Главная / История / конспект урока по всемирной истории на тему "Первая Мировая война".

конспект урока по всемирной истории на тему "Первая Мировая война".

Тема урока: «Первая мировая война».


Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.

  2. Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.

  3. Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

  4. Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

  5. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.

  6. Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, (презентация к уроку), иллюстративный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Геополитическая ситуация накануне войны.

  3. Причины Первой мировой войны и повод.

  4. Цели воюющих сторон.

  5. Основные военные события.

  6. Итоги войны.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»

Убитых 10 000 000 млн. человек

Раненых 20 000 000 млн. человек

Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.

Ради чего были принесены эти жертвы?

-Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3.)- повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины ( слайд 4) и запись в тетрадь:

  1. Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)

  2. Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.

  3. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

  4. Повсеместное усиление националистических настроений.

Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

  • Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

  • Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

  • Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

  • Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.

  • Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.

  • Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.

  • Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.

  • Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме .Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.

  • В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне определите характер войны?

Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайд 5-7). Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.

30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

Подвиг войны.

С. Городецкий.

Не первый вечер пели волны

В народном море, и стонал

Стихийный ветер, мощи полный,

И к небу гимн летел, как вал;

Опять на небе пламенела

Заря, невиданно ясна,

Когда из вражьего предела

Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с Христовою судьбой!

Так приими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди

В руке с мечом своим суровым,

С крестом, сияющим в груди!

Прости, несжатый, мирный колос!

Земля родимая, прости!

Самой судьбы громовый голос

Зовет Россию в бой идти.

Не празден будет подвиг бранный,

В крови родится новый век,

И к пашне, славой осиянный,

Вернется русский человек…


Ход военных действий (по этапам)

А) планы сторон в начале каждого этапа

Б) основные сражения и события

В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1)кампания 1914 г ( провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)

2)кампания 1915 г ( срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)

3)кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)

4)кампания 1917 г ( наступление Антанты; выход России из войны)

5)кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайд 8-16). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России,Англии,Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена. Заслушивается сообщение о плане Шлиффена. Далее рассматриваются основные этапы войны.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»

1917-18 гг .события показываются на карте

(Слайд 17-21). Герои и полководцы. Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны

(Слайд 22-24)Итоги войны. Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление.

Домашнее задание: параграф 1, творческое задание по выбору.


конспект урока по всемирной истории на тему "Первая Мировая война".
  • История
Описание:

Цель урока:Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

1.      Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.

2.      Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.

3.      Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

4.      Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

5.      На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.

 

6.      Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Автор Бекмачева Галина Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1533
Номер материала 42016
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓