Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь!
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится как надо
И даже сверх того.
Мелок лежит здесь рядом,
Давай начнём с него.
Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью.
С…деньем г…р…да не берут.
Под л…жачий кам…нь в…да не т…чёт.
Учитель: Прочитаем пословицы.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы?
Синонимический ряд – это ряд лексических или фразеологических синонимов. Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, обходительный, обязательный, тактичный, учтивый.
Синонимия
- это совпадение в основном значении.
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Учитель: Какой?
Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.
Ученики списывают.
2. Распределительный диктант.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?
Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
На доске:
Безударные гласные в корне слова
Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся
Сиденьем
города
лежачий
камень
вода
не течёт
города
камень
берут
Учитель: Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания). Проверьте правильность выполненного задания.
Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.
Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.
Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?
Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая – непроверяемая.
2. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какое слово осталось без нашего внимания?
Ученики: БЕРУТ.
Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.
Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.
Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?
Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.
Учитель: Ещё одна пословица.
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК ( Корзина для переноса ягод и грибов).
Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?
Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.
Учитель: выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ.
Ученики называют. Учитель на доске делает запись:
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?
Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. ( появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)
Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
3. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем тему урока.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
ТЕМА УРОКА
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ( в тетради) Ф/М
Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Физкультурную минутку можно провести и таким образом:
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).
Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
(ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
(дети садятся за парты).
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Как эта тема связана с темой прошлого урока.( Понятие о чередовании).
Купец- купеческий ц//ч Лексическое значение слова купец Д/З)
Наблюдение в учебнике стр.96 (соберу- собирать)
Учитель: От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
Учитель: Откроем учебник, стр. 96, параграф 28, проверим ( правило), правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.
1. Выделяю в слове (корень).
2. Ставлю (знак ударения).
3. Нахожу (безударную гласную в корне)
4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
6. Первичное закрепление.
Стр.96, упражнение 214.
8. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
Домашнее задание (дифференцированный подход):
Стр.96 упр.215,
Стр.97 ( упр.216) ( сильные ученики).
6 653 499 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Честных Евгения Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.