Главная / Химия / Конспект урока "Алюминий, его свойства и применение."

Конспект урока "Алюминий, его свойства и применение."





Тема урока: «Алюминий, его свойства и применение»

e-mail: devyashina_natali@mail.ru



Автор:

Девяшина Наталья Алексеевна,

учитель химии

МБОУ « Райковская СОШ

им. Н.И. Носова»





















Аал Райков









2014 г.

Пояснительная записка.

Это не первый урок по теме: «Металлы». Ранее по аналогичному плану изучались: щелочные, щелочно-земельные металлы и железо. При формировании знаний о строении, физических и химических свойствах алюминия, ребята опирались на известные для них понятия: физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы, состав металлической решетки и общие физические и химические свойства металлов.

Цель урока: «Познакомиться с физическими, химическими свойствами и применением алюминия», т. е. познакомиться с тем чего еще не знают учащиеся.

Актуализация знаний учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия происходит путем самостоятельной работы в тетради по построению электронной формулы атома алюминия, один из учащихся выполнял данную работу на доске. При этом все учащиеся работают по ПСХЭ. На основании полученных выводов прогнозировали физические и химические свойства алюминия, демонстрируя умения анализировать и сравнивать, выявлять общие закономерности.

Далее на основании полученных выводов осуществлялся логический переход к формированию новых знаний, путем выполнения демонстрационного лабораторного опыта и лабораторной работы, по окончании которой самостоятельно каждым учеником формулировался вывод, записывались уравнения реакций, Комментирование записей в тетради способствует обобщению и систематизации знаний об алюминии, самостоятельному формулированию вывода по теме урока.

Этап подведения итогов – традиционный момент, но проводимый самостоятельно самими учащимися. Учащиеся хорошо справились с обобщением, которое помогает закрепить, повторить основные понятия для последующего воспроизведения их на уроке. Контроль осуществлялся путем проверки тестирования учащихся.

Структура урока подчинена триединой цели урока. В течение всего урока учащиеся заняты самостоятельной исследовательской работой, активной познавательной деятельностью. Каждый последующий момент урока тесно связан с предыдущим и является его продолжением.

Урок представляет собой целостную систему.

Некоторые вопросы темы урока «Алюминий, его свойства и применения» рассматривались на факультативе «Химия рядом» в 10 классе, при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, на классном часе «Хакасия - мой край родной!» в 6 классе.























Тема урока:«Алюминий, его свойства и применение»

с мультимедийным сопровождением.


Цель урока: формирование системы знаний о строении, свойствах алюминия и его соединений.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей открытия, изучения свойств и  применении алюминия;

  • познакомить учащихся со строением и свойствами алюминия и его соединений.

Развивающие:

  • развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы о наличии взаимосвязей между составом и свойствами веществ;

  • развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников;

  • развивать речь, творческие и интеллектуальные способности учащихся,  самостоятельность.

Воспитательные:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Методы обучения – эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, тестирование

Оборудование и реактивы: учебник Рудзитис Г.Н.,Фельдман Ф.Г.. Химия. 9 класс М.,

Дрофа, 2009, компьютер, проектор, экран, образцы алюминия (проволока, фольга, гранулы), ПСХЭ, растворы разбавленной соляной кислоты, концентрированной азотной кислоты, гидрооксида натрия, стакан с водой, бенгальский огонь, спички. тестовые задания

Ход урока

I.Мотивация и целеполагание

Сегодня познакомимся с хорошо известным вам металлом. Послушаем сообщение и сделаем вывод, о каком металле идет речь.

Сообщение ученика: Этот элемент сразу после его открытия привлек химиков своей красотой и легкостью. Внешне походит на серебро, примерно в три раза легче железа и меди. Он очень пластичен: его можно прокатать в тонкую фольгу, сделать тончайшие украшения ,  придать нужную форму. Вот только прочность чистого металла невелика, но в виде сплавов с другими металлами он заметно «крепчает». Уже созданы сплавы данного элемента с прочностью в 10 раз выше, чем у стали.
Первоначально из-за несовершенного способа получения был необычайно дорог – почти в 10 раз дороже золота. Первые украшения и изделия из него были доступны только очень богатым людям.  Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и редкостную, изготовленную из данного металла. Так, не ведая того, французский император заглянул в XX в., когда посуда из этого металла стала обычной в любом доме. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Менделеева в Великобритании ему был преподнесен подарок – весы, одна чаша которых была сделана из золота, а другая – из этого химического элемента.
На балах знатные дамы во времена Наполеона III нередко щеголяли ювелирными украшениями, изготовленными из этого элемента. Я думаю, вы догадались, что это за элемент? (Алюминий)

Учитель: тема урока: «Алюминий, его свойства и применение»(слайд 1).

Ознакомимся с планом изучения металла алюминия (слайд 2)

II. Актуализация знаний учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Устно: на основе положения алюминия в ПСХЭ дать характеристику алюминия.


Слайд № 3

Устный ответ по плану характеристики элемента (приложение 1)


2.Начертить строение атома алюминия и его электронный паспорт (все учащиеся выполняют в тетрадях)


Один учащийся работает у доски (сверяем ответы)

3.Какова высшая степень окисления у алюминия в соединениях?

Отвечают с места

+3

4.Проблемная ситуация (слайд № 4)

На основании положения алюминия в ПСХЭ сравнить, у какого из металлов более выражены металлические свойства в периоде? У магния (Mg) и алюминия (Al ), у кремния (Si) и алюминия ( Al )

Какой вывод? Запишите в тетраде

Mg ˂ Al ˃ Si

Отвечают с места.

Алюминий более активный, чем кремний, но менее активный, чем магний


Учащиеся записывают в тетрадях

Слайд № 5

1.Перечислить физические свойства металлов.

Дополните физические свойства следующими const:

Легкий ( ρ= 2,7 г/см3)

Легкоплавкий сплав –tплав 6000С

По электропроводности уступает только серебру (Ag ) и меди (Cu )


Учащиеся с места записывают в тетрадях:

- металлический блеск,

- пластичность (фольга)

- теплопроводность (связь с профессией)

- электропроводность

- ковкость

Слайд № 6

Почему алюминий не вступает в реакции с кислородом воздуха и с водой даже при нагревании?

Ответ учащегося: потому, что он покрыт прочной тонкой пленкой оксида алюминия.

tплав 20500С - тугоплавка

2.Химические свойства алюминия (слайд № 7)

Взаимодействие алюминия с простыми веществами.

Посмотрите, какое место алюминий занимает в ряду напряжения металлов?

Ответ учащегося: в ряду напряжения металлов Al помещен за самыми активными металлами – это металл средней активности.

Демонстрация опыта. Горение бенгальского огня на воздухе. Назовите правила безопасности при обращении с бенгальским огнем.

Наряду с другими образующимися веществами, мы можем увидеть вещество белого цвета. Это и есть оксид алюминия Al2+3O3−2.

Запишем в тетради уравнение реакции взаимодействия алюминия с простыми веществами

4Al0 + 3O20 → 2Al2+3O3−2
реакция соединения.,окислительно-восстановительная.


2Al0 + 3I20 → 2Al+3I3−2.

реакция соединения.,окислительно-восстановительная

2Al0 + 3Br20 → 2Al+3Br3−2

реакция соединения.,окислительно-восстановительная

2Al0 + 3S0Al2+3S3−2 (сульфид Al)

реакция соединения.,окислительно-восстановительная

Ответ учащегося:

- Нельзя держать огонь около бумаги, горючих и воспламеняющихся веществ,

- Нельзя направлять огонь на себя и своего товарища, нужно держать его на расстоянии.


видеофрагмент


видеофрагмен


видеофрагмент



Учащиеся сверяют свои записи со слайдом № 7

Взаимодействие алюминия со сложными веществами (слайд № 8)

Будет ли алюминий реагировать с растворами кислот, исходя из его положения в электрохимическом ряду напряжения металлов?

Взаимодействия алюминия с раствором соляной кислоты.


Ответы учащихся:

Да, будет, т.к. он расположен в ряду напряжения металлов до водорода и будет вытеснять его из растворов кислот и воды(в чистом виде)

видеофрагмент




2Al0 + 6H+Cl → 2Al+3Cl3 + 3H20 ↑ р-я зам., ок-восст.

Назвать тип реакции. Давайте проверим, как ведет себя алюминий с концентрированной азотной кислотой при н.у он пассивируется, делается пассивным.

Сделайте вывод о реакциях алюминия с разбавленной соляной кислотой и концентрированной


Ответ:

Это реакция замещения, она окислительно-восстановительная

Демонстрация опыта. Взаимодействие алюминия с солями меди. Обращаемся к электрохимическому ряду напряжения металлов:

Вытеснит ли алюминий из растворов солей металлы, расположенные в ряду напряжения металлов до него?


Al0 + Fe2+SO42− ≠ Реакция не идет


Вытеснит алюминий из растворов солей металлы, расположенные в ряду напряжения металлов за ним?

Проведение опыта: помешаем кусочек алюминия в раствор сульфата меди.

2Al0 + 3Cu2+SO42− → Al23+(SO4)32− + 3Cu0

реакция зам., ок-восст.

Будет ли алюминий взаимодействовать с гидрооксидом натрия при

2Al0 + 2NaOH+1 + 2H2O+1 t 2NaAl+3O2 + 3H20 Соед.,ок-восст.


Вывод: таким образом, вы видим, что алюминий реагирует и с кислотами и с основаниями, следовательно, он проявляет амфотерные (двойственные связи)

Слайды 9-10

Природные соединения алюминия.

Какие природные соединения алюминия, вы знаете?

Слайды 11-12

Производство алюминия

Рассказ учителя

Слайды 13

НРК «Производство алюминия в Хакасии

Слайды 14

Применение алюминия





Ответ:

Нет, потому что алюминий менее активен, чем железо




Да. Потому что он более активен, чем медь.


Записывают уравнение реакции


Да, потому что он амфотерен, т.е. проявляет двойственные свойства


видеофрагмент


Учащиеся записывают уравнение реакции и вывод


Ответы учащихся:

- корунд;

- боксит;

- каолинит;

- нефелин и другие природные минералы

Учащиеся записывают основные тезисы



Сообщение учащегося

(Приложение 4)


III. Обобщение материала (слайд № 15)

IV. Закрепление материала (3 мин)

Вам предлагается тест из 5-ти вопросов в 2-х вариантах. (Приложение 2,3). Подчеркните правильные ответы. Оценивается тест по 5-ти бальной системе. После окончания работы над тестом поменяйтесь вариантами теста, проверьте знания, сидящего рядом и поставьте оценки. Варианты ответов записаны на доске. Работы передайте на первые парты.

V.Подведение итогов .

Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели урока?

VI.Домашнее задание (1-2 мин)

§ 42. Пользуясь дополнительной литературой и электронными ресурсами, составьте презентацию на СД или на бумаге по следующим вопросам:

  1. История открытия алюминия

  2. Применение алюминия, связь с моей профессией

  3. Влияние соединений алюминия на организм человека


































Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 г.

  2. Аранская О.С., Бурак Н.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.

  3. Врублевский А.И. Тесты по химии. – Минск: Юнипресс, 2010 г.

  4. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса. 8-9 класс. – М.: Вако, 
    2006 г.

  5. Корощенко А.С. ЕГЭ: шаг за шагом. – М.: Дрофа, 2011 г.

  6. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. М.: Вентана-Граф, 2007 г.

  7. Курганский А.М. Внеклассная работа по химии.: ООО «5 за знания», 8.Литвинова С.А.,Манкевич Н.В. Весь школьный курс в таблицах.-Минск:Букмастер: Кузьма,2013.-7-е изд.- 384 с 9.Махова Л.В. Минутки школьного урока. – Сыктывкар: КРИП и ПК РНО, 1993 г. 10.Радецкий А.М. Дидактические материалы. Химия. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2009 г. 11.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2013 г. -125 с






































Приложение № 1

План характеристики элемента.

  1. Название, химический символ и относительная атомная масса элемента.

  2. Атомный номер.

3. Положение элемента в периодической системе химических элементов.

4. Строение атомов химического элемента:

а) заряд ядра атома;

б) число протонов;

в) число нейтронов;

д) схема строения электронной оболочки атомов;

5. К какому классу относится элемент по свойствам атома.

6. Возможные степени окисления для атомов данного элемента:

а) высшая степень окисления;

б) минимальная степень окисления;

в) в какой роли (окислителя или восстановителя) элемент может

выступать в окислительно-восстановительных реакциях.








































Приложение № 2

Тестовое задание

Вариант 1

Время выполнения и взаимопроверка составляет 4 минуты

Критерии оценок: 5 заданий – оценка «5»

4 задания – оценка «4»

3 задания – оценка «3»

Ответ обвести кружочком. Возможен только один ответ.

  1. У атома алюминия на внешнем энергетическом уровне

5е, 6е, 1е, 3е

  1. Металл алюминий имеет следующий цвет:

а) серый

б) белый

в) серебристо-белый

г) желтый

  1. Какие свойства проявляет алюминий в реакциях с кислотами (разб) и щелочами:

а) основные

б) кислотные

в) окислительные

г) амфотерные

  1. В вашей профессии алюминий ценится за высокую:

а) температуру плавления

б) электропроводность

в) теплопроводность

г) твердость

  1. При нормальных условиях алюминий не реагирует:

а) с кислородом

б) с концентрированной азотной кислотой

в) с соляной кислотой

г) с щелочами


























Приложение № 3

Тестовое задание

Вариант 2

Время выполнения и взаимопроверка составляет 4 минуты

Критерии оценок: 5 заданий – оценка «5»

4 задания – оценка «4»

3 задания – оценка «3»

Ответ обвести кружочком. Возможен только один ответ.

  1. Указать свойство алюминия, используемое в вашей профессии для упаковки продуктов питания, при прокатывании его в алюминиевую фольгу

а) теплопроводность

б) пластичность

в) металлический блеск

г) непрозрачность

  1. Чему равна степень окисления алюминия в соединениях:

а) +3

б) +1

в) +5

г) +2

  1. При обычных условиях поверхность алюминия покрыта:

а) оксидной пленкой

б) краской

в) кислотой

г) полимером

  1. Электропроводность алюминия используется при изготовлении:

а) электрических проводов

б) посуды и столовых приборов

в) зеркал

г) мебели

  1. Из-за применения в какой отрасли промышленности алюминий называют «крылатый металл»?:

а) машиностроительной

б) пищевой

в) самолетостроительной

г) судостроительной





















Приложение № 4


Производство алюминия в Хакасии.

Хакасский алюминиевый завод, запущенный в декабре 2006 года, был построен компанией РУСАЛ за два с половиной года. Сегодня ХАЗ – лучшее предприятие алюминиевой отрасли по технической оснащенности. Алюминий на ХАЗе получают на мощных российских электролизерах РА – 300 – одних из самых эффективных в мире .Газоочистные установки нового завода обеспечивают самые высокие показатели по очистке электролизных газов. Еще одно новшество на ХАЗе – автоматизированная система управления процессом электролиза, позволяющая в режиме реального времени наблюдать за технологическим процессом. Для РУСАЛа строительство нового алюминиевого завода - это еще и первый большой проект, выполненный от начала до конца собственными силами и по собственной технологии, разработанной в компании. Выйдя на проектную мощность, ХАЗ будет выпускать300 тысяч тонн первичного алюминия. Хакасский алюминиевый и Саянский алюминиевый заводы располагаются по соседству и вместе составляют единый производственный комплекс.






Конспект урока "Алюминий, его свойства и применение."
  • Химия
Описание:

Это не первый урок по теме: «Металлы». Ранее по аналогичному плану изучались: щелочные, щелочно-земельные металлы и железо. При формировании знаний о строении, физических и химических свойствах алюминия, ребята  опирались на известные для них понятия: физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы, состав металлической решетки и общие физические и химические свойства металлов.

Цель урока: «Познакомиться с физическими, химическими  свойствами и применением алюминия», т. е. познакомиться с тем чего еще не знают учащиеся.      

Актуализация знаний учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия происходит путем самостоятельной работы в тетради по построению электронной формулы атома алюминия, один из учащихся выполнял данную работу на доске. При этом все учащиеся работают по ПСХЭ. На основании полученных выводов прогнозировали физические и химические свойства алюминия, демонстрируя умения анализировать и сравнивать, выявлять общие закономерности.

Далее на основании полученных выводов осуществлялся логический переход к формированию новых знаний, путем выполнения демонстрационного лабораторного опыта и лабораторной работы, по окончании которой самостоятельно каждым учеником формулировался вывод, записывались уравнения реакций, Комментирование записей в тетради способствует обобщению и систематизации знаний об алюминии, самостоятельному формулированию вывода по теме урока.

Этап подведения итогов – традиционный момент, но проводимый самостоятельно самими учащимися. Учащиеся хорошо справились с обобщением, которое помогает закрепить, повторить основные понятия для последующего воспроизведения их на уроке.  Контроль осуществлялся путем проверки тестирования  учащихся.

Структура урока  подчинена триединой цели урока. В течение всего урока учащиеся  заняты самостоятельной исследовательской работой, активной познавательной деятельностью. Каждый последующий момент урока тесно связан с предыдущим и является его продолжением.

Урок представляет собой целостную систему. 

Автор Девяшина Наталья Алексеевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 19464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓