Главная / Начальные классы / Конспект урока Понятие о частях речи.

Конспект урока Понятие о частях речи.

Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Понятие о частях речи.

Цель: 1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.

2. Формировать умения распознавать части речи.

3. Развивать речь учащихся.

Оhello_html_m2a7690f7.gifборудование: таблица «Части речи», иллюстрация к сказке «Лиса и журавль», учебник «Русский язык 3 кл.» авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные таблицы «Члены предложения».

План урока:

I.Организация урока.

Запись в тетрадях:

Второе февраля.

Классная работа.


II. Объявление темы урока:

У: Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

Сегодня на уроке мы идём в гости к одной большой и дружной семье. Называется она «Части речи». Пообщаемся с теми, которых уже знаем, познакомимся с новыми членами этой семьи. Поучимся распознавать части речи.

(Открывается таблица «Части речи» без названий частей речи)

III. Основная часть:

У: При помощи чего люди общаются друг с другом?

Д: При помощи языка, речи.

У: Какая бывает речь?

Д: Устная и письменная.

У: Из чего состоит речь?

Д: Речь состоит из предложений.

У: Из чего состоят предложения?

Д: Предложения состоят из слов.

У: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из слогов.

У: Из чего состоят слоги?

Д: Из букв.

У: Какие бывают звуки в русском языке?

(Гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

1. Минутка чистописания:



У: Какие звуки обозначает эта буква?

Д: [т] и [т] согласный, глухой

У: Выдели орфограммы и объясни:

трещать трактор труд тростниковый

Что общего в этих словах? На какие группы их можно разбить? Определите части речи?

Как узнали?

Д: По вопросам.

У: Только ли вопрос нам помог?

Д: Нет. Нужно ещё определить, что это слово означает.

Чтение правила на с. 139

2.Словарная работа.

У: На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Образовать от данных слов однокоренные прилагательные и глаголы, выделить корень:

Завод - ….., ….. . (заводской, заводить)

Веселье - ….., …… . (весёлый, веселиться)

Город - ….., ….. . (городской, городить)

Дом. задание: Упр. 371.Выписать десять слов из словаря и определить часть речи.


3.Работа с новым материалом:

У: О какой части речи я скажу?


Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.


Д: Имя существительное

У: Что называется именем существительным? Примеры.

Ответы детей. Вставляется табличка с надписью «Имя существительное» в большую таблицу «Части речи»

У: Узнайте следующую часть речи:


У существительных под час

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить…

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


Д: Имя прилагательное.

У: Что называется именем прилагательным? Примеры.

(Вставляется табличка с надписью «Имя прилагательное»)

У: Идём дальше.


Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.


Д: Глагол.

У: Что называется глаголом? Приведите примеры.

(Вставляется табличка «Глагол»)


4.Физминутка.


5. Работа с учебником: упр. 368 с. 139

У: Напишите слова в три столбика, распределив их по частям речи.

Дети работают самостоятельно.


6. Проверка самостоятельной работы


У: Из какой сказки слова?

Д: «Лиса и журавль»

Составьте предложения. Определите в предложении части речи.

сущ. глаг. прил. сущ.

Лиса наварила вкусной каши.


7. Знакомство с наречием


Познакомимся ещё с одним из членов этой семьи. Эта часть речи называется наречием.

Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:


Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым-бело!» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег.

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно» –

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!


Д: Высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело.


У: Попробуем определить, что их объединяет.

Д: Вопросы: Как? Откуда? Где?

У: Где мы с ними встречались?

Д: При определении членов предложения. Они были обстоятельствами.

У: Прочитайте правило на с.138

(Вставить табличку «Наречие»)


Мы с вами говорили, что наречия делают нашу речь выразительной, точной.

Попробуем заменить фразеологические словосочетания наречиями:


Идти черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Как по маслу (хорошо)

Встать чуть свет (рано)

Рукой подать (близко)

Яблоку негде упасть (тесно)

Запись наречий в тетради.


8.Знакомство с именами числительными.

У: Теперь мы познакомимся с самой молодой частью речи – числительным.








Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.


В самом начале урока мы уже встречались с числительным. Как вы думаете, где?

Д: Когда записывали число.

У: Какое число будет завтра, было вчера, позавчера?

Всё это имена числительные. Прочитайте правило. Что называется именем числительным? С.138.

IV. Итог урока.

У: О какой части речи мы сегодня не говорили?

Д: О местоимении.

У: Назовите местоимения. Для чего их используют в речи?

(высказывания детей)

У:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!


Как называются группы слов, на которые делятся слова в нашем языке?

Как узнать какой частью речи является слово?

(Ответы детей)

Дополнительно:

Определите, к какой части речи относятся слова:

Школа, просыпается, весёлый, мы, семь, отлично.


Вставьте пропущенные слова:

(У детей тексты стихотворения)


Существительное – ……,

Просыпается - …….

С прилагательным - ….

Новый школьный день пришёл.

Встали МЫ - ……..

Бьёт числительное - …

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием - ……

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.





Конспект урока Понятие о частях речи.
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 3 классе.

 

Тема: Понятие о частях речи.

Цель:  1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.

            2. Формировать умения распознавать части речи.

            3. Развивать речь учащихся.

Оборудование: таблица «Части речи», иллюстрация к сказке «Лиса и журавль», учебник «Русский язык 3 кл.» авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные таблицы «Члены предложения».

                                               План урока:

I.Организация урока.

Запись в тетрадях:

Второе февраля.

Классная работа.

 

II. Объявление темы урока:

У:       Всему название дано-

            И зверю и предмету.

            Вещей вокруг полным – полно

            А безымянных нету.

            И всё, что может видеть глаз –

            Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

            Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

Сегодня на уроке мы идём в гости к одной большой и дружной семье. Называется она  «Части речи». Пообщаемся с теми, которых уже знаем, познакомимся с новыми членами этой семьи. Поучимся распознавать части речи.

(Открывается таблица «Части речи» без названий частей речи)

III. Основная часть:

У: При помощи чего люди общаются друг с другом?

Д: При помощи языка, речи.

У: Какая бывает речь?

Д: Устная и письменная.

У: Из чего состоит речь?

Д: Речь состоит из предложений.

У: Из чего состоят предложения?

Д: Предложения состоят из слов.

У: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из слогов.

У: Из чего состоят слоги?

Д: Из букв.

У: Какие бывают звуки в русском языке?

(Гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

1. Минутка чистописания:

 

 

У: Какие звуки обозначает эта буква?

Д: [т] и [т] согласный, глухой

У: Выдели орфограммы и объясни:

трещать  трактор труд тростниковый

Что общего в этих словах? На какие группы их можно разбить? Определите части речи?

Как узнали?

Д: По вопросам.

У: Только ли вопрос нам помог?

Д: Нет. Нужно ещё определить, что это слово означает.

Чтение  правила на с. 139

2.Словарная работа.

У: На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Образовать от данных слов однокоренные прилагательные и глаголы, выделить корень:

Завод - ….., …..  . (заводской, заводить)

Веселье - ….., ……  . (весёлый, веселиться)

Город - …..,  …..  .    (городской, городить)

Дом. задание: Упр. 371.Выписать десять слов из словаря и определить часть речи.

 

3.Работа с новым материалом:

У: О какой части речи я скажу?

 

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

 

Д: Имя существительное

У: Что называется именем существительным? Примеры.

Ответы детей. Вставляется табличка с надписью «Имя существительное» в большую таблицу «Части речи»

У: Узнайте следующую часть речи:

 

У существительных под час

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить…

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

Д: Имя прилагательное.

У: Что называется именем прилагательным? Примеры.

(Вставляется табличка с надписью «Имя прилагательное»)

                                                                                                                            

У: Идём дальше.

 

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

 

Д: Глагол.

У: Что называется глаголом? Приведите примеры.

(Вставляется табличка «Глагол»)

 

4.Физминутка.

 

5. Работа с учебником: упр. 368 с. 139

У: Напишите слова в три столбика, распределив их по частям речи.

Дети работают самостоятельно.

 

6. Проверка самостоятельной работы

 

У: Из какой сказки слова?

Д: «Лиса и журавль»

Составьте предложения. Определите в предложении части речи.

 сущ.   глаг.           прил.        сущ.

Лиса  наварила  вкусной  каши.

 

7. Знакомство с наречием

 

Познакомимся ещё с одним из членов этой семьи. Эта часть речи называется наречием.

Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:

 

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым-бело!» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег.

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно» –

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

 

Д: Высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело.

 

У: Попробуем определить, что их объединяет.

Д: Вопросы: Как? Откуда? Где?

У: Где мы с ними встречались?

Д: При  определении членов предложения. Они были обстоятельствами.

У: Прочитайте правило на с.138

(Вставить табличку  «Наречие»)

 

Мы с вами говорили, что наречия делают нашу речь выразительной, точной.

Попробуем заменить фразеологические словосочетания наречиями:

 

Идти черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Как по маслу (хорошо)

Встать чуть свет (рано)

Рукой подать (близко)

Яблоку негде упасть (тесно)

Запись наречий в тетради.

 

8.Знакомство с именами числительными.

У: Теперь мы познакомимся с самой молодой частью речи – числительным.

 

 

 

 

 

 

 

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

 

В самом начале урока мы уже встречались с числительным. Как вы думаете, где?

Д: Когда записывали число.

У: Какое число будет завтра, было вчера, позавчера?

Всё это имена числительные. Прочитайте правило. Что называется именем числительным? С.138.

IV. Итог урока.

У: О какой части речи мы сегодня не говорили?

Д: О местоимении.

У: Назовите местоимения. Для чего их используют в речи?

(высказывания детей)

У:

    Я о себе такого мнения:

    Огромна роль местоимения!

    Я делу отдаюсь сполна:

    Я заменяю имена!

 

Как называются группы слов, на которые делятся слова в нашем языке?

Как узнать какой частью речи является слово?

(Ответы детей)

Дополнительно:

Определите, к какой части речи относятся слова:

Школа, просыпается, весёлый, мы, семь, отлично.

 

Вставьте пропущенные слова:

(У детей тексты стихотворения)

 

Существительное – ……,

Просыпается - …….

С прилагательным - ….

Новый школьный день пришёл.

Встали МЫ - ……..

Бьёт числительное - …

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием - ……

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

 

 

 

 

 

Автор Трибушина Анна Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 912
Номер материала 41952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓