Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по творчеству А. А. Лиханова

Конспект урока по творчеству А. А. Лиханова



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

поселка Белореченск

Омутнинского района







Открытый урок чтения


Дети Великой Отечественной войны в творчестве А. А. Лиханова

(по повести Альберта Анатольевича Лиханова

«Последние холода»)








Библиотекарь: Макарова Татьяна Владимировна




















6 октября 2009 г

Проект открытого урока чтения

Тема: Дети Великой Отечественной войны в творчестве

А. А. Лиханова


Макарова Татьяна Владимировна – заведующая библиотекой

МОУ СОШ № 10 поселка Белореченск

Омутнинского района Кировской области


Цель урока: Расширить читательский кругозор через знакомство с творчеством писателя – земляка А. А. Лиханова.


Задачи:

  1. Развивать у учащихся читательский интерес к произведениям военных лет.

  2. Познакомить с творчеством писателя – земляка А. А. Лиханова.

  3. Воспитывать нравственные качества: сострадание, взаимопомощь.

  4. Формировать морально-нравственные установки, ценностные ориентации.


Метод работы: проблемный и частично-поисковый

Форма работы: открытый урок чтения


Оборудование:

  1. Выставка книг, видеоматериалов А. А. Лиханова.

  2. На доске цитата «Пройдет время, и все, кто был взрослыми, когда шла война, умрет. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случится, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!» А. А. Лиханов.

  3. Презентация по биографии А. А. Лиханова.

  4. Кроссворд по содержанию повести «Последние холода» А. А. Лиханова.

  5. Иллюстрации к повести «Последние холода».


Предварительная подготовка:

  1. Выбор произведения А. А. Лиханова

  2. Беседа побуждающая учащихся прочесть данное произведение

  3. Подготовить вопросы для обсуждения

  4. Создать мультимедийную презентацию о биографии

А. А. Лиханова

5. Составить кроссворд по содержанию повести «Последние холода».

6. Оформить выставку произведений А. А. Лиханова

7. Подготовить коллекцию иллюстраций к повести «Последние холода».


Конспект урока


Н/п

Содержание урока


Примечание

1

Организационный момент

  • Добрый день! Сегодня мы посвятим открытый урок чтения творчеству Альберта Анатольевича Лиханова и более подробно рассмотрим одно из его произведений – повесть «Последние холода».

  • Почему, скажите вы, мы выбрали этого писателя? Да потому что участниками нашего мероприятия стали члены краеведческого кружка «Юный краевед». И сегодня мы познакомимся с творчеством писателя - земляка А. А. Лиханова.

  • Почему мы выбрали именно это произведение, скорее всего, потому что стремительно приближается значимая дата в нашей истории – 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. А это произведение о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

  • На нашем мероприятии присутствуют гости:





2

Вступительная беседа

Итак, мы начинаем! А начнем с цитаты. Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова писателя А. А. Лиханова «Пройдет время, и все, кто был взрослыми, когда шла война, умрет. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… и может случится, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!» А. А. Лиханов. И действительно, не смотря ни на что, мы должны помнить тяжелые годы Великой Отечественной, потому что это наша с вами история, наша Победа и мы не должны забывать о тех, кто ковал победу ценой своей жизни и тех, кто всячески поддерживал их в тылу, и конечно, особой темой, является тема о жизни детей в военный период. Им тоже приходилось нелегко, они выживали как и взрослые, но это дети и поэтому им было намного сложнее. А как это проходило становление характера наших героев в Условиях военного времени, мы увидим в повести А. А. Лиханова «Последние холода».

Но прежде чем коснуться его произведения, давайте познакомимся с его биографией.


(презентация о жизни А. А. Лиханова)


Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до конца, до Победы. Мама – медицинская лаборантка, всю свою жизнь проработала в больнице.

«Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание», - вспоминал Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам». У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство писателя проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

Много пережил А. Лиханов, и написанное им о военном детстве ребят покоряет своей правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство», - говорил писатель. Он вспоминал как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, как дети делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, справедливость.

Ребяческая память чутко воспринимала особенности времени, запечатлела людей, окружавших заботой малышню. Такие впечатления для Альберта Лиханова станут впоследствии живым родником, питающим его творчеством.

В 1953 году Лиханов окончил Кировскую среднюю школу № 16, в 1958 году – отделение журналистики Уральского государственного университета им. Горького. Уже в студенческие годы он пишет очерки о молодежи, о проблемах молодых рабочих. В г. Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». После этой книги Альберт Лиханов пробует свое перо уже в разных жанрах. Он пишет очерки об энтузиастах культурно- просветительской работы, не оставляет тему подростков, обращается к страницам исторического прошлого Вятки. В 1961 году он опубликовал историческую повесть «Да будет солнце» - о польском художнике Андриолли.

1958-1961 года – литсотрудник газеты «Кировская правда».

В 1962 году в журнале «Юность» был опубликован первый рассказ Альберта Лиханова. В 1963 он участвует в 4 Всезоюзном совещании молодых писателей. Работа в семинаре Л. А. Кассиля определила литературную судьбу писателя. С этой поры его творчество прочно связано с литературой для детей и юношества.

1961-1964 гг. – главный редактор газеты «Комсомольское племя». С его именем связано появление в Кирове при молодежной газете и писательской организации творческого клуба «Молодость».

Журналистская работа позвала Альберта Лиханова в Сибирь. Так с 1964-1966 гг. – собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири, город Новосибирск.

В своих произведениях этой поры он старается понять, как происходит становление характера человека. Поэтому многие его повести – это наблюдения, размышления о взаимоотношениях взрослых и подростков. Лиханов находит ту грань, через которую мир детства и отрочества видится не «розово-подслащенным», а со своими проблемами, вопросами, порой с гамлетовским трагизмом «быть или не быть?».

В 1970 году Лиханова принимают в Союз писателей.

За трилогию «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1963, «Обман», 1973) и «Мой генерал» (1975) Альберт Анатольевич удостоен премии Ленинского комсомола.

А с 1975 года он становится главным редактором журнала «Смена». Забота о детях, о подростках, оказавшихся в беде, лишенных метеринского и отцовского покровительства, заставляет Альберта Анатольевича Лиханова возглавить Детский фонд.

1987-1991 гг. – председатель Правления Советского детского фонда им. В. И. Ленина.

1991 года по новому времени – председатель Правления Российского детского фонда- крупнейшей общественной благотворительной организации в нашей стране.

Альберт Анатольевич не забывает своих вятских корней, многие его произведения, написанные уже в Москве, пронизаны любовью к нашему городу, к его людям. Он автор – составитель фотоповести о городе Кирове «Семь холмов над рекой»(1976).

Основные литературные произведения – повести «Чистые камушки», «Последние холода», «Лабиринт», «Благие намерения», «Голгофа», «Невинные тайны», «Высшая мера», «Паводок», «Никто», «Сломанная кукла». Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о военных действиях.

У Альберта Лиханова много благодарных читателей, слушателей, зрителей. Ведь значительная часть его произведений получила как бы вторую жизнь на сцене театра, в кино, на радио, телевидении. Его книги изданы на Украине, Белорессии, в Болгарии, Чехославакии, Польше, Монголии, Венгрии, Германии, Италии, США, Японии и др. странах.

Альберт Анатольевич Лиханов с 1993 года академик Российской академии естественных наук, с 1995 года почетный профессор Вятского государственного педагогического университета, с 2001 года почетный профессор Белгородского государственного университета и академик Российской академии образования.

Награжден двумя медалями СССР, медалью К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, Л. Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, грузинским «Орденом Чести», медалями Белорессии и Армении.

Сфера научных интересов А. А. Лиханова – права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей - сирот». Словарь – справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Письма в защиту детства» и другие.

Произведения Альберта Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.


Зачитать цитату

3

А сейчас, давайте познакомимся с одним из его произведений «Последние холода».

Много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а, наоборот, объединила детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повесть «Последние холода».



4

Работа по повести «Последние холода»

Ребята, давайте приготовим книги и поработаем по содержанию данного произведения.

  • От чьего имени ведется рассказ?

(от имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство).

-А с кем Коля проживает? (с мамой и бабушкой, а папа на фронте)

  • Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме?

(доброжелательные отношения. Он был послушным сыном и привык, что о нем все заботились, боялись за него, думали о нем).

  • Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь, ощущать по-настоящему беду?

(когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война. Коля видит разных ребят: детей с обидной кличкой «Шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага – это невозможно забыть. Война заставляет людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность).

  • Из всей массы детей, пришедших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Что мы узнаем о Вадике и Маше?

(Вадик и Маша – эвакуированые, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в тифозном бараке. А тут ко всем бедам еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают, никому не говоря).

  • Какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении? Что помогло им выстоять, выжить? (светящаяся доброта, забота о маме зачитать письмо стр. 373), забота друг о друге (Вадик защищает Машу, кормит ее, даже в баню водит). Конечно, во многом детям помогали люди, которые их окружали)

  • Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он для них сделал?

(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил отдать, идет с Вадиком на промысел).


Чтение отрывка стр. 412 «У тифозного барака»

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков, - говорит он сам себе».

  • Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

(он задумывается о щедрости и жадности, о доброте и злобности. Коля называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед Вадиком, т. к. только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства. В нем проявляется бескорыстие – готовность понять, идти на любые жертвы, такая готовность не появляется вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и боязнь и страх).

Вы дома должны были найти рассуждения Коли о взрослости, кто нашел? Кто может нам зачитать.

  • зачитать рассуждение Коли о взрослости.

«…Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой – то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимания их если не умом, то сердцем…»

(Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него, теперь понимает, что это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком – то: «А вот Вадька боялся… я бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня – мама и бабушка».)

  • Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коли?

(Горе сделало Вадика и Машу очень взрослыми, а Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

  • А как считает Коля, почему они не подружились?

  • А также вы должны были дома найти и ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, что вы нашли.

  • Найти в повести стр. 428

(Не вышла дружба у меня с Вадиком и Машей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями, - время?

Слишком мало его оказалось у нас. Слишком!).

  • Итак, подведем итог по данному произведению. Почему повесть называется «Последние холода»?

(Весна! Заканчивается война, холод и голод военного времени. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Народное ликование, радость, но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия войны. А. А. Лиханов словами учительницы Анны Николаевны еще и еще раз напоминает, что нельзя забывать о войне. Конец войне, а значит, кончится голод, не будет «шакалов», в душе начнется «потепление», поэтому и название «Последние холода»).

Беседа по прочитанному



























Зачитать письмо матери на отдельном листе у доски






Чтение по ролям у доски












Чтение отрывка из произведения



















Зачитать отрывок из текста


5


  • Давайте вспомним основные моменты произведения с помощью кроссворда. Ключевым словом в кроссворде взято название повести «Последние холода».

  1. В каком литературном жанре написано произведение «Последние холода»? повесть

  2. В какой году описан сюжет произведения «Последние холода»? 45

  3. Как или через что общаются хорошие знакомые главного героя со своей мамой? письмо

  4. Как зовут главного героя повести «Последние холода»? Коля

  5. В каком классе учиться Николай? 3

  6. С кем знакомится главный герой Николая? Вадик

  7. Чем расплачивались за дополнительное питание в столовой? Талоны

  8. Как оказались брат с сестрой (Вадик и Маша) в одном городе с Колей? были эвакуированы

  9. Почему произведение называется «Последние холода»? конец войны

  10. Чем в основном питались бездомные дети в военные годы? Хлебная корка

  11. Где находиться мать Вадика? Тифозном бараке

  12. Как называется город, куда эвакуировали беженцев с прифронтовых территорий? Тыловой

  13. В годы, какой войны происходят события повести? Великой Отечественной

  14. Что ждет Вадика и Машу после смерти мамы? Детский дом

  15. Какое прозвище носил Вадик? шакал


- Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте попробуем проанализировать взаимоотношения между подростками, их жизненную позицию.

Кроссворд

6

Работа с рисунками

Пожалуйста, вспомните эпизоды, которые отображены на данных иллюстрациях нашего современника Сергея Острова.

- О каком эпизоде из повести говорят эти иллюстрации?


7

Итог урока. Рефлексия

  • Чему учить нас данное произведение?

(быть терпеливыми, отзывчивыми, помогать слабым)

  • Как вы думаете, в наше мирное время есть такие дети, как Вадик и Маша?

  • Что надо сделать, чтобы не было таких детей?



8

Перспектива

Вам будет домашнее задание написать письмо А. А. Лиханову, а потом мы составим коллективное письмо об отзывах к повести «Последние холода» и наверно, скажем, что и в нашей школе работает клуб «Милосердие», что ученики нашей школы помогают престарелым, ветеранам, и что не все так плохо. Так как в его последних произведениях все чаще поднимаются проблемы жестокости, черствости, равнодушия.

Мы уже с вами знакомились с А. А. Лихановым в прошлом учебном году. Это был урок с использованием видеоматериалов «Уроки нравственности - 2» по теме «Отважность».





















Этап

Задачи

Приемы

Деятельность ведущего

Деятельность

участников мероприятия

Оргмомент.

Целеполагание

Включить участников в работу. . Заинтересовать мероприятием. Сформулировать целевые установки

Поприветствовать участников, представить друг другу

Обеспечить четкое начало занятия с формулировки поставленных задач мероприятия

Настроиться на активную совместную работу

Мотивация деятельности участников мороприятия

Обеспечить мотивацию к дальнейшей практической деятельности

Проссмотр видеоматериалов презентации «Биография А. А. Лиханова»

Обратить внимание на содержание деятельности А. А. Лиханова, его творческую и жизненную позицию

Слушать и смотреть рассказ ведущего

Практическая часть

Проанализировать одно из произведений А. А. Лиханова «Последние холода» и соотнести себя на место главных героев

Беседа, полилог,

дискуссия, чтение отрывков произведения, соотнесение иллюстраций с содержанием текста

Контролировать ход мероприятия, анализировать ответы, держать фокус беседы

Активно отвечать на поставленные вопросы, быть участников дискуссии

Подведение итогов работы

Обобщить полученную информацию, обозначить перспективу работы по творчеству А. А. Лиханова

Беседа


Контроль за рефлексивной деятельностью участников мероприятия

Вывести участников на позитивное обобщение мероприятия, на сотрудничество


Конспект урока по творчеству А. А. Лиханова
  • Русский язык и литература
Описание:

В предварительной подготовке к проведению урока необходимо прочтение учащимися произведения Альберта Анатольевича Лиханова "Последние холода" (о судьбе детей в сложные военные годы Великой Отечественной войны). В процессе проведения урока идет анализ прочитанного текста, инсценирование отрывков произведения, прочтение интересных моментов. Для проведения урока необходимы тексты на каждого ученика, иллюстрации к произведению формата А4, можно использовать презентацию о биографии писателя и познакомить с его творчеством, тем более что все произведения написаны именно о детям и для детей.

Автор Макарова Татьяна Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3322
Номер материала 51996
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓