Главная / Биология / Конспект урока " Легкие.Газообмен"

Конспект урока " Легкие.Газообмен"

Тема: Строение легких. Газообмен в легких и тканях


Цели:

  • рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях;

  • показать, что газообмен это физико-химико-биологический процесс;

  • формировать умения анализировать и делать выводы

Оборудование:

  • Таблицы « Органы дыхания», « Гортань»

  • Модели гортани и легких

  • Колба, пробирка газоотводная трубка, известковая вода

  • Видеофильм « Строение и работа органов дыхания»

Понятия и термины:

  • Газообмен

  • Атмосферный, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярный воздух

  • Диффузия

  • Парциальное давление

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный


Дыхательная система – это «корень» нашей жизни,

начало нашей жизни, часы нашей жизни


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний


1. Фронтальный опрос

  • Что такое дыхание?

  • В чем состоит биологическая роль дыхания для живых организмов?

  • Какие виды дыхания существуют? Обоснуйте взаимосвязь между ними?

  • Какая биологическая система обеспечивает эту связь?


2. Игра « Найди пару»

Задание. Установить соответствие между группой животных и особенностями

дыхания (набор карточек)


«Эволюция дыхания»

hello_html_m3cde5b5f.gif

Млекопитающие губчатые легкие

Птицы губчатые легкие, воздушные мешки

Пресмыкающиеся легкие с перегородками

Земноводные легкие и кожа

Рыбы жабры

Членистоногие жабры, трахеи, легочные мешки

Черви поверхность тела

Кишечнополостные поверхность тела

Простейшие оболочка клетки


3. Игра «Наведи порядок»

Задание. Расположить органы дыхательной системы в правильном порядке.

Объяснить взаимосвязь строения и функции выделенного органа:

1 группа:

hello_html_m3e2ecad8.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifносовая полость трахея носоглотка гортань легкие бронхи

глотка

2 группа:

hello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifГортань носовая полость носоглотка легкие глотка трахея

бронхи

3 группа:

Нhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifосоглотка бронхи гортань легкие трахея глотка носовая полость

4 группа:

гhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifортань глотка легкие бронхи носовая полость носоглотка

трахея


  1. Мотивация учебной деятельности


По мнению Достоевского, «человек – это тайна». С каждым уроком мы раскрываем тайны человеческого организма. Организм человека, как и другого живого существа, состоит из клеток, из клеток – ткани, из тканей – органы, которые друг без друга существовать не могут. Так и учителя без ученика не существует, и наоборот.

Поэтому мы сейчас объединим наши усилия, я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом, и мы справимся с задачами, которые перед нами стоят.

Сообщение темы и целей урока


IY. Изучение нового материала - «НИЛ»

1.Строение и функции легких

  • Анатомия дыхания


  • Внешнее строение легких (работа с учебником с. 86)

  • Где находятся легкие?

  • Какой это орган?

  • Из скольких долей состоит правое легкое?

  • Из скольких долей состоит левое легкое?

  • Чем покрыты снаружи легкие?

  • Из чего состоит легочная плевра?

  • Что находится между листками плевры?

  • Какое это имеет значение?


  • Внутреннее строение легких (работа с учебником с. 85)

  • Чем заканчиваются бронхиолы?

  • Чем заполнен легочный пузырек?

  • Чем оплетен легочный пузырек?

  • Из скольких слоев клеток состоит стенка альвеол и капилляров?

  • Какое это имеет значение?

  • Какую функцию выполняют альвеолы в связи со строением?

  • Опыт. В одну колбу с водой кладем сырое легкое, во вторую колбу – вареное. Что наблюдаем?

  • Проблемный вопрос.

Почему сырое легкое не тонет в воде?

Вывод. Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненых воздухом который удерживает легкие на поверхности воды. При варке они разрушаются, воздух выходит и легкие становятся тяжелыми, и поэтому они опускаются на дно.


2. Валеологическая разгрузка

  • Четыре вдоха через нос, один выдох через рот (трижды)

  • Вдох – поднять правое плечо, выдох – исходное положение.

Вдох – поднять левое плечо, выдох исходное положение. (дважды)


3. Обмен газов в легких и тканях


  • Химия дыхания

Легкие Ткани


Hhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifb + O2 Hb O2 Hb O2 Hb + O2

Hhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifbCO2 Hb + CO2 Hb + CO2 HbCO2

Вhello_html_m493d3312.gifhello_html_m493d3312.gifhello_html_m780a4423.gifК АК АК ВК

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Chello_html_m79bb0370.gifhello_html_abc50b0.gifa(OH)2 + CO2 CaCO3 + H2O


  • Физика дыхания

Диффузия


Легкие и Ткани

Оhello_html_177dbc80.gif О

hello_html_m6d097cee.gifО

О О О О

о о

о о






Парциальное давление

В легких В крови

Рhello_html_5132f4da.gifО2 = 100 мм рт.ст РО2 = 40 мм рт.ст

Рhello_html_m3508ece1.gifСО2 = 40 мм рт.ст РСО2 = 46 мм рт.ст

Вывод: благодаря разнице парциального давления кислорода и углекислого газа по закону диффузии кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Направление и скорость диффузии определяется парциальным давлением (от большего к наименьшему ).


  • Биология дыхания

Изменение крови как следствие движения по двум кругам кровообращения.

  • Проблемный вопрос.

Какой процесс дыхания по своей сути?

Физико-химико-биологический



4. Изменение состава воздуха в легких

  • Проведение опытов, объяснение их результатов

Опыт 1. Ученик вдыхает воздух в холодную колбу. Что наблюдаем?

Вывод.

Опыт 2. Ученик вдыхает воздух через трубку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем?

Вывод.

  • Сравнение состава вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

(работа с учебником с.88)


Y. Обобщение и систематизация знаний


  • Биологический диктант

1. Где размещаются голосовые связки? (гортань)

2. Стенки, каких органов состоят из хрящевых полуколец? (трахея и бронхи)

3. Где согревается, увлажняется, обеззараживается воздух? (носовая полость)

4. Как называется оболочка покрывающая легкие? (плевра)

5. Какое легкое больше? Из скольких долей оно состоит? (правое, 3-х)

6. Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.(чихание)

7. Орган, в котором пересекаются дыхательные и пищеварительные пути. (глотка)

8. Какой орган называется «дыхательное горло», «хрящевая лейка»? (гортань)

9. Хрящевые пластинки, какого хряща образуют у мужчин кадык? (перстневидного)

10. Как называется соединение кислорода и гемоглобина крови? (оксигемоглобин)

11. Легочные пузырьки, в которых происходит газообмен. (альвеолы)

12. Какая кровь течет по легочным венам? (артериальная)


  • Задача. Вычислить количество CO2 , выделяемого за 45 мин урока, если известно, что в среднем каждый ученик за 1 мин выдыхает 250 мл CO2 и приблизительно столько же вдыхает кислорода.

  • Как сохранить воздушный режим класса и поддерживать работоспособность учащихся на уроке?

  • Жизненная компетентность.

Ситуация. Если в вашей спальне много комнатных растений, то почему вы после сна чувствуете слабость или у вас болит голова?

Человек без еды может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без кислорода – не больше 5-6 минут. Почему?


YI. Итог урока

Игра «Отгадай слово»

  1. Кислород в крови присоединяется к … (третья буква)

  2. Отдел дыхательной системы воронковидной формы. (вторая буква)

  3. Тонкая оболочка, покрывающая легкие и выстилающая грудную клетку. (вторая буква)

  4. Отдел дыхательной системы, который ветвится и образует «дерево».( третья буква)

  5. Процесс газообмена между клетками и окружающей средой.(первая буква)

  6. Какая неведомая сила - давление, гонит кислород из легких в кровь, из крови в клетки (четвертая буква)

  7. Воздух, содержащийся в альвеолах. (одиннадцатая буква)

ГеМоглобин, гОртань, пЛевра, брОнхи, Дыхание, парЦиальное давление, альвеолярнЫй


YI. Домашнее задание

  • 32, стр.88 (три тестовых вопроса)

  • Задача №2

  • Конкурс «лжецов» подготовить текст с ошибками


YI. Рефлексия урока


Слова «Это нам нужно как воздух» показывают особенную необходимость воздуха для организма. Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» как много в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и чувства, и мышление! Дыхание – это начало общения, речи и мелодии.








































6


Конспект урока " Легкие.Газообмен"
  • Биология
Описание:

Тема: Строение легких. Газообмен в легких и тканях

 Цели:

Ø  рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях;

Ø  показать, что газообмен это физико-химико-биологический процесс;

Ø  формировать умения анализировать и делать выводы

Оборудование:

·         Таблицы « Органы дыхания», « Гортань»

·         Модели гортани и легких

·         Колба, пробирка газоотводная трубка, известковая вода

·         Видеофильм « Строение и работа органов дыхания»

Понятия и термины:

·         Газообмен

·         Атмосферный, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярный воздух

·         Диффузия

·         Парциальное давление

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный

 

                                                      Дыхательная система –

                                             это «корень» нашей жизни,

                        начало нашей жизни, часы нашей жизни

 

Ход урока

I.                    Организационный момент

II.                  Актуализация опорных знаний

 

 1. Фронтальный опрос

Ø  Что такое дыхание?

Ø  В чем состоит биологическая роль дыхания для живых организмов?

Ø  Какие виды дыхания существуют? Обоснуйте  взаимосвязь между ними?

Ø  Какая биологическая система обеспечивает эту связь?

 

2.  Игра « Найди пару»

          Задание. Установить соответствие между группой животных и особенностями дыхания (набор карточек)

 

                                                  «Эволюция дыхания»

                                      Млекопитающие       губчатые  легкие

                                   Птицы                      губчатые  легкие,                                                                                       воздушные мешки

                     Пресмыкающиеся                легкие с перегородками

                           Земноводные                                   легкие  и кожа

                      Рыбы                                                              жабры

                   Членистоногие                                                      жабры,                                                                       трахеи, легочные мешки

              Черви                                                                                 поверхность тела

   Кишечнополостные                                                                                                                                                                                                                                                                        поверхность тела

         Простейшие                                                                                                                                                                                                                                                                     оболочка клетки

 

3. Игра  «Наведи порядок»                    

Задание. Расположить органы дыхательной системы в правильном порядке.                            

Объяснить взаимосвязь строения и функции выделенного органа:

1 группа:                                                                                                                                            

 носовая полость      трахея        носоглотка       гортань        легкие         бронхи     глотка

2 группа:

 Гортань             носовая полость   носоглотка       легкие         глотка       трахея     бронхи                         

3 группа:

Носоглотка        бронхи         гортань           легкие         трахея            глотка           носовая полость

4 группа:

гортань        глотка           легкие            бронхи           носовая полость        носоглотка      трахея                        

 

III.                Мотивация учебной деятельности

 

            По мнению  Достоевского, «человек – это тайна».  С каждым уроком мы раскрываем тайны человеческого организма. Организм человека, как и другого живого существа, состоит из клеток, из клеток – ткани, из тканей – органы, которые друг без друга существовать не могут. Так и учителя без ученика не существует, и наоборот.

              Поэтому мы сейчас объединим наши усилия, я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом, и мы справимся с задачами, которые перед нами стоят.

Сообщение темы и постановка целей урока

       IY.         Изучение нового материала  - «НИЛ»

1.Строение и функции легких

Ø  Анатомия дыхания

Ø  Внешнее строение легких (работа с учебником  с. 86)

·         Где находятся легкие?

·         Какой это орган?

·         Из скольких долей состоит правое легкое?

·         Из скольких долей состоит левое легкое?

·         Чем покрыты снаружи легкие?

·         Из чего состоит легочная плевра?

·         Что находится между листками плевры?

·         Какое это имеет значение?

Ø  Внутреннее строение легких (работа с учебником  с. 85)

·         Чем заканчиваются бронхиолы?

·         Чем заполнен легочный пузырек?

·         Чем оплетен легочный пузырек?

·         Из скольких слоев клеток состоит стенка альвеол и капилляров?

·         Какое это имеет значение?

·         Какую функцию выполняют альвеолы в связи со строением?

Ø  Опыт.  В одну колбу с водой кладем сырое легкое, во вторую колбу – вареное. Что наблюдаем?

Ø  Проблемный вопрос.

Почему сырое легкое не тонет в воде?

Вывод. Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненых воздухом который удерживает легкие на поверхности воды. При варке они разрушаются, воздух выходит и легкие становятся тяжелыми, и поэтому они опускаются на дно.

2.  Валеологическая разгрузка

·         Четыре вдоха через нос, один выдох через рот (трижды)

·         Вдох – поднять правое плечо, выдох – исходное положение.

Вдох – поднять левое плечо, выдох исходное положение.  (дважды)

3. Обмен газов в легких и тканях

Ø  Химия дыхания

       Легкие                                                                 Ткани      

 

Hb + O2        Hb O2                                                     Hb O2           Hb + O2

HbCO2     Hb + CO2                                            Hb + CO2                  HbCO2

ВК                АК                                             АК              ВК 

----------------------------------------------------------------------------------

Ca(OH)2 + CO2             CaCO3     + H2

Ø  Физика дыхания

Диффузия

        Легкие    и        Ткани   

О               О

    О

          О        О        О                 О     

о    о    

    о   о         

 

 

 

 

 

Парциальное давление

В  легких                                                                  В   крови

РО2 =   100 мм рт.ст                                            РО2 =   40 мм рт.ст    

РСО2 =  40 мм рт.ст                                             РСО2 =  46 мм рт.ст

Вывод: благодаря разнице парциального давления кислорода и углекислого газа по закону диффузии кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Направление и скорость диффузии определяется парциальным давлением (от большего к наименьшему )

Ø  Биология дыхания

Изменение крови как следствие движения по двум кругам кровообращения.

Ø  Проблемный вопрос.

Какой процесс дыхания по своей сути?

Физико-химико-биологический

4.  Изменение состава воздуха в легких

Ø  Проведение опытов, объяснение их результатов

Опыт 1. Ученик вдыхает воздух в холодную колбу. Что наблюдаем?

Вывод.

Опыт 2. Ученик вдыхает воздух через трубку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем?

Вывод.

Ø  Сравнение состава вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

(работа с учебником с.88)

        Y.  Обобщение и систематизация знаний

Ø  Биологический диктант

1.  Где размещаются голосовые связки? (гортань)

2.  Стенки, каких органов состоят из хрящевых полуколец? (трахея и бронхи)

3.  Где согревается, увлажняется, обеззараживается воздух? (носовая полость)

4.  Как называется оболочка покрывающая легкие? (плевра)

5.  Какое легкое больше? Из скольких долей оно состоит? (правое, 3-х)

6.  Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.(чихание)

7.   Орган, в котором пересекаются дыхательные и пищеварительные пути. (глотка)

8.  Какой орган называется «дыхательное горло», «хрящевая лейка»? (гортань)

9.  Хрящевые пластинки, какого хряща образуют у мужчин кадык? (перстневидного)

10.  Как называется соединение  кислорода и гемоглобина крови? (оксигемоглобин)

11.  Легочные пузырьки, в которых происходит газообмен. (альвеолы)

12.  Какая кровь течет по легочным венам? (артериальная)

 

Ø  Задача. Вычислить количество CO2 , выделяемого за 45 мин урока, если известно, что в среднем каждый ученик за 1 мин выдыхает 250 мл CO2 и приблизительно столько же вдыхает кислорода.

Ø  Как сохранить воздушный режим класса и поддерживать работоспособность учащихся на уроке?

Ø  Жизненная компетентность.

Ситуация.  Если в вашей спальне много комнатных растений, то почему  вы после сна чувствуете слабость или у вас болит голова?

Человек без еды может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без кислорода – не больше 5-6 минут. Почему?

           YI.    Итог урока

Игра «Отгадай слово»

1.      Кислород в крови присоединяется к … (третья буква)

2.      Отдел дыхательной системы воронковидной формы. (вторая буква)

3.      Тонкая оболочка, покрывающая легкие и выстилающая грудную клетку. (вторая буква)

4.      Отдел дыхательной системы, который ветвится и образует «дерево».( третья буква)

5.      Процесс газообмена между клетками и окружающей средой.(первая буква)

6.      Какая неведомая сила - давление, гонит кислород из легких в кровь, из крови в клетки (четвертая буква)

7.      Воздух, содержащийся в альвеолах. (одиннадцатая буква)

ГеМоглобин, гОртань, пЛевра, брОнхи, Дыхание, парЦиальное давление, альвеолярнЫй

 

            YI.    Домашнее задание

·         32, стр.88 (три тестовых вопроса)

·         Задача №2

·         Конкурс «лжецов» подготовить текст с ошибками

 

    YI.    Рефлексия урока

         Слова «Это нам нужно как воздух» показывают особенную необходимость воздуха для организма. Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» как много  в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и чувства, и мышление! Дыхание – это начало общения, речи и мелодии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Автор Колядич Лариса Павловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 17057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓