Главная / Русский язык и литература / конспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова"

конспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова"

Урок литературы в 6 классе

Тема: В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы А.П.Чехова»

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с творчеством писателя А.П.Чехова

  • Вызвать у учащихся интерес к рассказам и письмам А.П.Чехова;

  • В  «маленьком рассказе» выявить особенности мастерства создания юмористических и сатирических рассказов;

  • В произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества;

  • Развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.


Тип урока: урок-мастерская

Теория литературы: юмор, сатира, гротеск, метафора

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, DVD с записью экранизаций по рассказам Чехова



Ход урока


1. Слово учителя

Слайд 1

- Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. И этот художник - Антон Павлович Чехов.

Слайд 2

- Произведения этого писателя вы хорошо знаете: читали их в начальной школе, в 5 классе, рассказы Чехова включены в списки для самостоятельного чтения. Я просила вас перед уроком вспомнить эти произведения и подготовить небольшое сообщение (несколько предложений) о том, какие проблемы поднимает Чехов в том или ином рассказе, чему учит, к чему призывает.

(ответы учащихся)

(Осн.: «Каштанка» - учит любить животных, заботиться о «братьях наших меньших».

« Ванька» - сочувствует бедному сироте Ваньке, отданному в учение к сапожнику, где его обижают, унижают, и некому заступиться за мальчика.

« Лошадиная фамилия» - смеется над глупостью людей, которые не могли вспомнить фамилию акцизного, заговаривающего зубную боль, вместо того чтобы обратиться к врачу и вылечить зуб.

«Злоумышленник» - с горечью пишет о забитости, необразованности русского народа и др.)


2. О писателе

(реализация домашнего задания – сообщения учащихся о Чехове на основании материала 5 класса, рассказов учителя, чтения материала на с 67-73 учебника Меркина, 2 часть)

Слайды 3, 4

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

Слайд 5

Природа щедро одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил – знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.

Слайд 6

Учеба в Таганрогской гимназии, забота отца-хозяина бакалейной лавки об образовании детей, увлечение театром

Слайд 7

В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов.

Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др.

Благотворительская деятельность: устройство в Москве народного дома с читальней, устройство в Крыму бактериологической станции, сбор книг для школьников с о. Сахалин, строительство школ для крестьянских детей, памятник Петру Первому в Таганроге и т.д. – чтение материала учебника на с. 71 с 3-го абзаца сверху)


- Каким вам представляется Чехов?

- Писателя отличала скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию. Как вы думаете, мог такой человек молчать, видя человеческие и общественные пороки?

- Сегодня наш разговор о его сатирических, так называемых «маленьких рассказах». Мы не только выявим их идейно-тематическое содержание, но и постараемся постичь секреты чеховского мастерства.


- Вы прочитали на сегодняшний урок два произведения: «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Трудно было их читать? Почему?

Слайд 8

  • (небольшие по объему, но тем не менее глубокие по содержанию

  • работа в юмористических журналах научила Чехова оттачивать это мастерство – в малую форму умещать глубокое содержание

  • «Краткость – сестра таланта»)

Секрет № 1: Краткость – сестра таланта.

Слайд 9

3. «Толстый и тонкий»

Вот еще один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...

  • Описывает ли здесь Чехов состояние героев в рассказе «Толстый и тонкий»? (Нет)

  • А что он описывает? (действия)

  • Итак, 2-ый секрет, который мы запишем:

Слайд 10

Секрет № 2: Описание действий, а не состояния героев

Слайд 11

  • Кто первый бросается к другу? (Толстый) – с. 89

  • Как Тонкий называет Толстого? А тот, в свою очередь, Тонкого?(«Миша! Друг детства!» - «Порфирий! Голубчик!)

  • Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

  • Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили: «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)

  • С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга) – с.90

  • Т.е. перед нами встреча кого? ( Друзей детства, которые давно не виделись и очень рады друг другу, засыпают друг друга вопросами)

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

  • А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

  • И что же происходит? Какие изменения происходят с тонким? Как он выглядит? (цитата – с.90)

  • Какой приём использует Чехов? (перед нами – метафора – употребление слова в переносном значении)

Слайд 12

- Но это не обычная метафора. А метафора, доведенная до гротеска.

Секрет №3: Метафора, доведённая до гротеска

  • Что такое гротеск? (См. словарь терминов) - Это фантастическое преувеличение)

  • Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

  • С какой целью использует ее Чехов? Что он хотел тем самым подчеркнуть? Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

  • Найдите детали, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет частицу -с; называет Толстого «Ваше превосходительство», заикается - это выражено на письме в виде многоточий, речь его прерывиста)

  • Почему стало противно и кому? (Толстому)

  • Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (чинопочитание)

  • Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства, самоуничижение)

Слайд 13

  • Читая рассказ, мы не только смеемся, нам грустно. Почему? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

  • Что такое юмор, а что такое сатира?

  • Что у юмора и сатиры общее? ( в основе - смех)

  • А чем они отличаются? (Юмор – это добродушный смех, а сатира бичует пороки общества)

  • Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический)

  • Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества - чинопочитание)

  • А почему рассказ так назван? Почему герои не названы Чеховым по именам, фамилиям? (Толстый и Тонкий – это не только физическое качество, но и показатель социального положения, признак достатка)

Слайд 14

Секрет № 4 «Говорящие» слова-характеристики


Слайд 15

- Вот что Чехов писал своему другу в известном письме:

«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

- С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».


4. «Смерть чиновника»

Слайд 16

  • Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения)

  • Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический)

  • Что он высмеивает?

  • В основе рассказа – тоже гротеск! Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?

  • Обратите внимание на фамилии персонажей! Случайны они? Как называется такой прием? («Говорящие» фамилии)

  • Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они «говорят»? (Червяков – подчёркивается его ничтожество)


  • Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл... Какие пустяки!»)

  • Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал»)

  • От чего умирает чиновник? (От страха)

  • В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия)

Слайд 17

Секрет № 5: Несоответствие причины и следствия -

так это называется в литературоведении

  • Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.

  • Такие, как Тонкий, чиновник Червяков противны, омерзительны Чехову. За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства)

  • Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом)

- Каково построение рассказов Чехова? Прибегает он к каким-либо сложностям, хитросплетениям? (Нет)

- Что в композиции занимает главное место? (диалог)

- Почему? ( придает действию динамичность)

Слайд 18

Секрет № 6: Простота композиции

Слайд 19

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:

«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...» Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)

- Много ли действующих лиц в рассматриваемых рассказах?

Слайд 20

Секрет № 7: Мало действующих лиц


5. Выводы (см.тетрадь)

  • Каковы же секреты мастерства А.П.Чехова?

  • Какие уроки дает нам великий писатель-сатирик?

  • Можно ли считать Чехова нашим современником?



6. Рефлексия.

  • Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова: Чехов, сатира, чинопочитание...

(схема синквейна на экране)

Слайд 21


Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.

Слайд 22

Правила составления синквейна.

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.


( проверка синквейнов - учащиеся зачитывают их вслух)

Слайд 23

Пример синквейна

Слайд 24

7.Домашнее задание:

1) Рассказы «Шуточка», «Налим» – в читательский дневник

2) Написать юмористический рассказ «Случай из школьной жизни», используя «секреты» мастерства А. П. Чехова

3) Составить синквейн №2












конспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6 классе

Тема:  В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы А.П.Чехова»

Цели урока:

·         Продолжить знакомство с творчеством писателя А.П.Чехова

·         Вызвать у учащихся  интерес к рассказам и письмам А.П.Чехова;

·         В  «маленьком рассказе» выявить особенности мастерства создания юмористических и сатирических рассказов;

·         В  произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества;

·         Развивать  навыки монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.

 

Тип урока: урок-мастерская

Автор кандабарова елена викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 852
Номер материала 18381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓