Конспект
урока по теме:
"Решение
логических задач с помощью таблиц истинности"
Андреева Наталия
Алексеевна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Сунтарская СОШ №1 им. А.П. Павлова»
Сунтарский улус, с. Сунтар
Цель урока: познакомить учащихся с
методом решения логических задач с помощью таблиц
истинности.
Задачи урока:
Обучающие:
·
Повторение и систематизация
пройденного материала;
·
Научить учащихся решать
логические задачи с помощью таблиц истинности;
·
Решение заданий уровня А и В
из демоверсии ЕГЭ по данной теме.
Развивающие:
·
Развитие мотивации к изучению
информатики;
·
Развитие творческих
способностей детей;
Воспитывающие:
·
Воспитание культуры
умственного труда.
Возраст учащихся: 10-11 класс.
Оборудование урока:
·
мультимедийный проектор;
·
плакат с законами алгебры логики.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
учащиеся должны знать:
·
основные понятия и определения алгебры логики;
·
основные законы алгебры логики;
учащиеся должны уметь:
·
упрощать логические выражения;
·
строить таблицы истинности;
·
строить логические схемы по логическому выражению и
наоборот
·
записывать сложные высказывания в виде логических
выражений.
План урока:
1.
Организационная часть.
2.
Повторение пройденных тем.
3.
Физкультминутка.
4.
Решение
логических задач с помощью таблиц истинности
5.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
Ход урока
I.
Организационная часть
- приветствие;
- проверка
отсутствующих;
- постановка
целей урока.
II.
Повторение пройденных тем.
·
Что такое логика? Наука о
формах и способах мышления.
·
Что такое понятие? Это форма
мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов,
позволяющие отличать их от других.
·
Что такое высказывание? Это
формулировка понимания окружающего мира
·
Какие значения может
принимать высказывания? Истина и ложь.
·
Какой логической операции
соответствуют таблицы истинности:
А
|
В
|
F
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
(дизъюнкция,
логическое сложение)
А
|
В
|
F
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
(конъюнкция,
логическое умножение)
(инверсия,
логическое отрицание)
Решение
заданий уровня А из демоверсии ЕГЭ
1.
Какое логическое выражение равносильно выражению
¬(А
& В) & ¬ С
1.
¬А v В v ¬ С
2.
(¬А v ¬ В) & ¬ С
3.
(¬А v ¬ В) & С
4.
¬А & ¬ В & ¬ С
2.
Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трёх
аргументов: X,Y,Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
X
|
Y
|
Z
|
F
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
Какое
выражение соответствует F?
1.
¬ X v Y v ¬ Z
2.
X & Y & ¬ Z
3.
¬ X & ¬ Y & Z
4.
X v ¬ Y v Z
III.
Физкультминутка. Через
25 минут от начала урока «Гимнастика для глаз»
IV.
Решение
логических задач с помощью таблиц истинности.
Задача
1. Митя, Сережа, Толя, Костя и
Юра пришли в музей до открытия и встали в очередь в кассу. Митя пришел позже
Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке
ребята стояли в очереди?
Митя
|
Серёжа
|
Толя
|
Костя
|
Юра
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Задача
2. Четыре
подруги — Маша, Полина, Ольга и Наташа – участвовали в соревнованиях по бегу и
заняли первые четыре места. Установите, кто какое место занял, если известно,
что в каждом из приведенных ниже ответов, которые дали девушки на вопрос
опоздавшего к финишу корреспондента, кто какое место занял, верной является
лишь половина ответа.
Наташа:
“Ольга была второй, а Полина — первой”.
Маша:
“Нет, Наташа. Ольга была первой, а второй была ты”.
Ольга:
“Да что вы, девочки! Третьей была Маша, а Полина — четвертой”.
|
Маша
|
Полина
|
Ольга
|
Наташа
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
1
|
3
|
1
|
0
|
0
|
0
|
4
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Задача 3. (Уровень
В демоверсии ЕГЭ)
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли
девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои
предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.
Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.
Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению,
займет четвертое место.
Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита
займет третье место, а Наташа будет второй.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков
был прав только в одном из своих прогнозов.
Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?
|
Наташа
|
Маша
|
Люда
|
Рита
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
1
|
4
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за
урок
VI. Домашнее задание.
1. Три подружки — Оля, Маша и Юля — купили в магазине груши, яблоки и
сливы, причем каждая девочка покупала только один вид фруктов и все покупки у
них были разные. На вопрос, кто что купил, продавец ответил: “Оля купила груши.
Маша точно не груши. Юля — не сливы”. Как оказалось позже, два из трех ответов
были ложными и только один истинным. Кто что купил?
2. Учитель проводил диктант по теме “Определения”. Каждый, из учеников
– Коля, Сережа, Ваня, Толя, Надя — ошибся в одном из пяти заданий диктанта,
причем все они ошиблись в разных заданиях. По окончании работы учащиеся высказались
об ошибках, сделанных их одноклассниками, следующим образом.
1-й ученик: “Коля ошибся в первом задании, а Ваня – в четвертом”.
2-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Ваня — в четвертом задании”.
3-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Коля – в третьем задании”.
4-й ученик: “Толя ошибся в первом задании, а Надя – во втором”.
5-й ученик: “Надя ошиблась в третьем задании, а Толя – в пятом”.
Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих
утверждений. Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.