Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине" (5-9 класс)

Конспект урока по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине" (5-9 класс)


Урок литературы. 5 класс. Тема: «Слово об А. С. Пушкине».

Цели урока:

  1. формирование интереса учащихся к изучению творчества А.С.Пушкина;

  2. формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного и услышанного, критическая оценка информации);

  3. развитие общеучебных умений (бегло и выразительно читать; слушать и слышать; выделять в информации главное; формулировать выводы);

  4. развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлексивность, креативность, толерантность, самостоятельность).

Задачи урока:

  1. расширить знания пятиклассников о Пушкине, опираясь на изученное в курсе начальной школы и личный опыт учащихся;

  2. познакомить школьников с фактами биографии поэта (детство – в соответствии с программой) и художественными произведениями, отражающими субъективные оценки биографии и творчества А.С.Пушкина;

  3. углубить представления пятиклассников о понятии «биография писателя»;

  4. ввести понятия «этап жизни писателя», «круг семьи писателя»;

  5. обогатить активный и пассивный словарь учащихся;

  6. вызвать интерес пятиклассников к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами; а также к формулированию и объяснению своего мнения;

  7. пробудить интерес учащихся к творческой внеурочной деятельности.


Оборудование урока:

    1. Рабочий лист

    2. Статья об А.С. Пушкине

    3. Таблица «Знаю Новое Противоречит Непонятно»

    4. Родословная А.С. Пушкина

    5. Яблоко

    6. Лимон

    7. Туча

    8. Солнце

    9. Перо

    10. Презентация





















Конспект урока.



Этап


Прием

(вид работы)



Деятельность учащихся


Функция учителя


Примечание

Предварительное домашнее задание



Подготовка к уроку

Работа с текстом

Учащиеся получают домашнее задание: прочитать статью об Александре Сергеевиче Пушкине




Перед уроком каждый учащийся класса получает рабочую папку. В этой папке: Рабочий лист ученика, статья об Александре Сергеевиче Пушкине, таблица «Знаю Новое Противоречит Непонятно», родословная А.С. Пушкина, яблоко, лимон, туча, солнце и перо.










В начале урока учащиеся подписывают рабочий лист.

На доске два дерева – лимонное и яблочное.


Вызов
































Ассоциации

(фронтально)


















Словарная работа и частичный анализ стихотвор.

текста

(индивид.,

в парах, фронтально)







Подбор эпиграфа к уроку

(фронтально)

Записывают тему в тетради









Ученики озвучивают вслух то, что написали на лимонах и яблоках и приклеивают их на деревья.









Определяют главную мысль стихотворения.

(С именем Пушкина связано много разных ассоциаций, но есть одинаковые почти для всех, а есть личные для каждого)


Выразительно читают фрагмент стихотворения.







Обосновывают свою точку зрения.

(Выбрали 1-ю строфу, т.к. хотя мы и знаем произведения Пушкина «с детства», но еще мало, нам надо еще много узнать, «вглядеться» в его произведения.)

Записывают эпиграф в тетрадь.

Объявление и запись темы на доске.

  • Что возникает перед мысленным взором, если вы слышите: «А.С. Пушкин»? Поделитесь своими ассоциациями, постарайтесь их прокомментировать.

  • В ваших рабочих папках находятся лимоны и яблоки, возьмите их и на яблоках напишите ваши ожидания от сегодняшнего урока, а на лимонах опасения (то, чего вы боитесь).


Посмотрите какие деревья у нас получились.


*Многие люди, знакомые с детства с пушкинскими произведениями, читали, перечитывали, размышляли над ними всю жизнь и делились своими ассоциациями. М.Цветаева посвятила этой теме сочинение «Мой Пушкин», А.Ахматова, А.Твардовский написали каждый свое «Слово о Пушкине». У П. Антокольского есть стихотворение «Имя».


Помощь, уточняющие вопросы.


*В чем смысл двух последних строк?



*Какое четверостишие можно взять эпиграфом к уроку? Почему?


Запись эпиграфа на рабочем листе.







Просим ребят не повторяться!









Введение к работе с текстом






карточки













Осмысление

Чтение с пометами на полях

(индивидуально, фронтально)



















Знакомство с художественным текстом

(фронтально)


Все слушают, следят, делают пометки, читают.






















Слушают фрагмент главы романа, высказывают свое мнение о поведении участников сцены.


У учеников было домашнее задание прочитать статью.

Постановка задачи перед чтением статьи:

Прием «ИНСЕРТ»

* найдите в тексте и отметьте («+») материал, который является для вас новым, («V») материал, который вы уже знали, («-») материал, который противоречит тому, что вы знали, («?») слова или фразы, которые для вас непонятны или вызывают вопросы. После этого ученики заполняют таблицу «Знаю Новое Противоречит Непонятно».





* Пушкин рано начал сочинять стихи на французском языке. Это известный факт. Вот как рассказал об этом в своем романе «Пушкин», т.е. художественном произведении, не чуждом вымысла, Ю.Тынянов. (Ч.1, гл..9/2,С.157 -159)




Рекомендация желающим прочитать роман Тынянова полностью или его первую часть «Детство». Книга предлагает один из возможных взглядов на жизнь поэта.





Записать вопрос на доске!

























Рефлексия

Написание фразы-резюме

(индивид., фронтально)




























Домашнее задание


















Выполняют задание, желающие читают свои предложения.














Анализ ожиданий и опасений учеников.







На выбор:

1) подготовить сообщение на тему «Детство А.С.Пушкина».

3) написать сочинение «Мой Пушкин»


* Попробуйте одной фразой определить, кто такой Пушкин.

- Легко ли это, по-вашему? Почему?

* Напишите синквейн:

1. Тема: Пушкин

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза

5. Предложение

* И все же попробуйте закончить предложение: «Пушкин – это…»

Учитель даёт оценку получившимся предложениям. Важно донести мысль: одной фразой нельзя объективно оценить роль Пушкина в истории, литературе, русской культуре, но можно выразить личное отношение, восприятие, ассоциации.

В начале урока вы написали свои ожидания и опасения от урока. Давайте с вами проанализируем - оправдались ли они?!



Оцените сегодняшний урок: выберите и поднимите вверх солнце, если урок вам понравился и запомнился; выберите и поднимите вверх тучу, если урок вам не понравился и вы ничего не запомнили.

На память о сегодняшнем уроке вам останется символ А.С. Пушкина – перо. Спасибо за урок!











Старайтесь выразить что-то свое, особенное.
















































Аспектный самоанализ урока, спроектированного по технологии РКМЧП и активных методов обучения.

Предмет: литература

Тема: «Слово о Пушкине»

В составе учащихся 5 класса большинство детей имеют высокую мотивацию к обучению. Многие общеучебные умения сформированы у них на должном для этого возраста уровне: бегло читают, могут сосредоточиться на выполняемой работе, выделяют в информации главное, пытаются формулировать выводы. Дети активны, любят рассуждать, проявлять себя, что говорит о хороших перспективах в развитии критического мышления. При этом в этом классе на уроках необходимо уделять особое внимание развитию умения слушать и слышать собеседника.

Урок по теме «Слово о Пушкине» - вступление к знакомству с пушкинским творчеством. Он относится к особому разряду биографических уроков, основное назначение которых – создать определённый настрой, заинтересовать школьников творчеством писателя, подготовить к изучению его произведений.

Как любой урок литературы, урок по данной теме обладает большими возможностями для РКМЧП, что отражено в его основных целях и конкретных задачах (см. выше).

Урок состоит из трех частей: вызов – осмысление – рефлексия. 1-й и 2-й этапы примерно одинаковы по времени, потому что актуализация имеющихся знаний, формирование интереса к изучаемому и побуждение школьников к активной деятельности являются главным на вступительном уроке по творчеству писателя; а получение и осмысление информации – основные виды деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Рефлексия – формирование личного отношения к изучаемому – не завершается на данном уроке, но продолжится в домашней работе и на последующих занятиях.

Прием «Ассоциации» направлен на активизацию знаний учащихся. Обращение к стихотворному тексту позволяет, во-первых, соотнести мнения школьников с другими, во-вторых, дает возможность организовать работу по обогащению словаря учащихся; в-третьих. Формирует навыки осмысления художественного произведения. Прием «ИНСЕРТ» для статьи, поиск ответа на вопрос способствуют, прежде всего, развитию умения выделять в тексте главное. Знакомство с фрагментом романа Ю.Тынянова и его обсуждение направлено, в особенности, на развитие умения слушать и слышать. С необходимостью научить детей данного класса эффективно работать вместе, связан выбор фронтальной формы работы в качестве основной. Написание синквейна и возможность выбрать домашнее задание способствует развитию рефлексии.

Учащиеся активны в течение всего урока, готовы к продолжению работы на любом этапе. Их деятельность можно охарактеризовать как осознанную и креативную. Ответы пятиклассников разнообразны, неожиданны, самостоятельны, достаточно глубоки.

В целом урок успешен, достигнуты его основные цели, выполнены задачи. При проектировании вызывала сомнение целесообразность использования приема «Ассоциации» в связи с небольшим жизненным опытом пятиклассников и непредсказуемостью результата «сбора» ассоциаций. Использование этого приема на данном уроке следует признать удачным. Прогнозировались трудности при осмыслении стихотворного текста из-за сложности материала для детей данного возраста. Действительно, работа на этом этапе шла довольно тяжело, но обучение на трудном (но посильном) материале может дать высокие результаты. Кроме того, все трудности на уроке были успешно преодолены.

В дальнейшем важно, прежде всего, разнообразить формы и освоить новые приемы работы с текстом, т.к. процесс развития критического мышления у учащихся 5-го класса, фактически, в самом начале.



структурно-временной (как распределено время по этапам урока. ка, в частности,

др.я при целевом наблюдении за учебным процесом




6

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо

Технология Активных Методов Обучения

Конспект урока по теме: "Слово об Александре Сергеевиче Пушкине" (5-9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

1)    формирование интереса учащихся к изучению творчества А.С.Пушкина;

2)    формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного и услышанного, критическая оценка информации);

3)    развитие общеучебных умений (бегло и выразительно читать; слушать и слышать; выделять в информации главное; формулировать выводы);

4)    развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлексивность, креативность, толерантность, самостоятельность).

 Задачи урока:

1)    расширить знания пятиклассников о Пушкине, опираясь на изученное в курсе начальной школы и личный опыт учащихся;

2)    познакомить школьников с фактами биографии поэта (детство – в соответствии с программой) и художественными произведениями, отражающими субъективные оценки биографии и творчества А.С.Пушкина;

3)    углубить представления пятиклассников о понятии «биография писателя»;

4)    ввести понятия «этап жизни писателя», «круг семьи писателя»;

5)    обогатить активный и пассивный словарь учащихся;

6)    вызвать интерес пятиклассников к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами; а также  к формулированию и объяснению своего мнения;

7)    пробудить интерес учащихся к творческой внеурочной деятельности.

 

Оборудование урока:

1)    Рабочий лист

2)    Статья об А.С. Пушкине

3)    Таблица «Знаю Новое Противоречит Непонятно»

4)    Родословная А.С. Пушкина

5)    Яблоко

6)    Лимон

7)    Туча

8)    Солнце

9)    Перо

10)Презентация

 

Автор Голубева Ольга Леонидовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1048
Номер материала 23081
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓