Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по внеклассному чтению "Краденая елка"

Конспект урока по внеклассному чтению "Краденая елка"

Название документа Краденая елка.docx

«Краденая елка»

Конспект урока по внеклассному чтению

по рождественскому рассказу К.М.Станюковича «Елка»

(Технология «Шесть шляп мышления»)

Цель: 1.Актуализация нравственных проблем.

2.Ознакомление с заповедью «Не кради».

Задачи: обучение работе с литературным текстом, развитие творческого мышления, воспитание веры в добро, расширение словарного запаса учащихся, формирование личностных, познавательны, коммуникативных, универсальных учебных действий

Технология: развитие критического мышления, проблемное обучение.

Оборудование: текст рассказа и десяти заповедей по одному экземпляру на парту, кепки, интерактивная доска, компьютерная презентация, словарь устаревших слов.

Организационные мероприятия.

1.Распечатать текст рассказа и десяти заповедей в нужном количестве экземпляров.

2.Изготовить шесть кепок (красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов). Схема прилагается

Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель: (целеполагание)

Слайд 2

Библиотекарь:

Ребята! Расскажите, что вы знаете о празднике «Рождество», какому событию посвящен праздник (Учащиеся рассказывают. При необходимости дополнить их рассказ) Рождество Христово один из главных христианских праздников, установленных согласно церковному вероучению в честь рождения Сына Божия Иисуса Христа. Отмечается Рождество по старому летоисчислению 25 декабря и, соответственно, 7 января по новому стилю. Двое евангелистов, Матфей и Лука повествуют об этом событии. Сохранилось и много устных преданий об этом чудесном событии.

Слайд 3

В маленьком городе Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в доме старца Иосифа жила дева Мария. Однажды Марии явился вестник божий архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

Страна Иудея тогда была подвластна Риму. По указу римского

императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились на родину предков в город Вифлеем. Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пещере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в кормушку для скота.

Слайд 4

Первым о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В ярком свете им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. Имя Иисус означает «Бог спасает» или «Спаситель».

Слайд 5

По преданию, на поклонение младенцу Иисусу с востока приходили мудрецы Каспар, Валтасар и Мельхиор и принесли Ему богатые дары – золото, ладан и смирну.

Рождество – чудесный, светлый праздник, который нашел свое отражение не только в народных традициях, но и в художественной литературе.

Слайд 6

Учитель:

В 19 веке появился литературный жанр – рождественский рассказ. Основателем жанра принято считать английского писателя Чарльза Диккенса, написавшего в 1843 году «Рождественскую песнь в прозе». В этом произведении он сформулировал основные темы «рождественской философии»: ценность человеческой души, память и забвение, любовь к человеку во грехе.

Особенность рождественского рассказа в том, герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для решения которого требуется чудо. И это чудо случается накануне Рождества. Финал рассказа всегда светлый и радостный.

Слайд 7

Традиция Ч.Диккенса была воспринята всей европейской литературой. Ярким образцом этого жанра принято считать «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена.

Из русских писателей рождественские истории и сказки писали Ф.М.Достоевский, А.И.Куприн, А.П.Чехов, Н.С.Лесков и другие.

Слайд 8

Один из таких рассказов под названием «Елка» написал русский писатель Константин Михайлович Станюкович. Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним мальчиком Станюкович стал очевидцем героической обороны Севастополя. Находясь с отцом в осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя, адмирал, с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус. Это был неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный адмирал».

Станюкович находит в себе мужество порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. В 1884 году Станюкович уезжает на юг Франции к больной дочери, где сближается с революционной эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в

Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь.

В ссылке Станюкович создает цикл морских рассказов, принесших ему славу, неувядаемую с годами.

Морские рассказы проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром современники Станюковича называли его Айвазовским слова.

Последние годы писателя были омрачены болезнью, нуждой и горем - смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20) мая 1903 года.

Слайд 9

Его рассказы о море и моряках любимы читателями и сейчас, но мало кто знает, что из тринадцати томов собрания сочинений, вышедшего при жизни Станюковича, "морские" рассказы и повести составляют только три.

Этот талантливый и умный, хорошо знавший жизнь и удивительно работоспособный писатель, честный труженик-просветитель, страстный поборник передовых идей шестидесятых годов создал множество "неморских" произведений, один из которых рассказ «Елка».

Библиотекарь: Ребята! Желающие почитать морские рассказы Станюковича могут взять их в нашей школьной библиотеке.

Слайд 10

Учитель: (надевает синюю кепку) Ребята! А теперь приступим к обсуждению рассказа «Елка». (Рассказ прочитывается учащимися дома. Если рассказ читается в классе вслух по цепочке, то для работы над рассказом понадобится два учебных часа))

Для этого мы разделимся на пять групп. Каждая группа получает головной убор определенного цвета. Что означает тот или иной цвет, вы можете прочитать на доске или на внутренней стороне козырька кепки.

1.Белая шляпа (аналитик ). Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.

2. Красная шляпа (тонко чувствующий человек). Эмоции, интуиции, чувства, предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала. Не требуется давать обоснования чувствам.

3.Чёрная шляпа (пессимист). Осторожность. Суждения. Оценки. Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места. Желательно обосновать свою позицию.

4. Жёлтая шляпа (оптимист). Преимущества. Предполагает оптимистическое видение объекта обсуждения, поиск позитивных перспектив.

Желательно обосновать свою позицию.

5. Зелёная шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество.

Различные идеи. Предложения. Нестандартный взгляд на проблему.

6.Синяя шляпа (координатор). Организация и координация. Подведение итогов. Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово, определяет ряд вопросов, делает выводы, подводит итоги.

Учитель: (надевает синюю кепку) Ребята! В ходе обсуждения вы можете надеть шляпу, снять шляпу, сменить ее. Смена шляп приветствуется. Я предлагаю вначале выслушать аналитиков в белых шляпах. Какой мы уже обладаем информацией?

-Кто главные герои?

-Что произошло?

-Когда происходит действие?

-Где происходит действие?

-Как ведут себя герои?

- Завязка, кульминация, развязка.

- О чём рассказ?

(Учащиеся рассказывают, как обитатель трущобы «майор» в рождественский сочельник украл серебряные ложки и на вырученные деньги купил елочку для мальчика, жившего с ним)

Какая нам еще нужна информация? Все ли слова вам понятны? Давайте поработаем со словарями. (Учащиеся называют непонятные слова а «аналитики» их находят в словаре)

Словарная работа

Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацавейка, дворянская рука, пестун, скептицизм,

Ч.2. Абордировал фразой, швейцары, кабак, скаред, картуз с большим козырем, вдова городового, сиделец.

Ч.3. Полштоф

Библиотекарь: (надевает синюю кепку) Теперь предоставим слово тонко чувствующим читателям в красных шляпах. Обосновывать свои высказывания не нужно

-Какие чувства испытали? Менялись ли они?

-Какие моменты особенно взволновали?

-Как относитесь к героям? Менялось ли отношение на протяжении чтения?

-Какое впечатление произвёл рассказ?

(Если учащиеся не называют чувства сострадания, жалости, то координатор называет их сам)

Учитель: (надевает синюю кепку) Прошу приготовиться

пессимистов в черных шляпах.

-Что было трудно?

-Что непонятно?

-Что не принимаете в героях и событиях?

- Автор рассказа осуждает или оправдывает «майора» за воровство?

- Согласны ли вы с автором?

Автор оправдывает «майора». Об этом говорит радостная атмосфера финала рассказа.

Слайд 11

Библиотекарь: (надевает синюю кепку) Ребята! Кто из вас знает, что такое «Десять заповедей» ( Учащиеся отвечают) Согласно Библии, четыре тысячи лет назад, Бог дал людям десять заповедей, по которым они должны жить, чтобы быть счастливыми. Произошло это на горе Синай. Заповеди были начертаны на двух каменных досках – скрижалях.

Слайд 12

Теперь внимательно прочтите заповеди (выделенное жирным шрифтом) и скажите, какую из них «майор» нарушил? (Учащиеся называют восьмую заповедь «Не кради», оправдывают «майора», так как он старался для больного мальчика. Учащимся надо напомнить, что восьмая заповедь очень короткая, категоричная и не предполагает исключений. К тому же «майор» не забыл и про себя, купив полштоф водки и закуску)

Ребята! Давайте вспомним еще одного героя рассказа. Это кухарка генеральши. Что вы скажете о ней? (Никому из ребят она не понравилась) А ведь кухарка попыталась помочь «майору», впустила его на кухню. А что сделал он? Украл серебряные ложки. Ребята, давайте продолжим сюжет рассказа и представим, что будет с кухаркой, когда генеральша узнает о пропаже. Скорее всего кухарка будет уволена, так как ее хозяйка «чистый скаред». Получается, что счастье «майора» и мальчика построено на несчастье другого. Что же делать? Неужели ситуация столь безвыходна? Что скажут оптимисты в желтых кепках?

- Что вызвало положительные эмоции, какие моменты или персонажи?

- Что нового узнали?

- Принимаете ли вы финал?

(Учащиеся могут сказать: «Все нормально закончилось и не надо усложнять», «Заповеди написаны очень давно, поэтому их не надо соблюдать»).

Учитель: (Надевает синюю кепку) Ребята! Несогласным с такими высказываниями предлагаю надеть зеленые кепки. Какие нестандартные выходы из ситуации предложите? (Зеленая шляпа самая популярная и переходит с головы на голову. Учащиеся предлагают «майору» взять кредит в банке, ограбить банк, попросить взаймы у родственницы мальчика, просить милостыню. Самое оригинальное предложение заключалось в следующем. «Майору» в близлежащих кабаках спиртное наливали в кредит. Ему следовало набрать спиртного в разных кабаках, потом продать и на вырученные купить елку. А с долгами можно расплатиться позже, прося милостыню)

Библиотекарь: (надевает зеленую кепку) Ребята! Я тоже хочу предложить решение проблемы. Возможно, «майору» следовало бы помолиться и уповать на Бога? Но «майору» не пришло это в голову и он опустился до воровства.

Напомню вам слова Христа из Евангелия: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». Говорят, что Бог не дает человеку испытаний выше его сил.

(надевает синюю кепку) Ребята! Давайте подведем итоги. Судя по тому, как активно вы участвовали в обсуждении рассказа, он вам понравился. Вы узнали, что в жизни добро и зло тесно переплетены. Порой очень сложно их отличить и принять единственно правильное решение. Только от вас самих зависит, сотворите вы зло или добро, ведь человек рожден свободным в своих поступках.

C:\Documents and Settings\Библиотекарь\Рабочий стол\DSC02269.JPG

C:\Documents and Settings\Библиотекарь\Рабочий стол\DSC02271.JPG







Как сделать кепку.


  1. Лист цветного картона формата А 4 закруглить с одного конца.

  2. Сделать сгиб, как на фото.

  3. Сделать пять надрезов до сгиба.

  4. Свободные концы получившихся шести полосок соединить скрепками.



C:\Documents and Settings\Библиотекарь\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC02516.jpgF:\DCIM\102MSDCF\DSC02584.JPG












Идея, текст: Тимербаева М.И.



Название документа Краденая елка.pptx

«Краденая елка» Урок по внеклассному чтению по рождественскому рассказу К.М.С...
Рождество Христово
Рождество Христово Ангел приносит Марии благую весть. Роспись церкви св. Клим...
Рождественские открытки
Поклонение волхвов
Рождественский рассказ Чарлз Диккенс (1812 – 1870)
Рождественский рассказ
Константи́н Миха́йлович Станюкович 1843 - 1903
Станюкович К.М. Елка. Рождественский рассказ
Шесть шляп мышления Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без ...
Словарная работа Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кац...
Десять заповедей (Духовный закон) Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 16...
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабс...
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Краденая елка» Урок по внеклассному чтению по рождественскому рассказу К.М.Стан
Описание слайда:

«Краденая елка» Урок по внеклассному чтению по рождественскому рассказу К.М.Станюковича «Елка» (Технология «Шесть шляп мышления»)

№ слайда 2 Рождество Христово
Описание слайда:

Рождество Христово

№ слайда 3 Рождество Христово Ангел приносит Марии благую весть. Роспись церкви св. Климент
Описание слайда:

Рождество Христово Ангел приносит Марии благую весть. Роспись церкви св. Климента в Охриде. Македония.14 век.

№ слайда 4 Рождественские открытки
Описание слайда:

Рождественские открытки

№ слайда 5 Поклонение волхвов
Описание слайда:

Поклонение волхвов

№ слайда 6 Рождественский рассказ Чарлз Диккенс (1812 – 1870)
Описание слайда:

Рождественский рассказ Чарлз Диккенс (1812 – 1870)

№ слайда 7 Рождественский рассказ
Описание слайда:

Рождественский рассказ

№ слайда 8 Константи́н Миха́йлович Станюкович 1843 - 1903
Описание слайда:

Константи́н Миха́йлович Станюкович 1843 - 1903

№ слайда 9 Станюкович К.М. Елка. Рождественский рассказ
Описание слайда:

Станюкович К.М. Елка. Рождественский рассказ

№ слайда 10 Шесть шляп мышления Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмо
Описание слайда:

Шесть шляп мышления Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок. Аналитик Тонко чувствующий человек Эмоции, интуиция, чувства. Не требуется давать обоснования чувствам. Пессимист Осторожность. Суждения. Оценки. Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места. Желательно обосновать свою позицию. Творческий человек Творчество. Различные идеи. Предложения. Нестандартный взгляд на проблему. Оптимист Преимущества. Предполагает оптимистическое видение объекта обсуждения, поиск позитивных перспектив. Желательно обосновать свою позицию. Координатор Организация и координация. Подведение итогов. Избирает участников, распределяет роли , предоставляет им слово, определяет ряд вопросов, делает выводы

№ слайда 11 Словарная работа Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацаве
Описание слайда:

Словарная работа Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацавейка, дворянская рука, пестун, скептицизм Ч.2. Абордировал фразой, швейцары, кабак, скаред, картуз с большим козырем, вдова городового, сиделец. Ч.3. Полштоф

№ слайда 12 Десять заповедей (Духовный закон) Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 1659
Описание слайда:

Десять заповедей (Духовный закон) Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 1659 год. Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг. Моисей . Скульптура Микельанджело

№ слайда 13 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства
Описание слайда:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Десять заповедей (Духовный закон)

№ слайда 14 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дн
Описание слайда:

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Десять заповедей (Духовный закон)

Конспект урока по внеклассному чтению "Краденая елка"
  • Русский язык и литература
Описание:

         Урок разработан по рождественскому  рассказу

К.М.Станюковича "Елка".  Цель: актуализация нравственных

проблем, ознакомление с заповедью "Не кради". Используется

прием "Шесть шляп мышления" теории критического

мышления. Для усиления наглядности прилагается презентация.

       Предполагается работа со словарем устаревших слов,

который надо приготовить заранее.

       Этим конспектом могут воспользоваться учителя литературы,

преподаватели основ православной культуры при изучении

темы "Десяти заповедей".

Автор Тимербаева Мария Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 46526
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓