной зелёного листка,
тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
- найдите эпитет к слову ТЕНЬ (сладостной – «долгожданной»)
- как понимаете слово «волнуется» - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ – здесь многозначное слово – значение «ПЕРЕЖИВАЕТ»
Работаем со 2 строфой
- Сколько основных образов? (ландыш, МНЕ – Я –лирический герой)
– Я –лирический герой - ЧЕЛОВЕК
Текст строфы
микротемы
Когда росой обрызганный душистой
душистая роса
Румяным вечером иль в утра час златой,
румяный вечер
Из-под куста мне ландыш серебристый
золотой час
Приветливо качает головой;
серебристый ландыш
Микровывод: 2 основных начала – природа и человек
- Каким образом происходит общение? (Приветливо качает головой – приглашение к общению – Жесты, но НЕ РЕЧЬ)
- каким худ ср-м воспользовался автор? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) – ОБЩАЮТСЯ человек и природа
- какое время суток? (вечер – утро) – состояние общения возможно в любое время суток
- цветовая гамма (ЭПИТЕТЫ – золотой, серебристый)
- время действия? (НАСТОЯЩЕЕ)
Работаем с 3 строфой
Текст строфы
микротемы
Когда студёный ключ играет по оврагу
студёный ключ
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Мысль, смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
сага
Про мирный край, откуда мчится он, —
мирный край
- какой 1 основной образ? (КЛЮЧ) – ЗНАЧЕНИЕ-работа со словарем – многозначное
-выбираем значение ИСТОК, МЕСТО РОЖДЕНИЯ
-какой эпитет использует автор? СТУДЕНЫЙ) – почему? – РОЖДАЕТСЯ
-что делает ключ? (ИГРАЕТ ЛЕПЕЧЕТ) –
- что здесь прослеживается общего между человеком и природой? – ДЕТСКОЕ НАЧАЛО
Как изменилась форма общения здесь между человеком и природой? (РУЧЕЙ ГОВОРИТ, РАССКАЗЫВАЕТ – олицетворение)
Говорит – мысль
- Что лепечет? (САГУ) - Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о реально существовавших событиях, легендарных героях и исторических деятелях»
- почему Лермонтов использует это слово? (КЛЮЧ –КРАЙ ОТКУДА МЧИТСЯ)
-где находится мирный край? – ЭТО НЕ ТОТ МИР, КОТОРЫЙ ОКРУЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА
-что должно произойти с человеком, чтобы он услышал сагу? (ПОГРУЗИТЬСЯ В СОН) – СМУТНЫЙ – ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ
ЗДЕСЬ: Лермонтов включает элементы сентиментализма – отрешение от разума – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОРДЫНИ – можно постичь ИДЕЮ – мысль МЕШАЕТ ПОСТИЧЬ САГУ - ДУШУ
Работаем с 4 строфой
Текст строфы
микротемы
Тогда смиряется души моей тревога,
тревога души
Тогда расходятся морщины на челе, —
морщины
И счастье я могу постигнуть на земле,
счастье, земля
И в небесах я вижу Бога…
небеса, Бог
-все стих-е говорит об одном состоянии души – ТРЕВОГЕ. Но она СМИРЯЕТСЯ
МОРФЕМНЫЙ разбор – СМИРЯЕТСЯ – мир – в нашем контексте – покой Тишина – ЗВУЧИТ МОТИВ РАЯ _- БОГА)
Счастье – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ корень ЧАСТЬ – часть мира
Счаґстье, -Всегда ли можно постичь счастье?
4) Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам:
АВАВ — перекрёстная рифма
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка,
АВВА — кольцевая рифма.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Кольцевая, опоясывающая рифма противопоставляется предыдущим рифмам с целью показать ТОЛЬКО Я И ВСЕЛЕННАЯ нет НИКОГО, других людей
ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА – ВЫВОД: ГАРМОНИЯ человека с миром может быть обретена только в одиночку, лицом к лицу.
РАЗМЕР: шестистопный ямб – размер ассоциируется с большей торжественностью, высокой тематикой, одой.
Он требует соответственной лексики – нет просторечных слов
Звучит АПОФЕОЗ – Апофеоз - (от греч. apotheosis - обожествление) - первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за- их особые заслуги.
Синтаксис – 1 предложение – КОМПОЗИЦИЯ – Каждый шаг(СТРОФА) – путь к гармонии
СЛУШАНИЕ РОМАНСА
IIIЛирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)
ДЗ анализ «Молитвы Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.
Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш серебристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».
Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».
Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.
Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:
...Тогда смиряется души моей тревога,
На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.
6 662 093 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колмыкова Галина Генадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.