Главная / География / конспект урока "Африка. Визитная карточка региона"

конспект урока "Африка. Визитная карточка региона"

Конспект урока географии

Тема: «Африка. Визитная карточка региона.

Класс – 11

Учитель: Баваева Татьяна Александровна.

Место работы: МОУ "СОШ « п. Подтыбок Корткеросский район

Должность: учитель географии

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: компьютеры, флеш-карты, проектор, экран, УМК (учебники, карты атласа), настенные карты: «Физическая карта Африки», «Политическая карта мира»

Цели и задачи урока:

  1. Выполнить проектную работу «Африка. Визитная карточка региона» на основе ознакомительной характеристики стран Африки.

  2. Изучить и систематизировать имеющуюся информацию, оформить в виде слайдов для создания общей презентации

  3. Закрепить умения учащихся самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, давать характеристики, сравнивать различные показатели между изучаемыми регионами

  4. Выявить отличительные особенности региона

  5. Совершенствовать умения использования ИКТ на уроках географии

Этапы урока:

  1. Подготовительный (опережающее домашнее задание)

  2. Организационный момент. Вступительная часть. 2 мин.

  3. Практическая часть урока. 18-20 мин.

  4. Выступления обучающихся 15 мин.

  5. Подведение итогов. Рефлексия. 3-5 мин.

  6. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Подготовительный.

Обучающиеся 11 класса выбирают блок вопросов для самостоятельного изучения и поиска информации (Приложение № 1):

  1. ЭГП региона, статистические данные, политическая карта стран Африки

  2. Общая характеристика состава населения региона

  3. Размещение населения. Урбанизация.

  4. Общая характеристика природных ресурсов.

  5. Ведущие отрасли хозяйства.

Домашнее задание является опережающим, ребята занимаются поиском информации из интернет-источников, методической и учебной литературы. Им необходимо выбрать из большого объёма имеющейся информации главные, важные моменты, дающие возможность сравнить изучаемый регион с уже изученными, и выявить его отличительные особенности. Найденную информацию ребята «скидывают» на флеш-карту и приносят её на урок.

  1. Организационный момент. Вступительная часть.

Учитель беседует с обучающимися по следующим вопросам:

- Что такое визитная карточка? (краткое представление чего-либо)

- Как, на ваш взгляд, должна выглядеть визитная карточка целого региона, например Африки? ( должна содержать минимум информации - краткость, но информация должна быть конкретной, показывать наиболее яркие моменты, отличительные особенности региона, доступна для понимания)

- какие задачи мы должны поставить перед собой, если цель нашего урока – составление общей презентации по теме «Африка. Визитная карточка региона»? (учащиеся предлагают последовательность действий)

Учитель обобщает их ответы и даёт более чёткий инструктаж (показан на экране) по выполнению практической части урока, а именно:

- выбрать из подготовленного объема информации ту, которая наиболее чётко раскрыла бы тот блок вопросов, над которым вы работали самостоятельно.

- оформить выявленные особенности региона в виде слайдов (не более 4)

- использовать в качестве наглядности схемы, картосхемы, диаграммы, иллюстрации, фотоматериал, анимационные вставки

- подготовить краткое выступление-комментарий, обеспечив взаимосвязь между отдельными блоками при устной речи исходя из причинно-следственных связей изучаемых вопросов

- объединить слайды в единый проект «Африка. Визитная карточка региона»

- подвести итоги, оценить работу друг друга

III. Практическая часть урока.

Обучающиеся, используя компьютеры, выполняют свою часть работы для создания общей презентации в программе PowerPoint.

IV. Выступления обучающихся

Обучающиеся выступают последовательно (согласно плану урока) и демонстрируют свои слайды по соответствующему блоку вопросов, дают краткую информацию-комментарий. Время выступления ограничено, слушателям предоставляется возможность задать вопросы, если таковые имеются (прения).

Предоставленные слайды объединяются в общую презентацию «Африка. Визитная карточка региона» .

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, ребята, мы познакомились с некоторыми особенностями африканского континента, по которым можно сделать следующие выводы:

Африка – крупный регион мира, пострадавший от колониального гнёта и по уровню развития принадлежащий к числу развивающихся. По основным показателям экономического и социального роста заметно отстаёт от других регионов. Для отраслевой структуры характерна монокультурность и развитие аграрного сектора экономики.

Африка располагает значительным природно-ресурсным потенциалом, однако, природные условия затрудняют его хозяйственное развитие.

Для населения Африки характерны: пестрый этнический состав, высокие темпы роста, обусловленные высокой рождаемостью. Отмечается резкое преобладание сельских жителей, но темпы урбанизации самые высокие в мире.

Африка привлекает внимание и достойна дальнейшего изучения, поэтому на последующих уроках мы подробнее познакомимся с субрегионами этого континента, их особенностями. Собранную вами информацию мы ещё сможем использовать на последующих уроках географии. Желающие могут подготовить клипы на свободную тему из имеющегося запаса собранного фотоматериала.

А теперь мы подведём итоги наших выступлений. Оцените друг друга по знакомым уже нам критериям выставления оценок.

*** Для выставления оценок за выступление и оформление презентации обучающиеся используют сводную таблицу (критерии были обговорены ранее и уже апробированы на уроках географии, Приложение № 2)

Сводная таблица для выставления оценок:

критерии

Максимально возмож-ная оценка

Настя

Андрей

Лида

Ксюша

Костя

Использовано минимальное количество слайдов

5






Использование дополнительных эффектов (анимация)

5






Использование графиков, схем, диаграмм, фото, иллюстраций

5






Грамотное изложение и создание информационного слайда

5






Логическая последовательность выступления

5






Содержательность и конкретность освещения темы

5






Риторика (богатство речи): лаконичность, выбор точных слов, правильность и чистота речи, владение терминологией


5






Качество ответов на вопросы


5






Наличие обобщающих выводов


5






Общее количество баллов







Средний балл








Рефлексия.

- привлёк ли ваше внимание такой регион, как Африка? (да, мы о нём помним ещё с 7 класса)

- что именно вас удивило или поразило? (ответы прозвучали разные: низкая продолжительность жизни, очень пёстрый состав населения, высокие темпы урбанизации и т.д)

- удовлетворены ли вы полученным результатом на уроке, а именно созданием коллективной презентации? (да, получилось всё хорошо, было интересно, я узнала много нового)

Спасибо за урок. Мне приятно с вами работать и на сегодняшнем уроке мы достигли поставленной цели.

Домашнее задание: Учебник В.П.Максаковкого Т8.(1), творческая работа по вашему желанию – клип об Африке на свободную тему.


Используемая литература:

География. Экономическая и социальная география мира.10 класс, В.П.Максаковский, Москва, «Просвещение», 2008.

География. 10-11 класс., ЮН.Гладкий, В.В.Николина, «Просвещение», 2009.

География в школе. Научно-методический журнал №2, 2011, «Школа-пресс»

Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. Е.А.Жижина, Н.А.Никитина, Москва «ВАКО», 2007



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План характеристики:

  1. ЭГП региона, статистические данные (численность населения, площадь региона, количество государств, классификация стран по административно-территориальному делению по государственному устройству), политическая карта стран Африки, изменения во времени.

  2. Общая характеристика состава населения региона.

Изменение численности населения региона, воспроизводство населения, этнический состав, половозрастной состав. Продолжительность, условия и уровень жизни людей.

  1. Размещение населения. Урбанизация.

Плотность населения, размещение населения. Уровень и темпы урбанизации. Крупнейшие города. Проблемы городов.

  1. Общая характеристика природных ресурсов. Размещение природных ресурсов. Ресурсообеспеченность региона (минеральные, лесные, водные, агроклиматические, рекреационные ресурсы). Экологическая обстановка.

  2. Ведущие отрасли хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Ведущие отрасли. Особенности ведения хозяйства. Внешнеэкономические связи.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Критерии для выставления оценок за выступление и оформление презентации

Использовано минимальное количество слайдов

5

Использование дополнительных эффектов (анимация)

5

Использование графиков, схем, диаграмм, фотоиллюстраций

5

Грамотное изложение и создание информационного слайда

5

Логическая последовательность выступления

5

Содержательность и конкретность освещения темы

5

Риторика (богатство речи): лаконичность, выбор точных слов, правильность и чистота речи, владение терминологией

5

Качество ответов на вопросы

5

Наличие обобщающих выводов

5

Общее количество баллов


Средний балл



Сводная таблица для выставления оценок:

критерии

Максимально возмож-ная оценка

Настя

Андрей

Лида

Ксюша

Костя

Использовано минимальное количество слайдов

5






Использование дополнительных эффектов (анимация)

5






Использование графиков, схем, диаграмм, фото, иллюстраций

5






Грамотное изложение и создание информационного слайда

5






Логическая последовательность выступления

5






Содержательность и конкретность освещения темы

5






Риторика (богатство речи): лаконичность, выбор точных слов, правильность и чистота речи, владение терминологией

5






Качество ответов на вопросы

5






Наличие обобщающих выводов

5






Общее количество баллов







Средний балл



















конспект урока "Африка. Визитная карточка региона"
  • География
Описание:

Тема: «Африка. Визитная карточка региона.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование:  компьютеры, флеш-карты, проектор, экран, УМК (учебники, карты атласа), настенные карты: «Физическая карта Африки», «Политическая карта мира»

Цели и задачи урока:

1.      Выполнить проектную работу  «Африка. Визитная карточка региона» на основе ознакомительной характеристики стран Африки.

2.      Изучить и систематизировать имеющуюся информацию, оформить  в виде слайдов для создания общей презентации

3.      Закрепить умения учащихся самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, давать характеристики, сравнивать различные показатели между изучаемыми регионами

4.      Выявить отличительные особенности региона

 

5.     Совершенствовать умения использования ИКТ на уроках географии

Автор Баваева Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2155
Номер материала 33106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓