Главная / Биология / конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд"

конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд"

Конспект урока по природоведения в 5 классе.

Тема «Мир звёзд».

Ф.И.О.: Щипанова Татьяна Александровна

Место работы: МКОУ Лысовская СОШ Суровикинского района

Должность: учитель

Предмет: биология, география

Тема :«Вселенная» .

Базовый учебник:ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС. Авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Цель урока:

обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о звёздах (форме, составе, размерах, состоянии, количестве, удалённости от Земли).

Задачи:

А) создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных; навыков работы с разнообразными источниками информации (текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом); умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий.

Б) развивать любознательность, эмпатию (вживание в образ).

В) воспитывать эмоционально – ценностное отношение к миру.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Формы организации работы учащихся: парная, групповая.

Средства обучения: карта звёздного неба, магнитная доска, изготовленные заранее учениками модели звёзд, различающихся по температуре и цвету











Структура и ход урока.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. Организационный этап.






Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

(Пожелание плодотворной работы на уроке)

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.


































Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу.

Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока.





Проверка готовности рабочего места ученика и учителя

1. Контрольно – оценочный этап

а/ взаимопроверка;







































б/ проблемный вопрос

На доске:

Группа А.

- Что такое астероид?

- Что вы знаете о метеоритах?

Группа Б.

- Каково строение кометы?

- Что такое метеор?

Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу.

Предлагает другой паре осуществить взаимооценку.

После комментария в журнал выставляются оценки.



- Можно ли наблюдать метеоры на Луне?

Дети в парах осуществляют взаимопроверку.













Взаимооценка.

Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.

















Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации.













































Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения.

Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.














































Осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные: умение ставить проблему


2. Мотивационно – целевой этап:

а/ определение темы урока;









б/ целеполагание

Диалог с учащимися:

1. Перечислите все известные нам космические тела.

2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы?

3. Что мы сегодня будем изучать на уроке?

4. Какова тема урока?



На доске вывешивается карта звёздного неба

.



Диалог с учащимися:

- Как вы относитесь к звёздам?

- Нужно ли их изучать?

- Что вы хотели бы узнать о звёздах?

- Какие источники информации мы будем использовать?

Каждый ученик называет не более одного небесного тела.







Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь.

















В диалоге должны принять участие как можно больше детей.

Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было.

Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах?

Какие и для чего? (личностная значимость знаний).

Формирование мотивационной основы учебной деятельности



































Смыслоопределение.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Формулирование темы и цели урока

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи.















































Высказывание суждений, подтверждение их фактами

3. Организационно – деятельностный этап:

а/ определение понятия «звёзды»





































б/ составление плана изучения звёзд



































в/ самостоятельная работа в малых группах











г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)









































































г/ выступление учащихся

1. Понятие о звёздах.

Учитель предлагает дать детям собственное определение.

Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске:

Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.



Давайте составим по этому определению план изучения звёзд.

О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д.









Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд?

Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы?

Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе?

Выберите задания и приступайте к работе (5 минут).



Учитель читает стихи:

*А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою
(машут руками)

*Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй
(плавательные движения руками)

*Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу
(ходьба на месте)

*Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.





Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ.



Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

















Дети записывают определение в тетради.











Устно составляют план (он записывается на доске):

- температура,

- размеры,

- состав,

- форма,

- удалённость от Земли.



Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы.







После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе.



Выполняют физические упражнения























































Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её.

Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления.

Формирование устойчивого познавательного интереса















































































Самоопределение в условиях работы в парах или в группе









































































Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности








































































































































































Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

Выполнение учебных действий в соответствие с заданием







































Умение вести самостоятельный поиск















Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками



Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты































































Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

4. Рефлексивно – оценочный этап.

Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду).

Можно предложить вопросы – ориентиры:

- Как меня называют?

- Где я нахожусь?

- Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)

- Как я себя чувствую в космическом пространстве?

- Что меня ждёт в будущем?



Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса.

В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют.





Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.





















Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя.


Использование

приобретенных

знаний и умений в самостоятельной

практической деятельности.































Умение систематизировать знания по теме.








Выполнение учебных действий в соответствие с заданием

5. Задание на дом.

Учитель комментирует д/з:

а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля;

б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию;

в/ для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.

Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.



Записывают д/з в дневник.




6/ Заключение.

Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.


Эмоционально - ценностное отношение к изучаемой теме.


Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.



Дополнительное оборудование к уроку:

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,зелёные – готов отвечать,

2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо,грустный – нет удовлетворения от урока

3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к  знаниям,  подниматься вверх, развиваться.








конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд"
  • Биология
Описание:

     Конспект урока природоведения в пятом классе по теме "Мир звезд". Вначале урока учащиеся вспоминают основные понятия изученные на пршлых занятиях:метеор, метеориты, астероид и другие. На занятие учитель ставит проблемный вопрос "Можно ли наблюдать метеориты на Луне?".Постепенно учитель подводит учащихся к формулированию темы урока и начинается изучение новой темы.На доске необходимо закрепить карту звездного неба. В игровой форме ребята знакомятся с классификацией звезд. На уроке считаю необходимым использование физ.минутки так как ребята перенапрегаются и устают.

Автор Щипанова Татьяна Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1018
Номер материала 36906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓