Тема: Сила Архимеда.
Цель урока:
Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
установить от каких факторов она зависит; сформулировать закон Архимеда
способствовать формированию умений делать выводы и обобщения; развивать навыки самостоятельной работы;
продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать
дисциплинированность, аккуратность и коммуникабельность.
Оборудование: сосуд с водой, пластилин, динамометр, тела одинакового объема из
разного материала, соль, ведерко Архимеда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тому, кто знает
физику,
Нетрудно дать
ответ:
Почему летает спутник,
А мы с
вами – нет?
Почему в жидкости
легче тело?
Что такое
вес?
Нам до всего
есть дело –
До всех в
природе чудес.
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде.
Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Вот сегодня мы это и выясним.
III. Повторение.
Но прежде чем мы ответим на данный вопрос, давайте вспомним
материал предыдущих уроков
Какой ученый вывел закон, который утверждает: “Давление, производимое на
жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа”.
(Паскаль.)
Каким прибором измеряют силу. (Динамометр.)
С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая
величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
Математическая величина, которая характеризуется
произведением длины, ширины и высоты. (Объем)
IV.
Новый материал.
1.
Демонстрация.
Опыт №1. «Плавание
тел
разной
плотности»
Почему тела находятся
на
разной
глубине
в воде?
Какая сила заставляет тело подниматься вверх?
Опыт №2. «Измерение
веса
тела
в
воздухе
и
в
жидкости»
За счет чего уменьшается вес груза в воде?
Вывод: на тела
в жидкости
действует
выталкивающая
сила,
которая
равна
разности
между
силой
тяжести
в воздухе и силой тяжести в жидкости.
2.
Сценка “Легенда об Архимеде”.(показывают
ученики)
Выталкивающая
сила – сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, которая направлена
вертикально вверх. В честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые
указал ее направление и рассчитал ее, выталкивающую силу называют архимедовой
силой.
3.
Работа в группах. Результат оформить в виде таблицы.
Архимедова сила
не зависит от:
|
зависит от:
|
1) формы тела;
2) плотности тела
3) глубины погружения.
|
1) объема тела;
2) плотности жидкости.
|
Вы научились определять
выталкивающую силу с помощью динамометра. Но выталкивающую силу можно
рассчитать, не используя динамометр и сосуд с жидкостью. С другим способом
определения выталкивающей силы мы познакомимся на уроке.
4.
Демонстрация
опыта с ”Ведерком Архимеда”.
Вывод. Закон Архимеда:
На тело, погруженное
в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально
вверх и равная весу жидкости в объеме, вытесненном телом.
Формула: FA = ρжgVт.
V. Закрепление.
Пожилые греки
рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде,
он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса,
выше поднимать отказывался.
Могут ли быть правдой
эти россказни?
2) Где больший вес
имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
VI. Итоги урока.
Д/з
Задание группе 1:
Оборудование: сосуд с
водой, динамометр, алюминиевый и медный
цилиндры, нить.
а) определить
архимедовы силы, действующие на первое и второе тела;
б) сравнить плотности
тел и архимедовы силы;
в) сделать вывод о
зависимости (независимости) архимедовой силы от
плотности тела.
Задание группе 2.
Оборудование: сосуд с
водой, тела разного объёма из пластилина,
динамометр, нить.
а) определить архимедову
силу, действующую на каждое тело;
б) сравнить эти силы;
в) сделать вывод о
зависимости (независимости) архимедовой силы от
объёма тела.
Задание группе 3:
Оборудование: сосуды с
водой и с соленной водой, динамометр, нить, алюминиевый
цилиндр.
а) определить
архимедовы силы, действующую на тело в воде и в растворе;
б) чем отличаются эти
жидкости?;
в) что можно сказать
об архимедовых силах, действующих на тело в
различных жидкостях;
г) установите
зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание группе 4:
Оборудование: кусочек
пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
а) кусочку пластилина
придайте форму шара, куба, цилиндра;
б) поочередно опуская
каждую фигурку в воду, с помощью
динамометра определите
архимедову силу, действующую на неё;
в) сравните эти силы и
сделайте вывод о зависимости (независимости)
архимедовой силы от
формы тела.
Задание группе 5:
Оборудование: сосуд с
водой , динамометр, нить, алюминиевый
цилиндр.
а) определить архимедову силу, действующую на тело на
разной глубине;
б) сравнить эти силы;
в) сделать вывод о
зависимости (независимости) архимедовой силы от
глубины
погружения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.