Русский язык 6 класс
Тема: « Разноспрягаемые
глаголы»
Тип урока: Открытие нового знания
Основные
цели:
1) сформировать умение строить правила на примере
правила разноспрягаемые глаголы..
2)
сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок
в окончаниях, употреблять их в речи
3)
тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение
работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию
знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для
пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное
действие; 5) грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания
на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3)
основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для
домашнего задания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая
тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема
непростая, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и
пользоваться им в дальнейшем.
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем,
выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения
и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам
сегодня потребуется при открытии нового знания.)
- Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения
(2-3 примера записываются на доске) по 3 примера.
- имеют окончание в 3л. мн.ч. –ут.-ют, то какое
спряжение? -ат, -ят?
- Назовите глаголы – исключения 2 спр.
− Посмотрите на доску и выполните задание устно.
Задание проецируется на доску:
Определите спряжения глаголов
|
Строить, Мерцать. Ненавидеть .Работать.
Писать. Дышать.Подарить. Гнать
|
Учащиеся, определяют спряжение глагола.
− Молодцы! Теперь определите спряжение глаголов.
Слышать, подружиться. вертеть, лениться, держать, видеть,
думать, поймать.
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы определили
спряжение глаголов.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили тему
спряжение глаголов.)
− Следующее задание на внимательность ( проекцируется на экран):
− Найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в
устной форме
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске
должна быть запись:
− Итак, (Все слова одной строки 1 или 2 спряжения, но одно из них к
ним не относится.)
Проверим. ( жить, выписывать, пожалеть 1 спр.. лишнее слово «бежать»;
смотреть, видеть, зависеть -2 спр, лишнее слово «хотеть», Читать,
писать, умолять 1 спр., лишнее слово «дать», Спать, стоять, серебрить – 2 спр.
Лишнее слово «есть».)
Далее лишние слова записываются
Бежать, хотеть, дать, есть.
-Почему появилось лишнее слово?
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие –
проспрягать эти глаголы.)
- Что мы не знаем?
− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с
затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема,
построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
− Что особенного вы можете отметить в спряжениях этих глаголов? (
Слова бежать,хотеть,дать, есть имеют при спряжении окончания 1 и
2 спряжений)
Задание на пробное действие(устно)
− Списать и определить спряжение глаголов.
Хоч…шь, мечта…шь, ненавид…шь, пиш…шь, , понима…шь, смотр…шь, беж…шь.
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог
объяснить, почему в этих окончаниях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину
вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой
ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
−
Какое задание вы должны были выполнить? (Списать и определить спряжение
глаголов.)
−
Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по
которому можно определить, какую букву писать в данных окончаниях.)
−
Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных
в окончаниях
глаголов 1 и 2 спряжения.)
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (окончание в глаголе
«БЕЖАТЬ»)
− Уточните тему урока. ( Разноспрягаемые глаголы.)
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить
внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила.
(Установить закономерность в данных окончаниях. Сделать вывод о правилах
написания гласных в данных окончаниях. Создать эталон.)
По
мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Глагол бежать разноспрягаемый
|
В 1-м,2-м,3-м лице ед.ч.имеет окончания 2
спр.;
а 1-м,2-м.3-м лице мн.ч. имеет окончание 1
спр.
|
Создать эталон остальных глаголов
|
5. Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. ( Глаголы
бежать, хотеть, есть, дать – разносклоняемые глаголы.).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в
письменном виде в тетради
Учитель
записывает на доске, учащиеся – в тетради:
|
Разноспрягаемые глаголы
|
1-е л. ед.ч..
|
бегу
|
хочу
|
2-е л. ед.ч..
|
Бежишь (II спряжение)
|
хочешь (I
спряжение)
|
3-е л. ед.ч..
|
Бежит (II спряжение)
|
хочет (I
спряжение)
|
|
|
|
1-е л. мн.ч..
|
Бежим (II спряжение)
|
хотим (II
спряжение)
|
2-е л. мн.ч..
|
Бежите (II спряжение)
|
хотите (II
спряжение)
|
3-е л. мн.ч..
|
бегут (I
спряжение)
|
хотят (II
спряжение)
|
|
|
|
1-е л. ед.ч..
|
ем
|
дам
|
2-е л. ед.ч..
|
ешь
|
дашь
|
3-е л. ед.ч..
|
ест
|
даст
|
|
|
|
1-е л. мн.ч..
|
едим (II спряжение)
|
дадим (II спряжение)
|
2-е л. мн.ч..
|
едите (II спряжение)
|
дадите (II спряжение)
|
3-е л. мн.ч..
|
едят ( II спряжение)
|
дадут (I спряжение)
|
− А теперь, в соответствии с вашими
наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим
образом: « Глаголы бежать…)
Ответы учащихся:
- Глаголы бежать, хотеть, дать, есть –
разноспрягаемые глаголы, так как эти глаголы имеют окончания 1 и 2 спряжения.)
− Вы абсолютно правильно сформулировали
правило.
6. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд)
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о
спряжении глаголов и разноспрягаемых глаголах
А)-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором
все глаголы имеют окончание «е».
а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;
б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;
в) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь.
-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании
Б) Найти разноспрягаемые глаголы в тексте
Облака бегут быстрей, небо стало выше. По
дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты
хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.
В) Употребление разноспрягаемых глаголов.
Прочитайте текст, вставляя на место
пропусков подходящие синонимы:
Хотеть, желать,стремиться,жаждать,мечтать,хотеться
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником.
… тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
7. Наблюдения на с.170
-В каких лицах глагол бежать имеет окончание 2
спряжения?
- В каком числе глагол хотеть изменяется по 1
спряжению?
8. Предупредительный диктант.
Все небо заволокло темными тучами. Покажется солнце,
обдаст блеском седой океан и вновь скроется за тучами. Ветер воет, свистит в
ушах, сотрясает снасти, гнёт их. Матросы держатся за них. Когда волна обдает
их брызгами., они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан.
Он не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения. «Убрать
паруса!» - приказывает он . Матросы бросаются выполнять приказ.( По К.
Станиковичу) ( Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва.
Просвещение.2000)
Найти разноспрягаемые глаголы и подчеркнуть; указать
спряжения остальных глаголов.
9. Задание на дом п. 80 прочитать, выучить разноспрягаемые
глаголы, упр 449(п)
10. Рефлексия.
-Исследование какой темы вели на уроке.
-- Почему глаголы бежать, хотеть, дать, есть
называются разноспрягаемыми?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.