Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по теме: "Среднее арифметическое", математика, 4 класс, УМК "Школа 2100"

Технологическая карта урока по теме: "Среднее арифметическое", математика, 4 класс, УМК "Школа 2100"

hello_html_497866b0.gifhello_html_m66c47cf5.gifТехнологическая карта урока математики.

Автор: Лемза Людмила Петровна


Класс: 4 , учебник Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс, часть 3 УМК: «Школа 2100»


Тема урока: Среднее арифметическое.


Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал, презентация в Power Point «Среднее арифметическое»


Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)


Цели:

Образовательный аспект :

  • ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;

  • формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;

  • отрабатывать навыки действий с многозначными числами;

Развивающий аспект :

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.


Планируемые результаты:


Предметные:

- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;


Метапредметные:

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умения обобщать знания и делать выводы;

- умение адекватно оценивать свою деятельность


Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;


Ход урока:



п/п




Этапы урока




Деятельность учителя



Деятельность обуч-ся



УУД



Средства обучения

1.

Организация урока. Мозговая гимнастика.


Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это …

- Начнём наш урок с того, что наденем «Колпак знаний» и настроимся на мыслительную деятельность.

1)Позитивные точки

2)Думающий колпак

- Повторите упражнение 4 раза.

3) упражнение «Зоркие глазки»:

- Тихонечко садитесь.

- Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только то, кто ничего не делает.

- Но сначала договоримся о том, как будем учитывать свои результаты. На парте у вас лежат фишки зелёного и красного цвета. Их мы будем использовать: красные – (ответ без ошибок), зелёные – (ответ с одной ошибкой). После выполненного задания или ответа, вы будете оценивать себя, и складывать фишки в свою накопительную карточку.

-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому урок начнём, как всегда с математической разминки.


Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность.

















- Средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

Держат пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

-Держат голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

Берутся руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируют уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко массируют ее.

Глазами рисуют 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;



Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .












Презентация

СЛАЙД 3 .



II.


Актуализа-ция знаний и фиксация индивидуаль-ных затруднений в деятельности.

-Выполнив первое задание правильно, мы узнаем, какие мультипликационные герои нам будут помогать осваивать новые знания.

1. - Какие цифры можно записать вместо *, чтобы вычисление оказалось верным?

- Молодцы! А с нами сегодня будут Маша и медведь.

2. Задание от Маши.

- Найдите значения выражений.

-Что общего у этих выражений?

-Пополняем счёт.

-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

-Хотите об этом узнать?


Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.



×

**5

1**

2**5

13*0

***

4*77*

(240 + 360 + 300) : 3 = 300

(300+270+330) : 3 =300

(196+204 + 200) : 3=200

- Три слагаемых, делим на 3.

-Нет.



- Да.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;



Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;



Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;









СЛАЙД 4







СЛАЙД 5


















III.


Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Ребята, а вы знаете, что на каникулах

в сказочном лесу проходили соревнования по

фигурному катанию. Давайте посмотрим

фрагмент выступлений участников.

- За свое выступление участники получили

следующие оценки:

Маша: 5 4 6 5 5; Мишка: 6 6 2 4 2.

- Как вы думаете, кто победил в соревнованиях?

- Как вы определили?

- Как можно одним словом назвать выражение?

- Назовите компоненты при сложении.

- Какие еще знаете действия с числами?

- Назовите компоненты при делении.

-А как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

- А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом “средний”.

- А сейчас включайте свои знания, смекалку, чувство юмора и попытайтесь отыскать среднее у двух предметов. Игра «Среднее у двух»

Носки и чулки

Велосипед и мотоцикл

Трамвай и поезд

Апельсин и лимон

Туфелька и сапог

Пианино и баян

Портфель и рюкзак

- А что “среднее” в математике можно найти?

3. Задание от Мишки.

- Ребята, найдите значения выражений, вставьте буквы в таблицу ответов, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.





- Ребята, назовите тему урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

- Ребята, что вы знаете о среднем арифметическом чисел?

- Что вы хотите узнать?

- Это и будет нашими целями на урок.

Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель).







- Маша.

- Сложили оценки. Маша набрала – 25 баллов, а Мишка – 20 .

- Сумма.

- Слагаемые.

- Вычитание, умножение, деление.

- Делимое, делитель, частное.

- Находят среднюю оценку.

- Средняя температура, среднее образование, средняя

цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.

Гольфы

Мопед

Электричка

Грейпфрут

Ботинок

Аккордеон

Ранец














(90-89)х35=

0х(376+428)=

56:(3+4)х4=

6200:2х1=

82500:100=

2/3 от 60=

773-103=

156+124=

62х3=

654:6=

160х4=

1200:600=

94х100=
















- Среднее арифметическое





- Ничего.

- Что это такое? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? Для чего применяется среднее арифметическое?

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;



Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;



Познавательные: обобщать знания и делать выводы;



Коммуникативные: четко выражать свои мысли;


СЛАЙД 6 (фильм).





СЛАЙД 7













СЛАЙД 8





СЛАЙД 9













СЛАЙД 10











СЛАЙД 11









СЛАЙД 12


IV.






































































Построения проекта выхода из затруднения.





































































Физкульт-минутка.


1. Работа над определением “среднего арифметического”.

- Ребята, поработаем в парах. Перед вами на карточке три определения. Прочитайте их внимательно.

- Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.

- Кто считает, что это первое определение, поднимите руку. Кто второе? Кто третье?

- Кто был прав, мы узнаем чуть позже.

2. Задача

- Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического, решим задачу.

После соревнований Маша и Мишка устроили чаепитие. Маша принесла 2 шоколадные конфеты, Мишка - 8 конфет, а Зайчонок – 5. Все шоколадные конфеты они разделили поровну. Сколько конфет досталось каждому?

- Составьте план решения задачи. Решение задачи.

- А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?

Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел 2, 8 и 5.

- Проговорите алгоритм нахождения среднего

арифметического чисел.

3.Работа над определением “среднего арифметического”

- Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным?

- Не забываем про свой счёт.

-Откройте учебник на с.44, найдите определение “среднего арифметического”. Прочитайте.

- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

-Теперь расскажите это определение друг другу.

-Определение нужно запомнить!

- Давайте вернемся к нашим фигуристам и оценим

их как настоящих спортсменов.

- Ребята, а вы знаете, что Маша победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

Поднимите руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».


Задание на внимание.

- Найдите среднее арифметическое трёх чисел, названных в стихотворении последними.

Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию.



а) Среднее арифметическое – это сумма всех чисел.

б) Среднее арифметическое – это число, стоящее в середине.

в) Среднее арифметическое – это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество.













  1. найти сумму всех чисел

  2. сосчитать количество слагаемых

  3. разделить сумму чисел на их количество

(1 ученик работает на доске)





- в)





Читают про себя, затем вслух.





Работа в паре

(5 + 4 + 6 + 5 + 5) : 5 = 5 – средний бал

(6 + 6 + 2 + 4 + 2) : 5 = 4 – средний бал





















(4+5+6):3=5

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться;

(на парте карточка)













СЛАЙД 13































СЛАЙД 14

















таблица



СЛАЙД 15



СЛАЙД 16

V.








Первичное закрепление.

С.44 № 2 – решение задачи.

- Прочитайте задачу.

- О чем эта задача?

- Что известно в задаче?

- Что необходимо узнать?

Решение задачи.



Обуч –ся называют данные по диаграмме.

(1 уч-ся у доски).

Пополнение счёта.


Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимо-контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

объективно оценивать других.

(дополнительная задача для уч-ся, которые решили быстрее).
















VI.


Самостоятельная работа.

- Иногда Маша любит помечтать. В будущем она

хочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.

-Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию.

Тест от Маши

- Выполнение заданий теста и запишите ответы в таблицу.

  1. Незнайка по математике получил следующие отметки: 2, 3, 2, 5, 2, 4. Найдите среднюю отметку Незнайки.

А) 3 б) 4 в) 5

2) Вини – Пух съел 18 конфет, Пятачок – 9 конфет, Кролик – 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

А) 12 б) 5 в) 10

3) Маша провела у себя технику чтения . Первый раз она прочитала в минуту 65 слов. Второй раз – 80 слов, а в третий раз – 95 слов. Сколько в среднем прочитала Маша за минуту?

А) 70 б) 80 в) 90

4) Ковёр – самолёт в 1 день летел со скоростью 300 км/ч, во второй – 500 км/ч. Какова его средняя скорость?

А) 400 км/ч, б) 100 км/ч в) 350 км/ч

5) В таблице представлено время посещения катка

Мишкой за неделю. Найдите среднее время посещения катка.

День недели

Время посещения катка

Пн

1 ч

Вт

2 ч 30 мин

Ср

3 ч

Чт

1 ч 30 мин

Пт

3 ч

Сб

2 ч

Вс

1 ч

А) 3 часа, б) 4 часа, в) 2 часа

- Давайте проверим ответы.

-Похлопайте в ладоши те, кто выполнил задания без ошибок. - Эти ребята Молодцы!

-Встаньте те, кто допустил одну ошибку. - Хорошо!

-Поднимите руку те, кто допустил 2 и более ошибок. - Я верю, что вы потренируетесь, и у вас все получится!

Используют самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку.



















1 2 3 4 5

Записывают ответы в таблицу.

















































































- Самопроверка. ( Самостоятельно сверяют ответы с записью на экране, исправляя ошибки карандашом. )

Пополняем свой счёт.

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции.

Познавательные: применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.



СЛАЙД 17



























СЛАЙДЫ с 18 по 22





















































































СЛАЙД 23

VII



Домашнее задание.

-Я предлагаю вам дома побыть ещё в роли статистика и найти среднюю температуру воздуха в Севском районе за март 2014 года, или с.45 № 3 (а). (дифференцированное)

Обсуждение. Восприятие сведений.

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.

СЛАЙД 24

На карточке данные температу-ры за март 2014 года.





VIII

Рефлексия.

Итог урока.



- Закончите предложения.

hello_html_693f670a.png

- А сейчас внимание на экран.

- Какой вывод вы можете сделать, просмотрев фильм?

-Посмотрим, кто же на уроке накопил больше фишек и лучше использовал свои знания?

- Если у вас больше 7 фишек, то оцените себя по критериям:

больше красных фишек – за урок оценка «5»

больше зелёных фишек – за урок оценка «4»

- Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4»

Выставление отметок учителем.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы.











(просмотр сценки – фильма о среднем арифметическом)

- Применять среднее арифметическое только там, где это необходимо.

Подсчитывают свои фишки.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;



СЛАЙД 25

















СЛАЙД 26















СЛАЙД 27



15


Технологическая карта урока по теме: "Среднее арифметическое", математика, 4 класс, УМК "Школа 2100"
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема урока: Среднее арифметическое.

 

Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)

 

Цели:

 

 Образовательный аспект :

 

  • ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
  • формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
  • отрабатывать навыки действий с многозначными числами;

 

Развивающий аспект :

 

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

 

Воспитательный аспект:

 

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.

 

Автор Лемза Людмила Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1693
Номер материала 46142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓