Главная / Математика / конспект урока по теме "Умножение обыкновенных дробей"(6 класс)

конспект урока по теме "Умножение обыкновенных дробей"(6 класс)

Обобщающий урок по теме

Умножение обыкновенных дробей

Цель:

  1. Обобщить правила умножения обыкновенных дробей, отработать навыки умножения дробей, создать условия контроля (самоконтроля), усвоения знаний и умений.

  2. Способствовать формирований умений и навыков, применять знания в новой ситуации, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

  3. Содействовать воспитанию интереса к математике, активности к творчеству, социальной компетенции

1.Мотивация. Сообщение темы, целей и плана урока.

С тех пор, как существует мироздание,

Такого нет, кто б не нуждался в знании.

Какой мы ни возьмем язык и век,

Всегда стремился к знанью человек…

Учитель: С 1-го класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями; умеем выполнять сложение, вычитание, умножение и деление этих чисел. В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать и умножать их. Впереди нас ждет знакомство еще с одним действием над обыкновенными дробями – делением. Сегодня мы должны вспомнить и повторить все, что мы уже знаем об умножении обыкновенных дробей.

Девизом нашего урока я выбрала слова оратора и писателя Марка Туллия Цицерона: «Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в математике».

(Обратить внимание учащихся на эпиграф.)(слайд 2)

(на партах для каждого ученика заготовлен раздаточный материал: карточка-подсказка,тест ,рефлексия)

На уроке каждый из вас должен получить оценку.

2. Разминка.

Учитель (слайд 3). Первое задание, которое мы сегодня выполним, будет разминка.

Задание 1. Что лишнее и почему?

а)  hello_html_12ddbf2f.gif

б) hello_html_m1a1a888f.gif

в) hello_html_m1262bbf3.gif

г) 75%; hello_html_m1c1fb917.gif 0,75; 7,5; hello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m324906d0.gif


4.Историческая справка


Учитель (слайд 4-7). А что мы знаем о дробях?


Историк 1. Наряду с неоходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удаётся выразить натуральным числом, приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. Обратимся к истории Древнего Рима. У римлян основной единицей измерения массы служил асс, а также и денежной единицей. Асс делился на 12 равных частей - унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби у которых знаменатель всегда был двенадцать.


Историк 2.

Древние египтяне знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа -2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; ... Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5.

Историк 3

В древнем Вавилоне предпочитали постоянный знаменатель, равный 60-ти. Вместо слов “шестидесятые доли”, “три тысячи шестисотые доли” говорили короче: “первые малые доли”, “вторые малые доли”. От этого и произошли наши слова минута (по латыни — меньшая) и секунда (по латыни — вторая). Так что вавилонский способ обозначения дробей сохранил свое значение до сих пор.

В русском языке слово «простая дробь» появилось в VIII в. Оно произошло от глагола «дробить», «ломать на части». В первых учебниках дроби так и назывались «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголом «ломать», «разбивать», «раздроблять».


Учитель. Мы уже не первый год пользуемся таким понятием, как «дробь». А знаете ли вы, кто ввел это понятие?Нет?Вы можете это узнать, если правильно решите задание 2 на умножение дробей и впишите в таблицу соответствующие буквы.Но для этого заполним карточку-подсказку(пункты 1-3) (у каждого ученика бумажный вариант)

(на слайде 8 отображается карточка-подсказка,в которой нужно заполнить пропуски):

1.Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее _________ умножить на ________

а ________________ оставить без изменения.

2.Чтобы умножить дробь на дробь, надо :1)найти произведение ______________ и прозведение _____________ 2) первое произведение записать _____________, а второе____________.

3.для того,чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо их записать _______________, а затем воспользоваться правилом ________________________.

Задание 2(с комментариями с места)(слайд 9)

Н hello_html_m4b802bda.gif=9

Ч  hello_html_m7bb149c7.gif4/5

О hello_html_571e63f.gif 6

И hello_html_44ec2330.gif 1 2/7

Ф 2/3 в квадрате =4/9

Б hello_html_52bcd2ca.gif0

А hello_html_m5ea5264.gif 4 1/2

Ч hello_html_m17519c21.gif3 1/2

И hello_html_64e661c6.gif1/8










Ф

и

б

о

н

а

ч

ч

и

Леонардо Пизанский (Leonardo Pisano) (1180–1240) наиболее известен под прозвищем Фибоначчи (Fibonacci), итальянский математик.(слайд 10)

Леонардо Пизанский в 1202 г. ввел термин «дробь» и первым стал использовать современную запись дробей.

Современная запись

Устаревшая запись

hello_html_3c2348dd.gif

hello_html_411a9e52.gif

5.Решение задачи у доски,(повторение темы нахождение дроби от числа),задача содержит дополнительные сведения по здоровьесбережению(слайд 11)

Учитель:Каждый из вас (я надеюсь) старается быть аккуратным и прилежным учеником, успевать за день многое: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить своё время.

А вы соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаёте утром, в определённое время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы?

Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремлёнными и организованными и успеете всё, что захотите.

Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить своё время, тем самым поможем тем из вас, кто до сих пор не составил свой режим дня, но обязательно сделает это.

Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должна быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее  hello_html_570f746c.png  части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать  hello_html_m622e597f.png   от времени, отведённого на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 от времени приготовления уроков дома. 

Каким правилом вы будете пользоваться при решении задачи?Заполните карточку-подсказку:

(слайд 12)

hello_html_m53d4ecad.gif(карточка-подсказка:

Чтобы найти дробь от числа, нужно______________ число на ___________________ .



Решение

25%= 0,25=1/4=25/100       1 сутки = 24 часа

  1. 24*0,25=6(ч) - уроки в школе или 1) 24 : 4= 6(ч)

  2. 6*1,5=9 (ч) - сон

  3. 24*1/16=3/2=1,5(ч) - прогулки

  4. 6*5/18=5/3=1 2/3=1 40/60=1 час 40 минут - домашнее задание

  5. 5/3*1,8= 5/3*18/10=6/2=3(ч) - досуг (отдых)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Самостоятельно, с последующей проверкой, решить уравнение, ученик за доской.

Сначала предложить решить устно(слайд 15)

hello_html_ac65874.gifhello_html_800d24.gifhello_html_22a74a7c.gif


Каким свойсвом воспользовались?Заполним карточку- подсказку

(повторение темы применение распределительного свойства умножения)

hello_html_7d05f0d0.gif

hello_html_11cefaba.gifhello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m53d4ecad.gif

Работа в парах, взаимопроверка.

8. Тестирование:( используя карточку-подсказку)

1 вариант ,2 вариант по рабочим тестам(оценку ставят консультанты,проверяют по готовому шаблону)


9.Повторение. Работа за ПК с ЦОР «Путешествие в страну обыкновенных дробей»

Дополнительно

Послушайте одну из научных сказок Феликса КРИВИНА “Простая дробь” и ответьте: “О каком свойстве дробей в ней говорится?”

“У Числителя и Знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему.

Числитель говорит:

- У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?

А Знаменатель своё:

-Я-то числом побольше, с какой стати мне ниже Числителя стоять?

Пойди, рассуди их попробуй!

И ведь что вы думаете – была такая попытка. Целое Число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:

- Склочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров, столько задач ….

-Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель, и Числитель (в первый раз) согласился с ним.

- Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание!

- А кто мешает вам стать Целым Числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.

- Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, - сказал Числитель, а Знаменатель, придвинувшись к Целому Числу, выразил эту мысль более категорически:

- Проваливай, пока цело!

Целое Число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.

А Числитель и Знаменатель призадумались… Потом Числитель нагнулся, постучал в черточку:

- Послушайте, - говорит, - может, нам и впрямь с другой дробью сложиться?

- Э, шалишь, брат, - возразил Знаменатель, - хватит с меня и одного Числителя.

- Если уж на то пошло, - обиделся Числитель, - мне тоже одного Знаменателя предостаточно.

Ещё подумали.

Потом Знаменатель встал на цыпочки, постучал в черточку:

- Слышь, ты! А если нам стать Целым Числом, без другой дроби?

- Можно попробовать, - соглашается Числитель.

Стали они пробовать. Числитель умножился на два, и Знаменатель – не отставать же! – тоже на два. Числитель на три – и Знаменатель на столько же.

Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше, ни меньше прежней.

Знаменатель. – Хватит умножаться. Делиться давай. Так оно вернее будет.

Стали делиться.

Знаменатель на два – и Числитель на два, Знаменатель на три – и Числитель на столько же. А дробь….?»


Ответ. Основное свойство дроби: ”Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь”.


10.Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


11.Дом.зад. Рабочие тетради с тестами:

Тест №12

«5» 10 заданий

«4» 8

«3» 6


12.Урок заканчиваю словами Л.Н. Толстого:

Человек есть дробь. Числитель – это достоинство человека, знаменатель- это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.







































Фамилия______________________________________________

Тест.

1 вариант.

1. Укажите неверное равенство:

hello_html_m711524c.gif

2.Если дробь hello_html_m428174fb.gifвыразить в процентах, то получится:

  1. 40 %

  2. 20 %

  3. 80 %

  4. 75 %


3.Найдите 0,5 числа 1200.

  1. 600

  2. 60

  3. 40

  4. 500

4.В мешке 48 кг муки. Для выпечки хлеба отсыпали hello_html_52b710b6.gifвсей муки, а из остальной испекли булочки. Сколько муки израсходовали на выпечку булочек?

  1. 30 кг

  2. 18 кг

  3. 6 кг

  4. 25 кг

5. Первый множитель hello_html_m262b6d07.gif, второй 14.Чему равно произведение?

  1. 70

  2. 10

  3. 72

  4. 71



Оценка______________





Фамилия______________________________________________

Тест.

2 вариант.

1. Укажите неверное равенство:

hello_html_m39c9cbcf.gif

2.Если дробь hello_html_60b72f30.gif выразить в процентах, то получится:

  1. 25 %

  2. 35 %

  3. 14 %

  4. 40 %


3.Найдите 0,5 числа 1800.

  1. 90

  2. 900

  3. 450

  4. 300


4.На ипподроме в бегах участвовали 30 лошадей. Вороные лошади составляли hello_html_m2444681c.gifэтого числа. Остальные лошади были гнедой масти. Сколько гнедых лошадей участвовало в бегах?

  1. 6

  2. 10

  3. 12

  4. 18


5.Первый множитель hello_html_538650d3.gif, второй 30. Чему равно произведение?

  1. 180

  2. 190

  3. 10

  4. 60



Оценка___________________________



Ключ к тесту

1 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

4

3

1

2

3


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок


Ключ к тесту

1 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

4

3

1

2

3


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок


Ключ к тесту

1 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

4

3

1

2

3


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок



Ключ к тесту

1 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

4

3

1

2

3


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок





Ключ к тесту

2 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

1,4

2

4

2

2


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок


Ключ к тесту

2 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

1,4

2

4

2

2


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок



Ключ к тесту

2 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

1,4

2

4

2

2


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок



Ключ к тесту

2 вариант

Номер вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

1,4

2

4

2

2


«5»: все верно

«4»: одна ошибка

«3»: две ошибки

«2»: три и более ошибок




Инструкция по работе с ЦОР «Путешествие в страну обыкновенных дробей».

  1. На Рабочем столе открыть папку «Дроби».

  2. Запустить файл F.exe.

  3. В окне программы «Путешествие в страну обыкновенных дробей» нажать кнопку «Далее».

  4. Выбрать «Сложение дробей».

  5. Выбрать «Умением овладевать».

  6. Выбрать уровень сложности.

  7. Нажать кнопку «Начать работу».

  8. Решить 2 примера.

  9. Нажать кнопку «Выход».

  10. Выбрать «Вычитание дробей».

  11. Выбрать «Умением овладевать».

  12. Выбрать уровень сложности.

  13. Нажать кнопку «Начать работу».

  14. Решить 2 примера.

  15. Закрыть программу.

Инструкция по работе с ЦОР «Путешествие в страну обыкновенных дробей».

  1. На Рабочем столе открыть папку «Дроби».

  2. Запустить файл F.exe.

  3. В окне программы «Путешествие в страну обыкновенных дробей» нажать кнопку «Далее».

  4. Выбрать «Сложение дробей».

  5. Выбрать «Умением овладевать».

  6. Выбрать уровень сложности.

  7. Нажать кнопку «Начать работу».

  8. Решить 2 примера.

  9. Нажать кнопку «Выход».

  10. Выбрать «Вычитание дробей».

  11. Выбрать «Умением овладевать».

  12. Выбрать уровень сложности.

  13. Нажать кнопку «Начать работу».

  14. Решить 2 примера.

  15. Закрыть программу.

Инструкция по работе с ЦОР «Путешествие в страну обыкновенных дробей».

  1. На Рабочем столе открыть папку «Дроби».

  2. Запустить файл F.exe.

  3. В окне программы «Путешествие в страну обыкновенных дробей» нажать кнопку «Далее».

  4. Выбрать «Сложение дробей».

  5. Выбрать «Умением овладевать».

  6. Выбрать уровень сложности.

  7. Нажать кнопку «Начать работу».

  8. Решить 2 примера.

  9. Нажать кнопку «Выход».

  10. Выбрать «Вычитание дробей».

  11. Выбрать «Умением овладевать».

  12. Выбрать уровень сложности.

  13. Нажать кнопку «Начать работу».

  14. Решить 2 примера.

  15. Закрыть программу.


конспект урока по теме "Умножение обыкновенных дробей"(6 класс)
  • Математика
Описание:

Тип урока:повторительно-обобщающий с применением ИКТ.Для проведения урока использовалось следующее оборудование: компьютерная презентация, ЦОР «Путешествие в страну обыкновенных дробей», шаблоны карточек-подсказок, тесты по вариантам, дифференцированное домашнее задание.Цели:повторение материала по теме, его систематизация, контроль усвоения знаний и умений по данной теме;развитие у учащихся математической речи при формулировке определений, объяснении решений примеров и задач;развитие памяти - зрительной,моторной - при заполнений карточек-подсказок;развитие хорошей дисциплины памяти, способности к быстрой актуализации знаний.

 

Автор Николаева Ольга Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1007
Номер материала 32178
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓