Главная / Начальные классы / Конспект урока "Права и обязанности детей в семье"

Конспект урока "Права и обязанности детей в семье"

Права и обязанности детей в семье

Учитель\ -Ребята, мы продолжаем с вами занятия, на которых знакомимся с правами ребёнка в семье.

Что такое семья?


Дети\ -Семья-это коллектив людей, члены которого связаны между собой взаимной помощью.

-Семья-это группа живущих вместе родственников.

-Семья-это объединение людей с общими интересами, заботами.


У\ -В семье родился человечек. С самого рождения он имеет определённые права

Давайте повторим их (знаки)


Д\ -Право на имя

-Право на воспитание в семье

-Право на проживание с родителями в доме

-Право на безопасные условия жизни

-Право говорить на родном языке и исповедовать свою религию

-Право на получение медицинской помощи

-Право на хорошее питание и чистую воду

-Право заниматься спортом

-Право развиваться культурно и духовно

-Право на отдых

-Право на посильный труд

-Право выражать своё мнение

-Инвалиды имеют все права


У\ -Да, много прав вы назвали. Вы все ими можете пользоваться,

Но кроме прав у каждого человека (и у ребёнка тоже) есть ещё и обязанности. Без обязанностей нет и прав. Кто не выполняет обязанности, тот теряет и права.

Сегодня на нашем занятии мы будем разбирать, что же это такое -обязанности ребёнка в семье. Как вы понимаете смысл слова «обязанность»? (ответы детей)

У\ -Обязанность – это когда каждый член семьи старается проявить заботу и оказать помощь другому члену семьи.

В энциклопедическом словаре записано: «Обязанность- это определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.»

И так, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием.


----(стук в дверь, (входит Красная шапочка )

У\ --Здравствуй, К Ш., куда путь держишь?

К.Ш\ -Ходила к бабушке. Моя обязанность - заботиться и помогать старшим и я делаю это с удовольствием. Отнесла бабушке пирожки, помогла ей по дому.

-Волос её прядки пушистого снега белей,

И ласковый голос у бабушки старой моей.

Хлопочет наша бабуля, никак не присядет с утра.

Вчера она постирала, Сегодня ей гладить пора.

И я, как внучка родная, обязана ей помогать,

Всё сделаю я для бабушки,

а потом уж буду играть.


У\ --Очень правильно сделала К.Ш., она сначала выполнила порученное ей дело - отнесла бабушке пирожки, а потом пойдёт играть с подружками.

Права К.Ш. родители не нарушили, отнести пирожки – труд посильный для ребёнка. В свою очередь К.Ш. выполнила обязанность, возложенную на неё в семье - помогает и маме и бабушке.

Прочитайте, как гласит народная мудрость: «Сделал дело - гуляй смело». «Делу время – потехе час».


У\ -Мы говорили, что ребёнок имеет право на отдых, игры с друзьями. Но давайте рассмотрим и такую ситуацию:

(сценка)

Д\ -Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

-Был на квартире налёт?

-Нет.

-К нам заходил бегемот?

-Нет.

Может быть, дом не наш?

-Наш.

-Может не наш этаж?

-Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.


У\ -Что так удивило маму? (беспорядок дома)

Почему маму это удивило? Она даже испугалась, не узнала свою квартиру. (Ответы детей)

Делаем вывод, что мама старалась не нарушать права мальчика : дети должны и имеют право жить в уютном, чистом доме.

А какую обязанность не выполнил сын?

Д\ (после игры с другом Серёжкой не убрал за собой игрушки)

У\ -Надо играть так, чтобы не наносить вред своему дому, после игры ребёнок обязан убрать за собой все игрушки, вещи.

Что говорит об этом народная пословица «Играть играй, да дело знай.»

----А что входит в ваши домашние обязанности? Что вы делаете, чтобы с вашей помощью дома жилось всем лучше. Какую работу доверяют вам родители? (ответы детей)


У\ -Очень много я услышала о добрых делах, которые вы делаете дома. Хорошо, что вы знаете свои обязанности, выполняете их постоянно.

А герой стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой» рассуждает об обязанностях совсем по другому. Давайте послушаем и подумаем: прав ли этот мальчик?


Д\ --Если был бы я девчонкой-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»


У\ -Вы согласны с героем? Только девочки помогают мамам? Какой вывод мы должны сделать?

(ответы детей)

Всё, что тебе по силам ты обязан выполнять.

На нашем занятии мы уже не раз обращались к народной мудрости. Поговорки нам подсказывают, как надо себя вести в труде, а задорные частушки высмеивают лентяев и тех, кто редко выполняет свои обязанности. Вот, что из этого получается. ( частушки)


У\ -А что бывает, если мы вообще забываем выполнить порученное нам дело. Очень хорошо нам напоминают об этом сказки. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


(просмотр отрывка из мультфильма «Гуси-лебеди» 3 мин.)


У\ -Что поручили девочке? Какая у неё обязанность? (не бросать младшего братика, приглядывать за ним.)

Выполнила девочка свою обязанность? (нет)

К чему приводит невыполнение своих обязанностей? (к беде).

Но я уверена, что такого ни с кем не случится, если мы будем стараться и не забывать о своих обязанностях.

(хоровые ответы детей)

Чтоб в семье жилось всем дружно,

Должны мы дома помогать.


Поиграли мы в игрушки,

Потом их будем убирать.


Папа с мамой дадут заданье-

Его должны мы выполнять.


А кровать свою без просьбы

Обязаны мы застилать.


В магазин сходить не трудно,

Хлеб мы можем покупать.


За обедом и на ужин

Любим стол мы накрывать.


А как сложить все вилки, ложки

На пятёрку будем знать.


На полу увидим мусор-

Его мы будем подметать.


Грязнулями ходить не будем-

Носочки надо нам стирать.


И цветочки на окошках

Не забудем поливать.


За собачкой и за кошкой

Сумеем мы ухаживать


Вот сколько много мы перечислили домашних дел, а одним словом они называются как? ОБЯЗАННОСТИ.

Физминутка «стирка»

Я ещё раз хочу вам напомнить, что права и обязанности в семье неразрывны. У каждого человека есть право иметь семью, но у него есть и обязанность – заботиться о своей семье. Это как две чаши весов, ни одна не должна перевешивать. Давайте, ещё раз определим, что относится к правам, а что к обязанностям: (распределяем с детьми)


Мои права Мои обязанности

Жить в чистоте Соблюдать чистоту Играть в игрушки Убирать игрушки

Иметь животных Ухаживать за животными

Отдыхать Трудиться


У\ -А теперь внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте определить о каких правах и обязанностях идёт здесь речь?

Д\ ---Маму очень я люблю,

Папу тоже я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я-

Наша дружная семья.

---Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

--И Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя-

Наша дружная семья!

сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Бабуля, брат, сестра моя-

Наша дружная семья!


У\ -О чём стих?

О каком праве здесь идёт речь? (право любить)

О какой обязанности говорится в стихе? (обязанность заботиться).


Любить Заботиться


У нас есть ещё очень важная обязанность, которая неразделима с нашим правом – это охрана и забота о здоровье.


Охрана здоровья Забота о здоровье









Конспект урока "Права и обязанности детей в семье"
  • Начальные классы
Описание:

Права и обязанности детей в семье

Учитель\ -Ребята, мы продолжаем с вами занятия, на которых  знакомимся с правами ребёнка в семье.

Что такое семья?

 

Дети\ -Семья-это коллектив людей, члены которого связаны между собой взаимной помощью.

-Семья-это группа живущих вместе родственников.

-Семья-это объединение людей с общими интересами, заботами.

 

У\ -В семье родился человечек. С самого рождения он  имеет определённые права

Давайте повторим их (знаки)

 

Д\ -Право на имя

-Право на воспитание в семье

-Право на проживание с родителями в доме

-Право на безопасные условия жизни

-Право говорить на родном языке  и исповедовать свою религию

-Право на получение медицинской помощи

-Право на хорошее питание и чистую  воду

-Право заниматься спортом

-Право развиваться культурно и духовно

-Право на отдых 

-Право на посильный труд

-Право выражать своё мнение

-Инвалиды имеют все права

 

У\ -Да, много прав вы назвали. Вы все ими  можете пользоваться,

Но кроме прав у каждого человека (и у ребёнка тоже) есть ещё и обязанности. Без обязанностей нет и прав. Кто не выполняет обязанности, тот теряет и права.

  Сегодня на нашем занятии мы будем разбирать, что же это такое -обязанности  ребёнка в семье. Как вы понимаете смысл слова «обязанность»? (ответы детей)

У\ -Обязанность – это когда каждый член семьи  старается проявить заботу и оказать помощь другому члену семьи.

В энциклопедическом словаре записано: «Обязанность- это определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения.»

И так, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием.

 

----(стук в дверь, (входит Красная шапочка )

У\ --Здравствуй, К Ш., куда путь держишь?

К.Ш\ -Ходила к бабушке.  Моя обязанность - заботиться и помогать старшим и я делаю это с удовольствием. Отнесла бабушке пирожки, помогла ей по дому.

-Волос её прядки пушистого снега белей,

И ласковый голос у бабушки старой моей.

Хлопочет наша  бабуля,  никак не присядет с утра.

Вчера она постирала, Сегодня ей гладить пора.

И я, как внучка родная, обязана ей помогать,

Всё сделаю я для бабушки,

а потом уж буду играть.

 

У\ --Очень правильно сделала К.Ш., она сначала выполнила порученное ей дело - отнесла бабушке пирожки, а потом пойдёт играть с подружками.

Права К.Ш. родители не нарушили, отнести пирожки – труд посильный для ребёнка. В свою очередь К.Ш. выполнила обязанность, возложенную на неё в семье - помогает и маме и бабушке.

Прочитайте, как гласит народная мудрость:  «Сделал дело - гуляй смело».  «Делу время – потехе час».

 

У\ -Мы говорили, что ребёнок имеет право на отдых, игры с друзьями. Но давайте рассмотрим и такую ситуацию:

(сценка)

Д\ -Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

-Был на квартире налёт?

-Нет.

-К нам заходил бегемот?                 

-Нет.                                                 

Может быть, дом не наш?               

-Наш.                                                                            

-Может не наш этаж?                        

-Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы  немножко.

 

У\ -Что так удивило маму? (беспорядок дома)

Почему маму это удивило? Она даже испугалась, не узнала свою квартиру. (Ответы детей)

Делаем вывод, что мама старалась не нарушать права мальчика : дети должны  и имеют право жить в уютном, чистом доме.

А какую обязанность не выполнил сын?

Д\  (после игры с другом Серёжкой не убрал за собой игрушки)

 У\ -Надо играть так, чтобы не наносить  вред своему дому,  после игры ребёнок обязан убрать за собой все игрушки, вещи.

Что говорит об этом народная пословица  «Играть играй, да дело знай.»

----А что входит в ваши домашние обязанности? Что вы делаете, чтобы с вашей помощью дома жилось всем лучше.  Какую работу доверяют вам родители? (ответы детей)

 

У\ -Очень много я услышала  о добрых делах, которые вы делаете дома. Хорошо, что вы знаете свои обязанности, выполняете их постоянно.

А герой стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой» рассуждает об обязанностях совсем по другому. Давайте послушаем и подумаем: прав ли  этот мальчик?

 

Д\ --Если был бы я девчонкой-

 Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал,

 Я б рубашки постирал.

        Я бы вымыл в кухне пол,

        Я бы в комнате подмёл,

        Перемыл бы чашки, ложки,

        Сам начистил бы картошки,

        Все свои игрушки сам

        Я б расставил по местам!

 Отчего я не девчонка?

 Я бы маме так помог!

 Мама сразу бы сказала:

 «Молодчина ты, сынок!»

 

У\ -Вы согласны с героем? Только девочки помогают мамам? Какой вывод мы должны сделать?

(ответы детей)

Всё, что тебе по силам ты обязан выполнять.

На нашем занятии мы уже не раз обращались к народной мудрости. Поговорки нам подсказывают, как надо себя вести в труде, а задорные частушки высмеивают лентяев и тех, кто  редко выполняет свои обязанности. Вот, что из этого получается. ( частушки)

 

У\ -А что бывает,  если мы  вообще забываем выполнить порученное нам дело. Очень хорошо нам напоминают об этом сказки. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 

(просмотр отрывка из мультфильма  «Гуси-лебеди» 3 мин.)

 

У\ -Что поручили девочке? Какая у неё обязанность? (не бросать младшего  братика, приглядывать за ним.)

Выполнила девочка свою обязанность? (нет)

К чему приводит  невыполнение своих обязанностей? (к беде).

Но я уверена, что такого ни с кем не случится, если мы будем стараться и  не забывать о своих обязанностях. 

(хоровые ответы детей)

Чтоб в семье жилось всем дружно,

Должны мы дома   помогать.

 

Поиграли мы в игрушки,

Потом их будем   убирать.

 

Папа с мамой дадут заданье-

Его должны мы  выполнять.

 

А кровать свою без просьбы

Обязаны мы  застилать.

 

В магазин сходить не трудно,

Хлеб мы можем  покупать.

 

За обедом и на ужин

Любим стол мы  накрывать.

 

А как сложить все вилки, ложки

На пятёрку будем  знать.

 

На полу увидим мусор-

Его мы будем  подметать.

 

Грязнулями ходить не будем-

Носочки надо нам  стирать.

 

И цветочки на окошках

Не забудем  поливать.

 

За собачкой и за кошкой

Сумеем мы  ухаживать

 

Вот сколько много мы перечислили домашних дел, а одним словом они называются как? ОБЯЗАННОСТИ.

Физминутка  «стирка»

Я ещё раз хочу вам напомнить, что права и обязанности в семье неразрывны. У каждого человека есть право иметь семью, но у него есть и обязанность – заботиться о своей семье. Это как две чаши весов, ни одна не должна перевешивать. Давайте, ещё раз определим, что относится к правам, а что к обязанностям:     (распределяем с детьми)

 

 Мои права                                                   Мои обязанности

  

Жить в чистоте                                         Соблюдать чистоту                                                                                                                Играть в игрушки                                      Убирать игрушки                     

Иметь животных                            Ухаживать за животными              

Отдыхать                                                        Трудиться

 

У\ -А теперь внимательно прослушайте  стихотворение и попробуйте определить о каких правах и обязанностях идёт здесь речь?

Д\ ---Маму очень я люблю,

Папу тоже я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я-

Наша дружная семья.

---Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

--И Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя-

Наша дружная семья!

сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Бабуля, брат, сестра моя-

Наша дружная семья!

 

У\ -О чём стих?

О каком праве здесь идёт речь? (право любить)

О какой обязанности говорится в стихе? (обязанность заботиться).

 

Любить                                                         Заботиться

 

У нас есть ещё очень важная обязанность, которая неразделима с нашим правом – это охрана  и забота о здоровье.

 

Охрана здоровья                                       Забота о здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Романенко Оксана Александровна
Дата добавления 26.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2217
Номер материала 54955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓