Главная / Русский язык и литература / конспект урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

конспект урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

Конспект урока

Педагог Романова Юлия Юрьевна

Город Новоалтайск, Алтайский край

Образовательное учреждение Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайский лицей профессионального образования»

Должность Преподаватель русского языка и литературы

Группа I курс, группа № 46

Характеристика группы Группа среднего уровня обученности, успеваемость 87%, качество знаний 54%, результаты подтверждаются срезовыми работами. Уровень учебной мотивации достаточно высокий, на уроках благоприятная психологическая обстановка

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Рабочие тетради, пишущие принадлежности, текст пьесы А.Н. Островского «Гроза», план-конспект учебного занятия, мультимедийный проектор, компьютер

Учебная дисциплина Литература

Тема урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

Тип урока повторительно-обобщающий, комбинированный

Форма урока Урок-беседа, урок-практикум

Цель урока Повторить и обобщить знания о творчестве и биографии А.Н. Островского, выявить значение пьесы «Гроза» во всем художественном наследии А.Н. Островского

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение применения теоретических знаний по типологии конфликтов в литературном произведении на конкретном тексте;

  • Определить жанровые особенности пьесы «Гроза» (понятие «Драма»).


Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, расширение активного и пассивного словарного запаса;

  • Формировать навыки самостоятельной работы, самооценки, исследовательские умения (анализ, сопоставление, классификация, формулирование выводов - обобщение);



Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения в рамках официально-делового стиля, речевого этикета;

  • Воспитывать личностно-ценностное отношение к социальным и семейным традициям.



Методическая цель: расширять и углублять «клиповое» сознание студентов через активные формы работы на уроках гуманитарных дисциплин.

Межпредметные связи Литература – История – Русский язык – обществознание - литературоведение.

Методы обучения:

  • Наглядно-демонстративный;

  • Исследовательский.

Дидактическая цель урока – создать условия:

  • для повторения и обобщения знаний о творчестве А.Н. Островского

  • для совершенствования умения работать в коллективе;

  • для развития умений делиться своими идеями и мнениями.



Форма организации учебной деятельности:

  • Коллективная;

  • Индивидуальная.



План урока:

  1. Организационный момент (1 минута);

  2. Опрос домашнего задания (5 минут);

  3. Проблемная актуализация материала и мотивация студентов (2 минуты);

  4. Этап усвоения новых знаний (25-27 минут);

  5. Этап закрепления новых знаний (5-7 минут);

  6. Домашнее задание (1 минута);

  7. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 минуты).



Тема урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

  1. Организационный момент

  • Выполнение задания на знание имен героев произведений Николая Васильевича Гоголя создает ситуацию успеха;

  • Преподаватель диагностирует, насколько прочно усвоены знания;

  • Актуализируются знания, которые потребуются для повторения и обобщения темы урока (понятия литературных терминов).

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Приветствуют преподавателя.







Высказывают собственное мнение:

  • Биографические факты;

  • Знание текста;

  • Анализ произведения;

  • Сравнение с современной действительностью.


Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня посвящено изучению произведения А.Н. Островского «Гроза».

Что, по вашему мнению, при изучении нового для вас литературного произведения, может быть важным на данном занятии?

Вы правы, знание полного объема текста поможет в проблемном анализе; с каждым прочтением текста вы расширяете границы своего сознания и можете проводить сопоставление с современной социальной действительностью.

Словесный метод





Прием целеопределения

  1. Опрос домашнего задания

  • Проверяем наличие и правильность выполнения домашнего задания;

  • Формируем навык самопроверки и взаимооценки;

  • Совмещаем организационный момент и проверку домашнего задания;

  • Добиваемся корректности задаваемых студентам вопросов, объективного оценивания.

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

На дом было задано чтение полного объема драмы «Гроза», сравнить две драмы: «Гроза» и «Бесприданница», акцентируя внимание на образах главных героев и общих линиях сюжета.


Пересказывают содержание драмы «Гроза», уточняют, что схожего и что различного между драмами «Гроза» и «Бесприданница».

Переходим к работе по тексту.

Что было задано на дом?

Выясним знание полного объема текста.

Расскажите, что вы нашли общего между драмами и какие выявили различия?



Репродуктивный метод.

Прием взаимоконтроля и самоконтроля.



Рефлексия по знанию текста.

III. Проблемная актуализация материала и мотивация студентов

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Островский – родоначальник русского национального театра.

Написано более 50 пьес;

Последователь реализма;

Работа в суде; путешествие по Верхней Волге.





Он совершил эту экспедицию, чтобы понаблюдать за жизнью и бытом, характерами русских людей, изучить традиции, обычаи; собрать фольклорный материал для своих произведений.



Предположения студентов:

  • Брак совершался в те времена не по любви:

  • Совпадение, случай не единичный;

  • О наблюдательности и понимании автором жизни людей 19 века.

















Дают определение понятия «Психологизм».

В школьном курсе литературы вы уже изучали биографию А.Н. Островского; вспомним некоторые факты жизни и творчества драматурга; Островский – автор таких произведений, как «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Снегурочка» и многих других.

Остановимся на биографическом факте путешествия по Верхней Волге.

С какой целью драматург совершал это путешествие?

- Правильно, а теперь, внимание, ваша логика – вам в помощь: творческая история «Грозы».

В течение длительного времени считалось, что сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло, нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе». Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что «Гроза» была написана до трагедии Клыковой. Работу над «Грозой» он закончил в октябре 1859 года, а тело Клыковой нашли 10 ноября 1859 года, а опубликована она лишь в январском номере журнала «Библиотека для чтения» 1860 года.

О чем говорят эти факты?

Действительно, Островский обладал талантом изображения внутреннего состояния человека, т. е. владел авторским психологизмом.

Вспомним, что означает это понятие.

Блиц-опрос











Словесный метод









Рассказ педагога



Частично-поисковый метод















Эвристическая беседа

Терминологическая работа (определение понятия в литературоведческом словарике, в тетради)

IV. Этап усвоения новых знаний (изучение нового учебного материала)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

- драма.

Записывают в тетрадь определение понятия

Драма – род и жанр литературы, основу которого составляет действие.

Пишется для постановки на сцене.


Студенты сигнализируют.


Высказывания студентов.









Реализм – это литературное направление, в основе которого правдивое изображение действительности.








  1. Социальный конфликт: патриархальный уклад, домострой;

  2. Семейно-бытовой конфликт: брак не по любви, измена, конфликт поколений;

  3. Психологический: внутренняя несвобода, ограниченные свидания с родными, богобоязненность.

- Демократический строй, свобода выбора.


Сохранение семейных традиций, обычаев, почитание старших, бытовые рекомендации, нравственные постулаты.

Предположения студентов.

Вы продемонстрировали отличное знание текста, а теперь назовите жанр произведения.

Для чего пишется драма?

Поднимите руки, кто последовал моей рекомендации и посмотрел драматическую постановку?

У вас есть возможность высказать свое мнение как читателя, так и зрителя, сопоставить восприятие двух разных видов искусства: литературного и театрального.

Островский работает в литературном стиле реализма. Вспомним определение понятия «Реализм».

В связи с этим определением я ознакомлю вас с одним историко-литературным памятником Руси: «Домострой» (выдержки из текста).

Теперь мы можем говорить о проблематике, заложенной в тексте. Проблемный анализ мы проведем через типологию конфликтов. Какие типы конфликтов прослеживаются в драме?

Как изменились социальная и семейно-бытовая ситуация в 21 веке?

Увидели ли вы положительные аспекты домостроя?



Какие традиции домостроя можно и нужно сохранить или возродить в 21 веке?

Терминологическая работа.



Продуктивный метод.

Прием опережающего домашнего задания.











Терминологическая работа.



Метод диахронии.

Метод проблемного анализа текста.



Прием классификации.









Метод открытого диалога.

Приемы рассуждения, сопоставления.

V. Этап закрепления новых знаний

  • Часть работы выполняется совершенно самостоятельно;

  • Осуществляем самопроверку и взаимопроверку;

  • Преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентам, которые затрудняются.

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

  • Сюжет;

  • Драма;

  • Психологизм;

  • Реализм;

  • Типы конфликтов.



Высказывания студентов.

Давайте закрепим полученные знания. Какие понятия мы использовали при анализе текста?

О каких нравственных качествах мы задумываемся после прочтения и анализа драмы?

Сформулируйте выводы по изученному произведению.

Что нового вы узнали?

Какой материал оказался наиболее интересным?

Что оказалось для вас наиболее важным на сегодняшнем занятии?

Прием рефлексии.

VI. Домашнее задание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Записывают домашнее задание.

На доске преподаватель выписывает домашнее задание (переворачивает боковую доску с написанным домашним заданием: написать сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» на тему «Мир, в котором нет любви»)


VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание





Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.



















Вопросы студентов.


А теперь, ребята, подведем итоги нашего урока сегодня:

  • С какой целью в 21 веке мы изучаем произведение, которому более 100 лет?

  • Какова необходимость знания полного объема текста?

  • Действительно, эти тексты на долгие годы остаются в памяти человека, в отличие от краткого содержания или пересказов, они оказываются вашей интеллектуальной собственностью и помогают развитию анализа, синтеза, сопоставления, классификации, обобщения и правильных выводов в реальных жизненных ситуациях. Самым ценным для человека вне зависимости от времени и пространства остаются гуманные отношения друг к другу: любовь, верность, уважение, свобода, жизнь.

Спасибо за активную работу на уроке, оценки за урок озвучьте самостоятельно.

Если возникли вопросы по теме, пожалуйста, задавайте.

Ответы преподавателя по возникшим вопросам.

Эвристическая беседа.























Самооценка студентов.









конспект урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока

Педагог Романова Юлия Юрьевна

Город Новоалтайск, Алтайский край

Образовательное учреждение Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайский лицей профессионального образования»

Должность Преподаватель русского языка и литературы

ГруппаI курс, группа № 46

Характеристика группы Группа среднего уровня обученности, успеваемость 87%, качество знаний 54%, результаты подтверждаются срезовыми работами. Уровень учебной мотивации достаточно высокий, на уроках благоприятная психологическая обстановка

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Рабочие тетради, пишущие принадлежности, текст пьесы А.Н. Островского «Гроза», план-конспект учебного занятия, мультимедийный проектор, компьютер

Учебная дисциплина Литература

Тема урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

Тип урока повторительно-обобщающий, комбинированный

Форма урока Урок-беседа, урок-практикум

Цель урока Повторить и обобщить знания о творчестве и биографии А.Н. Островского, выявить значение пьесы «Гроза» во всем художественном наследии А.Н. Островского

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать умение применения теоретических знаний по типологии конфликтов в литературном произведении на конкретном тексте;

·        Определить жанровые особенности пьесы «Гроза» (понятие «Драма»).

 

Развивающие:

·        Развитие коммуникативных навыков, расширение активного и пассивного словарного запаса;

·        Формировать навыки самостоятельной работы, самооценки, исследовательские умения (анализ, сопоставление, классификация, формулирование выводов - обобщение);

 

Воспитательные:

·        Воспитывать культуру общения в рамках официально-делового стиля, речевого этикета;

·        Воспитывать личностно-ценностное отношение к социальным и семейным традициям.

 

Методическая цель: расширять и углублять «клиповое» сознание студентов через активные формы работы на уроках гуманитарных дисциплин.

Межпредметные связи Литература – История – Русский язык – обществознание - литературоведение.

Методы обучения:

·        Наглядно-демонстративный;

·        Исследовательский.

Дидактическая цель урока – создать условия:

·        для повторения и обобщения знаний о творчестве А.Н. Островского

·        для совершенствования умения работать в коллективе;

·        для развития умений делиться своими идеями и мнениями.

 

Форма организации учебной деятельности:

·        Коллективная;

·        Индивидуальная.

 

План урока:

I.                   Организационный момент (1 минута);

II.                Опрос домашнего задания (5 минут);

III.             Проблемная актуализация материала и мотивация студентов (2 минуты);

IV.            Этап усвоения новых знаний (25-27 минут);

V.               Этап закрепления новых знаний (5-7 минут);

VI.            Домашнее задание (1 минута);

VII.         Подведение итогов урока (рефлексия) (2 минуты).

 

Тема урока «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

1.                  Организационный момент

  • Выполнение задания на знание имен героев произведений Николая Васильевича Гоголя создает ситуацию успеха;
  • Преподаватель диагностирует, насколько прочно усвоены знания;
  • Актуализируются знания, которые потребуются для повторения и обобщения темы урока (понятия литературных терминов).

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Приветствуют преподавателя.

 

 

 

Высказывают собственное мнение:

·        Биографические факты;

·        Знание текста;

·        Анализ произведения;

·        Сравнение с современной действительностью.

 

Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня посвящено изучению произведения А.Н. Островского «Гроза».

Что, по вашему мнению, при изучении нового для вас литературного произведения, может быть важным на данном занятии?

Вы правы, знание полного объема текста поможет в проблемном анализе; с каждым прочтением текста вы расширяете границы своего сознания и можете проводить сопоставление с современной социальной действительностью.

Словесный метод

 

 

Прием целеопределения

2.                  Опрос домашнего задания

  • Проверяем наличие и правильность выполнения домашнего задания;
  • Формируем навык самопроверки и взаимооценки;
  • Совмещаем организационный момент и проверку домашнего задания;
  • Добиваемся корректности задаваемых студентам вопросов, объективного оценивания.

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

На дом было задано чтение полного объема драмы «Гроза», сравнить две драмы: «Гроза» и «Бесприданница», акцентируя внимание на образах главных героев и общих линиях сюжета.

 

Пересказывают содержание драмы «Гроза», уточняют, что схожего и что различного между драмами «Гроза» и «Бесприданница».

Переходим к работе по тексту.

Что было задано на дом?

Выясним знание полного объема текста.

Расскажите, что вы нашли общего между драмами и какие выявили различия?

 

Репродуктивный метод.

Прием взаимоконтроля и самоконтроля.

 

Рефлексия по знанию текста.

III. Проблемная актуализация материала и мотивация студентов

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Островский – родоначальник русского национального театра.

Написано более 50 пьес;

Последователь реализма;

Работа в суде; путешествие по Верхней Волге.

 

 

Он совершил эту экспедицию, чтобы понаблюдать за жизнью и бытом, характерами русских людей, изучить традиции, обычаи; собрать фольклорный материал для своих произведений.

 

Предположения студентов:

·        Брак совершался в те времена не по любви:

·        Совпадение, случай не единичный;

·        О наблюдательности и понимании автором жизни людей 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение понятия «Психологизм».

В школьном курсе литературы вы уже изучали биографию А.Н. Островского; вспомним некоторые факты жизни и творчества драматурга; Островский – автор таких произведений, как «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Снегурочка» и многих других.

Остановимся на биографическом факте путешествия по Верхней Волге.

С какой целью драматург совершал это путешествие?

- Правильно, а теперь, внимание, ваша логика – вам в помощь: творческая история «Грозы».

В течение длительного времени считалось, что сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло, нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе». Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что «Гроза» была написана до трагедии Клыковой. Работу над «Грозой» он закончил в октябре 1859 года, а тело Клыковой нашли 10 ноября 1859 года, а опубликована она лишь в январском номере журнала «Библиотека для чтения» 1860 года.

О чем говорят эти факты?

Действительно, Островский обладал талантом изображения внутреннего состояния человека, т. е. владел авторским психологизмом.

Вспомним, что означает это понятие. 

Блиц-опрос

 

 

 

 

 

Словесный метод

 

 

 

 

Рассказ педагога

 

Частично-поисковый метод

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

Терминологическая работа (определение понятия в литературоведческом словарике, в тетради)

IV. Этап усвоения новых знаний (изучение нового учебного материала)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

- драма.

Записывают в тетрадь определение понятия

Драма – род и жанр литературы, основу которого составляет действие.

Пишется для постановки на сцене.

 

Студенты сигнализируют.

 

Высказывания студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализм – это литературное направление, в основе которого правдивое изображение действительности.

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Социальный конфликт: патриархальный уклад, домострой;

2.                  Семейно-бытовой конфликт: брак не по любви, измена, конфликт поколений;

3.                  Психологический: внутренняя несвобода, ограниченные свидания с родными, богобоязненность.

- Демократический строй, свобода выбора.

 

Сохранение семейных традиций, обычаев, почитание старших, бытовые рекомендации, нравственные постулаты.

Предположения студентов.

Вы продемонстрировали отличное знание текста, а теперь назовите жанр произведения.

Для чего пишется драма?

Поднимите руки, кто последовал моей рекомендации и посмотрел драматическую постановку?

У вас есть возможность высказать свое мнение как читателя, так и зрителя, сопоставить восприятие двух разных видов искусства: литературного и театрального.

Островский работает в литературном стиле реализма. Вспомним определение понятия «Реализм».

В связи с этим определением я ознакомлю вас с одним историко-литературным памятником Руси: «Домострой» (выдержки из текста).

Теперь мы можем говорить о проблематике, заложенной в тексте. Проблемный анализ мы проведем через типологию конфликтов. Какие типы конфликтов прослеживаются в драме?

Как изменились социальная и семейно-бытовая ситуация в 21 веке?

Увидели ли вы положительные аспекты домостроя?

 

Какие традиции домостроя можно и нужно сохранить или возродить в 21 веке?

Терминологическая работа.

 

Продуктивный метод.

Прием опережающего домашнего задания.

 

 

 

 

 

Терминологическая работа.

 

Метод диахронии.

Метод проблемного анализа текста.

 

Прием классификации.

 

 

 

 

Метод открытого диалога.

Приемы рассуждения, сопоставления.

V. Этап закрепления новых знаний

·        Часть работы выполняется совершенно самостоятельно;

·        Осуществляем самопроверку и взаимопроверку;

·        Преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентам, которые затрудняются.

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

·        Сюжет;

·        Драма;

·        Психологизм;

·        Реализм;

·        Типы конфликтов.

 

Высказывания студентов.

Давайте закрепим полученные знания. Какие понятия мы использовали при анализе текста?

О каких нравственных качествах мы задумываемся после прочтения и анализа драмы?

Сформулируйте выводы по изученному произведению.

Что нового вы узнали?

Какой материал оказался наиболее интересным?

Что оказалось для вас наиболее важным на сегодняшнем занятии?

Прием рефлексии.

VI. Домашнее задание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

Записывают домашнее задание.

На доске преподаватель выписывает домашнее задание (переворачивает боковую доску с написанным домашним заданием: написать сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» на тему «Мир, в котором нет любви»)

 

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Примечание

 

 

Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы студентов.

 

А теперь, ребята, подведем итоги нашего урока сегодня:

·        С какой целью в 21 веке мы изучаем произведение, которому более 100 лет?

·        Какова необходимость знания полного объема текста?

·        Действительно, эти тексты на долгие годы остаются в памяти человека, в отличие от краткого содержания или пересказов, они оказываются вашей интеллектуальной собственностью и помогают развитию анализа, синтеза, сопоставления, классификации, обобщения и правильных выводов в реальных жизненных ситуациях. Самым ценным для человека вне зависимости от времени и пространства остаются гуманные отношения друг к другу: любовь, верность, уважение, свобода, жизнь.

Спасибо за активную работу на уроке, оценки за урок озвучьте самостоятельно.

Если возникли вопросы по теме, пожалуйста, задавайте.

Ответы преподавателя по возникшим вопросам.

Эвристическая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка студентов.

 

 

 

 

 

Автор Романова Юлия Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1906
Номер материала 48928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓