Главная / География / Конспект урока по теме "Западная Сибирь"

Конспект урока по теме "Западная Сибирь"

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Вытегорското муниципального района

« Ковжинская средняя общеобразовательная школа»












Конспект урока по теме

«Западно-Сибирская равнина»

География России 8 класс.









Выполнила: Михальченко А.В,

учитель географии.
















Конспект урока

Западно – Сибирская равнина: особенности природы


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Западно-Сибирской равнины, закрепить практические умения при определении физико-географического положения равнины, работы с картами атласа и контурными картами с использованием логически опорного конспекта.


Задачи:

Образовательные:

определить физико-географическое положение Западно-Сибирской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие:

продолжить формирование навыков определения ФГП, умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.


Оборудование:

  1. физическая карта России;

  2. физическая карта Западной Сибири;


Оформление доски: число, тема, эпиграф на доске.


Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

Ее рудник и арсенал! А. Твардовский «За далью-даль».



Ход урока.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами.


2. Проверка ранее изученного материала (тест).


Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют- Сибирь.

3. Изучение нового материала


Хочется начать изучение этого региона словами Александра Твардовского из поэмы «За далью-даль». Эти слова станут эпиграфом в изучении данной темы. (учитель выразительно зачитывает эпиграф).


Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

Ее рудник и арсенал! А. Твардовский «За далью-даль».


В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

Первый уникальный природный комплекс-это Западно-Сибирская равнина.


Западная Сибирь – это низкая, плоская, сильно заболоченная равнина. Это основная нефтегазоносная база России. Познакомимся поближе с Западной Сибирью.


1. Географическое положение

Работа с физической картой и нанесение на контурную карту основных географических объектов.

Западная Сибирь – вторая по величине равнина России. Её площадь – 2,5 млн.кв.км. её размеры с севера на юг – 2500 км, с запада на восток – до 1900 км.

На западе - Уральские горы, на востоке – Среднесибирское плоскогорье, на юге – Казахский мелкосопочник, Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, на востоке- долина реки Енисей.


2. Рельеф

Поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина – на север,

Равнина – на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой - то гигантский ледник.

Плоский рельеф Западно – Сибирской равнины отличается от Русской равнины. На ней отсутствуют возвышенности.

- определим абсолютную высоту равнины


3. История образования

- Почему Западно – Сибирская равнина такая плоская? Рассмотрим геологическую историю развития Западной Сибири.


Развивалась территория Западной Сибири одинаково с Уралом до начала мезозоя. Затем она начала прогибаться и была морским бассейном, на дне которого откладывались мощные слои песчано-глинистых отложений. Осадочный чехол очень мощный , что неровности фундамента на поверхности не видны.

В кайнозое – равнина продолжает опускаться. В четвертичный период на северную часть равнины наступил ледник, который дошёл до 60 параллели с.ш.. Реки несли воду на север, на край ледника, образовался большой водоём. Сейчас на его месте плоская равнина.

Оледенение повлияло не только на рельеф, но и на растительный и животный мир Западно – Сибирской равнины. Когда ледник отступил, север равнины был завоёван тундрой и тайгой, хотя прежде там были широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени. По останкам стволов в болотах можно судить о том, что граница лесов находилась на несколько километров севернее, чем в настоящее время.


  1. Климат.

Климат Западной Сибири - континентальный, определяется несколькими причинами.

- Назовите причины определяющие климат Западной Сибири.

( прочитать Стр. 199)

Самостоятельная работа в парах

Задание 1.

- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири с запада на восток.

- С чем связано увеличение осадков в восточной части?

(Увеличение абсолютной высоты - Среднесибирское плоскогорье, Енисейский кряж).

Задание 2.

- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири с севера на юг.

- В какой части равнины избыточное увлажнение?

Обмен информацией.


  1. Воды Западной Сибири.

- Определите к бассейну какого океана относятся реки Западной Сибири.

- Самая крупная река – Обь. Найдите её исток, её притоки.

- Почему река имеет медленное течение?

- Почему во время половодья Обь разливается на десятки километров?

Сообщение о реке ОБЬ.

Причины заболоченности территории Западной Сибири:

  • Слабо расчленённый рельеф с малыми относительными высотами, что приводит к затруднению поверхностного стока.

  • Реки имеют медленное течение и сильное меандрирование.

  • Торф содержит до 94 % воды, способствуя её накоплению.

  • Многолетняя мерзлота.

  • Низкие температуры воздуха.

- Нанесение крупных рек на контурную карту

6. Природные зоны Западно – Сибирской равнины.

Самостоятельная работа:

- Сравните природные зоны Русской равнины и Западной Сибири.

Найдите черты сходства и отличия.

hello_html_5461d22d.png


Прочитайте описание природных зон. Определения, выделенные в тексте, запишите в тетрадь.

4. Закрепление.

УЧЕНИКИ перечисляют основные знания, полученные на уроке.


Правильно. В течение всего урока мы определили географическое положение Западно-Сибирской равнины, обозначили ее границы, успешно выявили причины и следствия особенностей природы уникальной равнины, оформили работу в виде картографического и опорного письменного конспекта. Оценки за работу на уроке получили (перечисление Ф.И. учащихся )


Урок окончен, до свидания.






















ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс.


Тема: Западно-Сибирская равнина.


1. Определите физико-географическое положение, природные границы Западно-Сибирской равнины, отметьте данные в контурной карте.

( стр.53)


2. Выявите главные особенности природы равнины, определите их причины. В ходе урока заполните таблицу.



Причинно-следственные связи природы Западно-Сибирской равнины.


Причины, влияющие на природу равнины

Следствие (особенности природы )


?

Почти плоский рельеф

?



?

Суровый континентальный климат

?

?

?



?

Исключительная заболоченность равнины

?

?

?



?

Разнообразие природных зон

?






Конспект урока по теме "Западная Сибирь"
  • География
Описание:

Конспект урока

Западно – Сибирская равнина: особенности природы

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Западно-Сибирской равнины, закрепить практические умения при определении физико-географического положения равнины, работы с картами атласа и контурными картами с использованием логически опорного конспекта.

 

Задачи:

Образовательные: 

определить физико-географическое положение Западно-Сибирской равнины,   выделить ее природные границы, изучить особенности природы  равнины и выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие:

продолжить формирование навыков определения ФГП, умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

 

Оборудование:

физическая карта России;

 физическая карта Западной Сибири;

 

Оформление доски: число, тема, эпиграф на доске.

 

Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

Ее рудник и арсенал!                       А. Твардовский  «За далью-даль».

 

 


Ход урока.

            1.  Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами.

 

2. Проверка ранее изученного материала (тест).

 

Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют- Сибирь.

        

3.  Изучение нового материала

 

Хочется начать изучение этого региона  словами Александра Твардовского из поэмы  «За далью-даль». Эти слова станут эпиграфом в изучении данной темы. (учитель выразительно зачитывает эпиграф).

 

Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

Ее рудник и арсенал!                       А. Твардовский  «За далью-даль».

 

В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

Первый уникальный природный комплекс-это Западно-Сибирская равнина.

 

Западная Сибирь – это низкая, плоская,  сильно заболоченная равнина. Это основная нефтегазоносная база  России. Познакомимся поближе с Западной  Сибирью.

 

1. Географическое положение

Работа с физической картой и нанесение на контурную карту основных географических объектов.

Западная Сибирь – вторая  по величине равнина России. Её площадь – 2,5 млн.кв.км. её размеры с севера на юг – 2500 км, с запада на восток – до 1900 км.

На  западе - Уральские горы, на востоке – Среднесибирское плоскогорье, на юге – Казахский мелкосопочник, Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, на востоке- долина реки Енисей.

 

2. Рельеф

Поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина – на север,

Равнина – на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой - то гигантский ледник.

Плоский рельеф Западно – Сибирской равнины отличается от Русской равнины. На ней  отсутствуют возвышенности.

- определим абсолютную высоту равнины

 

3. История образования

- Почему Западно – Сибирская равнина такая плоская?  Рассмотрим геологическую историю развития Западной Сибири.

 

Развивалась  территория Западной Сибири одинаково с Уралом до начала мезозоя. Затем она начала прогибаться и была морским бассейном, на дне которого откладывались мощные слои  песчано-глинистых отложений.  Осадочный чехол очень мощный , что неровности  фундамента на поверхности не видны.

            В кайнозое – равнина продолжает опускаться. В четвертичный период на северную часть равнины наступил ледник, который дошёл до 60 параллели с.ш.. Реки несли воду на север, на край ледника, образовался большой водоём. Сейчас на его месте плоская равнина.

            Оледенение повлияло не только на рельеф, но и на растительный и животный мир Западно – Сибирской равнины. Когда ледник отступил, север равнины был завоёван тундрой и тайгой, хотя прежде там были  широколиственные леса, в которых обитали  мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени. По останкам стволов в болотах можно судить о том, что граница лесов находилась на несколько километров севернее, чем в настоящее время.

 

Климат.

Климат Западной Сибири - континентальный, определяется несколькими причинами.

- Назовите причины определяющие климат Западной Сибири.

( прочитать Стр. 199)

Самостоятельная работа в парах

Задание 1.

- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири  с запада на восток.

- С чем связано увеличение осадков в восточной части?

(Увеличение абсолютной высоты - Среднесибирское плоскогорье, Енисейский кряж).

Задание 2.

- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири  с севера на юг.

- В какой  части равнины  избыточное увлажнение?

Обмен информацией.

 

Воды Западной Сибири.

- Определите к бассейну какого океана относятся реки Западной Сибири.

- Самая крупная река – Обь. Найдите её исток, её притоки.

- Почему река имеет медленное течение?

- Почему во время половодья Обь разливается на десятки километров?

Сообщение о реке ОБЬ.

 Причины заболоченности территории Западной Сибири:

·         Слабо расчленённый рельеф с малыми относительными высотами, что приводит  к затруднению поверхностного стока.

·         Реки имеют медленное течение и сильное меандрирование.

·         Торф содержит до 94 % воды, способствуя её накоплению.

·         Многолетняя мерзлота.

·         Низкие температуры воздуха.

- Нанесение крупных рек на контурную карту

  6. Природные зоны Западно – Сибирской равнины.

Самостоятельная работа:

- Сравните  природные зоны Русской равнины  и Западной Сибири.

Найдите черты сходства и отличия.

 

        Прочитайте описание природных зон. Определения, выделенные в тексте, запишите в тетрадь.

                   4. Закрепление.

УЧЕНИКИ  перечисляют основные знания, полученные на уроке.

 

Правильно. В течение всего урока  мы определили географическое положение Западно-Сибирской равнины, обозначили ее границы, успешно выявили причины и следствия особенностей природы уникальной равнины, оформили работу в виде картографического и опорного письменного конспекта. Оценки за работу на уроке получили (перечисление Ф.И. учащихся )

 

           

Урок окончен, до свидания.

 

 

Автор Михальченко Анна Всеволодовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 3053
Номер материала 3070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓