Главная / Химия / Конспект урока по теме:"Углеводороды" 11 класс

Конспект урока по теме:"Углеводороды" 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Архангельской области

«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГАОУ СПО АО «АПТ» к.2)







Методическая разработка урока по теме:

« Углеводороды»











Выполнила преподаватель АПТ

Пахомова Н.Н.

















Архангельск 2013

Тема урока: «Углеводороды»

Цель урока: Обобщить сведения об углеводородах.

Задачи:

1. Проследить зависимость свойств веществ от строения.

2. Закрепить следующие понятия: строение молекул; тип гибридизации; понятие гомологического ряда; виды изомерии; номенклатура; свойства данных органических соединений.

3. Отработать умения применять знания при: составлении схем генетической связи углеводородов; решение задач на вывод молекулярных формул органических соединений; распознавание алкенов с помощью качественных реакций.

Оборудование : модели углеводородов, таблицы строения метана, этилена, ацетилена, карточки с заданием, химическое оборудование для химического эксперимента, этиловый спирт, серная кислота, проэктор, компьютор.



Организационный момент. (слайд 1)



Ход урока

Учебный элемент 1.

Цель: Обобщить знания по составу и классификации углеводородов, особенностях строения их молекул.

Фронтальная беседа (2 минуты).

1.Дайте определение углеводородам. (слайд 2)

Углеводороды это органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода.

2. Какие классы углеводородов вы знаете? (слайд 3)

Алканы, алкены, алкины, алкодиены, циклоалканы.

3.Какие признаки углеводородов вы знаете?

Общая формула, вид связи, тип гибридизации.

Индивидуальная работа в тетради (3 минуты).

  1. К каким углеводородам относятся следующие вещества: С5Н12, С4Н6, С3Н6.

  2. Графический диктант.

Если утверждение правильное, то поставьте «+», если неправильное «-»:

-атомы углерода в состоянии sp3-гибридизации—алканы;

-вид связи одна  и одна π связь --алкины;

- общая формула С nН2n-алкены;

- тип гибридизации sp—алкины;

- вид связи одна  и две π связи --алкены;

-вид связи --алканы.

Поменяйтесь тетрадями и сверьте с ответами. Поставьте баллы.

(слайд 6)

  1. Заполните таблицу (5 минут):

Признак

сравнения

алканы

циклоалканы

алкены

алкины

Общая

формула





Особенности

строения





Тип

гибридизации





Вид связи




















Проверьте таблицу и поставьте баллы. (слайд 7)



Учебный элемент 2.

Номенклатура и изомерия углеводородов.

Цель: Доказать, что углеводороды имеют свои названия. Отработать умения находить, различать и называть изомеры, гомологи углеводородов.

Индивидуальная работа в тетради. ( 6 минут)

Ответьте на вопросы.

  1. Какое явление называется изомерией?

  2. Какие виды изомерии вы знаете? (слайд 8)

  3. Определить гомологи и изомеры, дайте им названия (слайд 9)

СН3-СН2-СН2-СН3

СН3-СН2-СН2

СН3

СН3-СН2-СН-СН3

СН3

СН3-СН2-СН2-СН2-СН3



  1. Назовите вещества, структурные формулы которых приведены ниже (слайд 10):

СН3-СН2-СН=СН2

СН3



СН3-С=С-СН3

│ │

Н Н



СН2—СН—СН3

│ │

СН2—СН2



СН2=СН-СН-СН3

СН3



Проверьте ответы и поставьте баллы.



  1. Распределить предложенные вещества по классам (слайд 11 ):

С5Н12 пентан

СН4 метан

С3Н6 пропен или циклопропан

С5Н8 пентин

С9Н20 нонан

С8Н18 октан

С2Н2 этин



Учебный элемент 3

Цель: Доказать, что зная строение вещества можно определить его свойства. Отработать умения записывать химическое уравнение, указывать тип реакции.

Индивидуальная работа в тетради ( 10 минут)



  1. Дописать химические реакции:



1 вариант

СН4l2 → СН3Сl + НСl

С2Н4 + Сl2 → С2Н2Сl2

СН3-СН=СН2 + НВr → СН3-СНВr –СН3



2 вариант

С2Н4 + Н2→С2Н6

С2Н2 + Н2О→СН3-СОН

С3Н8 + Вr2→ С3Н7Вr + НВr



  1. Осуществить цепочку превращений:



С→СН4→С2Н6→С2Н5Сl



С→С2Н2→С2Н4→С2Н6



Сверьте ответы, поставьте баллы. (слайды 12,13)

Учебный элемент 4

Проверка знаний по определению молекулярной формулы.

Цель: Отработать умение определять молекулярную формулу вещества на основании данных об относительной плотности по газу, массовой доле.

Индивидуальная работа 6 минут. Оценивает преподаватель.

Задача. (слайд 14)

Определить молекулярную формулу, если плотность по воздуху равна 2, а массовая доля углерода 82,76%, водорода 17,24%.





Учебный элемент 5

Цель: Отработать умение экспериментальным путем определять органические вещества.

Техника безопасности при проведении практической работе.

Работа в группах. 5 минут. Оценивает преподаватель.

Задание.

С помощью предложенных реактивов (этиловый спирт, концентрированная серная кислота) получить этилен. Написать соответствующие уравнения реакции. Доказать непредельность этилена.

Слайд 15, 16.



Учебный элемент 6

Цель: Подведение итогов работы на уроке. (слайд 17)

Выставление оценок.































Признак

сравнения

алканы

циклоалканы

алкены

алкины

Общая

формула





Особенности

строения





Тип

гибридизации





Вид связи




























































УЭ




Учебный материал с указанием заданий

Бал

лы

Руководство к усвоению учебного материала

УЭ 0

Тема: « Углеводороды»



На доске


Цель урока: Обобщить сведения об углеводородах.

Задачи:

1. Проследить зависимость свойств веществ от строения.

2. Закрепить следующие понятия:

-строение молекул;

-тип гибридизации;

-понятие гомологического ряда;

-виды изомерии;

-номенклатура;

свойства данных органических соединений.

3. Отработать умения применять знания при:

- составлении схем генетической связи углеводородов;

-решение задач на вывод молекулярных формул органических соединений;

-распознавание алкенов с помощью качественных реакций.


Запишите тему урока.

Сформулируй цель урока. Сравните с целью предложенной учителем.

УЭ 1

Цель: Обобщить знания по составу и классификации углеводородов, особенностях строения их молекул.




1.Дайте определение углеводородам. Какие классы углеводородов вы знаете?

2.Какие признаки углеводородов вы знаете?

На листочке отдельно.

3.К каким углеводородам относятся следующие вещества: С5Н12, С4Н6, С3Н6.

4.Графический диктант.

Если утверждение правильное, то поставьте «+», если неправильное «-»:

1)атомы углерода в состоянии sp3-гибридизации—алканы

2)вид связи одна σ и одна π связь --алкины;

3) общая формула С nН2n-алкены;

4)тип гибридизации sp—алкины;

5)вид связи одна σ и две π связи --алкены;

6)вид связи σ --алканы.

5.Заполните таблицу:

Признак

сравнения



алканы



Цикло

алканы

алкены

алкины

Общая

формула





Особенности

строения





Тип

гибридизации





Вид связи


















1









1

1

1

1

1

1

4

1, 2 пункты-фронтальная беседа (2мин.)





С 3 пункта -

индивидуальная работа в тетради

(3 минуты)



















Индивидуальная работа на листочках(5 минут)

























УЭ 2

Цель: Доказать, что углеводороды имеют свои названия. Отработать умения находить, различать и называть изомеры, гомологи углеводородов.







Ответьте на вопросы.

1.Какое явление называется изомерией?

2.Какие виды изомерии вы знаете?

3.Определить гомологи и изомеры, дайте им названия

СН3-СН2-СН2-СН3 СН3-СН2-СН2

СН3

СН3-СН2-СН-СН3

СН3 СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

4.Назовите вещества, структурные формулы которых приведены ниже:

СН3-СН2-С=СН2

СН3 СН3-С=С-СН3

│ │

Н Н

СН2—СН—СН3

│ │

СН2—СН2 СН2=СН-СН-СН3

СН3

5.Распределить предложенные вещества по классам: С5Н12, СН4 , С3Н6 5Н89Н20, С8Н18, С2Н2



1

1





4













4





















3

Индивидуальная работа в тетради

(10 минут).

УЭ 3

Цель: Доказать, что зная строение вещества можно определить его свойства. Отработать умения записывать химическое уравнение, указывать тип реакции.







1.Дописать химические реакции:

1 вариант

СН4+Сl2

С2Н4 + Сl2

СН3-СН=СН2 + НВr →

2 вариант

С2Н4 + Н2

С2Н2 + Н2О→

С3Н8 + Вr2

2.Осуществить цепочку превращений:

1 вариант

С→СН4→С2Н6→С2Н5Сl

2 вариант

С→С2Н2→С2Н4→С2Н6

6

















6

Индивидуальная работа на листочках

( 10 минут).

УЭ 4

Цель: Отработать умение определять молекулярную формулу вещества на основании данных об относительной плотности по газу, массовой доле.







Задача.

Определить молекулярную формулу, если плотность по воздуху равна 2, а массовая доля углерода 82,76%, водорода 17,24%.



Индивидуальная работа (6мин), оценивает учитель.

УЭ 5

Цель: Отработать умение экспериментальным путем определять органические вещества.







Задание.С помощью предложенных реактивов (этиловый спирт, концентрированная серная кислота) получить этилен. Написать соответствующие уравнения реакции. Доказать непредельность этилена.



Работа в парах

(5 минут), оценивает учитель.

УЭ 6

Цель: Подведение итогов работы на уроке.







1. Прочитать еще раз цель и тему урока.

2. Достигли ли вы поставленной цели?

Оцените себя: 31-35 баллов- отметка «5»

26-30 баллов- отметка «4»

20-25 баллов- отметка «3»

Менее 20 баллов – «2»

Поставьте полученную отметку и сдайте работу учителю. Спасибо за работу!





Проверьте свои ответы по эталону и оцените себя

(3 минуты).

Эталон ответа.

УЭ 1

1. Углеводороды это органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода. Алканы, алкены, алкины, алкодиены, циклоалканы.

2.Общая формула, вид связи, тип гибридизации.

3.С5Н12 алкан, С4Н6 алкин, С3Н6 алкен.

4.Графический диктант.

а) + б) + в) + г) + д) ─ е) +

5.Заполните таблицу :



Признак

сравнения

алканы

циклоалканы

алкены

алкины

Общая

формула





Особенности

строения





Тип

гибридизации





Вид связи








УЭ 2

  1. Изомерия это явление при котором вещества с одинаковым количественным составом имеют разные свойства.

2. Виды изомерии:

-углеродного скелета;

-положения кратных связей.

3. Гомологи: а) и б); в) и г).

А) бутан; Б) бутан; В) 2-метилбутан; Г) пентан.

4. А) 2-метилбутен -1, Б) бутен-2;В) метилциклобутан; Г) 3-метилбутен – 1. 5. C5H12 алканы , CH4 алканы , C3H6 алкены , C5H8 алкины ,

C9H20 алканы , C8H18 алканы , C2H2 алкины

УЭ 3

1.Дописать реакции:

1 вариант

СН4+Сl2 → СН3Сl + НСl

С2Н4 + Сl2 → С2Н2Сl2

СН3-СН=СН2 + НВr → СН3-СНВr –СН3



2 вариант

С2Н4 + Н2→С2Н6

С2Н2 + Н2О→СН3-СОН

С3Н8 + Вr2→ С3Н7Вr + НВr

2. Осуществить цепочку превращений:

1 вариант

C+2H2CH4

СН4l2+Nа→ С2Н6+2NаСl

C2H6+Cl2C2H5Cl+HCl

2 вариант

C+CaO +H2OC2H2+Ca(OH)2

C2H2+H2→C2H4

C2H4+H2→C2H6

УЭ 4

Дано Решение

D(возд)=2 1.Найдем молекулярную массу по

ω(С)=82.76% формуле М(С Н )=D(в) М(в);

ω(Н)=17.24% М(С Н )= 2 ·29=58 г/моль.

-------------------- 2. Находим количество вещества

С xНy =? n(С)= ω/А =82.76/12=6.7 моль

n(Н)= 17.24/1=17.24 моль

С:Н=6.7 :17.24 =1:2

Простейшая формула СН2

Искомая формула С4Н10

УЭ 6

Оцените себя:

31-35 баллов- отметка «5»

26-30 баллов- отметка «4»

20-25 баллов- отметка «3»

Менее 20 баллов – «2»

Поставьте полученную отметку и сдайте работу учителю.

Конспект урока по теме:"Углеводороды" 11 класс
  • Химия
Описание:

Заключительный урок по теме "Углеводороды", с использованием модульной технологии. Материал содержит конспект урока и модуль с заданиями. Конспект позволяет обобщить знания учащихся об углеводородах(классификация, названия, изомерия, решения задач, эксперимент). Задачи урока: проследить зависимость свойств вещест от строения, закрепить понятия: строения молекул,тип гибридизации, виды изомерии, номенклатура, свойства органических соединений, отработать умения применять знания на практике при составлении схем генетической связи углеводородов, решение задач на вывод молекулярной формулы органических соединений, распознавание алканов и алкенов с помощью качественных реакций.

Автор Пахомова Наталья Николаевна
Дата добавления 15.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1975
Номер материала 1554
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓