МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Архангельской области
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГАОУ СПО АО «АПТ»
к.2)
Методическая разработка урока по теме:
« Углеводороды»
Выполнила преподаватель АПТ
Пахомова Н.Н.
Архангельск 2013
Тема
урока:
«Углеводороды»
Цель
урока:
Обобщить сведения об углеводородах.
Задачи:
1.
Проследить зависимость свойств веществ от строения.
2.
Закрепить следующие понятия: строение молекул; тип гибридизации; понятие
гомологического ряда; виды изомерии; номенклатура; свойства данных органических
соединений.
3.
Отработать умения применять знания при: составлении схем генетической связи
углеводородов; решение задач на вывод молекулярных формул органических
соединений; распознавание алкенов с помощью качественных реакций.
Оборудование
: модели
углеводородов, таблицы строения метана, этилена, ацетилена, карточки с
заданием, химическое оборудование для химического эксперимента, этиловый спирт,
серная кислота, проэктор, компьютор.
Организационный
момент. (слайд
1)
Ход урока
Учебный
элемент 1.
Цель:
Обобщить знания по составу и классификации углеводородов, особенностях строения
их молекул.
Фронтальная беседа (2 минуты).
1.Дайте определение углеводородам. (слайд 2)
Углеводороды это органические соединения, состоящие из атомов углерода
и водорода.
2. Какие классы углеводородов вы знаете? (слайд 3)
Алканы, алкены, алкины, алкодиены, циклоалканы.
3.Какие признаки углеводородов вы знаете?
Общая формула, вид связи, тип гибридизации.
Индивидуальная работа в тетради (3 минуты).
1.
К каким углеводородам
относятся следующие вещества:
С5Н12, С4Н6, С3Н6.
2.
Графический диктант.
Если утверждение правильное, то поставьте «+», если
неправильное «-»:
-атомы углерода в состоянии sp3-гибридизации—алканы;
-вид связи одна и одна π связь --алкины;
- общая формула С nН2n-алкены;
- тип гибридизации sp—алкины;
- вид связи одна и две π связи --алкены;
-вид связи --алканы.
Поменяйтесь тетрадями и сверьте с ответами.
Поставьте баллы.
(слайд 6)
3.
Заполните таблицу (5 минут):
Признак
сравнения
|
алканы
|
циклоалканы
|
алкены
|
алкины
|
Общая
формула
|
|
|
|
|
Особенности
строения
|
|
|
|
|
Тип
гибридизации
|
|
|
|
|
Вид связи
|
|
|
|
|
Проверьте таблицу и поставьте баллы. (слайд 7)
Учебный элемент 2.
Номенклатура и изомерия углеводородов.
Цель:
Доказать, что углеводороды имеют свои названия. Отработать умения находить,
различать и называть изомеры, гомологи углеводородов.
Индивидуальная работа в тетради. ( 6 минут)
Ответьте на вопросы.
1.
Какое явление называется
изомерией?
2.
Какие виды изомерии вы
знаете? (слайд 8)
3.
Определить гомологи и
изомеры, дайте им названия
(слайд 9)
СН3-СН2-СН2-СН3
СН3-СН2-СН2
│
СН3
СН3-СН2-СН-СН3
│
СН3
СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
4.
Назовите вещества,
структурные формулы которых приведены ниже (слайд 10):
СН3-СН2-СН=СН2
│
СН3
СН3-С=С-СН3
│
│
Н Н
СН2—СН—СН3
│ │
СН2—СН2
СН2=СН-СН-СН3
│
СН3
Проверьте ответы и поставьте баллы.
5.
Распределить
предложенные вещества по классам
(слайд 11 ):
С5Н12 пентан
СН4 метан
С3Н6 пропен или циклопропан
С5Н8 пентин
С9Н20 нонан
С8Н18 октан
С2Н2 этин
Учебный элемент 3
Цель:
Доказать, что зная строение вещества можно определить его свойства.
Отработать умения записывать химическое уравнение, указывать тип реакции.
Индивидуальная работа в тетради ( 10 минут)
1.
Дописать химические
реакции:
1 вариант
СН4+Сl2 → СН3Сl + НСl
С2Н4 + Сl2 → С2Н2Сl2
СН3-СН=СН2 + НВr → СН3-СНВr –СН3
2 вариант
С2Н4 + Н2→С2Н6
С2Н2 + Н2О→СН3-СОН
С3Н8 + Вr2→ С3Н7Вr + НВr
2.
Осуществить цепочку
превращений:
С→СН4→С2Н6→С2Н5Сl
С→С2Н2→С2Н4→С2Н6
Сверьте ответы, поставьте баллы. (слайды 12,13)
Учебный элемент 4
Проверка знаний по определению молекулярной формулы.
Цель:
Отработать умение определять молекулярную формулу вещества на основании данных
об относительной плотности по газу, массовой доле.
Индивидуальная работа 6 минут. Оценивает
преподаватель.
Задача.
(слайд 14)
Определить молекулярную формулу, если плотность по воздуху равна 2, а
массовая доля углерода 82,76%, водорода 17,24%.
Учебный элемент 5
Цель:
Отработать умение экспериментальным путем определять органические вещества.
Техника безопасности при проведении практической работе.
Работа в группах. 5 минут. Оценивает преподаватель.
Задание.
С помощью предложенных реактивов (этиловый спирт, концентрированная
серная кислота) получить этилен. Написать соответствующие уравнения реакции. Доказать
непредельность этилена.
Слайд 15, 16.
Учебный элемент 6
Цель:
Подведение итогов работы на уроке. (слайд 17)
Выставление оценок.
Признак
сравнения
|
алканы
|
циклоалканы
|
алкены
|
алкины
|
Общая
формула
|
|
|
|
|
Особенности
строения
|
|
|
|
|
Тип
гибридизации
|
|
|
|
|
Вид связи
|
|
|
|
|
№
УЭ
|
Учебный материал с указанием
заданий
|
Бал
лы
|
Руководство
к усвоению учебного материала
|
УЭ 0
|
Тема: « Углеводороды»
|
|
На доске
|
|
Цель урока:
Обобщить сведения об углеводородах.
Задачи:
1. Проследить зависимость свойств
веществ от строения.
2. Закрепить следующие понятия:
-строение молекул;
-тип гибридизации;
-понятие гомологического ряда;
-виды изомерии;
-номенклатура;
свойства данных органических соединений.
3. Отработать умения применять знания
при:
- составлении схем генетической связи
углеводородов;
-решение задач на вывод молекулярных
формул органических соединений;
-распознавание алкенов с помощью
качественных реакций.
|
|
Запишите тему урока.
Сформулируй цель урока. Сравните с целью
предложенной учителем.
|
УЭ 1
|
Цель:
Обобщить знания по составу и классификации углеводородов, особенностях
строения их молекул.
|
|
|
|
1.Дайте определение углеводородам. Какие
классы углеводородов вы знаете?
2.Какие признаки углеводородов вы
знаете?
На листочке отдельно.
3.К каким углеводородам относятся
следующие вещества: С5Н12,
С4Н6,
С3Н6.
4.Графический диктант.
Если утверждение
правильное, то поставьте «+», если неправильное «-»:
1)атомы углерода в
состоянии sp3-гибридизации—алканы
2)вид
связи одна σ
и одна π связь --алкины;
3) общая формула С nН2n-алкены;
4)тип гибридизации sp—алкины;
5)вид
связи одна σ
и две π связи --алкены;
6)вид связи σ
--алканы.
5.Заполните
таблицу:
Признак
сравнения
|
алканы
|
Цикло
алканы
|
алкены
|
алкины
|
Общая
формула
|
|
|
|
|
Особенности
строения
|
|
|
|
|
Тип
гибридизации
|
|
|
|
|
Вид
связи
|
|
|
|
|
|
1
1
1
1
1
1
1
4
|
1, 2 пункты-фронтальная беседа (2мин.)
С 3 пункта -
индивидуальная работа в тетради
(3 минуты)
Индивидуальная работа на листочках(5
минут)
|
УЭ 2
|
Цель:
Доказать, что углеводороды имеют свои названия. Отработать умения находить,
различать и называть изомеры, гомологи углеводородов.
|
|
|
|
Ответьте на вопросы.
1.Какое
явление называется изомерией?
2.Какие
виды изомерии вы знаете?
3.Определить
гомологи и изомеры, дайте им названия
СН3-СН2-СН2-СН3
СН3-СН2-СН2
│
СН3
СН3-СН2-СН-СН3
│
СН3
СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
4.Назовите
вещества, структурные формулы которых приведены ниже:
СН3-СН2-С=СН2
│
СН3
СН3-С=С-СН3
│ │
Н Н
СН2—СН—СН3
│
│
СН2—СН2
СН2=СН-СН-СН3
│
СН3
5.Распределить
предложенные вещества по классам: С5Н12,
СН4 , С3Н6
,С5Н8,С9Н20,
С8Н18,
С2Н2
|
1
1
4
4
3
|
Индивидуальная работа в тетради
(10 минут).
|
УЭ 3
|
Цель:
Доказать, что зная строение вещества можно определить его свойства.
Отработать умения записывать химическое уравнение, указывать тип реакции.
|
|
|
|
1.Дописать
химические реакции:
1
вариант
СН4+Сl2
→
С2Н4
+ Сl2 →
СН3-СН=СН2
+ НВr →
2
вариант
С2Н4
+ Н2→
С2Н2
+ Н2О→
С3Н8
+ Вr2→
2.Осуществить
цепочку превращений:
1
вариант
С→СН4→С2Н6→С2Н5Сl
2
вариант
С→С2Н2→С2Н4→С2Н6
|
6
6
|
Индивидуальная работа на листочках
( 10 минут).
|
УЭ 4
|
Цель:
Отработать умение определять молекулярную формулу вещества на основании
данных об относительной плотности по газу, массовой доле.
|
|
|
|
Задача.
Определить молекулярную формулу, если
плотность по воздуху равна 2, а массовая доля углерода 82,76%, водорода
17,24%.
|
|
Индивидуальная работа (6мин), оценивает
учитель.
|
УЭ 5
|
Цель:
Отработать умение экспериментальным путем определять органические вещества.
|
|
|
|
Задание.С
помощью предложенных реактивов (этиловый спирт, концентрированная серная
кислота) получить этилен. Написать соответствующие уравнения реакции.
Доказать непредельность этилена.
|
|
Работа в парах
(5 минут), оценивает учитель.
|
УЭ 6
|
Цель:
Подведение итогов работы на уроке.
|
|
|
|
1. Прочитать еще раз цель и тему урока.
2. Достигли ли вы поставленной цели?
Оцените себя: 31-35 баллов- отметка «5»
26-30 баллов- отметка
«4»
20-25 баллов-
отметка «3»
Менее 20 баллов
– «2»
Поставьте полученную отметку и сдайте
работу учителю. Спасибо за работу!
|
|
Проверьте свои ответы по эталону и
оцените себя
(3 минуты).
|
Эталон
ответа.
УЭ 1
1. Углеводороды
это органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода. Алканы,
алкены, алкины, алкодиены, циклоалканы.
2.Общая формула,
вид связи, тип гибридизации.
3.С5Н12 алкан, С4Н6 алкин, С3Н6 алкен.
4.Графический
диктант.
а) + б) + в) + г)
+ д) ─ е) +
5.Заполните таблицу :
Признак
сравнения
|
алканы
|
циклоалканы
|
алкены
|
алкины
|
Общая
формула
|
|
|
|
|
Особенности
строения
|
|
|
|
|
Тип
гибридизации
|
|
|
|
|
Вид
связи
|
|
|
|
|
УЭ 2
1. Изомерия это
явление при котором вещества с одинаковым количественным составом имеют разные
свойства.
2. Виды
изомерии:
-углеродного
скелета;
-положения
кратных связей.
3. Гомологи:
а) и б); в) и г).
А) бутан; Б)
бутан; В) 2-метилбутан; Г) пентан.
4. А)
2-метилбутен -1, Б) бутен-2;В) метилциклобутан; Г) 3-метилбутен – 1. 5.
C5H12 алканы , CH4 алканы ,
C3H6 алкены ,
C5H8 алкины ,
C9H20 алканы , C8H18 алканы ,
C2H2 алкины
УЭ 3
1.Дописать
реакции:
1 вариант
СН4+Сl2 → СН3Сl + НСl
С2Н4 + Сl2 → С2Н2Сl2
СН3-СН=СН2 + НВr →
СН3-СНВr –СН3
2 вариант
С2Н4 + Н2→С2Н6
С2Н2 + Н2О→СН3-СОН
С3Н8 + Вr2→ С3Н7Вr + НВr
2.
Осуществить цепочку превращений:
1 вариант
C+2H2→CH4
СН4+Сl2+Nа→
С2Н6+2NаСl
C2H6+Cl2→C2H5Cl+HCl
2 вариант
C+CaO +H2O→C2H2+Ca(OH)2
C2H2+H2→C2H4
C2H4+H2→C2H6
УЭ 4
Дано
Решение
D(возд)=2 1.Найдем молекулярную
массу по
ω(С)=82.76%
формуле М(С Н )=D(в) М(в);
ω(Н)=17.24%
М(С Н )= 2 ·29=58 г/моль.
-------------------- 2. Находим
количество вещества
С xНy
=? n(С)= ω/А
=82.76/12=6.7 моль
n(Н)=
17.24/1=17.24 моль
С:Н=6.7
:17.24 =1:2
Простейшая
формула СН2
Искомая
формула С4Н10
УЭ 6
Оцените себя:
31-35 баллов-
отметка «5»
26-30 баллов-
отметка «4»
20-25 баллов-
отметка «3»
Менее 20 баллов – «2»
Поставьте полученную отметку и сдайте
работу учителю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.