Урок
по культуре чувашского народа «Звон серебряных монет»
Ход
урока
Учитель-
Ыра кун пултар, хаклаачасем, ханасем! Здравствуйте, дорогие ребята!Сегодня мы
побываем в виртуальных гостях у заслуженного работника культуры России
народного мастера Минеевой Валентины Алексеевны.
Давайте
посмотрим на доску. Ребята, а кто это? Пушкин.( слайд 1)Как вы думаете
как связан Пушкин с чувашским народом.
ОказываетсяАлександр
Сергеевич Пушкин тоже был знаком с Чувашией.
Слайд
2Проезжая по Чувашии, Пушкин с особым вниманием слушал
незнакомый ему язык.По легенде, Пушкин остался здесь на
ночлег.Проезжая по этому гостеприимному краю,
А.С. Пушкин делал записи.
Слайд
3-
Он видит чувашей , их быт , женщин в национальной одежде, разговаривает с
мужиками и все записывает в свою тетрадь, заполняет ее своими рисунками ,
записями из местного фольклора А.С.Пушкин был прост и внимателен в общении с
чувашами, чем надолго им запомнился. Они на ломаном русском языке
рассказывали ему о местном быте, поговорках, традициях.
Слайд
4-
Ехал Пушкин и знаменитой Березовой дорогой, где слева от трассы расположено
село Бичурино, в котором прошли детство и юность отца Иакинфа. Пушкин сходит с
кареты и встречается с девушкой – чувашкой. На девушке – красивый, праздничный
наряд. На голове – тухья. Тройка лошадей, остановившихся у родника, кони пьют
чистейшую родниковую воду, к кучеру подошёл сельский староста, все смотрят на поэта,
а сам поэт залюбовался чувашской девушкой, которая несёт воду в вёдрах на
коромысле, девушка в национальном костюме, она идёт по засыпанной листьями
тропинке. Деревья в осеннем наряде, дорога, усыпанная золотом листьев. Старая
ива у колод с водой. Пушкин любил путешествовать особенно осенью. Осень - его
любимая пора.
Слайд
5-
А.С.Пушкин приехал в чувашскую деревню , где ему предстояло переночевать. Он
лихо подкатил на бричке , соскочил с нее и увидел у колодца девушку с
деревянными ведрами и коромыслом, Ведра полные –к счастью. Взгляды их
встретились. Все смотрят с любопытством .Поэт был поражен красотой чувашского
наряда. Что же его так заинтересовало?
Слайд
6-
Может звон серебряных монет на головных уборах и украшениях девушек.
Праздничный женский костюм включал головной убор хушпу. При взгляде на
праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока.
Слайд
7-Девичьи одеяния выделялись головными уборами – нарядными шапочками тухья,
а также характерными украшениями. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и
покрывали плотными рядами мелких серебряных “копеек”. Верхушка обрамлялась
полосой несложного узора из бисера красного цвета. Надевали плотно прилегающие
ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку
теветь, нагрудник алга. Украшения из серебра и бисера составляли с
головными уборами единый художественно-образный ансамбль. Посмотрите, правда
красиво.
Учитель
–Давайте посмотрим видео фильм о женских головных уборах. После просмотра вас
ждут вопросы.( просмотр фильма)
III. Рефлексия.
За
урок мы с вами узнали много нового. Давайте подведём итоги
Ответьте пожалуйста
на вопросы.
1.Кто
автор книги «Чувашское узорное
ткачество»
2.Что
повязывали женщины чувашки средней группы поверх сурпана.
3.Женский
головной убор
4.Чересплечную
повязку
5.
Чем крепили сурпан женщины верховой группы
8.Девичий
головной убор
2.Закончить
предложения:
Я
узнал новое….
Самым
интересным было…
Показалось
трудным…
IV. Домашнее задание и оценки за урок
Подобрать
материал из книги Минеевой Валентины Алексеевны «Чувашское узорное ткачество» для
следующего занятия
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.