Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по УМК Л. М. Рыбченковой

Конспект урока по УМК Л. М. Рыбченковой

Скачать материал

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь!

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится как надо

И даже сверх того.

Мелок лежит здесь рядом,

Давай начнём с него.

 

     Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью.

С…деньем   г…р…да  не  берут.

Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?

Синонимический ряд – это ряд лексических или фразеологических синонимов. Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, обходительный, обязательный, тактичный, учтивый.

              Синонимия

             - это совпадение в основном значении.

 

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

На доске:

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

камень

вода

не течёт

города

камень

берут

Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. 

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Учитель:  Ещё одна пословица.

 

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК ( Корзина для переноса ягод и грибов).

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.

Ученики называют. Учитель на доске делает запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. ( появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ( в тетради) Ф/М

Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

 Физкультурную минутку можно провести и таким образом:

 Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).

 Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные     движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились      

Раз -  вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим

(ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять начать учиться

(дети садятся за парты).

 

5. Реализация построенного проекта.

     

 Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как эта тема связана с темой прошлого урока.( Понятие о чередовании).

Купец- купеческий ц//ч Лексическое значение слова купец Д/З)

Наблюдение в учебнике стр.96 (соберу- собирать)

Учитель:  От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 96, параграф 28,  проверим ( правило), правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

6. Первичное закрепление.

Стр.96, упражнение 214.

           8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

Стр.96  упр.215,  

Стр.97 ( упр.216) ( сильные ученики).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по УМК Л. М. Рыбченковой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь!

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится как надо

И даже сверх того.

Мелок лежит здесь рядом,

Давай начнём с него.

 

     Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью.

С…деньем   г…р…да  не  берут.

Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?

Синонимический ряд – это ряд лексических или фразеологических синонимов. Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, обходительный, обязательный, тактичный, учтивый.

              Синонимия

             - это совпадение в основном значении.

 

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

На доске:

Безударные гласные в корне слова

   

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

камень

вода

не течёт

города

камень

берут

         

Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. 

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Учитель:  Ещё одна пословица.

 

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК ( Корзина для переноса ягод и грибов).

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.

Ученики называют. Учитель на доске делает запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. ( появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ( в тетради) Ф/М

Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

 Физкультурную минутку можно провести и таким образом:

 Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).

 Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные     движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились      

Раз -  вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим

(ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять начать учиться

(дети садятся за парты).

 

5. Реализация построенного проекта.

     

 Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как эта тема связана с темой прошлого урока.( Понятие о чередовании).

Купец- купеческий ц//ч Лексическое значение слова купец Д/З)

Наблюдение в учебнике стр.96 (соберу- собирать)

Учитель:  От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 96, параграф 28,  проверим ( правило), правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

6. Первичное закрепление.

Стр.96, упражнение 214.

           8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

Стр.96  упр.215,  

Стр.97 ( упр.216) ( сильные ученики).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 499 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 511
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Честных Евгения Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Честных Евгения Ивановна
    Честных Евгения Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 124332
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 618 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек