Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по теме "Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" (9 класс)

Конспект урока по теме "Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" (9 класс)

МАОУ Сладковского района Сладковская СОШ



Конкурс «ИКТ в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Сладковского муниципального района»






Первое направление – урок с использованием ИКТ

Номинация 1.4. «Урок, построенный в информационно-образовательной среде «1 ученик – 1 компьютер»

Работа индивидуальная

Автор: Игнатенко Анна Владимировна

Предмет: русский язык

Тема урока: СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них

Возрастная группа: 9 класс



E:\фото\Фо.jpg





Сладково 2010



Тема урока: СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. (1слайд)

Цель урока:

  1. изучение видов СПП с двумя или несколькими придаточными и особенностей постановки знаков препинания в них;

Задачи:

Образовательные:

- Повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза и союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения;

- Дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;

- Познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

- Научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

- Ознакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными.

Развивающие:

- Способствовать развитию связной речи учащихся, творческих способностей, обогащению словарного запаса учащихся с помощью дополнительной литературы;

- Развивать навык связного рассказа на лингвистическую тему;

- Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

- Воспитывать потребность в использовании дополнительной литературы;

Тип урока: Изучение нового материала. Применение знаний, умений, навыков.

Обеспечение: комплект учебников по русскому языку, тетрадь, учебник, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), индивидуальные нет-буки.

Раздаточный материал: тесты (Приложение 2), перфокарты (Приложение 3), карточки, таблицы (Приложение 4).

















Ход урока.

I. Орг. момент. (2 слайд)

ЭТАП «ВКЛЮЧЕНИЯ» В УРОК

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

Приведу некоторые формулировки. (Произносятся медленно, четко, с улыбкой, с паузами между фразами – для осмысления.)

Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. Все получат сегодня хорошие отметки...
Мы начинаем изучать новую тему. Она очень простая (не очень простая, но вы все поймете)...

Следует иметь в виду, что учитель не должен употреблять при этом слова трудно, сложно, – это на уровне подсознания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную же частицу не наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.


II. Актуализация прежних знаний. (По вариантам) (2 слайд)


  1. Лингвистическая разминка (I вариант).

Спишите, расставьте ударения в словах: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.


(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить).


Лексическая разминка (II вариант).

-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, описка – отписка


(Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.

Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела).


  1. Тестовая работа (Приложение 2) (3 слайд)


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. сув_ренный, зап_ереться , р_туал

2. п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

  1. вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

  2. безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

1. они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

2. колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

3. слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

4. снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

2. (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

3. (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

4. (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2 (4 слайд)


  1. Фронтальная беседа (5 слайд)


- На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? (6 слайд)

- Как отличить союз от союзного слова?

- Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения. (7 слайд)


III. Объяснение нового материала.


Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. (8 слайд)

-Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения.

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.(9 слайд)

http://festival.1september.ru/articles/569854/img1.gif(10 слайд)

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: (11 слайд)
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.


Главное предложение
http://festival.1september.ru/articles/569854/img2.gif
Придаточное предложение1-ой степени
http://festival.1september.ru/articles/569854/img2.gif
Придаточное предложении 2-ой степени


IV. Физ. минутка. (12 слайд)

V. Работа с учебником: чтение правила на стр.271 - 273. (13 слайд)

- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

- В каком случае запятая между ними ставится?


Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

Знаки препинания при стечении союзов(14 слайд)

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

http://festival.1september.ru/articles/569854/img3.gif

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

http://festival.1september.ru/articles/569854/img4.gif

- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения. (15 слайд)

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

http://festival.1september.ru/articles/569854/img5.gif

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени. (16 слайд)

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: (17 слайд)
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

http://festival.1september.ru/articles/569854/img6.gif

- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения. (18 слайд)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

http://festival.1september.ru/articles/569854/img7.gif

СПП с придаточными времени (19 слайд)

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: (20 слайд)
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

http://festival.1september.ru/articles/569854/img8.gif

- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (21 слайд)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (22 слайд)

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

(23 слайд)

VI. Закрепление.


Задание 1. (Развивает концентрацию внимания и моторную память. Работа в парах)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

5

30

25

28

1

31

24

6

29

26

27

32

15

16

2

17

33

18

14

13

12

34

19

7

23

3

11

20

8

35

4

22

10

21

36

9

37

43

48

39

44

47

46

38

49

45

50

57

53

58

51

40

54

41

60

42

56

52

59

55

С

К

Ы

О

С

А

Л

К

٫

Ш

Н

К

٫

Ч

Н

Т

К

О

К

А

Т

Т

Б

Р

С

Е

Л

Ы

И

О

Г

О

Е

Л

-

П

Т

Н

Г

И

А

У

Р

О

О

Д

М

Е

Н

Л

К

Д

Ц

Ё

.

Т

С

О

А

Е














(Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то идёт на другом конце села.)

[… так], (что …), (как … ) – СПП с последовательным подчинением.


Индивидуальная работа.

А) Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения (работа на нет-буках) (25 слайд)

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)


Б) Работа с перфокартами (Приложение 3)

В) Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (24 слайд)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)


VII. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.

Тестирование (работа на нет-буках) (26 слайд)

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?


VIII. Домашнее задание. (27 слайд)


- Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

IX. Выставление оценок.

X. Итог урока.












Приложение 1

















































Приложение 2

















































Приложение 3

















































Приложение 4

















































Задание 1. (Развивает концентрацию внимания и моторную память. Работа в парах)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

5

30

25

28

1

31

24

6

29

26

27

32

15

16

2

17

33

18

14

13

12

34

19

7

23

3

11

20

8

35

4

22

10

21

36

9

37

43

48

39

44

47

46

38

49

45

50

57

53

58

51

40

54

41

60

42

56

52

59

55

С

К

Ы

О

С

А

Л

К

٫

Ш

Н

К

٫

Ч

Н

Т

К

О

К

А

Т

Т

Б

Р

С

Е

Л

Ы

И

О

Г

О

Е

Л

-

П

Т

Н

Г

И

А

У

Р

О

О

Д

М

Е

Н

Л

К

Д

Ц

Ё

.

Т

С

О

А

Е














(Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то идёт на другом конце села.)

[… так], (что …), (как … ) – СПП с последовательным подчинением.


Задание 1. (Развивает концентрацию внимания и моторную память. Работа в парах)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

5

30

25

28

1

31

24

6

29

26

27

32

15

16

2

17

33

18

14

13

12

34

19

7

23

3

11

20

8

35

4

22

10

21

36

9

37

43

48

39

44

47

46

38

49

45

50

57

53

58

51

40

54

41

60

42

56

52

59

55

С

К

Ы

О

С

А

Л

К

٫

Ш

Н

К

٫

Ч

Н

Т

К

О

К

А

Т

Т

Б

Р

С

Е

Л

Ы

И

О

Г

О

Е

Л

-

П

Т

Н

Г

И

А

У

Р

О

О

Д

М

Е

Н

Л

К

Д

Ц

Ё

.

Т

С

О

А

Е














(Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то идёт на другом конце села.)

[… так], (что …), (как … ) – СПП с последовательным подчинением.

Тест по теме «Виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными» за 9 класс

Начало формы

1. Укажите вид предложения: Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой. (М.Горький)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

3. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

5. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто, не мудрствуя, старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

6. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

7. Укажите вид предложения: Я помнил, что требуется сменить часового в саду, и, как только Семенов освободился, поставил его на пост. (В.Богомолов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

8. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница. (Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением

9. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением

10. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце. (В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
Конец формы

Конспект урока по теме "Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока:  Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными  и пунктуация при них.

Цель урока:

1.     изучение видов СПП с двумя или несколькими придаточными и особенностей постановки знаков препинания в них;

Задачи:

Образовательные:

- Повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза и союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения;

- Дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;

- Познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

- Научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

- Ознакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными.

Развивающие:

- Способствовать развитию связной речи учащихся, творческих способностей, обогащению словарного запаса учащихся с помощью  дополнительной литературы;

- Развивать навык связного рассказа на лингвистическую тему;

- Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

- Воспитывать потребность в использовании дополнительной литературы;

          Тип урока: Изучение нового материала. Применение знаний, умений, навыков.

Обеспечение: комплект учебников по русскому языку, тетрадь, учебник, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, индивидуальные нет-буки.

 

Раздаточный материал: тесты, перфокарты, карточки, таблицы.

Автор Игнатенко Анна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1296
Номер материала 45431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓