Главная / Русский язык и литература / конспект урока " Разноспрягаемые глаголы"

конспект урока " Разноспрягаемые глаголы"

Русский язык 6 класс

Тема: « Разноспрягаемые глаголы»

Тип урока: Открытие нового знания

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила разноспрягаемые глаголы..

2) сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;

6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

- Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения (2-3 примера записываются на доске) по 3 примера.

- имеют окончание в 3л. мн.ч. –ут.-ют, то какое спряжение? -ат, -ят?

- Назовите глаголы – исключения 2 спр.

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску:


Определите спряжения глаголов

Строить, Мерцать. Ненавидеть .Работать. Писать. Дышать.Подарить. Гнать

Учащиеся, определяют спряжение глагола.

− Молодцы! Теперь определите спряжение глаголов.

Слышать, подружиться. вертеть, лениться, держать, видеть, думать, поймать.

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы определили спряжение глаголов.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили тему спряжение глаголов.)

− Следующее задание на внимательность ( проекцируется на экран):

Скругленный прямоугольник 45







− Найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

Скругленный прямоугольник 46







− Итак, (Все слова одной строки 1 или 2 спряжения, но одно из них к ним не относится.)

Проверим. ( жить, выписывать, пожалеть 1 спр.. лишнее слово «бежать»;

смотреть, видеть, зависеть -2 спр, лишнее слово «хотеть», Читать, писать, умолять 1 спр., лишнее слово «дать», Спать, стоять, серебрить – 2 спр. Лишнее слово «есть».)

Далее лишние слова записываются

Скругленный прямоугольник 44

Бежать, хотеть, дать, есть.


-Почему появилось лишнее слово?

− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие – проспрягать эти глаголы.)

- Что мы не знаем?

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

− Что особенного вы можете отметить в спряжениях этих глаголов? ( Слова бежать,хотеть,дать, есть имеют при спряжении окончания 1 и 2 спряжений)


Задание на пробное действие(устно)

− Списать и определить спряжение глаголов.

Хоч…шь, мечта…шь, ненавид…шь, пиш…шь, , понима…шь, смотр…шь, беж…шь.


− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих окончаниях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Списать и определить спряжение глаголов.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных окончаниях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в окончаниях

глаголов 1 и 2 спряжения.)

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (окончание в глаголе «БЕЖАТЬ»)

− Уточните тему урока. ( Разноспрягаемые глаголы.)

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных окончаниях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных окончаниях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

Глагол бежать разноспрягаемый


В 1-м,2-м,3-м лице ед.ч.имеет окончания 2 спр.;

а 1-м,2-м.3-м лице мн.ч. имеет окончание 1 спр.


Создать эталон остальных глаголов

5. Реализация построенного проекта.

Итак, давайте установим закономерность. ( Глаголы бежать, хотеть, есть, дать – разносклоняемые глаголы.).

Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:


Разноспрягаемые глаголы

1-е л. ед.ч..

бегу

хочу

2-е л. ед.ч..

Бежишь (II спряжение)

хочешь (I спряжение)

3-е л. ед.ч..

Бежит (II спряжение)

хочет (I спряжение)




1-е л. мн.ч..

Бежим (II спряжение)

хотим (II спряжение)

2-е л. мн.ч..

Бежите (II спряжение)

хотите (II спряжение)

3-е л. мн.ч..

бегут (I спряжение)

хотят (II спряжение)




1-е л. ед.ч..

ем

дам

2-е л. ед.ч..

ешь

дашь

3-е л. ед.ч..

ест

даст




1-е л. мн.ч..

едим (II спряжение)

дадим (II спряжение)

2-е л. мн.ч..

едите (II спряжение)

дадите (II спряжение)

3-е л. мн.ч..

едят ( II спряжение)

дадут (I спряжение)


− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: « Глаголы бежать…)

Ответы учащихся:

- Глаголы бежать, хотеть, дать, есть – разноспрягаемые глаголы, так как эти глаголы имеют окончания 1 и 2 спряжения.)


− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.

6. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд)

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о спряжении глаголов и разноспрягаемых глаголах


А)-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е».

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь.


-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании


Б) Найти разноспрягаемые глаголы в тексте

Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.

В) Употребление разноспрягаемых глаголов.

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы:

Хотеть, желать,стремиться,жаждать,мечтать,хотеться


Здравствуй, дорогая Сашенька!

Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

7. Наблюдения на с.170

-В каких лицах глагол бежать имеет окончание 2 спряжения?

- В каком числе глагол хотеть изменяется по 1 спряжению?

8. Предупредительный диктант.

Все небо заволокло темными тучами. Покажется солнце, обдаст блеском седой океан и вновь скроется за тучами. Ветер воет, свистит в ушах, сотрясает снасти, гнёт их. Матросы держатся за них. Когда волна обдает их брызгами., они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. Он не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения. «Убрать паруса!» - приказывает он . Матросы бросаются выполнять приказ.( По К. Станиковичу) ( Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение.2000)


Найти разноспрягаемые глаголы и подчеркнуть; указать спряжения остальных глаголов.

9. Задание на дом п. 80 прочитать, выучить разноспрягаемые глаголы, упр 449(п)

10. Рефлексия.

-Исследование какой темы вели на уроке.

-- Почему глаголы бежать, хотеть, дать, есть называются разноспрягаемыми?








конспект урока " Разноспрягаемые глаголы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила  разноспрягаемые глаголы..

2) сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи

 

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. 

− Итак, как вы будете открывать новое знание? Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.

 

− Молодцы! Желаю вам удачи!

Автор Зарипова Нафиса Мунировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 900
Номер материала 37413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓